родительское собрание по теме "Суицид"
календарно-тематическое планирование (8 класс) по теме
Данный материал полностью сформирован для проведения родительского собрания по данной теме. Разработана презентация, пригласительные на родительское собрание и сама разработка. данная тема является актуальной, так как в последнее время участились случаи суицидального поведения подростков и даже детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciyaroditelskoe_sobranie.ppt | 93 КБ |
suicid_dlya_soc.ped_.doc | 108.5 КБ |
pamyatki_dlya_roditeley_-_suicid.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Особенности поведения,
свидетельствующие о наличии
суицидальных мыслей
1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
2. Предпочтение траурной или скорбной музыки.
3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
4. Разговоры об отсутствии ценности жизни.
5. Фантазии на тему о своей смерти.
6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п.).
7. Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».
8. Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
9. Приобретение средств для совершения суицида.
10. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
11. Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
12. Написание прощальных писем.
13. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
14. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
15. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
16. Проявление признаков депрессии.
Признаки депрессии
• пониженное настроение, глубокая печаль;
• резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;
• потеря аппетита; переедание;
• повышенная сонливость; бессонница;
• снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;
• снижение внимания;
• нерешительность;
• апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес;
• социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость;
• негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности;
• пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
• снижение полового влечения;
• снижение эффективности труда (на работе, в учебе, в быту);
• нарастание эмоционального напряжения.
Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения - ваша помощь, скорее всего, крайне необходима. По крайней мере, выясните это!
Факторы суицидального риска
Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени.
Факторы суицидального риска:
• предшествующая попытка суицида;
• тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье;
• смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;
• прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т. п.);
• переживание острого кризиса;
• эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда и т. п.);
• психические заболевания;
• выраженные акцентуации личности;
• алкоголизм (25 % алкоголиков кончают жизнь самоубийством);
• наркомания;
• переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека;
• отверженность в детстве;
• воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;
• ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства;
• совершение уголовно-наказуемого поступка;
• получение увечий, необратимых травм (потеря зрения, слуха и т. п.);
• неразделенная любовь;
• психическая травма в результате насилия;
• измена любимого человека;
• предательство близких;
• боязнь позора;
• значительные материальные и бытовые трудности;
• сниженная адаптивная способность к изменениям;
• принадлежность к группе риска (в наибольшей степени -гомосексуалисты, заключенные в тюрьмах, военнослужащие, врачи).
Суицидальное поведение у детей и подростков
Для детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.
Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков:
1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия; самообвинения.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания, нежелание извиниться.
7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).
Особенности суицидального поведения детей и подростков:
1. Недостаточно адекватная оценка последствий ауто-агрессивных действий.
Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2-3 годами. Для большинства она не является особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно отъезду. Вместе с тем дети понимают уже, что это очень пугает взрослых и что это воспринимается взрослыми как «очень плохо». Смерть близких осознается ребенком как результат его желаний или как следствие его «нехорошего» поведения. Это нередко приводит к чрезвычайно сильному чувству вины, что может стать травматичным опытом, который начнет влиять на всю последующую жизнь ребенка. Поэтому ребенку, переживающему смерть близких, необходима специальная помощь по избавлению от чувства вины.
Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.
Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается непреодоленный эгоцентризм и магическое мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой.
Для подростков смерть становится более очевидным явление. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т. п. Более старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.
2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства.
Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев детского и подросткового суицида.
3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами т. д.
4. Депрессивные состояния, которые в детском и подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых.
Признаки депрессии у детей:
• потеря свойственной детям энергии;
• внешние проявления печали;
• нарушения сна;
• ухудшение успеваемости;
• снижение интереса к общению со сверстниками;
• изменение аппетита или веса;
• страх неудачи;
• чувство неполноценности;
• чувство «заслуженной отвергнутое™»;
• низкая фрустрационная толерантность;
• чрезмерная самокритичность;
• агрессивное поведение;
• соматические жалобы.
Признаки депрессии у подростков:
• печальное настроение;
• чувство скуки;
• чувство усталости;
• нарушения сна;
• соматические жалобы;
• неусидчивость, беспокойство;
• фиксация внимания на мелочах;
• чрезвычайная эмоциональность;
• замкнутость;
• рассеянность внимания;
• агрессивное поведение;
• демонстративное непослушание;
• склонность к бунту;
• злоупотребление алкоголем или наркотиками;
• плохая успеваемость;
• прогулы в школе.
