Психологическое сопровождение выпускных классов.
материал по психологии

Наталья Сергеевна Астахова

Психологическое сопровождение выпускных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vypuskniki.docx124.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Психологическая подготовка

к сдаче ЕГЭ и ОГЭ


Оглавление

Информационная карта программы 3

Пояснительная записка 4

Адресаты программы 4

Сроки реализации программы 4

Условия обучения 4

Содержание программы 4

Материально-техническое обеспечение 5

Критерии оценки эффективности 5

Предполагаемые результаты 5

Список использованной литературы 7

Приложение 8


Информационная карта программы

Полное название программы

Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ

Тип программы

Психологический тренинг

Категории обучающихся

Учащиеся средней общеобразовательной школы в возрасте 15 – 17 лет

Цель программы

Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ

Объем времени

10 часов

Режим занятий

1 – 2 часов в неделю

Направление деятельности, специфика программы

Социально-профилактическое направление; снижение негативного влияния стрессовой ситуации, вызванной ЕГЭ и ОГЭ

Краткое содержание программы

Занятие первое. Введение в работу.

Занятие второе. А что я получу?

Занятие третье. Учимся справляться со стрессом

Занятие четвертое. Я на экзамене

Занятие пятое. Я все могу!

Семинар для родителей

Семинар для учителей

Авторы программы

Наговицына Е.И.

Руководитель программы

Наговицына Е.И.

Название проводящей организации

МБУ «Молодежный центр», отдел социально-профилактической работы

Адрес организации

УР, г. Глазов, ул. Кирова, 71 б

Телефон, факс, электронная почта

(341 41) 5-16-76

Место реализации программы

УР, г. Глазов, ул. Кирова, 71 б

География участников программы

Город Глазов

Сроки реализации программы

Январь – май 2017 г.


Пояснительная записка

Основной формой государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в Российской Федерации с 2009 г. для выпускников школ является единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ как форма контроля позволяет объективно оценить знания учащихся, существенно снизить психологическую нагрузку и поступать в любые вузы России независимо от места жительства. Содержание единого государственного экзамена охватывает практически весь объем учебного материала, в сравнении с традиционным экзаменом, когда ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.). Все вышесказанное актуализирует проблему успешной подготовки и прохождения выпускниками школ процедуры ЕГЭ. Стоит отметить, что ЕГЭ как форма экзамена, появившаяся сравнительно недавно, является для выпускников непривычной, пугающей и вызывает определенные трудности.

Особую обеспокоенность психологов вызывает процесс формирования тревожных состояний у школьников при подготовке и сдачи ЕГЭ. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивость. Высокий уровень тревоги, может приводить к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил остается на учебную деятельность. Если раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что во многом способствовало снижению тревоги при поступлении в институт, то сейчас единый государственный экзамен – это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что способствует повышению уровня тревоги учащихся.

Необходимость исследования проблемы экзаменационной тревожности и факторов, на нее влияющих, обусловлена важностью эффективного обучения в современном обществе. Согласно данным, полученным Е.В. Щербатых, 75% российских учащихся в условиях экзаменационного стресса имеют высокий уровень ситуационной тревожности, 8,6% — сверхвысокий, 16,4% — средний.

С целью оказания психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ могут организовываться тренинговые занятия. По мнению Е.Ю. Шрагиной, оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к экзамену являются психолого-педагогические занятия с элементами тренинга. На этих занятиях не просто происходит обучение технологиям, а формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. В работе могут использоваться разнообразные формы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки в специальных упражнениях.

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ как форма экзамена появились сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования, ужесточатся формы контроля. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Разработанная нами программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ и ОГЭ. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Практическая значимость данной программы определяется тем, что справившись с негативными влияниями стресса, выпускники смогут в большей степени сконцентрироваться на самих экзаменационных заданиях и, тем самым, повысить качество выполнения этих заданий.

Цель: обучение старшеклассников способам снятия тревожности и психологического напряжения, возникающего во время стрессовых ситуаций, таких как сдача экзаменов, а так же обучение техникам концентрации внимания.

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

Адресаты программы: учащиеся школ города 15-18 лет. В дальнейшем, при положительных результатах программы, планируется выезд в школы Глазовского района и близлежащих районов.

Сроки реализации программы: январь 2017 г. – май 2017 г.

Условия обучения: в свободное время, на добровольной основе, бесплатно. Организуются группы от 8 до 12 человек, учащиеся одной параллели (9, 10, 11 класс); переход человека из одной группы в другую нежелателен. Длительность каждого занятия 45 – 60 мин.

Каждое занятие проводится раз в неделю. Параллельно (в разные дни недели) можно вести несколько групп.

Содержание программы:

Этап

Содержание

Сроки

Подготовительный этап.

Подбор участников:

  • реклама в школах города и СМИ предстоящей работы;
  • сотрудничество с директорами и классными руководителями школ;
  • формирование групп.

Январь – февраль 2017 г.

Основной этап.

Проведение тренингов и семинаров.

  1. Введение в работу.

Цели для психолога: познакомиться с группой; сделать выводы о настрое группы на работу; узнать цели прихода детей на занятия; определить основные направления работы.

Цели для группы: познакомиться с психологом; определить для себя основные направления работы: выявить проблемные вопросы; эмоциональная разрядка.

  1. А что я получу?

Цели: Определение своих целей и перспектив

  1. Учимся справляться со стрессом

Цели: Освоение навыков самостоятельного снижения негативного влияния стресса

  1. Я на экзамене

Цели: моделирование ситуации экзамена, овладение способов снижения влияния стрессовой ситуации

  1. Я все могу!

Цели: закрепление полученных навыков, подведение итогов

  1. Семинар для родителей

Цель: повышение эффективности межличностного взаимодействия.

