Классный час "Конфликт или взаимодействие?".
классный час по психологии (7 класс)
Овладение приемами конструктивного, бесконфликтного общения учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt_zanyatie.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия для учащихся 6-7 классов:
«Конфликты в нашей жизни».
Цели: овладение приемами конструктивного, бесконфликтного общения учащимися.
Задачи:
- Дать характеристику понятия «конфликт»;
- Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны;
- Познакомиться с методами выхода из конфликта;
- Дать определение понятия «компромисс»;
- Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.
Ход занятия:
Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада вас всех видеть. Прежде чем мы начнем наше занятие, хочу вам задать несколько вопросов:
- Доводилось ли вам ссориться с родителями, друзьями? Выбегать из комнаты, громко хлопнув дверью и т. д.? Если так, то сегодняшнее занятие будет вам интересно и полезно.
- Могут ли быть у всех людей одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
Именно поэтому наше сегодняшнее занятие посвящено конфликтам. Сегодня мы с вами будем много обсуждать, рассуждать. Итак, целью нашего занятия станет дальнейшее овладение приемами конструктивного, бесконфликтного общения - это наша главная цель, а также мы с вами сможем разобраться «Что такое конфликт?», «Какие функции он в себе несет?», «Каковы плюсы и минусы конфликта?»
В конце занятия вы ответите на вопросы:
- Как влияет неразрешенный конфликт на взаимоотношения людей?
- Как влияет неразрешенный конфликт на здоровье человека?
- Как правильно решать конфликты?
Попробуем разобраться что же такое конфликт? Какие есть предположения? Какие вызывает ассоциации?
Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения и предмет спора.
Часто, конфликты происходят из-за недопонимания, желания навязать свое мнение другим. Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.
Упражнение-ассоциация «Если бы конфликт был животным…?»
А если бы конфликт был животным, что за животное это было бы? (варианты ответов). Неужели все так страшно? Я не зря спрашиваю у вас с каким животным у вас ассоциируется слово «конфликт». По вашим словам это нечто страшное, ужасное и предоставляющее опасность. Почему? В чем минусы конфликта:
- портит настроение;
- уводит в сторону от решения более важных проблем и дел;
- снижает самооценку и вызывает стресс;
- вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.
Но….не все так плохо. Существуют также плюсы конфликта:
- раскрывает важную проблему;
- вовлекает людей в решение проблемы;
- дает выход скопившимся негативным эмоциям;
- помогает совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.
Психолог:
- Очень часто конфликты происходят с человеком, который не умеет сдерживать эмоцию гнева. Конфликт вызывает эмоции гнева и обиды. Эмоции гнева имеют такую особенность: они, словно туман, рассеиваются и распространяют негативное влияние на окружающих. Это очень опасно как для самого человека, так и для добрых отношений в коллективе. Приятно ли общаться с таким человеком? (ответы детей)
Самодиагностика: Анкетирование.
- Как часто ты «выходишь» из себя?
иногда, раз в месяц, каждую неделю, каждый день, никогда
- Кто тебя больше всего «выводит» из себя?
Никто, Дети в школе, Родители, Брат/сестра, Другие
Вывод: Если ты поставил + напротив слов «никогда » и «никто », а последний пункт не заполнил, то прими мои поздравления, ты умеешь контролировать свои эмоции! Молодец! Однако, разные люди в стрессовых ситуациях ведут себя по-разному, так или иначе проявляя собственную неспособность владеть своими чувствами. Возможно, иногда ты чувствуешь, что в тебе все закипает, как будь-то чайник, и ты готов выплеснуть раздражение на того, кто первый попадает тебе под руку: на одноклассников, на родителей, на сестре, т. д. А что происходит с организмом человека во время гнева? Напрягаются и сжимаются мышцы, поднимается кровяное давление, на лице могут появиться красные пятна именно в таком состоянии у человека часто случаются сердечные приступы, инсульты и инфаркты, в таком состоянии человек может делать необдуманные поступки, именно поэтому
Вывод:
-Важно уметь владеть собой в конфликтной ситуации, потому что
конфликты имеют негативные последствия.
Психолог: Давайте с вами подумаем, что приводит к конфликту?:
Неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого.