МИФЫ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕ
МИФ | ФАКТ |
1 | 2 |
Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание | Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей |
Настоящее самоубийство случается без предупреждения | Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке |
Самоубийство - явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь | Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении |
Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь | Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием |
Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы | Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида |
Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом | Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата |
Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело | Подавляющее большинство суи-цидеытов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п. |
Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить | Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим |
Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач | Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями |
Суицидальные намерения у старшеклассников
Юношеский возраст, рассматриваемый в психологии как период нормативного кризиса, характеризуется сложным внутренним миром. Одной из основных задач данного периода развития является формирование и овладение стратегиями поведения в трудных ситуациях.
В настоящее время это происходит в условиях социально-психологических, экономических, нравственных противоречий, переживаемых нашим обществом.
В результате несовладания с кризисной ситуацией возникает возможность крайней степени неадаптивного поведения - суицидального.
Разработка мер профилактики аутодеструкции у детей и подростков требует анализа распространенности суицидальных намерений и факторов, провоцирующих их формирование.
Факторы, способствующие возникновению суицидального поведения в юношеском возрасте:
Среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения: 1) что самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди; 2) что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств.
На самом деле подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов, но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практические не отмечается, их рост в возрасте после 13 лет кажется просто огромным.
По данным статистики, в большинстве стран за последние 30 лет количество юношеских самоубийств возросло, в то время как среди взрослых показатели суицидов в значительной степени остались прежними. Всегда следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток среди подростков и юношей многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Если у взрослых эти показатели соотносятся как 10 : 1, то у молодых людей как 50 : 1 или даже 100 : 1. Приведенные ниже статистические данные, полученные разными исследователями, отражают существенную картину юношеских самоубийств и суицидальных попыток.
• Среди подростков, обследованных Личко А. Е. (1983 г.), 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-летних, 31 % - 16-летних, 21 % - 15-летних, 12 % - 14-летних, 4 % -12-13-летних.
Юноши совершают самоубийства как минимум в 2 раза чаще девушек, хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще. Неудачные суицидальные попытки по большей части не повторяются, хотя 10 % мальчиков и 3 % девочек от 10 до 20 лет, совершившие неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой (Отто Г., 1972).
• Чаще всего суицидальные попытки происходят в возрасте от 16 до 18 лет. Половина опрошенных суицидентов происходили из неполных семей, а 43 % из них не получили нормального семейного воспитания; у 53 % были трудности в поведении; у 42 % были психические нарушения в виде неврозов.
• В 38 % случаев у родителей подростков отмечались случаи психического заболевания, характеропатии, хронический алкоголизм, в отдельных случаях - противоправные и суицидальные действия; алкогольное опьянение наблюдается в 15 % случаев, психические отклонения имели следующий вид: 19,4 % - шизофрении, 64,3 % - пограничные расстройства; 10 % - суицидальная попытка возникла на фоне острой ситуационно-обусловленной аффективной реакции.
Таким образом, даже это небольшое количество данных показывает, что механизмы формирования суицидального поведения неоднотипны, и попытки объяснения феномена самоубийства единой причиной нельзя признать правильными. Соотношение «внешних» и «внутренних» условий в ряду причинных факторов самоубийства неоднозначно. В случае крайних вариантов, с одной стороны, причиной суицида целиком становится содержание психопатических расстройств, с другой - остро формирующиеся ситуационные реакции.
Учитывая это, Амбрумова А. Г., Трайнина Е. Г., Уманский Л. Я. выделили следующие «факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения в подростковом возрасте»:
1) конституционные особенности личности (акцентуации характера, психопатии) (А. Е. Личко);
2) состояние микросоциума: семьи, школы, среды сверстников (Ковалев В. В., Личко А. Е.);
3) нарушения в семейной сфере: неполная семья, дисгармоническое воспитание, алкоголизм родителей и т. д.
4) наследственная предрасположенность (Глюк Э.);
5) возрастные особенности подросткового и юношеского возрастов - сензитивность для девиантного поведения (Каспаров С. А.)
6) перенесенные в раннем возрасте тяжелые соматические заболевания;
7) умственная отсталость.