  1. Семинар для учителей

Цель: повышение эффективности межличностного взаимодействия.

Март – апрель 2017 г

Завершающий этап.

Подведение итогов проведенной программы.

Май 2017 г.

Подробное описание всех занятий представлено в приложении 1.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Доска/ватман для записей;
  2. блокноты/тетради и ручки по количеству участников;
  3. бейджики по количеству участников;
  4. фломастеры, маркеры;
  5. аппаратура (колонки и ноутбук/компьютер, проектор, экран);
  6. мягкая игрушка/мячик;
  7. коврики для йоги.

Критерии оценки эффективности:

  1. Снижение показателей по Шкале психологического стресса psm-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Приложение 2)
  2. Увеличение своего положения на шкале уверенности в себе (Приложение 3)

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение сопротивляемости стрессу.
  2. Развитие уверенности в себе.
  3. Развитие коммуникативной компетентности.
  4. Развитие навыков самоконтроля.
  5. Осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.


Список использованной литературы:

  1. Игонин А.С., Голубев А.Н., Сураев С.П. Проект: «Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ». URL: 12. 12. 2014.
  2. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников) // Школьный психолог. 2008. № 9.
  3. Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога). Казань: РИО ГМЦ, 2011. С. 6.
  4. Рубштейн Н. Тренинг управления эмоциями. 42 простых упражнения, которые научать вас справляться с ревностью, обидой или страхом. И радоваться жизни! / Нина Рубштейн. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с. – (Психология. Ваш персональный тренер)
  5. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
  6. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. — (Психолог в школе)
  7. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Дис. д-ра биол. н. Воронеж, 2001. С. 32.
  8. А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс] – режим доступа
  9. Методика диагностики уверенности в себе Райдаса [Электронный ресурс] – режим доступа

Приложение 1

Групповые занятия

Перед началом работы, всем желающим поучаствовать в программе, предлагается пройти методику «Шкала психологического стресса psm-25 Лемура-Тесье-Филлиона» и школу уверенности. Если с одной параллели или с одной школы не набирается отдельная группа, то группы формируются в зависимости от результатов методики.

Занятие первое. Введение в работу.

Цели для психолога: познакомиться с группой; сделать выводы о настрое группы на работу; узнать цели прихода детей на занятия; определить основные направления работы.

Цели для группы: познакомиться с психологом; определить для себя основные направления работы: выявить проблемные вопросы; эмоциональная разрядка.

Необходимые материалы: Доска/ватман для записей, блокноты/тетради и ручки по количеству участников, бейджики по количеству участников, фломастеры, аппаратура (колонки и ноутбук/компьютер)

Упр.1. Знакомство.

Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому мы должны познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге у нас есть прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Вам дается 30 секунд для того, чтобы выбрать себе игровое имя и написать его на бейдже. Остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: каждый, по очереди, надевает бейдж, называет свое имя и объясняет, чем оно ему нравится. Все хором повторяют за ним его имя».

Упр. 2. «Взаимные презентации»

А) Участники разбиваются на пары. Дается 10 минут на то, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее — ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Предполагаемые вопросы:

  • что я жду от работы в тренинге?
  • что я ценю в самом себе?
  • предмет моей гордости?
  • что я умею делать лучше всего?
  • что вас объединяет с вашим партнером?

Затем каждый участник представляет своего партнера группе.

Б) Один их членов пары сидит на стуле, второй стоит за его спиной, положив руки ему на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем партнера. В течение 1 минуты он говорит, играя роль своего сидящего партнера. После этого любой член группы может задать вопросы, адресованные тому, кто сидит, но отвечать на них будет тот, кто делал презентацию, за своего партнера. Например:

  • какие качества ты наиболее ценишь в людях?
  • что ты считаешь самым отвратительным?
  • есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь?
  • назови свое заветное желание?
  • чего бы тебе хотелось достичь в жизни?

Категорию вопросов может устанавливать тренер в зависимости от темы тренинга.

Упражнение заканчивается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание 3 аспектам:

  • способности учитывать время при презентации
  • способности верно и сжато передать полученную информацию
  • способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Вопросы к сидящему партнеру:

  • Что ты чувствовал, когда твой партнер говорил от твоего имени?
  • Удалось ли верно изложить сведения о тебе?
  • Получилось ли стать твоим двойником?
  • Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Упр. 3. «Приветствие на сегодняшний день»

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упр. 4. «Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Упр.5. Презентация темы.

Психолог рассказывает участникам о том, для чего все здесь сегодня собрались, объясняет, что занятия эти направленны на решение возникающих вопросов и ни в коем случае не будут оцениваться. Обговариваются правила работы в группе. Психолог отвечает на возникающие вопросы.

Упр.6. Разминка «Моя минута»

Цель упражнения: диагностика работоспособности группы

Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека.

Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда "Закончили!" Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.

Упр.7. Информирование

Доска/ватман делится вертикально пополам. На первой половине вместе с участниками записываем все страхи, трудности, сомнения, которые беспокоят их в ЕГЭ. Вторая сторона пока остается пустой. Далее идет обсуждение и проигрывание каждого пункта, обговаривание волнующих деталей и записывание напротив решение проблемы, выведенное вместе с группой. 20-25 мин

Рефлексия: смогли ли вы иначе посмотреть на возникающие проблемы?

Что стоит сделать, если проблема возникнет снова?

Какие положительные стороны есть в ЕГЭ?

Упр.8. Разрядка

Упражнение «Паровозики».

Цель: физическая и эмоциональная разгрузка, а также предоставление возможности участникам группы почувствовать наиболее эмоционально комфортное положение для себя.

