Как помочь ребенку учиться?
статья по теме

Лобова Надежда Борисовна

 

Многие родители, настраивая детей, идущих в школу, требуют, чтобы они получали всегда только отличные отметки, и сердятся на ребят, если они не сразу приносят желанные «5». Но ведь дети еще не умеют учиться. Как им помочь? Ответ на этот вопрос Вы можете найти в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку учиться?

В помощь родителям.

(выступление на родительском собрании)

Поступление в школу – переломный момент в общем процессе развития ребенка. Как бы ни была организована его жизнь до 7-ми лет, переход к школьному обучению знаменует собой начало нового этапа прежде всего потому, что основным видом его деятельности теперь становится учение (у дошкольника им была игра). Чтобы хорошо усваивать школьную программу, первоклассники должны уже многое знать. Учение в школе требует овладения навыками:

  1. Учебными – беглого чтения, правильного и быстрого письма, устного счета;
  2. Вычислительными;
  3. Физкультурными – бега, ходьбы, прыжков, лазания;
  4. Трудовыми – очинить карандаш, действовать ножницами, иголкой, ножом, кисточкой;
  5. Бытовыми, связанными с самообслуживанием.

Подготовка к школе и труд родителей и воспитателей в этом

 направлении могут оказаться совершенно бесполезными, если у ребенка не воспитан интерес к учению, желанию работать в школе вместе со своими сверстниками, заниматься трудным, интересным и обязательным делом. Многие родители, настраивая детей, идущих в школу, требуют, чтобы они получали всегда только отличные отметки, и сердятся на ребят, если они не сразу приносят желанные «5». Но ведь дети еще не умеют учиться.

        Встречаются и такие родители, которые дают детям деньги за

хорошие и даже посредственные оценки. Такие родители допускают большую ошибку. Знания школьника, степень его самостоятельности, добросовестность и серьезность оцениваются учителем на уроке. И чем серьезнее подход к учебе, тем выше оценка.

        Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Он создает для него, особенно на первом году обучения, немалые трудности. Задача как школы, так и родителей, состоит в том, чтобы максимально облегчить их преодоление, сохранить и укрепить здоровье школьника, обеспечить условия для гармоничного развития детского организма, личности ребенка, его познавательных способностей.

        Глубокое усвоение школьной программы, выработка навыков умственного труда с первых лет обучения возможны только при правильной организации режима дня всей жизни школьника. Любое нарушение требований к гигиене умственного труда школьника чревато отрицательными последствиями и может привести к истощению нервной системы, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям и иным вредным воздействиям.

        Для детей в еще большей степени, чем для взрослых, характерна периодичность умственной работоспособности, определенные суточные, недельные и годовые ритмы ее повышения и спада. Наибольшая работоспособность школьника приходится на утренние часы – с 8 до 11. В предобеденное и послеобеденное время работоспособность существенно снижается. При правильно организованном режиме питания и отдыха она восстанавливается, достигая максимума в период 16-18 часов, затем вновь значительно падает. Чем младше ребенок, тем короче периоды наиболее эффективного учебного труда и длительнее – пониженной работоспособности.

        Следует учитывать, что с возрастом умственная и физическая работоспособность школьников повышается. Нагрузка необходима организму, она полезна для него, даже если вызывает некоторое утомление, - без этого немыслимо развитие. Но при этом нагрузка должна быть посильной, соответствовать возрасту. Большую ошибку допускают те родители, которые освобождают своего ребенка от всякого физического труда, элементарного самообслуживания и помощи по дому. Этого делать категорически нельзя. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Это дисциплинирует, учит распределять время, ответственно относиться к выполнению различного рода поручений, уважать окружающих, ощущать свою значимость в семье.

        Неправильный режим дня сводит на нет усилия и педагогов, и самих родителей по привитию детям прилежания, усидчивости, аккуратности в работе, лишает школьника удовольствия от преодоления трудностей, радости узнавания, порождает нежелание учиться.

