Классный час "Конфликт или взаимодействие?".
классный час по психологии (7 класс)

Платонова Оксана Георгиевна

Овладение приемами конструктивного, бесконфликтного общения учащимися.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_zanyatie.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия для учащихся 6-7 классов:

«Конфликты в нашей жизни».

Цели: овладение приемами конструктивного, бесконфликтного общения учащимися.  

Задачи:

- Дать характеристику понятия «конфликт»;

- Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны;

- Познакомиться с методами выхода из конфликта;

- Дать определение  понятия  «компромисс»;

- Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.

Ход занятия:

       Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада вас всех видеть. Прежде чем мы начнем наше занятие, хочу вам задать несколько вопросов:

- Доводилось ли вам ссориться с родителями, друзьями? Выбегать из комнаты, громко хлопнув дверью и т. д.? Если так, то сегодняшнее занятие будет вам интересно и полезно.

- Могут ли быть у всех людей одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

 Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.        

Именно поэтому наше сегодняшнее занятие посвящено конфликтам. Сегодня мы с вами будем много обсуждать, рассуждать. Итак, целью нашего занятия станет дальнейшее овладение приемами конструктивного, бесконфликтного общения  - это наша главная цель, а также мы с вами сможем разобраться «Что такое конфликт?», «Какие функции он в себе несет?», «Каковы плюсы и минусы конфликта?»

В конце занятия вы ответите на вопросы:

- Как влияет неразрешенный конфликт на взаимоотношения людей?

- Как влияет неразрешенный конфликт на здоровье человека?

- Как правильно решать конфликты?

Попробуем разобраться что же такое конфликт? Какие есть предположения? Какие вызывает ассоциации?

Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.   Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения и предмет спора.

Часто, конфликты происходят из-за недопонимания, желания навязать свое мнение другим.   Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.                                                                                                        

Упражнение-ассоциация «Если бы конфликт был животным…?»

А если бы конфликт был животным, что за животное это было бы? (варианты ответов). Неужели все так страшно? Я не зря спрашиваю у вас с каким животным у вас ассоциируется слово «конфликт». По вашим словам это нечто страшное, ужасное и предоставляющее опасность. Почему? В чем минусы конфликта:

- портит настроение;

- уводит в сторону от решения более важных проблем и дел;

- снижает самооценку и вызывает стресс;

- вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.

Но….не все так плохо. Существуют также плюсы конфликта:  

- раскрывает важную проблему;

- вовлекает людей в решение проблемы;

- дает выход скопившимся негативным эмоциям;

- помогает совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Психолог:

 - Очень часто конфликты происходят с человеком, который не умеет сдерживать эмоцию гнева. Конфликт вызывает эмоции гнева и обиды. Эмоции гнева имеют такую особенность: они, словно туман, рассеиваются и распространяют негативное влияние на окружающих. Это очень опасно как для самого человека, так и для добрых отношений в коллективе. Приятно ли общаться с таким человеком? (ответы детей)

Самодиагностика: Анкетирование.

  1. Как часто ты «выходишь» из себя?

иногда, раз в месяц, каждую неделю, каждый день, никогда

  1. Кто тебя больше всего «выводит» из себя?

Никто, Дети в школе, Родители, Брат/сестра, Другие

Вывод: Если ты поставил + напротив слов «никогда » и «никто », а последний пункт не заполнил, то прими мои поздравления, ты умеешь контролировать свои эмоции! Молодец! Однако, разные люди в стрессовых ситуациях ведут себя по-разному, так или иначе проявляя собственную неспособность владеть своими чувствами. Возможно, иногда ты чувствуешь, что в тебе все закипает, как будь-то чайник, и ты готов выплеснуть раздражение на того, кто первый попадает тебе под руку: на одноклассников, на родителей, на сестре, т. д. А что происходит с организмом человека во время гнева? Напрягаются и сжимаются мышцы, поднимается кровяное давление, на лице могут появиться красные пятна именно в таком состоянии у человека часто случаются сердечные приступы, инсульты и инфаркты, в таком состоянии человек может делать необдуманные поступки, именно поэтому

Вывод:

-Важно уметь владеть собой в конфликтной ситуации, потому что

конфликты имеют негативные последствия.

Психолог: Давайте с вами подумаем, что приводит к конфликту?:

Неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого.