Группа делится на тройки. Участникам предлагается положить руки на талию впереди стоящего человека. Первый изображает паровоз, как в детской игре («чух-чух-чух...»). Остальные участники молчат. Все команды передаются через руки. Первым в тройке стоит «паровоз», он абсолютно пассивен и едет туда, куда его направят. Второй участник, находящийся в середине тройки, - «пассажир» - едет себе, глядит в окно, думает о своем, повлиять на движение он не может, но и опасность ему никакая не грозит. Третий участник, стоящий последним, - «машинист». Он отвечает за все: за то, чтобы состав двигался, не врезался и не столкнулся с другими составами, чтобы пассажиру было комфортно путешествовать. На речевые команды «паровоз» не реагирует. Попытки врезаться в другие «паровозы» пресекаются. Движение продолжается две-три минуты. Затем ведущий просит тройки перестроиться: «пассажир» становится «паровозом», а «паровоз» - «машинистом».

Во время упражнения играет веселая музыка.

Окончание занятия

Каждый участник делится своим мнением о прошедшем занятии. Говорит свои замечания, пожелания. Психолог благодарит группу за работу.

Занятие второе. А что я получу?

Цели: Определение своих целей и перспектив

Материалы: Ватман/доска, маркеры

1 упр. «Самый, самый»

Тот, у кого в руках находится игрушка, должен себя похвалить «Я самый…»

Упражнение "Посылка"

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников <отправляет посылку>, легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

Упражнение "Пересядьте те, кто..."

Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.

Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

После выполнения упражнения можно спросить у участников:

- Как вы себя чувствуете?

- Как ваше настроение?

- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?

Упражнение разминки "Внимательные слушатели"

Если в процессе группового психологического тренинга участники начинают проявлять рассеянность, невнимательны к словам ведущего и других участников, можно провести упражнение на повышение концентрации внимания.

Ведущий предлагает участникам "немного передохнуть" и проверить своё внимание. Для этого ведущий зачитывает отрывок текста. Как только в произносимом тексте встречается буква "ж", участники должны поднять руку.

Например можно взять отрывок из "Анны Карениной":

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета»

Ведущий при чтении своими манерами может провоцировать участников на ложно поднятие руки, небольшими кивками или интонациями как бы намекая на наличие буквы "ж" в тех местах, где её на самом деле нет.

2 упр. «Как я учусь» (презентация темы)

Ватман/доска делиться на две части. На одной половине записывается то, как ученики готовятся к сдаче ЕГЭ, на второй – что они хотят получить от ЕГЭ.

Рефлексия: обсуждается то, что записали. Соответствуют ли их действия желаниям? Нужно ли что-то менять, если да, то что?

3 упр. «Стул»

Вызывается один доброволец. Остальные встают парами, держась за руки. Пары встают в колонну друг за другом. В начале колонны встает доброволец, в конце – стул (можно на стул поставить табличку с надписью «5» или «ЕГЭ сдан»). Добровольцу предлагается дойти до «цели» (стула). Задача остальных участников пропустить или не пропустить добровольца.

Рефлексия: что ты сделал, чтобы дойти до цели? Что тебе мешало? Что бы ты мог сделать, но не сделал? Вопрос остальным участникам: почему вы пропустили или не пропустили?

4 упр. «А что я получу?»

Вывешиваются три ватмана. На каждом написаны баллы. На первом ватмане написан минимум, на втором – средний балл, на третьем – самый высокий. По очереди на каждом ватмане вместе с детьми записываем то, что они должны сделать, чтобы получить эти баллы.

Рефлексия: так ли трудно получить высокий балл? Ваши усилия соответствуют этим баллам? Что вы можете изменить в себе, в своих действиях, чтобы получить высокий балл?

5 упр. "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Во время упражнения тихим фоном играет спокойная, расслабляющая музыка.

Д/з: ответы на вопросы методики, определяющей аудиалов, визуалов и кинестетов

Занятие третье. Учимся справляться со стрессом

Цели: Освоение навыков самостоятельного снижения негативного влияния стресса

Материалы: анкеты на определение ведущего канала восприятия, 3 листа А4, маркеры, гимнастические коврики

Упражнение разминки «Радужный самолётик»

Упражнение предназначено для создания в группе доброй, благожелательной атмосферы в начале тренингового дня. Можно использовать во второй и последующие дни тренинга.

В процессе подготовки к тренингу ведущий изготавливает "радужный самолётик". Для этого он берёт лист бумаги, покрывает его с двух сторон всеми цветами радуги: красным, оранжевым, желтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым. Для этого лучше использовать цветные карандаши. "Мокрые" краски (акварель, гуашь, фломастеры, маркеры) могут утяжелить и деформировать бумагу. Когда лист разукрашен, из него делается бумажный самолётик. Желательно сразу проверить его лётные качества. Может быть, потребуется что-то изменить или сделать заново.

В начале тренинга ведущий оговаривает условия упражнения. Надо бросать друг другу этот "радужный самолётик". Тот, кто пустил самолётик, тому, кто поймал, даёт пожелание. Необходимо, чтобы в этом пожелании было ровно семь слов (предлоги, союзы, частицы учитываются), а также, чтобы не было повторений с предыдущими пожеланиями. Примеры: "Я тебе желаю, Миша, быть веселым, активным!", "Маша! Желаю того, что сама себе желаешь!".

Может случиться так, что отправитель и получатель - одно и то же лицо (самолётик так полетел). В этом случае участник говорит пожелание сам себе и повторяет бросок. Ведущий даже может подначить участников: "А может кто-нибудь сам себе отправить самолётик?"

Фоном играет спокойная музыка.