        Важно научить школьника правильно регламентировать время выполнения домашнего задания: чередовать виды занятий по разным предметам, делать 10-тиминутные перерывы после 45-50 минут работы, во время которых (благодаря несложным физическим упражнениям) улучшается кровообращение, снимается напряжение, дается отдых глазам. Перерывы во время выполнения домашних заданий необходимы еще и потому, что длительное сидение за столом создает большую и утомительную статическую нагрузку на костно-мышечный аппарат, вызывающую повышение физической усталости.

        Эти режимные моменты должны определяться с учетом закономерностей деятельности ЦНС и учитываться при организации учебного труда школьника в домашних условиях.

        В период эффективной работоспособности целесообразно выполнять задания по русскому языку, математике, физике, химии, истории, иностранному языку и некоторые виды работ по литературе (сочинение). Чтение художественной литературы может осуществляться и после основного времени, отводимого на приготовление домашнего задания.

        Приготовление у роков целесообразно начинать с письменных работ, а затем переходить к устным заданиям.

        Одним из важных моментов гигиены умственного труда школьника является правильная организация рабочего места. Свет должен падать с левой стороны. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следует помнить, что неправильное освещение и несоответствие стола и стула росту ребенка часто является причиной дефектов зрения и осанки.

        Таким образом, правильно организованный режим дня, достаточное пребывание на воздухе, полноценный сон, правильно оборудованное рабочее место ведут к укреплению детского организма и улучшению общего состояния здоровья наших детей.

        Обществу нужны полноценные, здоровые и нравственно воспитанные личности, в которые вырастают наши дети. Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса формирования личности.

        Большую часть жизни человек, независимо от возраста, проводит в семье. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. В семье ребенок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т.д. Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

        А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание и обучение строится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и ненормальным, когда он баловень семьи, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

        Между школой и семьей, между учителями и родителями необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Ведь цели у нас, в конечном счете, одни и те же: вырастить ребенка здоровым, воспитать его добрым, хорошим человеком, нравственной, культурной, образованной и творчески активной личностью.

        Заканчивая свое выступление, хочу подчеркнуть, что только совместными усилиями мы с вами сможем достичь позитивного результата в воспитании и обучении наших детей. Сотрудничество семьи и школы важно на всех этапах школьной жизни каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

"Компьютер в жизни школьника".

(выступление на общешкольном родительском собрании)

Влияние компьютера на здоровье детей.

За свое относительно недолгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже незаменим на работе, помогает детям в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них. С появлением Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.

Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, аське и т.д. Таким образом, компьютер стал двуликим Янусом; с одной стороны привязал человека к себе, с другой   стал источником  множества заболеваний.

Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.

Сюда относятся:

проблемы, связанные с электромагнитным излучением;

проблемы зрения;

проблемы, связанные с мышцами и суставами;

проблемы бессонницы, стрессов, нервных расстройств;

проблемы органов дыхания.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Влияние электромагнитного  излучения. На этот счет существуют полярные точки зрения. Одна из них рассматривает влияние компьютера на организм не более значительным, чем, скажем, влияние холодильника, телевизора, СВЧ – печи.

Однако некоторые работы и исследования в этой области определяют возможные факторы риска, так, например, считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно - сосудистой системы.

Влияние компьютера на зрение

Для начала незаметно подойдите к ребенку, который увлечен игрой и посмотрите, как он смотрит на монитор. Его взгляд буквально прикован к монитору. А нам с Вами известно, что усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, а в данном случае глаза устают еще больше, т.к. глаза ребенка смотрят на устройство высокой яркости, к тому же мониторы мерцают, все эти факторы ведут к перегрузке глазных мышц. Ребенок, да и вообще любой человек во время игры редко моргает, вследствие чего возникает покраснение глаз, слезотечение, чувство «песка в глазах», присоединяется головная боль. Так же во время игры расстояние от глаз до монитора всегда постоянно из-за этого нарушается аккомодация мышц глаз, постепенно человек замечает, что он плохо видит предметы вдалеке. Все это говорит о «компьютерном зрительном синдроме».