Продолжая работу по исследованию суицидального поведения среди лиц молодого возраста, они ввели суицидальное поведение в более крупную дефиницию: аутодеструктивное поведение. Эта категория включает в себя: наркотизацию, алкоголизацию, злоупотребление токсическими веществами, курение, участие в групповых драках, суицидальное поведение (прямое аутодеструктивное поведение), а также бродяжничество, быструю езду на мотоциклах и машинах, хождение по крышам (опосредованное аутодеструктивное поведение).
Амбрумова А. Г. в контексте своей концепции «дезадаптации личности как основного фактора суицидального поведения» рассматривает общественно-социальный механизм возникновения суицидального поведения среди молодых людей, суть которого сводится к следующим положениям. Личностные особенности будущего суицидента всегда накладываются на общественные процессы, которые являются «общей почвой, на которой образуется явление самоубийства». В результате возникновения «промышленных гигантов» и все большей урбанизации городов происходит «принудительный контакт», который вынуждает людей постоянно «пребывать в состоянии соприкосновения», то есть где бы человек ни находился, везде он видит не отдельную личность, а массу людей. И если взрослый человек может адаптироваться к этому, испытывая лишь дополнительную усталость, то ребенок «не в состоянии выделить из толпы отдельную личность». А так как это происходит постоянно, то у растущего человека не формируется способность «концентрироваться на отдельном человеке». А это, в свою очередь, «порождает трудности формирования межличностных связей, провоцирует переживание одиночества и недоверия». Повторяясь из поколения в поколение, этот процесс приводит к огромному разрыву между поколениями, что «расшатывает устои семьи и затрудняет полноценное развитие молодого поколения». В чем выражается это «затруднение полноценного развития»? В результате социальных экспериментов, проводимых в нашей стране, такой социальный институт как семья потерял свое первоначальное значение. Из всех ведущих функций семьи (воспитательной, экономической, эмоциональной, обеспечивающей безопасность) доминирующей становится экономическая функция. В результате затрудняется прежде всего эмоциональное развитие ребенка -родителям просто некогда общаться с ним. С каждым новым поколением все больше обедняются, все меньше дифференцируются эмоциональные структуры психики подростка.
«Отсутствие эмоциональной глубины, недостаточность эмоциональной энергии затрудняет освоение потока социальной информации, снижает уровень обеспеченности абстрактно-обобщающего мышления». В результате в стрессовой ситуации снижается активность поиска конструктивного выхода. Этому же способствуют и стандартизированные методы обучения в школе, «снижающие творческое развитие личности подростка -с одной стороны, и превращающие его «деятельность в манипулирование» - с другой. А манипулирование неотрывно связано с развитием эгоизма и эгоцентризма, которые ведут к «нарастанию склонности к обособлению и индивидуализму», что в итоге вызывает чувство одиночества, беспомощности и снижает способность к формированию нравственных и профессиональных качеств и интересов. Вследствие этого складывается мироощущение, «при котором искажается структура ценностей». Она сужается,'«срезая» ступень духовных ценностей, так как они оказываются эмоционально не подкреплены. Такая система ценностей приводит личность в тупик, так как «закрывает зону личностного роста. Остановка же личностного роста ухудшает ориентировку в ситуациях, вызывающих стресс, и адаптацию к ним».
Разрушение семьи ведет также к «ослаблению значения морально-этических принципов, ослаблению потребности служить социуму, относиться ответственно и доброжелательно к людям», что неминуемо способствует усилению эгоцентрических тенденций. «Почти все суициденты эгоистичны», - делает вывод А. Г. Амбрумова. А значит, возможен еще один путь возникновения суицидального поведения: повышенный уровень притязаний не увязывается с личностными возможностями, которые не могут удовлетворить эти потребности. Следовательно, возникает депрессивная структура мировосприятия, в результате чего увеличивается количество стрессовых ситуаций, так как человек начинает осуществлять неконструктивную деятельность. Таким образом, большое количество эгоцентрических устремлений и потребностей порождает инфантилизм и затрудняет социализацию.
Не менее важное значение для понимания «внешних» факторов формирования молодежного суицидального поведения имеет происходящий в общественном и особенно в юношеском сознании процесс «дегуманизации понятия смерти».