Упражнение разминки "Экстрасенс"

Упражнение пригодится для разминки в процессе группового тренинга, продолжающегося несколько дней (начиная с третьего, четвёртого дня). Оно позволяет настроить участников на дальнейшую работу, активизировать знания друг о друге, полученные в предыдущие дни,

В шутливом ключе ведущий предлагает участникам "поупражняться в экстрасенсорных способностях". Для этого каждый участник по очереди должен:

а) расслабиться, откинувшись в своём кресле или на своём стуле;

б) закрыть глаза;

в) сосчитать про себя до семи;

г) во время счёта попробовать вызвать образ кого-либо из участников и угадать его состояние;

д) по окончании счёта огласить своё суждение, не называя имён и не указывая на кого-то конкретно.

Ведущий делает разъяснение, сообщая, что суждение может быть обо всём: о психическом состоянии кого-то из присутствующих, о его мыслях, настроении что-то сделать или не сделать. Ведущий первым показывает пример. Он закрывает глаза, считает про себя до семи, потом открывает глаза и говорит что-то вроде следующего:

- Мне показалось, что у кого-то из участников сейчас сильно болит зуб.

- Мне было видение, что сразу двое участников тренинга не выспались, им очень хочется зевнуть.

- Как мне кажется, кому-то сейчас очень хочется курить.

- Я думаю, у одного из нас дома осталась голодная кошка, и он об этом переживает.

Если упражнение очень понравилось участникам, его можно повторить и на следующий день.

Фоном играет спокойная музыка.

2 упр. Презентация темы.

Тренер рассказывает участкам о визуалах, аудиалах и кинестетов. Рассказывается о способах снятия стресса в зависимости от ведущего канала восприятия.

3 упр. «Что поможет мне»

Дети делятся на три группы по результатам анкет. Каждой группе дается ватман и маркеры. Участники каждой группы пишут на ватмане свои способы снятия стресса.

Далее всей группой выбираем из каждого списка по одному варианту и проигрываем.

Рефлексия: какой способ снятия напряжения вы используйте чаще всего? Насколько важно уметь справляться со стрессом?

Практические упражнения. Учимся справляться со стрессом

Фоном играет спокойная музыка, на экране листаются красивые картинки.

Гимнастика против стресса.

1. Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.

2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.

3. Обхват ног. Сядьте прямо на стул без колес. Прижмите ноги к себе так, чтобы пальцы ног находились на краю стула, а подбородок находился между коленями. Обхватите руками ноги и очень сильно прижмите к себе. В таком положении нужно пробыть около десяти секунд, а потом резко ослабить хватку. Повторите это упражнение 5 раз. Такое упражнение позволит расслабить мышцы спины и плеч. Упражнение рекомендуется делать утром после тяжелой ночи или долгого сна, если Вы чувствуете слабость в мышцах. Для хорошего и крепкого сна рекомендуем прочитать статью о том, как выбрать матрас для сна и здоровья.

4. Поза ребенка. Сядьте на пятки и чуть-чуть разведите колени в стороны. Во время глубокого вдоха поднимите руки вверх и немного потянитесь. Далее уже на выдохе положите руки сначала на колени, а потом на пол перед собой как можно дальше и задержитесь в таком положении секунд 30. Старайтесь дышать в такой позе глубоко и ровно. Вернитесь в исходное положение, повторите это упражнение раз 5.

Дыхательная гимнастика.

1. Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

2. «Дыхание» животом. Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

3. Вдох и выдох через разные ноздри. Примите расслабляющую для Вас позу и закройте глаза. Это упражнение очень простое. Заткните пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Потом держите закрытой правую ноздрю и сделайте вдох через левую ноздрю. Сделав вдох через левую ноздрю, выдох сделайте через правую ноздрю, закрыв при этом левую ноздрю. Повторите данное упражнение несколько раз. Не рекомендуется делать это упражнение перед сном.

Релаксационные упражнения

Большинство людей привыкло к психическому и мышечному напряжению, воспринимают его как естественное состояние, не замечают его вредных последствий. Освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз.

Цель упражнения - полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и повышает душевное равновесие. Психическая саморелаксация может вызвать состояние “идейной пустоты”: минутное отрешение от окружающего мира, которое даёт необходимый отдых мозгу.

Исходное положение: лёжа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развёрнуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

Упражнение 1

Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.

Упражнение 2

Внимательно следите за своим дыханием, за тем как воздух проходит через нос. Попробуйте заметить, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своём дыхании несколько минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

Упражнение 3

Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Упражнение 4

Напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бёдер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряжённое состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Упражнение 5

Понаблюдайте за окружающими звуками. Старайтесь воспринимать физическую сторону звука: там звук, здесь звук. Попробуйте не придавать звукам какого-то особенного значения. Если рядом говорит кто-то, попробуйте представить себя животным, не понимающим человеческой речи. Понаблюдайте за своими мыслям. Попробуйте и к своим мыслям отнестись как к ничему не обязывающему, постороннему явлению.

Упражнение 6

Мысленно “пробегитесь” по всем мышцам тела - не осталось ли где-нибудь малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись. Дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию. У вас возникает ощущение внутреннего спокойствия.

Выход из упражнений

Когда почувствуете себя достаточно отдохнувшим, полным сил и энергии, откройте глаза, зажмурьте их несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь как после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

Занятие четвертое. Я на экзамене

Цели: моделирование ситуации экзамена, овладение способов снижения влияния стрессовой ситуации

Материалы: мягкая игрушка, листы с заданиями, гимнастические коврики.

Упражнение разминки «Я хочу больше всех»

Упражнение разминки для программы группового психологического тренинга.

Участники в свободном порядке соревнуются в своих желаниях: кто сможет загадать желание самое крутое. Оценка "крутости" - коллективная.

Упражнение разминки «Парафраз по кругу»

Разминка участников группового тренинга. Полезно в том числе для того, чтобы разговорить "молчунов" и развить навыки слушания.