 

Решение проблемных задач «миф и реальность

Психолог:

 - Отличите миф от фактов

Тяжело ли вам сдерживать свои эмоции? Если «да», то давайте сначала развенчаем несколько мифов .(Дискуссия, рекомендации)

Отличайте мифы от фактов

Миф №1 «Я не в состоянии контролировать себя! »

Факт: Человек бывает «склонным горячиться» из-за разных причин. Это может быть семья, окружающие, другие. Но проявится твоя горячность или нет — решаешь ты. Рекомендации от психолога.

Психолог- Учись укрощать гнев! Если ты вспыльчив, то, возможно, в своей несдержанности ты обвиняешь других. Например, говорил ли ты что-то вроде: «Она меня спровоцировала», или : «Это он довел меня»? - Если да, то сами твои слова показывают, что тобой управляют другие люди. Не давай управлять твоими эмоциями другим!

Рекомендация психолога Вопрос лишь в том, будешь ли ты у руля в тот момент или тебя будет нести по течению. Многие научились управлять своими чувствами. Это под силу и тебе!

Миф№2: «Когда я раздражен, лучше выплеснуть эмоции, чем таить их в себе».

Факт: И то, и другое пагубно для здоровья. Конечно, изливать чувства иногда нужно. Но не нужно искать, на ком бы разрядиться. Выражая сильные чувства, можно обойтись без грома и молний.

Рекомендации от психолога . Психолог - Когда ты чувствуешь, что вот-вот взорвешься, прогулка быстрым шагом поможет тебе выпустить пар, и ты придешь в себя. (физические упражнения, груша, комканье бумаги).

О сдержанном человеке говорят: «Он умеет владеть собой»  и уважают его за это. Насколько возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми

Упражнение «Возьми все в свои руки».

Психолог - Как ты можешь взять всё в свои руки? Попробуй следующее. (Обработка информации) Давайте вспомним, какие вы знаете упражнения, которые помогают вам справиться с негативными эмоциями? («Возьми себя в руки, «Руки в замок», «Врасти в землю», «Потри руки», «Посчитай про себя до 10 », «Сделай глубокий вдох и медленно выдохни»)

Психолог: 

У вас на столах лежат пословицы. Чему они нас учат, о чём они говорят?

 -О чем говорят такие пословицы?

«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь »

«Спокойное сердце — для тела, а гнев разрушает здоровье »

«Сем раз отмерь, а один – отрежь »

Человек может по-разному вести себя в конфликте. С одной стороны, он может быть ориентирован на себя (на свои интересы, желания и потребности), с другой стороны, человек может быть направлен на других (ориентироваться на желания и интересы другого). Большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.  

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

    Компромисс (от лат.  сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.

Но для того чтобы конфликт нес в себе конструктивные нотки, человек должен грамотно и умело отстаивать это сопротивление, без ущерба и угрозы для другого человека.

В случае если конфликт все-таки произошел, не держите обиды или хотя бы проявите свое равнодушие. По этому поводу расскажу вам одну притчу.

Притча «Груз обид»

Ученик попросил учителя:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое — То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

- Так почему же обиды несут в себе такой негатив?

- Что же может нам помочь не держать обиды и о каком качестве идет речь?

Вывод:

-Важно уметь владеть собой в конфликтной ситуации, потому что

конфликты имеют негативные последствия.

 

Психолог: Припомните сказку «Два козла», чем она закончилась? Проигрывают обе стороны)

- Подумайте, как можно урегулировать конфликтную ситуацию?

(Договориться, попросить, сказать «волшебные слова», уступить .)

-Умнее тот, кто имеет мудрость уступить

- Посмотрим, как в жизни вы можете применить свои знания?

Психолог:

 - Разрешение конфликтных ситуаций зависит от обстоятельств, от темы спора, но в большей степени от нас самих. Представьте ситуацию и выберите правильный ответ.

1. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а кто-то говорит: «Ну ты и раззява, ты забыла бы свою голову»

Как правило, в ответ вы говорите:

А) В любом случае я умнее вас – агрессия

Б) Да, я бываю невнимательным - пассивный

Г) Если кто-то и раззява, так это вы! - агрессия

Д) У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только потому

что забыл - правильно

Е) Ничего не говорите в ответ - пассивный,

2. Кто-то, с кем вы договорились о встрече, опоздал на 30 мин. Это вас

расстроило. Причину своего опоздания тот человек не объяснил

В ответ вы:

А) Я расстроен, что мне пришлось так долго ждать – правильно

Б) Я все думал, когда же ты придешь? - пассивно

В) Это был последний раз, когда я тебя ждал - пассивный

Г) Ничего не говорите - пассивно

Д) Как ты посмел так опоздать? - агрессия

3. Вы очень громко разговариваете с приятелем. Кто - то вам сделал замечание.