Влияние компьютера на кисти рук

Длительная, однообразная работа кистями и пальцами рук приводит к постепенному повреждению связочного и суставного аппарата кисти. Если во время не принять меры, то заболевание может стать хроническим.

Влияние компьютера на тазовые органы

Работа или игра за компьютером, вынуждает человека длительно сохранять относительно неподвижное состояние, вследствие чего снижается кровоснабжение тазовых органов и конечностей. Длительное нарушение питания тазовых органов способствует развитию таких заболеваний как геморрой. Геморрой – это расширение вен нижнего отдела прямой кишки, а причина это застой крови в следствии малоподвижного образа жизни. 

Влияние компьютера на пищеварение

Да, да Вы все правильно прочитали. Когда у ребенка возникает компьютерная зависимость, то он начинает  питаться не отходя от компьютера. Как правило, это «сухая» еда, в которой мало витаминов и питательных веществ.

Влияние компьютера на опорно-двигательный аппарат

Длительное сидение перед компьютером может стать причиной нарушения осанки или искривления позвоночника. Этому способствует неправильная позиция на рабочем столе, постепенно ребенок привыкает к тому что сидит не правильно, а болезнь только прогрессирует.  

Влияние компьютера на внимание

Работа или игра за компьютером – это интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Часто длительная работа за компьютером может быть причиной головных болей. Известно несколько типов головных болей, которые могут быть спровоцированы работой за компьютером. Одним из факторов провоцирующим появление головных болей является хроническое перенапряжение.

Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического перенапряжения. Иногда из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота. При возникновении этих симптомов нужно обратиться за советом к врачу.

Многие из Вас возразят, что в наше время без компьютера никуда. Да, я с вами согласна. Но нужно соблюдать несколько правил. Если Вы мама, то ваше внутреннее чутьё подскажет вам какие игры вредны для ребенка. (женщины - хранительницы очага, и Ваша интуиция все Вам подскажет), если Вы папа, то покажите игру своей жене. ;)) Есть много игр (квесты, логические) вот их то и можно предложить ребенку, опять же следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером. Помнить, что мальчики больше подвержены влиянию компьютера. Найти ребенку достойное занятие, хобби, записать на секции…

Основные правила для родителей

  1. Будьте в курсе того, чем занимаются Ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
  2. Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать фотографии (свои и семьи).
  3. Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
  4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти файлы могут содержать вирусы или фото- и видеоматериалы непристойного или агрессивного содержания.
  5. Объясните, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны самостоятельно, без взрослых встречаться с сетевыми друзьями, которых не знают в реальной жизни.
  6. Постоянно общайтесь со своими детьми, рассказывайте, советуйте, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку в изучении чувашского языка

Чувашский легко выучить если есть желание. Вашему ребенку крупно повезло, если вы владеете хотя бы основами чувашского языка, который ему предстоит изучать. Но что делать, если нет?   В...

Родительское собрание на тему:«Как помочь ребенку хорошо учиться».

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе...

Как помочь ребенку выучить английский алфавит?

Как помочь ребенку выучить английский алфавит? Этот вопрос беспокоит очень многих родителей. Потому как если ребенок не учил его до школы, в школе, так или иначе, придется выучить английски...

Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям

Рекомендации для родителейЮ.В. Заводова, отв. ред. корпоративных изданий гимназии "Корифей", г. Екатеринбург, М.В. Калужская, зам. директора по НМР гимназии "Корифей", г. Екатеринбург Материал в...

План родительского собрания «17 мая - день Международный день Детского телефона доверия или Помочь ребенку – помочь семье».

ЦЕЛЬ:•      Информировать родителей о том, для чего предназначен и как работает Служба детского Телефона доверия•      Мотивировать родителей поощрять...

Памятка для ребенка "Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в семье"

Памятка для ребенка "Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в семье"...