Ведущий объясняет условия упражнения: он начинает, делая короткое сообщение (это может быть короткое фактическое сообщение, например из "жизни" тренинговой группы, цитата из СМИ, просто какое-то жизненное наблюдение, может быть с психологическим уклоном). Следующий по кругу участник повторяет за ведущим, начиная слова так: "Оксана сказала, что..." Его задача - пересказать сообщение и немного приврать, то есть пересказать то, что на самом деле не говорилось.

Следующий участник повторяет уже слова своего предшественника. Аналогично он должен и повторить, и приврать. Все остальные участники следят за тем, чтобы:

а) не было полной отсебятины,

б) было немного вранья, и это враньё должно быть новым, оригинальным,

в) пересказывалось только сообщение предшественника, а не предшественников предшественника.

Если участник не справился, его просят повторить попытку.

1 упр. «Самое трудное»

Ведущий показывает детям игрушку и предлагает следующее задание: «Тот, у кого в руках игрушка, должен продолжить фразу: “самое трудное на экзамене – это…” – и бросить игрушку любому другому человеку. Нельзя бросать игрушку одному и тому же человеку больше одного раза.

2 упр. «Я на экзамене»

Участникам раздаются листки с заданиями и ручки. Задания могут быть разнообразные, от детских загадок, до вариантов ЕГЭ. Участники должны за определенный промежуток времени (3 мин) выполнить как можно больше заданий.

Рефлексия: что было самым трудным при выполнении задания? Что вы чувствовали, когда выполняли задания?

3 упр. Аутотренинг

Сегодня мы с вами попробуем научиться нескольким методам, которые помогут справиться со стрессом на самом экзамене. Один из таких методов – это аутотренинг.

Правила составления формулы аутотренинга:

  • Все утверждения должны быть составлены в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.
  • Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться, стараться»

Пример: Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен.

Далее участникам предлагается самим составить утверждения, в это время играем спокойная музыка

4 упр. «Состояние тревоги и покоя»

Участникам предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу и стресс. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как дети ощущают себя в ситуации тревоги. Фоном играет тревожная музыка.

Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой дети чувствуют себя спокойной, уверенно. Снова следует обратить внимание на самочувствие. Фоном играет спокойная музыка и продолжается во время рефлексии.

Рефлексия: Что вы чувствовали? Как изменялось ваше физическое состояние?

5 упр. Релаксация

Фоном играет спокойная музыка.

Мы уже пробовали с вами методы релаксации. Давайте же сейчас повторим эти методы и попробуем новые, которые помогут вам за короткое время привести себя в состояние спокойствия.

Мышечная релаксация. Закройте глаза. Сожмите руки в кулаках как можно сильнее и подержите их в таком состоянии пару секунд. Затем расслабьте их, и представьте, как напряжение покидает ваши руки, как теплеют руки, как они становятся легкими. Представьте, как напряжение покидает все ваше тело, как мысли становятся связными и понятными. Открывайте глаза и продолжайте работу

Дыхательная релаксация. Примите удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Дышите животом и считайте про себя от 11 до 14. На четыре счета (11, 12, 13, 14) делаем глубокий вдох, на четы счета (11-14) задерживаем дыхание и на четыре счета выдыхаем. Можно повторить 2-4 раза.

Медитация. Выберите предмет. В течении определенного времени (не более 5 мин) сосредоточить все свое внимание на это предмете. Старайтесь не отвлекаться на все остальное. Только этот предмет.

Рефлексия: Изменилось ли ваше состояние? Что именно вы чувствовали при выполнении упражнений? Какой из способов снятия тревоги вам больше всего подходит?

6 упр. Антистрессовая техника "Словесный натюрморт"

Кроме релаксации существует еще множество способов справиться со стрессом, предлагаю сейчас попробовать еще одну методику. Техника направлена на восстановление самоконтроля в стрессовой ситуации.

Содержание

Данная техника сама по себе не избавит вас от стрессовой ситуации. Сама по себе она даже не поможет снять стрессовое состояние. Предназначение техники - вернуть себе утерянный самоконтроль в состоянии стресса.
Для стресса обычно характерно возбужденное состояние, которое при этом может сочетаться с переутомлением. Длительный стресс приводит к тому, что человек как бы становится другим:

  • на одни раздражители реагирует слишком бурно, на другие вообще не реагирует;
  • интеллектуальные способности могут не пострадать (а даже обостриться), но способности разума меняются в худшую сторону: человек хуже рефлексирует себя и ситуацию, теряется способность к объективности, происходит тяга к привычному и понятному, резко снижается критичность;
  • происходит как бы отчуждение собственных мыслей (возникает ощущение, будто в голове играет "радио" или включен некий "магнитофон", из которого выскакивают те или иные слова).

Человек - существо разумное, и для самоконтроля ему необходимо контролировать (да, тавтология) в первую очередь собственный внутренний голос, не допуская того, чтобы мысли в буквальном смысле слова путались.

Для этого можно освоить данную технику, которую и применять в экстренных ситуациях.

Все просто. Надо просто взять лист бумаги (открыть блокнот или ежедневник на чистой странице, создать новый текстовый файл на компьютере) и написать ОДНО предложение. В этом предложении описывается что-то мелкое, бытовое - одним словом, натюрморт. Напомним, что "натюрморт" происходит от французского "nature morte" - "мертвая природа". Обычно под натюрмортом подразумевается картина, на которой изображены какие-то неживые предметы: ваза с цветами, корзинка с яблоками, кучка орешков и т.д. Вот и вы должны в своем предложении описать подобную картину. Только описать словами. Поэтому техника и называется "Словесный натюрморт".

