Тренинг по буллингу в школе
методическая разработка по психологии (5 класс)

Подымова Галина Владиславовна

Мероприятие рассчитано для детей 5-9 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_profilaktike_bullinga_v_shkole.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг по профилактике буллинга в школе

Цели тренинга:

1. Повысить осведомленность учащихся о проблеме буллинга.

2. Научить участников распознавать буллинг и его последствия.

3. Разработать стратегии для предотвращения и прекращения буллинга.

4. Создать безопасную и поддерживающую школьную среду.

Длительность:

3-4 часа

1. Введение (30 минут)

Приветствие участников:

- Начните с краткой самопрезентации: имя, роль, опыт работы с темой буллинга.

- Создайте дружелюбную атмосферу.

Знакомство и обсуждение ожиданий от тренинга:

- Попросите каждого участника назвать свое имя и поделиться одним ожиданием или вопросом о теме встречи.

Обзор целей и программы:

- Объясните, какие цели вы планируете достичь на тренинге и какова структура программы.

2. Понимание буллинга (45 минут)

Определение буллинга:

- Объясните, что буллинг – это агрессивное поведение, выражающееся в намеренном причинении ущерба или дискомфорта другому человеку.

- Обсудите виды буллинга:

- Физический: удары, толчки.

- Вербальный: оскорбления, насмешки.

- Социальный: распространение слухов, исключение из группы.

- Кибербуллинг: обида через интернет (соцсети, мессенджеры).

Обсуждение статистики и фактов о буллинге:

- Приведите данные о распространенности буллинга в разных странах и среди разных возрастных групп.

 

Видеоматериалы о буллинге:

- Социальный ролик https://rutube.ru/video/3150346c875bde2547cb0fe065cc66a7/?r=plemwd 

- Теоретический материал https://vkvideo.ru/video-86786903_456239411?ref_domain=yastatic.net 

3. Групповая работа (30 минут) (ситуации в приложении)*

Разделение на группы:

- Сформируйте группы по 4-6 человек.

 

Обсуждение примеров буллинга:

- Каждая группа выбирает один случай буллинга и обсуждает:

- Описание ситуации.

- Чувства героев ситуации.

- Как они могли бы отреагировать.

Презентация результатов обсуждений:

- Каждая группа делится своими выводами с остальными участниками.

4. Последствия буллинга (30 минут)

Обсуждение последствий:

- Позвольте участникам высказывать свои идеи о том, какие последствия могут возникнуть для различных сторон (жертв, агрессоров, свидетелей).

 

Ролевая игра: (приложение)**

- Подготовьте несколько сценариев, в которых участвуют жертвы, агрессоры и свидетели буллинга.

- Проведите ролевую игру, после которой обсудите, как действовать в этих ситуациях.

5. Стратегии предотвращения буллинга (45 минут)

Обсуждение способов остановить буллинг:

- Поделитесь советами, такими как:

- Поддержите жертву: выслушайте, дайте понять, что она не одна.

- Обратитесь за помощью к взрослым (учителям, родителям) для решения проблемы.

Разработка стратегий:

- Попросите группы предложить идеи о том, как предотвратить буллинг в их школе.

- Предложите идеи для мероприятий, таких как дни доброты, тренинги по командной работе.

6. Создание безопасной среды (30 минут)

Обсуждение роли различных участников:

- Приведите примеры, как учителя могут поддерживать здоровую атмосферу (например, внедрение правил по классу).

- Объясните важность участия родителей и администрации.

Принципы безопасного общения:

- Обсудите навыки активного слушания, выражение поддержки и дружелюбие.

- Поделитесь идеями по созданию "друга доброты" или поддержки одно­классников.

7. Заключение и обратная связь (30 минут)

Подведение итогов тренинга:

- Суммируйте главные моменты и идеи, обсужденные на тренинге.

 

Обсуждение личных выводов:

- Попросите участников поделиться, что они узнали или чему научились.

Заполнение анкеты обратной связи: (приложение)***

- Подготовьте простую анкету с вопросами об удовлетворенности тренингом, интересных моментах и идеи по дальнейшим действиям.

Материалы: (приложение)****

- Приготовьте печатные раздаточные материалы с краткими заметками о буллинге и стратегиях предотвращения.

- Подготовьте видеоролики заранее, убедившись, что они подходят по теме и длительности.

- Следите за тем, чтобы все необходимые материалы и оборудование (доска, маркеры, проектор) были подготовлены заранее.