«Представление об уважении к жизни,- пишет Амбрумова А. Г., - превращено в догму, не поддержанную эмоционально. А догма, не ведя к конструктивной деятельности, теряет свою значимость. И превратившись в догму, представление о смерти встает в один манипулятивный ряд с такими понятиями, как «уход», «отказ», «протест», то есть переходит просто в одну из форм декларации своей позиции, превращается в требование, призыв, что создает почву для реализации суицидальной попытки.
Нельзя также не затронуть вопрос о рекламировании и создании атмосферы социального одобрения суицидальных моделей поведения, которые легче всего усваиваются и воспроизводятся социально незрелыми людьми, а среди них - подростками и юношами, как наиболее восприимчивыми к новым поведенческим образцам. «Изображая самоубийц исключительно как лиц с тонкой душевной организацией, побуждаемых к роковому шагу логикой неумолимых обстоятельств, средства массовой информации романтизируют самоубийство, придают ему таинственно-привлекательный смысл, делают его символом подлинных страданий, твердости характера, долга, чести».
Таким образом, в формировании суицидального поведения большую роль играют общественно-экономические и морально-этические факторы - макросоциум, - влияющие на благополучие и прочность семейных отношений, а следовательно и на развитие личности ребенка в целом. Однако анализ имеющихся в литературе данных показывает, что большинство исследований направлено на изучение «внутренних» факторов, детерминирующих суицидальное поведение. В этом аспекте чаще всего рассматриваются: психологическое здоровье, характерологические особенности личности, ее мотивационно-потребностная, эмоционально-волевая, когнитивная сферы; специфика межличностного общения и области возникновения конфликтов и т. д.
Федотов Д. Д. пишет: «Самоубийства подростков представляют собой результат в ряде случаев остро, импульсивно возникающей социальной патопсихологической дезадаптации, детерминированной экзогенными и эндогенными факторами.... Главная роль в формировании этих человеческих происшествий принадлежит психопатической отягощенности, эндокринной перестройке с дисгармонией психофизического развития, психическим травмам, семейным конфликтам, несправедливому, жестокому наказанию и оскорблению, исходящему от родителей, известию о любовной измене...»
С ними соглашаются, хотя и в менее категорической форме, Селецкий А. И. и Тарарухин С. А.: «В причинах и мотивах самоубийства лиц школьного возраста определенную роль играют острые психические заболевания». В результате проведенных исследований были выделены следующие личностные особенности суйцидентов юношеского возраста:
- неуравновешенность, обусловленная возрастной, критической фазой развития;
- депрессия с последующими взрывами типа реакции короткого замыкания;
- чувства ненависти, агрессивности, вины; желание отомстить другим — родителям, педагогам, товарищам;
- эмоциональная неустойчивость;
- несформированность высших «духовных» потребностей;
- эгоцентризм, высокий уровень притязаний;
- несформированность идентичности;
- конфликтность, неустойчивость самооценки;
- чувство одиночества, тревоги;
- акцентуированность характера: возбудимость, психасте-ничность.
Постовалова Л. И. и Амбрумова А. Г., анализируя ответы суйцидентов на вопрос «Что заставило вас совершить самоубийство?», обнаружили их «типичность», за которой скрывается, по их мнению, «инфантилизм, свойственный определенной категории суйцидентов преимущественно молодого возраста».
Кон И. предложил выделить определенный психологический тип личности, для которого «характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтных ситуаций, вплоть до самой последней. «Мысль, что он волен умереть в любую минуту... являлась для него не просто юношеской грустной игрой фантазии, нет, в этой мысли он находил опору и утешение» (Г. Гессе, «Степной волк»).
На стыке «внешних», макросоциальных, и «внутренних», личностных, причин самоубийства находятся конфликты, возникающие между личностью юноши и ближайшим социальным окружением, то есть микросоциумом.
Наибольшее значение приобретают постоянно или эпизодически возникающие:
- порицания со стороны значимого взрослого - любимого учителя, матери и отца;
- острые аффективные переживания, связанные с эротической сферой;
- межличностные конфликты, оказывающие травмирующие воздействия на психику молодого человека.
Большая ответственность в данных ситуациях ложится на плечи родителей и педагогов, действия которых должны быть очень осторожными и продуманными.
Ремшмидт X., анализируя суицидальные действия в период взросления, указывает на то, что, с одной стороны, они «часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее, а с другой, «становятся завершением длительного кризиса или конфликтной ситуации, которую... во многих случаях можно было бы предусмотреть».