Почему одно предложение? Это на самом деле важно. Когда "мысли путаются", это в первую очередь приводит к тому, что внутренняя речь человека сводится к коротким, при этом плохо связанным друг с другом коротким предложениям. Составив длинное, развернутое предложение, вы докажете самому себе, что можете размышлять еще цепко, грамотно, вдумчиво.

В своих словесных натюрмортах вы можете описывать как то, что находится перед глазами, так и то, о чем просто приятно вспомнить. Описывать насущное проще, зато описание приятного имеет еще некоторый успокаивающий заряд.

В натюрморте не должно присутствовать человека: ни вас, ни родственников, ни знакомых. Даже не стоит начинать натюрморт словами: "Я вижу...", "Мне представляется..." Натюрморт должен быть сугубо ОПИСАТЕЛЬНЫМ.

Примеры таких словесных натюрмортов:

- На столе стоит черная пластмассовая подставка для ручек: синих, красных, черных, а также для карандашей.

- На стоянке стоит машина веселенького розового цвета, сзади грязная, а сзади чистая, с тонированными стеклами и литыми дисками.

- У самой воды на песке лежит большой плоский черный камень, похожий на большой кусок шоколада, неровно отломанный от плитки, мокрый и скользкий, но с солнечной стороны сухой и зеленый.

- Ровная гладь озера, в которой отражается солнце и облака, деревья и кустарники, цветы и камни, похожая на большое, просто огромное зеркало, в которое смотрится небо.

Далее участникам раздаются листочки и ручки и предлагается записать несколько таких предложений, в это время играет спокойная музыка.

Рефлексия всего тренинга: На сколько важно умение справляться со стрессом и тревогой на экзамене? Какое из упражнений вам подходит больше всего?

Занятие пятое. Я все могу!

Цели: закрепление полученных навыков, подведение итогов

Материалы: листы с таблицами, ручки, ватман, маркеры, листы с силуэтами ангелочков.

1 упр. Разминка «Ассоциация»

Участникам по кругу предлагается продолжить фразу: «если бы ваше настроение было похоже на животное, то это было бы…». Фоном играет веселая музыка.

Упражнение разминки «Новости информагентств»

Упражнение разминки позволит участникам группового психологического тренинга немного пройтись по залу и проявить остроумие.

Фоном играет веселая музыка, на экране забавные, веселые картинки.

Ведущий предлагает участникам встать со своих кресел и "немного размяться". Перед участниками ставится задача: каждый должен придумать какую-нибудь забавную вымышленную "новость". Ведущий приводит примеры:

- "Вы слышали, что зима заканчивается весной?"

- "Вы слышали новость? Оказывается важно не только то, что ты говоришь, но и как это говоришь".

- "Вы слышали новость, что в этом зале в углу на полу лежит пустой стаканчик?"

После того, как участники в уме придумали свои "новости", они ходят по залу и друг другу на ухо шепчут эти "новости". По ходу игры можно придумывать новые "новости", можно из двух новостей составлять одну. За один раз одному человеку можно передать только одну "новость".

В конце, когда участники расселись на свои места, ведущий проводит опрос: какие новости показались самыми забавными?

2 упр. «Мои ресурсы»

Участникам раздаются лист бумаги и ручка. Лист разделен на два столбика. Первый столбик называется «чем я могу похвастаться». Участники записывают свои положительные характеристики и свои успехи. Второй столбик называется «как мне это поможет». Здесь участники пишут напротив каждого качества то, как это качество может пригодиться на экзамене.

Рефлексия: желающие озвучивают результаты. Трудно ли было заполнять столбики? Много у вас ресурсов для сдачи экзамена? Как их использовать?

3 упр. «Уверенность»

Участникам предлагается продолжить фразу: «уверенность для меня – это…»

4 упр. «Успех на экзамене»

На листе ватмана составляется таблица

От меня

От учителя

От родителей

От случая

На сколько процентов?

Что именно зависит?

Вместе с группой заполняем таблицу.

Рефлексия: обсуждение результатов.

5 упр. Релаксация

Понимание, что не все зависит от вас, может кого-то успокоить, а кого-то наоборот, еще больше заставить переживать.

Давайте вместе с вами еще раз вспомним способы снятия напряжения.

Проигрываем те способы снятия напряжения, которые пожелают повторить участники.

Фоном играет спокойная музыка и продолжается до конца занятия.

6 упр. «Я все смогу! И ты все сможешь!»

На подготовленных листочках участники пишут друг другу пожелания, передавая листок по кругу. Затем, когда листочки дойдут до хозяев, каждый участник продолжает фразу «Я все смогу, потому что я…»

Рефлексия всех занятий «Клубочек»

Передаем по кругу клубок ниток, наматывая чуть-чуть себе. При этом говорим группе, что понравилось, что не понравилось за время проведения занятий? Что хотелось бы сказать группе и организаторам?

Затем отрезаем намотанный кусочек веревочки и оставляем себе, как талисман, символ успешной сдачи экзамена.

Когда участники закончили обсуждение и начинаются расходиться, включается веселая музыка для поднятия настроения.

Семинар для родителей.

Цель: повышение эффективности межличностного взаимодействия.

Упр. 1. Я на экзамене

Участникам предлагается попробовать решить несколько заданий из ЕГЭ, но в разных условиях.

  1. Участникам раздаются демонстрационные варианты, которые решают дети для ознакомления. Дается время (5 мин) для решения нескольких заданий.
  2. Так же решаются задания, но перед решением им говорится о том, насколько это важно хорошо сдать ЕГЭ, как надо к нему готовиться, что от него зависит и т.п.
  3. Все повторяется, но перед решением участников настраивают на успех, говоря слова поддержки.

Упражнение длится на протяжении всего семинара, обсуждается каждый этап, просматриваются положительные и отрицательные стороны каждого их предложенных вариантов поведения. В конце проводится рефлексия.

