Внимание, стресс!
методическая разработка по теме
Текст беседы для родителей по материалам М.Степановой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnimanie_stress.docx | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание, стресс!
(текст беседы для родителей по материалам М.Степанова)
Причины стрессовых ситуаций, которыми богата сегодняшняя жизнь, совершенно различны, но реакция организма одна – справиться с ними. Состояние стресса вызывает существенные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем: напрягается лицо, грудь, живот, учащается дыхание, расширяются кровеносные сосуды. Возникающие при стрессе сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции. У наших предков эта реакция включалась при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом, для бегства от него.
Поводов для стресса у детей не меньше, чем у взрослых. Это, к примеру, физическое наказание, оскорбление, ощущение школьной несостоятельности, тяжелая травма или физический недостаток, трудности в общении или обида, нанесенная друзьями, сложности и конфликты в семье. Как правило, подростки реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи.
Пожалуй, наиболее красноречиво о степени психологического напряжения и неумении грамотно выходить из этого состояния свидетельствуют статистические данные о числе суицидальных случаев среди детей. За последние 10 лет их смертность от самоубийств выросла на 100%. Зафиксированы случаи самоубийств уже среди детей 5-9 лет. Результаты социологического исследования среди 11 тысяч подростков в возрасте 13-17 лет в трех регионах России показали, что независимо от места проживания четверть подростков думали о самоубийстве, около 10% планировали его, а около 5% пытались его осуществить.
Как распознать стресс?
Различают физические, эмоциональные и поведенческие признаки стресса.
Физические признаки: общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе и спине, дрожь и нервный тик, запоры, понос, частое мочеиспускание, головные боли, повышенная потливость.
Эмоциональные признаки: беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, чувство беспомощности, страх.
Поведенческие признаки: судорожная еда, постоянная спешка, усиленное курение.
Симптомами стресса у детей являются утомляемость, несобранность, безразличие, заикание, снохождение, сноговорение, потеря аппетита. Нередко в стрессовой ситуации появляются несвойственные подросткам ранее жестокость, агрессивность, конфликты со сверстниками, побеги из дома, нежелание учиться. Родители недоумевают по поводу необычных для ребенка лживости, изворотливости, склонности к воровству, стремления к разрушениям, злобности, не догадываясь, что причиной всему является стресс. Разумеется, в описанных случаях стоит обратиться к психологу или врачу. А как таких ситуаций избежать, как защитить детей от стресса?
- Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, обсуждайте их, давайте советы.
- Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
- Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины» (грубость, необоснованные упреки, скорые расправы в виде запретов).
- Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- Осознайте, что ребенок не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, лечите добром.
- Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными подростками. Этим вы снижаете его самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
- Следите за выражением своего лица, когда выходите к ребенку. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо – «психологическая пощечина» ребенку.
Основоположник учения о стрессе Г.Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет аромат и вкус к жизни». Давайте прислушаемся к этому совету и попытаемся его применить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар №4 "Стресс-менеджмент или Приемы профилактики и преодоления стресса"
Данная работа продолжает цикл занятий по теме "Навыки профессиональной и личной эффективности". В ней рассматриваются вопросы:1. Что такое "стресс".2. Факторы стресса.3. Стадии стресса.4. Реакции на с...
Физиология стресса или "Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для организма человека"
Влияние стресса на организм человека и пути его продоления...
Внимание, стресс! (автор-инет)
Это актуально сегодня!...
Стресс.Первая помощь при стрессе.
Понятие стресса,стрессовой ситуации.Виды помощи по преодложения стресса....
Тренинговое занятие "Понятие о стрессе. Как бороться со стрессом"
Тренинговое занятие...
Беседа "Внимание...Внимание? Внимание!"
Материал полезен для работы с подростками. рассказано об особенностях внимания, как психического процесса. Приведены упражнения. помогающие развивать внимание...
Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса
Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное, они даже ...