Для состояния, предшествующего суицидальной попытке, Ритель Э. ввел понятие «предсуицидального синдрома», в котором он выделил 3 признака:
1) сужение всей сферы психической жизни, ослабление переживания субъективной ценности мира;
2) торможение агрессии, направленной вовне, и переключение ее на собственную личность;
3) желание умереть и фантазирование на темы самоубийства, которые отличаются конкретностью и становятся доминирующей темой размышлений.
Все это сопровождается дисфорическими чувствами (печали, обиды, подавленности) и появлением психосоматических нарушений (бессонница, утомленность, вегетативные расстройства).
Буянов М. И. указывает, что при всей импульсивности суицидального поведения «бывают случаи и совершенно сознательного ухода из жизни подростка - например, после того как подросток попал в автомобильную катастрофу и стал тяжелым инвалидом».
В литературе наиболее часто выделяют следующие мотивы подростковых самоубийств:
- конфликт с окружающими - 94 % ( в первую очередь с родителями - 66 % или с любимым человеком);
- переживание обиды - 32 %;
- чувства одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания - 38 %;
- состояние здоровья - 15 %.
Вроно Е. М. и Ратинова Н. А., исследуя возрастное своеобразие аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков, выделили основные мотивы, которые коррелируют с полом, возрастом и акцентуацией характера:
1. Самоповреждение - преобладают подростки 14-16 лет с эпилептоидной акцентуацией характера;
2. Демонстративно-шантажное самоубийство с агрессивным компонентом - преобладают подростки 12-16 лет с истероидной и возбудимой акцентуациями характера;
3. Демонстративно-шантажное самоубийство с манипуля-тивной мотивацией - преобладают девушки 14-18 лет с истероидной акцентуацией характера;
4. Самоубийство с мотивацией самоустранения - преобладают девушки 12—16 лет с эмоционально-лабильной и сензитив-ной акцентуациями характера.
В большинстве случаев отмечается явное или скрытое стремление обратить на себя внимание окружающих, что, по мысли Рингеля Э., говорит о подростковом суициде как о своеобразном «крике о помощи».
К такому же выводу пришел Тихоненко В. А. Он ввел понятие «личностный смысл самоубийства» и выделил 5 типов суицидального поведения: протест, призыв, избегание, самонаказание, отказ. «Для лиц молодого возраста, - указывает он, - конфликты развиваются преимущественно под знаком «недостижения желаемого», в виде препятствий к реализации идеалов и самоактуализации». Поэтому суицидальное поведение в этом возрасте часто носит характер протеста, призыва, при которых «моральная ответственность за самоубийство адресуется ближнему или дальнему окружению».
Данные, полученные от родителей, свидетельствуют, что о суицидальной попытке дети высказывались в 26 % случаях. В то же время 73 % самих суицидентов считает, что они в той или иной форме предупреждали о самоубийстве, но их либо не понимали, либо не придавали значения высказываниям. Наиболее частым способом совершения самоубийства молодые люди выбирают самоотравление с помощью фармакологических препаратов. На первом месте по частоте использования стоят транквилизаторы и барбитураты, затем седатив-ные препараты и депрессанты. Это связано с различными причинами, не последнее место среди которых занимают «фармакологическая революция» и общедоступность лекарственных препаратов. Однако Жезлова Л. Я., Амбрумова А. Г. и другие считают, что анализ выбора осуществления самоубийства не может служить показателем, насколько серьезны были намерения суицидентов.
Таким образом, в связи с увеличением числа подростковых самоубийств в настоящее время на первый план выходят проблемы психологического изучения структуры и особенностей личности, а также социального окружения молодых людей, совершивших суицидальную попытку. На основе полученной информации будет строиться диагностическая, профилактическая и психотерапевтическая работа с суицидентами и молодыми людьми, входящими в группу риска.
В рамках данной проблемы нами было обследовано 465 подростков и юношей, обучающихся в общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведениях г. Саратова.
Подростки, отметившие у себя наличие мыслей о самоубийстве, составили от 18 % в 14 лет до 44 % в возрасте 16-17 лет.
Анализ полученных данных позволил сделать ряд выводов:
1. В целом с возрастом увеличивается количество молодых людей, отметивших у себя наличие суицидальных мыслей. При этом даннаяденденция в большей степени выражена у девушек, чем у юношей.