Рекомендации:

- Помните, что атмосфера сотрудничества и доверия важна для успеха тренинга, поэтому создавайте пространство для открытого диалога.

- Убедитесь, что у вас есть план для случаев, когда участники могут чувствовать себя неудобно или задеты обсуждаемыми темами.

Приложение * Работа в группах

1. Вербальный буллинг

- Оскорбления: Учитель называет учеников "глупыми" или "недоразвитыми", подрывая их самооценку.

- Насмешки: Один ученик постоянного шутит над другим из-за его акцента или манеры говорить.

2. Кибербуллинг

- Травля в социальных сетях: Ученик создает группу или страницу, где публикует насмешливые фотографии и комментарии о другом ученике.

- Угроза или запугивание: Прямые сообщения с угрозами или оскорблениями в мессенджерах.

3. Социальная изоляция

- Игнорирование: Группа друзей сознательно не приглашает одного из участников на мероприятия и игнорирует его в разговоре.

- Говорить за спиной: Говорят сплетни о человеке, заставляя остальных избегать общения с ним.

4. Физический буллинг

- Толкание или дразнение: Один ученик физически толкает другого и нарушает его пространство.

- Кража вещей: Агрессор забирает у жертвы вещи, такие как деньги или школьные принадлежности.

5. Эмоциональный буллинг

- Манипуляции: Использование чувств вины, чтобы заставить кого-то делать что-то против его воли.

- Уничтожение доверия: Один человек постоянно подрывает доверие другого, делая саркастические замечания о его способностях или внешности.

6. Буллинг в спортивной команде

- Сплоченная группа: Члены спортивной команды игнорируют и дразнят нового участника, не принимая его в свои ряды.

- Выборочные тренировки: Тренер делает вид, что не замечает, как одни игроки доминируют над другими, создавая неприязнь.

Приложение ** Ролевая игра

Сценарий 1: Вербальный буллинг в классе

Ситуация: Один из учеников, Паша, постоянно подшучивает над другим учеником, Костей, по поводу его внешности.

Роли:

1. Паша (агрессор) – задира, который шутит и насмехается над Костей.

2. Костя (жертва) – тот, кто страдает от насмешек и чувствует себя униженным.

3. Настя (свидетель) – одноклассница, которая видит, что происходит, и не знает, что делать.

Цель: Разыграть ситуацию, обсудить, как Костя может ответить на насмешки и как Настя может поддержать Костю.

Сценарий 2: Кибербуллинг

Ситуация: В социальной сети один ученик, Ваня, создает группу, где публикует негативные комментарии о другом ученике, Артеме.

Роли:

1. Ваня (агрессор) – создатель группы, который пишет оскорбления и приколы.

2. Артем (жертва) – ученик, который становится объектом кибербуллинга и страдает от этого.

3. Ира (свидетель) – подруга Артема, которая видит, что происходит, и переживает за него.

Цель: Проиграть ситуацию и обсудить, как Артем может реагировать и какие шаги может предпринять Ира, чтобы помочь ему.

Сценарий 3: Социальная изоляция

Ситуация: В классе есть группа друзей, которые целенаправленно игнорируют и исключают Алёну из своих игр и обсуждений.

Роли:

1. Аня (агрессор) – лидер группы, которая организует игнорирование Алёны.

2. Катя (агрессор) – поддерживает Аню и помогает исключать Алёну.

3. Алёна (жертва) – старается влиться в группу, но сталкивается с холодным принятием.

4. Максим (свидетель) – одноклассник, который видит это и считает, что это неправильно.

Цель: Исследовать, как Алёна может выразить свои чувства и как Максим может подойти к ситуации, чтобы помочь.

Сценарий 4: Физический буллинг

Ситуация: В школьном дворе один ученик, Саша, толкает другого ученика, Диму, и забирает у него вещи.

Роли:

1. Саша (агрессор) – физически угрожает Диме, забирает у него вещи.

2. Дима (жертва) – испуган и не знает, как реагировать на Сашу.

3. Лера (свидетель) – одноклассница, которая видит, что происходит, и хочет помочь.

Цель: Показать, как Дима может защитить себя, и обсудить, как Лера может вмешаться и помочь.

Сценарий 5: Ужин с родителями

Ситуация: За ужином в семье один из родителей, говорят о том, что их ребенок, Андрей, не может завести друзей из-за своих увлечений.

Роли:

1. Андрей – подросток, который сталкивается с буллингом из-за своих увлечений.

2. Мама – заботливая, но не понимает полной ситуации.

3. Папа – строго относится к ситуациям, считать, что это просто дети.