В ответ вы:

А) Если вам не нравиться, отойдите - агрессия

Б) Прервете беседу - пассивно

В) Извините, я буду говорить тише - правильно

4. Вы стоите в очереди, а кто-то встает перед вами

В ответ вы:

А) Комментируете про себя «некоторые люди ведут себя по-хамски) - агрессия

Б) Вставайте в очередь! - агрессия

В) Ничего не говорите- пассивно

Г) Выйди из очереди, нахал! - агрессия

Д) Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, встаньте в конец очереди-

правильно

5. Вы чувствуете обиду от слов, сказанных в ваш адрес

Варианты ответов:

А) Идете прочь от этого человека не показывая виду, что обиделись - пассивно

Б) Заявляете, чтобы он не смел так больше поступать – агрессия

В) Ничего не говорите и продолжаете разговор - пассивно

Г) В свою очередь оскорбляете человека - агрессия

Д) Заявляете, что вам не понравилось то, что сказали на вас и он не должен так поступать - правильно

Рефлексия

Обучающиеся отвечают на вопросы, которые ставились в начале занятия.

- Как влияет неразрешенный конфликт на взаимоотношения людей?

- Как влияет неразрешенный конфликт на здоровье человека?

- Как грамотно решать конфликты?

- Как знания тебе могут пригодиться в жизни?

Домашнее задание.:

Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к уроку продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания!

Самодиагностика: Анкетирование.

  1. Как часто ты «выходишь» из себя?

иногда, раз в месяц, каждую неделю, каждый день, никогда

  1. Кто тебя больше всего «выводит» из себя?

Никто, Дети в школе, Родители, Брат/сестра, Другие

Миф №1 «Я не в состоянии контролировать себя! »

Миф№2: «Когда я раздражен, лучше выплеснуть эмоции, чем таить их в себе».

«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь »

«Спокойное сердце — для тела, а гнев разрушает здоровье »

«Сем раз отмерь, а один – отрежь »

Самодиагностика: Анкетирование.

  1. Как часто ты «выходишь» из себя?

иногда, раз в месяц, каждую неделю, каждый день, никогда

  1. Кто тебя больше всего «выводит» из себя?

Никто, Дети в школе, Родители, Брат/сестра, Другие

Миф №1 «Я не в состоянии контролировать себя! »

Миф№2: «Когда я раздражен, лучше выплеснуть эмоции, чем таить их в себе».

«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь »

«Спокойное сердце — для тела, а гнев разрушает здоровье »

«Сем раз отмерь, а один – отрежь »

1. Ты забыл взять с собой какой-то предмет, а кто-то говорит: «Ну ты и раззява, ты забыла бы свою голову».

Как правило, в ответ вы говорите:

А) В любом случае я умнее вас.

Б) Да, я бываю невнимательным.

Г) Если кто-то и раззява, так это вы!

Д) У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только потому что забыл.

Е) Ничего не говорите в ответ.

2. Кто-то, с кем вы договорились о встрече, опоздал на 30 мин. Это вас

расстроило. Причину своего опоздания тот человек не объяснил.

В ответ вы:

А) Я расстроен, что мне пришлось так долго ждать.

Б) Я все думал, когда же ты придешь?

В) Это был последний раз, когда я тебя ждал .

Г) Ничего не говорите .

Д) Как ты посмел так опоздать?

3. Вы очень громко разговариваете с приятелем. Кто - то вам сделал замечание.

В ответ вы:

А) Если тебе не нравится, отойдёшь.

Б) Прервёшь беседу.

В) Извините, я буду говорить тише.

4. Ты чувствуешь обиду от слов, сказанных в твой адрес.

Варианты ответов:

А) Идешь прочь от этого человека не показывая виду, что обиделся.

Б) Заявляешь, чтобы он не смел так больше поступать.

В) Ничего не говоришь и продолжаешь разговор .

Г) В свою очередь оскорбляешь человека.

Д) Заявляешь, что тебе не понравилось то, что сказали на тебя и он не должен так поступать .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...