2. Среди основных причин, вызвавших кризис, наиболее часто были отмечены сложности межличностных отношений, прежде всего - отношения с родителями. С возрастом эта сфера становится менее патогенной. Вместе с тем 40 % возможных причин появления суицидальных мыслей для девушек и в 17-летнем возрасте для юношей относится к этой сфере.
3. Важным моментом адаптивных механизмов в кризисной ситуации является обращение за помощью. Полученные результаты позволяют увидеть интересную закономерность: как у юношей, так и у девушек наблюдается довольно высокая ориентация на семью. У молодых людей обоих полов, отметивших у себя наличие суицидальных мыслей, количество обращений за помощью к родителям с возрастом снижается. Сильнее это выражено у девушек. У юношей с возрастом наблюдается увеличение количества ответов, в которых указывается, что они сами попытались бы справиться с трудной ситуацией. И, наоборот, у юношей и девушек, не отметивших у себя наличие суицидальных мыслей, к 17 годам количество обращений за помощью к родителям в кризисной ситуации в два раза возрастает. Причем у девушек эта тенденция сильнее. Юноши же более ориентированы на себя (в 14 лет) и на друзей (в 15-17 лет). Следовательно, в ситуации конфликта с родителями девушки оказываются более уязвимыми.
4. Положительное отношение к самоубийству как выходу из кризисной ситуации снижается с возрастом во всех выделенных категориях молодых людей, хотя и остается достаточно высоким. Пик положительного отношения к самоубийству приходится на 16-летие у девушек и 14-летие у юношей, охватывая почти треть обследованных.
Анализ данных, полученных с помощью методики Леонгар-да К. «Акцентуация характера», позволяет выделить характерное для девушек с суицидальными намерениями сочетание ги-пертимности, демонстративности и эмотивности. По-видимому, это сочетание оказывается патогенным, поскольку в кризисной ситуации наряду с высоким уровнем впечатлительности и стремлением обратить на себя внимание - даже иррациональными действиями - возникает потребность в совершении какого-то поступка. А так как суицидальное действие не является социально одобряемым, то демонстрирование такого поведения отвечает мотивации протеста. Поэтому, помимо слабой эмоциональной саморегуляции, характерной для этого возраста, необходимо учитывать и общую энергетику человека наряду с сильно выраженным стремлением обратить на себя внимание, то есть осуществить манипулирование ближайшим социальным окружением.
Наряду с этим актуальной становится проблема соответствия женскому или мужскому стереотипу, который определяет самооценку и процесс идентификации молодых людей. Интересен тот факт, что, по-видимому, ощущение несоответствия своей половой роли может стать дополнительным фактором суицидального риска. Так, у девушек отсутствие возможности спонтанной реализации активности в сочетании с эмоциональной неуравновешенностью и стремлением обратить на себя внимание окружающих приводит к выраженной агрессивной реакции, вступающей в противоречие с эталонами полоролевого поведения. В результате происходит инверсия агрессивности, которая из гетеро- переходит в аутоагрессию.
Анализ результатов, полученных с помощью МЦВ, позволяет сказать, что с возрастом пассивный тип реагирования в кризисной ситуации сменяется на активный; для всех обследованных юношей и девушек в возрасте от 14 до 17 лет свойственно наличие выраженности реакций эмансипации и группирования, которые детерминируются потребностями в признании, независимости, достижении, самостоятельности. Однако у юношей эти тенденции развиты сильнее по сравнению с девушками, которые ориентированы больше на индивидуальное общение.
По методике «Ценность - Доступность» ведущими ценностями для всех выделенных категорий молодых людей являются хорошие отношения с родителями, наличие верных, преданных людей, наличие хорошего самочувствия и уверенности в себе. Наиболее часто для молодых людей конфликтогенными сферами становятся: неуверенность в себе, недостаточно хорошее самочувствие и не очень хорошие отношения с родителями, неудовлетворенность своим материально-финансовым положением.
Для девушек, отметивших у себя суицидальные мысли, характерно снижение средних значений по всем предложенным ценностям, что можно рассматривать как снижение субъективной ценности жизни.
Таким образом, ориентация на собственные силы в сочетании с наличием потребностей в независимости, самоуважении и признании на фоне ипохондричности создают сложную, противоречивую картину внутреннего мира, которая может являться провоцирующим фактором суицидального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....