ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
рабочая программа по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Желонкина Александра Сергеевна

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше среднего достатком. 80 процентов детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, были психически здоровы.

Цель программы: обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.

Основные задачи программы:

1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук и использование информации в работе с педагогами и родителями.

2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи детям, и защиты их законных прав и интересов.

5. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

6. Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Уровни реализации программы:

- общая профилактика (обеспечение вовлечения всех обучающихся в жизнь школы и предупреждение их школьных трудностей и социальной дезадаптации); На этом этапе отдельных мероприятий, посвященных тематике самоубийств, нет. Все мероприятия направлены на содействие адаптации ребенка и взрослого в образовательном учреждении.

- специальная профилактика (выявление и сопровождение всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, проведение с ними работы на индивидуальном уровне)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_depres-st.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФИО педагога психолога:

Кандакова В.В.

Желонкина А.С.

2024-2025 г.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение муниципальной программы «Профилактика и коррекция депрессивных состояний у обучающихся общеобразовательных школ»:

Основной перечень федерального и регионального уровней

− Конституция РФ,

− Федеральный закон от 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,

− Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

− Письмо от № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

− Письмо Минобразования России от №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»:

− Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003г. №03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков»;

− Инструктивное письмо Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от № 01-130/07-01,

Документы учрежденческого уровня:

-план мероприятий/программа по профилактике суицидального поведения детей и подростков и по вопросам профилактики социальной дезадаптации обучающихся;

-программы воспитательной работы с классными коллективами, включающие данные направления деятельности;

-программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска.

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся. Необходимой составляющей целостной системы профилактики суицидальных рисков выступает целенаправленная педагогическая деятельность на уроках учителей-предметников (особенно учителей гуманитарного цикла), предполагающая опосредованное педагогическое воздействие на обучающихся и организация междисциплинарного взаимодействия.

Пояснительная записка

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерти. В мире по данным Всемирной Организации Здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2021), нанесение себе травм, включая самоубийства, привели в 2000г. к 814 000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст (для сравнения, в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тысяч человек). Мировой уровень завершенных суицидов составил 16 случаев на 100 тысяч населения в год. С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации.

Россия по количеству суицидов среди подростков занимает третье место в мире. В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше среднего достатком. 80 процентов детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, были психически здоровы.

Цель программы: обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.

Основные задачи программы:

1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук и использование информации в работе с педагогами и родителями.

2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи детям, и защиты их законных прав и интересов.

5. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

6. Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Уровни реализации программы:

- общая профилактика (обеспечение вовлечения всех обучающихся в жизнь школы и предупреждение их школьных трудностей и социальной дезадаптации); На этом этапе отдельных мероприятий, посвященных тематике самоубийств, нет. Все мероприятия направлены на содействие адаптации ребенка и взрослого в образовательном учреждении.

- специальная профилактика (выявление и сопровождение всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, проведение с ними работы на индивидуальном уровне)

Направления реализации программы:

- Информационно-аналитическое направление

- Диагностическое направление

- Коррекционно-развивающее направление

- Профилактическое направление

- Консультационное направление

- Просветительское направление

Планируемые результаты:

− Снижение количества учащихся с девиантным поведением.

− Высокий уровень педагогической компетентности и умение решать конфликтные ситуации.

− Исключение суицидальных попыток.

− Оптимизация взаимоотношений в детско-родительской среде.

− Сформированность у обучающихся компенсаторных механизмов поведения

Критерии механизма оценки результатов:

-системность :

реализация всех условий организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на предотвращение суицидального поведения обучающихся;

-результативность:

снижение числа суицидов и суицидальных попыток; компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

-социальная адаптивность:

снижение числа обучающихся, состоящих в группе риска; увеличение числа обучающихся, включенных в общественно-полезную деятельность; увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы);

-конструктивность:

предотвращение межличностных конфликтов, формирование конструктивных взаимоотношений, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; сформированность личностных качеств детей и подростков, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

-готовность педагогов :

владение знаниями проблемы, методами профилактической деятельности; мотивация к такой деятельности).

Основное содержание направлений реализации программы:

Направление

Задачи

Содержание

Информационно-аналитическое направление

Задача — психологическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий, в том числе и с использованием компьютерных технологий и возможностей Интернета.

  1. Постоянный мониторинг психолого-педагогического статуса каждого ученика школы;
  2. Выявление образовательных потребностей участников образовательного процесса;
  3. Систематизация психолого-педагогических материалов;
  4. Сбор, накопление, анализ и обобщение психолого-педагогической информации.

Диагностическое направление

Задача — получение своевременной и достоверной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений.

  • Диагностика особенностей личности и поведения ребенка;
  • Диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;
  • Диагностика эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи, уровень тревожности) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса;
  • Диагностика личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития.