Решение проблемных задач «миф и реальность
Психолог:
- Отличите миф от фактов
Тяжело ли вам сдерживать свои эмоции? Если «да», то давайте сначала развенчаем несколько мифов .(Дискуссия, рекомендации)
Отличайте мифы от фактов
Миф №1 «Я не в состоянии контролировать себя! »
Факт: Человек бывает «склонным горячиться» из-за разных причин. Это может быть семья, окружающие, другие. Но проявится твоя горячность или нет — решаешь ты. Рекомендации от психолога.
Психолог- Учись укрощать гнев! Если ты вспыльчив, то, возможно, в своей несдержанности ты обвиняешь других. Например, говорил ли ты что-то вроде: «Она меня спровоцировала», или : «Это он довел меня»? - Если да, то сами твои слова показывают, что тобой управляют другие люди. Не давай управлять твоими эмоциями другим!
Рекомендация психолога Вопрос лишь в том, будешь ли ты у руля в тот момент или тебя будет нести по течению. Многие научились управлять своими чувствами. Это под силу и тебе!
Миф№2: «Когда я раздражен, лучше выплеснуть эмоции, чем таить их в себе».
Факт: И то, и другое пагубно для здоровья. Конечно, изливать чувства иногда нужно. Но не нужно искать, на ком бы разрядиться. Выражая сильные чувства, можно обойтись без грома и молний.
Рекомендации от психолога . Психолог - Когда ты чувствуешь, что вот-вот взорвешься, прогулка быстрым шагом поможет тебе выпустить пар, и ты придешь в себя. (физические упражнения, груша, комканье бумаги).
О сдержанном человеке говорят: «Он умеет владеть собой» и уважают его за это. Насколько возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми
Упражнение «Возьми все в свои руки».
Психолог - Как ты можешь взять всё в свои руки? Попробуй следующее. (Обработка информации) Давайте вспомним, какие вы знаете упражнения, которые помогают вам справиться с негативными эмоциями? («Возьми себя в руки, «Руки в замок», «Врасти в землю», «Потри руки», «Посчитай про себя до 10 », «Сделай глубокий вдох и медленно выдохни»)
Психолог:
У вас на столах лежат пословицы. Чему они нас учат, о чём они говорят?
-О чем говорят такие пословицы?
«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь »
«Спокойное сердце — для тела, а гнев разрушает здоровье »
«Сем раз отмерь, а один – отрежь »
Человек может по-разному вести себя в конфликте. С одной стороны, он может быть ориентирован на себя (на свои интересы, желания и потребности), с другой стороны, человек может быть направлен на других (ориентироваться на желания и интересы другого). Большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.
Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
Компромисс (от лат. сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.
Но для того чтобы конфликт нес в себе конструктивные нотки, человек должен грамотно и умело отстаивать это сопротивление, без ущерба и угрозы для другого человека.
В случае если конфликт все-таки произошел, не держите обиды или хотя бы проявите свое равнодушие. По этому поводу расскажу вам одну притчу.
Притча «Груз обид»
Ученик попросил учителя:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоумённо спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое — То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.
- Так почему же обиды несут в себе такой негатив?
- Что же может нам помочь не держать обиды и о каком качестве идет речь?
Вывод:
-Важно уметь владеть собой в конфликтной ситуации, потому что
конфликты имеют негативные последствия.
Психолог: Припомните сказку «Два козла», чем она закончилась? Проигрывают обе стороны)
- Подумайте, как можно урегулировать конфликтную ситуацию?
(Договориться, попросить, сказать «волшебные слова», уступить .)
-Умнее тот, кто имеет мудрость уступить
- Посмотрим, как в жизни вы можете применить свои знания?
Психолог:
- Разрешение конфликтных ситуаций зависит от обстоятельств, от темы спора, но в большей степени от нас самих. Представьте ситуацию и выберите правильный ответ.
1. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а кто-то говорит: «Ну ты и раззява, ты забыла бы свою голову»
Как правило, в ответ вы говорите:
А) В любом случае я умнее вас – агрессия
Б) Да, я бываю невнимательным - пассивный
Г) Если кто-то и раззява, так это вы! - агрессия
Д) У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только потому
что забыл - правильно
Е) Ничего не говорите в ответ - пассивный,
2. Кто-то, с кем вы договорились о встрече, опоздал на 30 мин. Это вас
расстроило. Причину своего опоздания тот человек не объяснил
В ответ вы:
А) Я расстроен, что мне пришлось так долго ждать – правильно
Б) Я все думал, когда же ты придешь? - пассивно
В) Это был последний раз, когда я тебя ждал - пассивный
Г) Ничего не говорите - пассивно
Д) Как ты посмел так опоздать? - агрессия
3. Вы очень громко разговариваете с приятелем. Кто - то вам сделал замечание.
