Главные вкладки
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
статья
Каждому учителю в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. Рассмотрим же формы воздействия на ребёнка с девиантным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.1 КБ |
![]() | 184.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Каждому учителю в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать.
Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представлений молодого человека о себе.
Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей и др.
Образование подростков с отклоняющимся поведением должно быть прежде всего направлено на их воспитание. Вспомним слова швейцарского педагога конца 18-начала 19 века И. Песталоцци: «Воспитание и только воспитание-цель школы».
К примеру.
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенную роль в этом играют гуманитарные дисциплины. Русский язык и литература не являются среди них исключением. Поэтому воспитание на уроках русского языка и литературы должно органически сливаться с обучением, а учитель- проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться, особенно в общении с «трудными» подростками.
В работе с данной группой детей организацию уроков необходимо проводить по-разному: в зависимости от ситуации и от настроения этих ребят. Чаще всего предлагаю задания по выбору, опираясь на потребности и возможности ученика. Если идет работа со всем коллективом, то эти ребята выполняют задания, используя образцы, памятки и алгоритмы, так происходит непроизвольное запоминание материала.
Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением.
1.Позитивный настрой.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.
2. Доверительное взаимодействие:
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.
3. Субъективность взаимодействия.
Помочь ребенку можно тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Важно, чтобы ребенок был заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
4. Выявление причин.
Нужно найти причины отклоняющего поведения.
Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.
Типичные причины нарушения поведения:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.
5. Последовательность во взаимодействиях.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
6. Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.
7. Поощрение положительных изменений.
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.
8. Привлекательная альтернативность.
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал, негативность девиантного поведения, но и выработал формы альтернативного поведения, значимых целей.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется ему привлекательным. Однако может быть привлекательным включение его в круг подростков, имеющих схожие ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс, школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе - ценой девиации. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых "девиантных ритуалов" или способности противостоять группе по отдельным вопросам, также могут оказаться привлекательными альтернативами. Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.
9. Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.
10. Гибкость.
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
Исследование возможностей помощи, несовершеннолетним показало, что при работе с тревожными детьми с чувством вины и ощущением неадекватности, необходимо проявлять интерес к их чувствам.
В работе с несговорчивыми детьми эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Правило гибкости означает, что если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
11. Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
12. Системность.
При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.
Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.
13. Превентивность.
Важно понять, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющего поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: любви, безопасности, внимании, в самоутверждении. Важно содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.
Важно!
К сожалению, современная система образования не даёт учителю шансов на то, чтобы у его было время понять проблему девиантного ребенка, найти в себе силы и подход на её решение. Для того, чтобы правильно «проявлять незаурядное мастерство» в подаче материала, педагогу необходимо быть в ресурсе! А предлагая задания по выбору, опираясь на потребности и возможности ученика, преподаватель должен пользоваться предложенными методическими разработками.
Помощью для современного педагога могут быть следующие рекомендации по профилактике профессионального выгорания:
- Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе.
- Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должны и сам педагог, и администрация учебного заведения, где он работает. Администрация может четко распределить обязанности, продумать должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения педагогов. Важно создать благоприятные условия, обеспечить наличие современных справочных, учебных и методических материалов и пособий, техники, компьютеров и пр. Учебные помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам по уровню освещенности, температуры и пр. Кроме того, у педагогов должна быть возможность поесть, отдохнуть во время перерыва.
- Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом.
- Профессиональное развитие и самосовершенствование. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.
- Тайм-ауты. Для того, чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: прогулка после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск.
- Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.
- Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.
- Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.
- Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.
- Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.
Сейчас, для того чтобы понять, что нужно вам и только вам для поддержания силы духа, хочу предложить колоду метафорических карт «Все ответы внутри».
Что делать:
- Глубоко вдохните и протяжно выдохните воздух.
- Расслабьтесь и сосредоточьтесь на вопросе: «Как мне обрести внутреннюю гармонию?»
- Тяните карту
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : профилактика и коррекция отклоняющегося поведения подростков.
ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ: Результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры , изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением , чрезмерной занятости родителей и др.