Рекомендации для родителей:

  1. Самое главное – счастье и здоровье вашего ребенка, а экзамен – лишь одно из испытаний на его жизненном пути, которое, в случае чего, можно пройти снова.
  2. Ваш ребенок учился 11 (9) лет в школе, лишний час сидения за уроками большой пользы не принесет, а вот лишний час сна придаст ему сил и поможет сконцентрироваться.
  3. Ваш ребенок знает и понимает, на сколько важен для него экзамен, не стоит каждый раз напоминать ему об этом. Своими назиданиями вы только пугайте своего ребенка.
  4. Когда ваш сын или дочь отдыхали в последний раз? Школа – урока, дома – уроки! Пригласите его прогуляться, сходить в кино, повидаться с друзьями. От перегрузок организм только страдает. Нужно уметь отдыхать!
  5. Вы волнуйтесь? Это естественно. Но зачем же передавать свое волнение ребенку? Будьте спокойны, но внимательны. Излишний контроль и внимание так же плохи, как и холодность с вашей стороны. Не в падайте в крайности.
  6. Самое главное – любите своего ребенка, он у вас молодец, он у вас самый лучший.

Семинар для учителей.

Цель: повышение эффективности межличностного взаимодействия.

Упр. 1. Я на экзамене

Участникам предлагается попробовать решить несколько заданий из ЕГЭ, но в разных условиях.

  1. Участникам раздаются демонстрационные варианты, которые решают дети для ознакомления. Дается время (5 мин) для решения нескольких заданий.
  2. Так же решаются задания, но перед решением им говорится о том, насколько это важно хорошо сдать ЕГЭ, как надо к нему готовиться, что от него зависит и т.п.
  3. Все повторяется, но перед решением участников настраивают на успех, говоря слова поддержки.

Упражнение длится на протяжении всего семинара, обсуждается каждый этап, просматриваются положительные и отрицательные стороны каждого их предложенных вариантов поведения. В конце проводится рефлексия.

Рекомендации для учителей:

  1. Запомните, ваши слова очень сильно влияют на самочувствие ребенка. Постарайтесь исключить из своей речи негативные высказывания («не сдашь», «мало готовишься», «ничего не делаешь» и т.д.).
  2. Настраивайте своих учеников на то, что они все знают. Они прошли большой путь и знания есть в их голове, ими нужно только воспользоваться.
  3. Очень много времени ребенок тратит на волнение. Чем меньше он переживает, тем скорее он сможет сосредоточиться и начать выполнять задания.
  4. Постарайтесь концентрировать внимание ребенка именно на слабых местах в его знаниях, а не на его слабости в целом (вместо «у тебя все время ошибки в одном и том же месте! Ты знаешь, сколько баллов дает это задание?!», можно сказать «давай посмотрим, что именно тут не так и разберемся»).

При проведении данных семинаров, важно выбирать слова, выражения и формы поведения, типичные для родителей («это твое будущее», «хочешь всю жизнь работать дворником?», «почему опять не готовишься? У тебя экзамены на носу» и т.п.) и учителей («сколько вам повторять, что надо готовиться?!», «если не будешь серьезно к этому относиться – не сдашь!», «варианты с каждым годом все сложнее и сложнее, а вы все балуйтесь!»).


Приложение 2

Шкала психологического стресса psm-25 Лемура-Тесье-Филлиона

Шкала PSM-25 предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Респонденту предлагается отметить в 25-ти позициях свое состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы (от оценки «никогда» до оценки «постоянно»). Сумма баллов является интегральным показателем психической напряженности (ППН). Примерное время тестирования 10-15 минут.

Инструкция: Ниже предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы: 1 – никогда; 2 – крайне редко; 3 – очень редко; 4 – редко; 5 – иногда; 6 – часто; 7 – очень часто; 8 – постоянно (ежедневно).

№ п/п

Утверждения

1

Состояние напряженности и крайней взволнованности

2

Ощущение кома в горле и/или сухости во рту

3

Я перегружен(а) работой. Мне совсем не хватает времени

4

Я второпях проглатываю пищу или забываю поесть

5

После работы я не могу отключиться от мыслей о незавершенных делах, проблемах, планах; я «застреваю» на переживаниях рабочих ситуаций и нерешенных вопросов, обдумываю свои идеи снова и снова

6

Я чувствую себя одиноким(ой) и непонятым(ой)

7

Я страдаю от физического недомогания; у меня головокружение, головные боли, напряженность и дискомфорт в области шейного отдела, боли в спине, спазмы в желудке

8

Я поглощен(а) мрачными мыслями, измучен(а) тревожными состояниями

9

Меня внезапно бросает то в жар, то в холод

10

Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить

11

У меня часто портится настроение; я легко могу заплакать от обиды или проявить агрессию, ярость

12

Я чувствую себя уставшим человеком

13

В трудных ситуациях я крепко стискиваю зубы (или сжимаю кулаки)

14

Я спокоен(на) и безмятежен(на)

15

Мне тяжело дышать и/или у меня внезапно перехватывает дыхание

16

Я имею проблемы с пищеварением и с кишечником (боли, колики, расстройства или запоры)

17

Я взволнован(а), обеспокоен(а), возбужден(а)

18

Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать

19

Мне необходимо более чем полчаса для того, чтобы уснуть

20

Я сбит(а) с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности и я не могу сконцентрировать внимание

21

У меня усталый вид; мешки или круги под глазами

22

Я чувствую тяжесть на своих плечах

23

Я встревожен(а), мне необходимо постоянно двигаться; я не могу стоять или сидеть на одном месте

24

Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение или жесты

25

Я чувствую напряженность

Бланк ответов

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Интерпретация результатов.