Коррекционно-развивающее направление

Задача — обеспечение продуктивного психического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и профессионального самоопределения; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения.

  • Коррекция межличностных отношений в классах;
  • Содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников;
  • Формирование социально-поведенческих навыков;
  • Реализация специальных психолого-педагогических программ сопровождение детей, входящих в группу особого психологического внимания: «Учимся ценить жизнь!», «Здоровый образ жизни!», «Избавимся от страхов и тревоги», «Победим свои фобии», «Помоги себе сам», «Каждый друг другу психотерапевт» и др.;
  • Коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Профилактическое направление

Задача — предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи.

  • Формирование ценности жизни и здоровья;
  • Ориентирование школьников на здоровый образ жизни;
  • Пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;
  • Развитие навыков здорового образа жизни;
  • Формирование и развитие коммуникативных навыков.

Консультационное направление

Задача - оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения обучающихся.

  • Консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценности жизни и здоровья, особенностям взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • Консультирование руководителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
  • Консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.

Просветительское направление

Задача — повышение уровня психологических знаний и психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.

  1. Распространение психологических знаний;
  2. Формирование психологической культуры.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность у подростков представлений о ценностях человека и здоровом образе жизни;
  2. Повышение психологической компетентности учителей и законных представителей по вопросам преодоления трудных ситуаций (оказание поддержки ребёнка в трудной жизненной ситуации);
  3. Повышение психологической компетенции обучающихся. Помощь в овладении навыками борьбы с ситуацией стресса, разрешении ситуаций и формировании личностного выбора;

Тематический план

Наименование разделов и тем

Содержание

Кол-во часов

Форма проведения

Раздел 1. «Профилактическая работа в классных коллективах на классных часах»

1

Введение в тему «жизнестойкость».

Мини-лекция о том, что представляет собой жизнестойкость, о причинах снижения жизнестойкости и способах её повышения.

1

Групповая дискуссия

2

Ценность жизни. Факторы риска и опасности.

Дискуссия о жизненных целях и ценностях. Определение факторов риска и опасности (в том числе зависимости). Индивидуальные приемы психологической защиты и

совладающего поведения в ситуациях риска и опасности.

1

Беседа и обсуждение

диагностика

3

Практикум общения.

Самопрезентация группы. Вопросы-ответы. Предупреждение и разрешение конфликтов.

1

диагностика

беседа

4

Практикум саморегуляции.

Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу. Овладение приемами саморегуляции

1

Игровые упражнения

5

Риск - дело благородное?

Дискуссия: «Риск - дело благородное? Рискованное поведение - проявление смелости, взрослости, решительности?» Формирование понятий: неоправданный риск, минимальный риск, склонность к риску, минимизирование неизбежного риска, самосохранение, самоспасение, самопомощь.

Службы экстренной помощи (контактные телефоны).

1

Беседа диагностика

6

Жизнь по собственному выбору.

Актуализация представления о своем будущем, о своих жизненных целях. Профессия как ценность.

Формулирование целей и определение временных границ. Личностные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях. Программы защиты от стресса,

зависимости.

1

Тренинг

Итого:

6 ч.

Раздел 2. Групповые тренинговые занятия

9

Тренинг нестандартных поступков и преодоление страха

Программа групповых тренинговых занятий представляет собой систему занятий с подростками, направленную на их психолого-педагогическую поддержку в трудные жизненные периоды жизни и на психологическую подготовку к их проживанию с наименьшими личностными потерями.

Программа групповых занятий состоит из четырех блоков:

- информационного;

- тренинга нестандартных решений трудных жизненных ситуаций;

- занятий по развитию рефлексии, временной перспективы и способности к целеполаганию.

1

тренинг

10

«Я могу уверенно ответить»

1

тренинг

11

Оценка ресурсов и препятствий

1

тренинг

12

Личные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях

1

тренинг

13

Ассоциации в парах

1

Игровые упражнения

Итого:

5 ч.

Раздел 3. Классные часы

14

«Как успешно общаться и налаживать контакты?»

Информация о сущности и способах развития коммуникативных способностей, социальной активности, компетентности, решительности, способах постановки тактических, стратегических и жизненных целей.

1

Беседа

15

«Учимся принимать решения»

1

Беседа

анкетирование

16

«Мои жизненные планы»

1

Тренинг навыков отказа

17

«В чем ценность жизни?»

18

«Как успешно преодолевать трудности»

1

Тренинг

Итого:

5 ч.

Всего:

16 ч.

Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

В ходе подготовительного этапа работы педагог-психолог определяет группу подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), учащиеся без попечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности.

Основная задача индивидуальной работы с подростком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним.

Учебно-тематический план индивидуальных занятий с подростками группы риска:

1. Тема «Жизнь по собственному выбору»

2. Цель - адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме, формирование у них навыков организации здорового образа жизни, формирование личностных нравственных качеств у учащихся.