Образование подростков с отклоняющимся поведением должно быть прежде всего направлено на их воспитание. Вспомним слова швейцарского педагога конца 18-начала 19 века И. Песталоцци: «Воспитание и только воспитание-цель школы». Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенную роль в этом играют гуманитарные дисциплины. Русский язык и литература не являются среди них исключением. Особенность этих предметов заключается в том, что они требуют не только усвоения знаний, но и выработки практических умений, которые будут нужны на протяжении всей жизни. Поэтому воспитание на уроках русского языка и литературы должно органически сливаться с обучением, а учитель- проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться, особенно в общении с «трудными» подростками. В работе с данной группой детей организацию уроков необходимо проводить по-разному: в зависимости от ситуации и от настроения этих ребят. Чаще всего предлагаю задания по выбору, опираясь на потребности и возможности ученика. Если идет работа со всем коллективом, то эти ребята выполняют задания, используя образцы, памятки и алгоритмы, так происходит непроизвольное запоминание материала.
Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением 1.Позитивный настрой . Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка. 2. Доверительное взаимодействие. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его. 3. Субъективность взаимодействия . Помочь ребенку можно тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Важно, чтобы ребенок был заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
4. Выявление причин . Нужно найти причины отклоняющего поведения. Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить Типичные причины нарушения поведения: - стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей); - действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя; - обесценивание чувства любви, добра; - стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение. 5. Последовательность во взаимодействиях . Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм. 6. Позитивность взаимодействия . Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать").
7. Поощрение положительных изменений. Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. 8. Привлекательная альтернативность . Важно, чтобы ребенок не только осознал, негативность девиантного поведения, но и выработал формы альтернативного поведения, значимых целей. Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется ему привлекательным. Однако может быть привлекательным включение его в круг подростков, имеющих схожие ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс, школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе - ценой девиации. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых " девиантных ритуалов" или способности противостоять группе по отдельным вопросам, также могут оказаться привлекательными альтернативами.
9. Разумный компромисс . Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. 10. Гибкость . Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая. Исследование возможностей помощи, несовершеннолетним показало, что при работе с тревожными детьми с чувством вины и ощущением неадекватности, необходимо проявлять интерес к их чувствам. В работе с несговорчивыми детьми эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения . Правило гибкости означает, что если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую. 11. Индивидуальный подход . Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
12. Системность. При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду. Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга. 13. Превентивность. Важно понять, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющего поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: любви, безопасности, внимании, в самоутверждении. Важно содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.
Важно! К сожалению, современная система образования не даёт учителю шансов на то, чтобы у его было время понять проблему девиантного ребенка, найти в себе силы и подход на её решение. Для того, чтобы правильно « проявлять незаурядное мастерство» в подаче материала, педагогу необходимо быть в ресурсе ! А предлагая задания по выбору, опираясь на потребности и возможности ученика, преподаватель должен пользоваться уже готовыми методическими разработками.
Помощью для современного педагога могут быть следующие рекомендации по профилактике профессионального выгорания: Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе. Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должны и сам педагог, и администрация учебного заведения, где он работает. Администрация может четко распределить обязанности, продумать должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения педагогов. Важно создать благоприятные условия, обеспечить наличие современных справочных, учебных и методических материалов и пособий, техники, компьютеров и пр. Учебные помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам по уровню освещенности, температуры и пр. Кроме того, у педагогов должна быть возможность поесть, отдохнуть во время перерыва. Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя. Тайм-ауты. Для того, чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: прогулка после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск.
6. Спорт , фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия. 7. Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом. 8. Хобби . Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше. 9. Баня . Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться. 10. Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии , важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.
Сейчас, для того чтобы понять, что нужно ВАМ, И ТОЛЬКО ВАМ для поддержания силы духа, хочу предложить колоду метафорических карт «Все ответы внутри». Что делать: 1. Глубоко вдохните и протяжно выдохните воздух 2. Р асслабьтесь и сосредоточьтесь на вопросе: «Как мне обрести внутреннюю гармонию?» 3 Тяните карту
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"
в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения
Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...
Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения
В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения
Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения...

Работа с детьми девиантного поведения.- статья
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...

Работа с детьми девиантного поведения.- статья
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"
Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....