Существует три уровня ППН:

высокому уровню стресса соответствует показатель более 155 баллов;

среднему – показатель в диапазоне от 154 до 100 баллов.

Результат ниже 100 баллов свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.


Приложение 3

Шкала уверенности в себе.

Инструкция: посмотри на эту шкалу. Как ты думаешь, насколько ты готов к экзаменам? Насколько ты в себе уверен? Насколько готовы твои одноклассники? Расставь точки на нужном уровне.

Я готов к экзаменам

Я уверен в себе

Мои одноклассники готовы к экзаменам


Приложение 4

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

  • Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
  • Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
  • Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
  • Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.

Как определить ведущий канал восприятия собеседника?

Все просто. Обратите внимание какие слова использует человек при разговоре.

Аудиал: слушай, послышалось, громкий, звучит….

Визуал: смотри, представь, яркий, кажется, перспектива…..

Кинестетик: прикинь, чувствую, схватывать, спокойно….

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

9. Мне нравится принимать массаж.

10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Люблю читать во время еды.

15. Люблю поговорить по телефону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Люблю слушать, когда говорят.

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это интересно.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):

• 13 и более – высокий;

• 8-12 – средний;

• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.

Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", 'надо проанализировать ситуацию', 'итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На что обращают внимание при общении с людьми

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь

Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Речь

Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Движения глаз

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Память

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты

Неформальный вариант теста.

Если у вашего знакомого или у вас нет возможности или времени пройти тест С Ефремцева, то вы можете определить основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел(и) провести отпуск (абстрактный отпуск, "отпуск мечты").

А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.

2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.

3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.

Для точности постарайтесь найти ответы на большее количество вопросов. Они могут быть любыми, например: "Как вы хотели бы отметить Новый год?", 'Какие планы на ближайшие выходные?", 'Вспомнить самое приятное событие за последний месяц" и т.д.
Чтобы определиться окончательно, то внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если на вопрос: 'Где лучше провести отпуск?", человек при ответе использует следующие эпитеты:

1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые девушки в купальниках и другие зрительные образы, то вероятно человек – визуал.

2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик.

3. Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – аудиал.

Визуалам крайне сложно запомнить информацию на слух, а кинестетик вряд ли сможет оценить вашу новую прическу (оценит визуал), а вот парфюм или умение делать массаж – запросто!

Аудиал/кинестетик обращаясь к визуалу для лучшего донесения информации могут сказать что-то типа: "Для меня твоё словесно/тактильное молчание, как для тебя чёрная комната, непроглядная темнота, где ничего не видно".


C:\Users\user\Desktop\C:\Users\user\Desktop\

Приложение 5

  1. Где болот зеленых тина,

Появилась балерина.

На одной ноге она

Простояла дотемна.

11. Люблю, когда на море тихо,

А непогоду не люблю.

Всегда настойчиво и лихо

Подмигиваю кораблю

  1. На печной трубе играет,

Арфой служат провода,

Музыканта всякий знает,

Хоть не видел никогда.

12. Он самый худенький из всех,

Но все-таки случается,

Что раз в четыре годика

На день он поправляется

  1. Плывут туристы по реке

Или идут пешком.

У них всегда есть в рюкзаке

Удобный легкий дом

13. Не пригорке-бугорке

Стоит девица в платке.

Но наступит осень –

Платок она сбросит.

  1. Не портной, а всегда

С иголками ходит.

14. Серое перышко –

Золотое горлышко.

  1. Без крыльев по небу летает,

Расплачется и пропадает.

15. Никого я не боюсь -

Сам к любому прицеплюсь.

  1. Наши шляпки, как колечки,

Как колечки волн у речки.

Сыроежек мы подружки,

Нас зовут грибы...

16. Был он желтым, стал он белым,

Только дунет ветерок -

К облакам взлетит он смело,

Он - летающий цветок.

  1. Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички

Эти желтые ...

17. Этот жёлтый плод растет

Там, где лето круглый год.

Он как краешек луны,

Все вы знать его должны.

  1. Он к поклонам не привык,

Толстый, важный...

18. У этой лошадки одёжка в полоску,

Похожа одёжка её на матроску.

  1. Сбились в стайку, как цыплята,

Возле нас грибы.

19. Это что там за стрела

Небо черное зажгла?

Небо черное зажгла -

В землю с грохотом ушла

  1. Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

20. По тропинкам, по низинкам

Ходит лесом невидимка,

Повторяя вслед за мной

Все слова в тиши лесной.

Ответы:

#1062;апля, 2. Ветер, 3. Палатка, 4. Ёж, 5. Туча, 6. Волнушка, 7. Лисички, 8. Боровик,

9. Опята, 10. Сорока, 11. Маяк, 12. Февраль, 13. Береза, 14. Соловей, 15. Репей,

16. Одуванчик, 17. Банан, 18. Зебра, 19. Молния, 20. Эхо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

Психологическое сопровождение кадетского класса

Все мы видим, что современная Россия кардинально и стремительно меняется политически и экономически. Меняются духовные и материальные ценности. Все эти изменения не могли не затронуть  систему об...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Брошюра для обучающихся выпускных классов по психологической подготовки к экзаменам

Любой экзамен – это проверка не только накопленных знаний, но и психологической устойчивости человека. Стресс – это реакция организма на ситуацию, нарушающую эмоциональное спокойствие и ра...

Психологическое занятие в форме тренинга для родителей учащихся выпускных классов «Как справиться со своими переживаниями и поддержать ребенка в период сдачи ГИА»

ГИА как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. В связи с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, важной составляющей подготовки учащихся ...

Памятка педагогам по сопровождению обучающихся выпускных классов

Период подготовки и сдачи итоговой аттестации в форме ОГЭ/ЕГЭ сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками, поэтому экзаменационный стресс занимает одно из первых...