Цель: Позволить Андрею выразить свои чувства и обсудить, как родители могут поддержать его в такой ситуации.

Каждый сценарий можно адаптировать в зависимости от возраста участников и контекста тренинга. После ролевой игры важно провести обсуждение, чтобы участники могли поделиться своими мыслями и переживаниями, а также найти пути решения подобных ситуаций.

Приложение *** Анкета обратной связи

Анкета для обратной связи

Уважаемые участники!  

Мы ценим ваше мнение и хотели бы узнать ваше отношение к проведенному мероприятию. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы оцениваете общее качество мероприятия?  

   (1 - Очень плохо, 5 - Отлично)  

   1 2 3 4 5

2. Как вы оценили содержание программы?  

   (1 - Очень плохо, 5 - Отлично)  

   1 2 3 4 5

3. Что вам понравилось больше всего?  

    Ответ:

4. Что, на ваш взгляд, можно улучшить?

   Ответ:

5. Как вы оцениваете организацию мероприятия?  

   (1 - Очень плохо, 5 - Отлично)  

   1 2 3 4 5

6. Порекомендуете ли вы это мероприятие другим?  

   (Да / Нет)

7. Ваши общие комментарии или предложения:  

    Ответ:

8. Ваше имя (необязательно):

    Ответ:

Благодарим вас за уделенное время!

Приложение**** Памятка

Буллинг — это форма агрессивного поведения, характеризующаяся намеренным причинением вреда, запугиванием или преследованием другого человека. Вот несколько ключевых моментов, которые помогут понять и справиться с этой проблемой:

Что такое буллинг?

- Физический буллинг: удары, толчки, порча имущества.

- Вербальный буллинг: оскорбления, насмешки, крики.

- Социальный буллинг: изоляция, распространение слухов, исключение из группы.

- Кибербуллинг: преследование через интернет, использование социальных сетей для оскорблений.

Признаки буллинга:

- Изменения в поведении жертвы (агрессия, замкнутость, страх идти в школу).

- Уменьшение интереса к прежним хобби или занятиям.

- Частые жалобы на головные боли, боли в животе и другие физические недомогания.

Что делать, если вы стали жертвой буллинга:

1. Сообщите об этом: поговорите с доверенным взрослым (родителем, учителем, психологом).

2. Не оставайтесь в одиночестве: поддержка друзей и близких важна.

3. Документируйте инциденты: записывайте факты буллинга — даты, время, места и подробности.

4. Не отвечайте на агрессию: старайтесь избежать конфликта и не провоцируйте обидчика.

Что делать, если вы стали свидетелем буллинга:

1. Не оставайтесь равнодушными: обязательно сообщите о случае взрослому, которому доверяете.

2. Поддержите жертву: будьте с ней рядом, покажите, что она не одна.

3. Не участвуйте в агрессии: не поддавайтесь давлению и не присоединяйтесь к обидчику.

Как создать безопасную среду:

- Общайтесь открыто: создавайте атмосферу доверия и поддержки.

- Обучайте пониманию и эмпатии: проводите тренинги и мероприятия, которые помогают развить навыки общения и понимания.

- Установите правила: внедряйте правила против буллинга в учебных заведениях и организациях.

Помощь и поддержка:

- Если вам нужна помощь, не стесняйтесь обращаться в специализированные организации или горячие линии, работающие с проблемами буллинга.

Помните: буллинг — это не нормальное явление, и вы не одиноки. Важно говорить об этом и искать поддержку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Буллинг в школе"

Материал для родительского собрания на тему "Буллинг в школе"...

Короткая презентация на тему "Буллинг в школе"

Презентация короткая, может быть дополнена. Дает информацию к размышлению педагогу и родителям. Может быть использована на родительском собрании....

«Профилактике явлений буллинга в школе»

Вся история человечества – это история бесконечных воин и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями.Конфликты – это часть нашей жизни. Конфликты могут сопров...

Как избежать буллинга в школе

В каждой школе есть ребёнок которого обижают, данный материал поможет решить данную проблему...

Психологическое просвещение для педагогов и воспитателей "Буллинг в школе"

Буллинг в школе - это опасно!  Психологическое просвещение педагогов и воспитателей...

Психологическое просвещение беседа для родителей "Буллинг в школе - это опасно"

Что такое буллинг в школе. Как помочь детям, оказавшимся жертвами буллинга....

Тренинг "Профилактика буллинга в подростковой среде"

В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определённые модели поведения, например, поведение «жертвы», подросток следует им всю последующу...