В ответ вы:
А) Если вам не нравиться, отойдите - агрессия
Б) Прервете беседу - пассивно
В) Извините, я буду говорить тише - правильно
4. Вы стоите в очереди, а кто-то встает перед вами
В ответ вы:
А) Комментируете про себя «некоторые люди ведут себя по-хамски) - агрессия
Б) Вставайте в очередь! - агрессия
В) Ничего не говорите- пассивно
Г) Выйди из очереди, нахал! - агрессия
Д) Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, встаньте в конец очереди-
правильно
5. Вы чувствуете обиду от слов, сказанных в ваш адрес
Варианты ответов:
А) Идете прочь от этого человека не показывая виду, что обиделись - пассивно
Б) Заявляете, чтобы он не смел так больше поступать – агрессия
В) Ничего не говорите и продолжаете разговор - пассивно
Г) В свою очередь оскорбляете человека - агрессия
Д) Заявляете, что вам не понравилось то, что сказали на вас и он не должен так поступать - правильно
Рефлексия
Обучающиеся отвечают на вопросы, которые ставились в начале занятия.
- Как влияет неразрешенный конфликт на взаимоотношения людей?
- Как влияет неразрешенный конфликт на здоровье человека?
- Как грамотно решать конфликты?
- Как знания тебе могут пригодиться в жизни?
Домашнее задание.:
Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к уроку продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания!
Самодиагностика: Анкетирование.
- Как часто ты «выходишь» из себя?
иногда, раз в месяц, каждую неделю, каждый день, никогда
- Кто тебя больше всего «выводит» из себя?
Никто, Дети в школе, Родители, Брат/сестра, Другие
Миф №1 «Я не в состоянии контролировать себя! »
Миф№2: «Когда я раздражен, лучше выплеснуть эмоции, чем таить их в себе».
«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь »
«Спокойное сердце — для тела, а гнев разрушает здоровье »
«Сем раз отмерь, а один – отрежь »
Самодиагностика: Анкетирование.
- Как часто ты «выходишь» из себя?
иногда, раз в месяц, каждую неделю, каждый день, никогда
- Кто тебя больше всего «выводит» из себя?
Никто, Дети в школе, Родители, Брат/сестра, Другие
Миф №1 «Я не в состоянии контролировать себя! »
Миф№2: «Когда я раздражен, лучше выплеснуть эмоции, чем таить их в себе».
«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь »
«Спокойное сердце — для тела, а гнев разрушает здоровье »
«Сем раз отмерь, а один – отрежь »
1. Ты забыл взять с собой какой-то предмет, а кто-то говорит: «Ну ты и раззява, ты забыла бы свою голову».
Как правило, в ответ вы говорите:
А) В любом случае я умнее вас.
Б) Да, я бываю невнимательным.
Г) Если кто-то и раззява, так это вы!
Д) У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только потому что забыл.
Е) Ничего не говорите в ответ.
2. Кто-то, с кем вы договорились о встрече, опоздал на 30 мин. Это вас
расстроило. Причину своего опоздания тот человек не объяснил.
В ответ вы:
А) Я расстроен, что мне пришлось так долго ждать.
Б) Я все думал, когда же ты придешь?
В) Это был последний раз, когда я тебя ждал .
Г) Ничего не говорите .
Д) Как ты посмел так опоздать?
3. Вы очень громко разговариваете с приятелем. Кто - то вам сделал замечание.
В ответ вы:
А) Если тебе не нравится, отойдёшь.
Б) Прервёшь беседу.
В) Извините, я буду говорить тише.
4. Ты чувствуешь обиду от слов, сказанных в твой адрес.
Варианты ответов:
А) Идешь прочь от этого человека не показывая виду, что обиделся.
Б) Заявляешь, чтобы он не смел так больше поступать.
В) Ничего не говоришь и продолжаешь разговор .
Г) В свою очередь оскорбляешь человека.
Д) Заявляешь, что тебе не понравилось то, что сказали на тебя и он не должен так поступать .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...