3. Задачи:

• коррекция отклонений в психическом развитии подростка (эмоциональном, мотивационном, поведенческом) на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности подростка;

• формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;

• обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни.

4. Категория участников – подростки категории «группы риска»

5. Форма проведения индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

6. Количество часов – 15

№ п/

Наименование разделов, тем

Цель занятия

1

Организационно е занятие

«Мостик дружбы».

Установление контакта с подростком, побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение у подростка уверенности в себе; изучение личностных особенностей развития

2

Кто я? Какой я?

Развитие у подростка “Я-концепции”.

3

Я и мой мир.

Овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.

4

Мои чувства и

эмоции.

Гармонизация и оптимизация развития личности подростка.

5

Мои мотивы.

Формирование жизненно важных мотивов (коммуникативных,

профессиональных, познавательных, достижения и т.д.).

6

Я и моя семья.

Гармонизация детско-родительских отношений

7

Я учусь

уверенности.

Развитие навыков самосознания, самоконтроля, саморегуляции.

8

Мои ценности в жизни.

Развитие целеполагания

9

На чём основана дружба.

Формирование навыков общения, развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров,

сознанию своих личностных качеств

10

Как найти выход из

конфликтной

ситуации.

Введение в понятие “конфликт”, осознание собственной конфликтности, получение опыта активной борьбы.

11

Стресс, что это такое?

Формирование понятия о стрессе, его причинах, способах борьбы с данным явлением;

Выработка индивидуальной психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.

12

Мои страхи.

Переход от отрицательной фазы развития личности к положительной

Как сказать нет.

Формирование стратегии преодоления трудностей и метода принятия

решений (СДР).

13

Психоактивные

Формирование объективных знаний о вредном воздействии

вещества – со

мной или без меня?

психоактивных веществ на живой организм, развитие психологического иммунитета к психоактивным веществам.

14

Мои мысли о

будущем.

Формирование позитивного представления о собственном будущем

15

Мой выбор.

Формирование самосознания подростка, личностный рост

Диагностический инструментарий для оценки суицидального риска:

Критерии

Показатели

Методики изучения

Уровень

выраженности факторов риска суицида.

Снижение «группы риска» учащихся с тенденцией к суицидальному поведению.

Выявление аутоагрессивных тенденций и факторов формирующих суицидального поведения

диагностики и коррекции эмоциональных нарушений (в том числе депрессий, включая их маскированные варианты) у детей, начиная с пятилетнего возраста.

Выявление акцентуаций

характера у подростков 14-16 лет ( обратить внимание: циклоидный , эпилептоидный, эмоционально-лабильный, истероидный)

Методика «Карта риска суицида» Л.Б. Шнейдер Информация о психическом статусе ребенка

Тест выявления суицидального риска у детей А.А Кучер,

В.Костюкевич

Методика «Нарисуй историю» Р.Сильвер

Патохаракторолический психологический опросник Личко (ПДО)

Уровень тревожности, агрессии и проявления

суицидальных наклонностей.

Формирование адекватной самооценки и освоение

эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений.

Проективная методика «Ваши суицидальные наклонности»

(З.Королева

Методика «Опасения и страхи у

детей» А.И.Захарова

Методика «Лесенка» (автор В.Г.

Щур)

Метод незаконченных

предложений

Опросник суицидального риска (ОСР)(модификация Т.Н.

Разуваевой)

Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности, ригидности фрустрации и

агрессии.

Выраженность аутоагрессии, самообвинения

Тест "Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

Опросник Басса-Дарки

Уровень

педагогической компетентности

Количество родителей,

испытывающих затруднения в вопросах воспитания детей и

Анкета для родителей «Семейное воспитание» тест для родителей

по взаимоотношениям с

родителей

выразивших желание повысить педагогическую

компетентность;

Количество семей, принявших

участие в лекториях, тренингах и т.д. для родителей.

ребенком статистические данные;

Уровень

Наличие у обучающихся знаний

Анкета по ПАВ

осведомленности

о психоактивных веществах и

обучающихся по

их употреблении.

вопросам

здорового образа

жизни и

выявления группы

риска

учащихся,употреб

ляющих ПАВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

Важнейшее направление реабилитационной работы – развитие самосознания, помощь подросткам в формировании позитивного образа Я. Представление о себе у безнадзорных детей, как правило, деформировано: им ...

Коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у детей "Управление гневом"

Программа предполагает комплексный подход к психологической коррекции агрессивного поведения у подростков 10-14 лет....

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

Важнейшее направление реабилитационной работы – развитие самосознания, помощь подросткам в формировании позитивного образа Я. Представление о себе у безнадзорных детей, как правило, деформировано: им ...

Программа профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов

Программа направлена на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания педагогов, на повышение стрессоустойчивости и снижение эмоционального напряжения....