Как помочь ребенку учиться
статья (5 класс) по теме

Беседа с родителями пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebyonku_uchitsya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку учиться(беседа с родителями 5-классников)

Трифонова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ  Собинского района СОШ №4 г. Собинки.

     Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, как помочь ребёнку учиться, ведь учёба – это основная деятельность ваших детей. Поэтому , помогая ребёнку учиться, вы в целом помогаете ему жить, справляться с трудными ситуациями. Тем более,что дети ваши находятся сейчас на очень сложном этапе развития, который называется «подростковый возраст». Дети учатся быть взрослыми и самостоятельными, но на самом деле это у них не всегда получается и во многом они ещё остаются детьми, нуждающимися в помощи взрослых.

     Если маленькие дети любят ходить с родителями на прогулки, в кино, любят вовлекать их в свои игры, просто разговаривать с ними и обычно открыто выражают это желание. Подросток же прячет его, ожидая внешнего предлога. Он не может сказать: «Мама, поиграй со мной!», «Мама, посиди со мной!», «Мама, пожалей меня!» потому что он как бы взрослый, он думает, что он должен быть взрослым. Но общение и сотрудничество со взрослыми подростку необходимы для благоприятного психического самочувствия. Вот почему в семьях, где родители проявляют заинтересованность в учебных и других делах детей, связь между ними оказывается более прочной, а дети- более собранными и уверенными в себе.

     Но помощь, оказываемая ребёнку в учебных делах, должна непременно быть целесообразной, т.е. она не может подменять его собственную работу(папа решает задачи по математике, а мама рисует таблицы).

     Правильно поступают те родители, которые, помогая в выполнении домашнего задания,начинают с таких вопросов к ребёнку:

- Что ты думаешь предпринять?

- что нужно вспомнить для того ,чтобы это сделать?

-Что думаешь получить в результате?

- Каким ещё способами можно это выполнить?

Т.е. не давайте ребёнку готовых результатов( из этого вычти это, к этому прибавь и т.д.), а учите его рассуждать и думать.   

        Но трудности  в учёбе могут быть самого различного характера. Одному ребёнку бывает трудно вспомнить ранее изученный материал, другому трудно запомнить новую информацию, третьему – спланировать предстоящую работу, выбрать наиболее рациональный путь её выполнения, а четвёртому- трудно довести выполнение задания до конца. Но мне хотелось бы остановиться на проблеме, связанной с особенностями  памяти. Сегодня на детей обрушивается огромный поток информации, в которой нужно не только разобраться, но и большую часть запомнить. А вот жалоб на плохую память у подростков-школьников куда больше, чем у младшеклассников. И всё потому, что ребёнок полагается на механическое «зазубривание» материала, но рано или поздно память перестаёт справляться с возрастающим объёмом материала, если он  не обработан и не разобран по смыслу, а ребёнок не владеет приёмами запоминания.

          Начнём с того, что поможем ему овладеть этими несложными приёмами. Первый приём называется «Закон распределения повторений по времени».

         Допустим, школьнику надо выучить большой объём материала. И вот старательный ученик накануне сидит целый вечер над одним предметом – час, два, три…Он несколько раз прочитывает, повторяет весь материал, т.е. поступает как раз вопреки закону распределения повторений. Этот закон утверждает: чем больше материала надо запомнить, тем важнее это делать не в один присест и уж, конечно, не накануне вечером.

         Даже и не очень большое стихотворение лучше выучивать наизусть не сразу, а так: сегодня поучил, кое-что уже можешь рассказать на память, но всё без запинки не получается… Не беда! Не надо стараться за один раз довести текст до знания назубок. Гораздо лучше оставить стихотворение недовыученным, а завтра снова взяться за него. А если оно достаточно длинное, то и на втором приступе не стоит стремиться к полному овладению им.

         На сколько же повторений распределить материал? Общий совет – на 2-3, но в отдельных случаях надо смотреть по ситуации. Если, например, придётся учить « Кому на Руси жить хорошо» , тогда придётся повторить не один и не два раза…

        При распределённых повторениях на запоминание уходит меньше времени, сил и самих повторений нужно гораздо меньше, чем при попытках запомнить материал в один приём.

        Второе правило механизации памяти: чередовать пассивное восприятие материала с активными попытками припомнить его.

        В том примере, о котором речь шла ранее, ученик перечитывал большой урок многократно. Разве не так поступает большинство детей? Задали параграф из книги – надо его прочесть:

1 раз – для ориентировки,

2 раз – для примерки,

3 раз – для запоминания,

4 раз – для самопроверки, а

5 раз – для успокоения, на всякий случай.

А назавтра – не больше тройки, увы…

       Так что же делать?

Нужно прочесть первый раз, закрыть книгу и попытаться припомнить всё, что удастся. Затем – снова посмотреть и повспоминать! И так – до момента, когда припоминание окажется полным, исчерпывающим. Тогда книгу можно отложить, заняться иными делами или предметами. И разве что на другой день пробежать ещё раз, либо припомнить про себя.

     Но применение « закона чередования» требует заметных, иногда тяжких волевых усилий. Для простого перечитывания почти никаких усилий воли не надо, читается « само собой». Но чтобы закрыть книгу и заставить себя вспомнить… Тут нужны изрядные волевые усилия и нешуточный труд, особенно с непривычки. Но трудно и неудобно будет лишь на первых порах. Затем непременно пойдёт формирование непроизвольных навыков вместо сознательных усилий. Это как с утренней гимнастикой: нужны усилия воли, чтобы приучить себя её делать, но в дальнейшем она становиться и привычкой и потребностью.

          И ещё одно правило: трудно запоминается то, что непонятно. Объясните ребёнку непонятные слова ( те, что сможете). А вообще приучите его пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями для своего возраста.

       И , конечно же, любой, пусть незначительный, успех должен быть  обязательно замечен и отмечен. Подростку надо показать, что учиться он может и должен не хуже других. А нам, взрослым, всегда нужно быть готовым к оказанию помощи участием, моральной поддержкой и одобрением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ

Советы для родителей...

Как помочь ребенку учиться

Отложите другие дела и посвятите все свое время ребенку, постарайтесь укрепить его чувство уверенности в себе....

Как помочь ребенку учиться

Советы родителям...

родительское собрание "Как помочь ребенку учиться"

Для родителей обучающихся 5 класса...

Как помочь ребенку учиться?

Многие родители, настраивая детей, идущих в школу, требуют, чтобы они получали всегда только отличные отметки, и сердятся на ребят, если они не сразу приносят желанные «5». Но ведь дети еще не у...

Как помочь ребенку учиться

Памятка для родителей...