Семинар-практикум по овладению педагогами технологией развивающих игр с песком «В гостях у Песочной феи»
методическая разработка по психологии
Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.
Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Игра с песком как методика была описана в 1939 году английским психиатра Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком, поставила на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд в 1979 году.
«Картина – это изображение душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, песочный терапевт, 1980) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_ovladeniyu_pedagogami_tehnologiey_razvivayushchih_igr_s_peskom.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум по овладению педагогами технологией развивающих игр с песком «В гостях у Песочной феи»
Цель семинара: способствовать овладению педагогами технологией развивающих игр с песком.
1 этап. Упражнения «Вы обо мне ещё не знаете, что… » и «Что мы знаем о Васе? » Цель упражнений: раскрепощение участников семинара, снятие эмоционального напряжения, углублённое знакомство.
2 этап. Что такое песочная терапия?
«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны».
Дональд Сандер, песочный терапевт.
Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.
Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Игра с песком как методика была описана в 1939 году английским психиатра Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком, поставила на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд в 1979 году.
«Картина – это изображение душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, песочный терапевт, 1980) .
Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 50 x 70 x 10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет – таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его. В коллекции фигурок, используемых в песочной терапии, обязательно должны быть:
1. Животные, обитающие во всех природных зонах – джунглях, пустынях и лесах. Это могут быть любые млекопитающие, земноводные, грызуны, доисторические животные и обязательно звери из мультфильмов.
2. Птицы дикие и домашние, а также доисторические ящеры.
3. Насекомые – бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики.
4. Обитатели морей и океанов – акулы, киты, дельфины, крабы, осьминоги и всевозможные рыбы.
5. Фигурки, изображающие людей разных профессий, а также людей разного пола и возраста. К этой группе также относятся фигурки персонажей любимых детских сказок.
6. Дома: жилища разных народов (палатки, шатры и т. д.) К этой группе относятся всевозможные предметы мебели для кухни, гостиной, спальни и ванной комнаты.
7. Муляжи продуктов питания и посуда – сковородки, тарелки, чашки, ложки и т. д.
8. Фигурки, изображающие всевозможный транспорт – наземный, воздушный и водный.
9. Деревья и растения (можно использовать настоящие растения).
10. Натуральные материалы — каштаны, желуди, птичьи гнезда, перья, камни, кора деревьев, семена растений и т. д.
11. Пуговицы, монетки, зеркала, часы и другие аксессуары.
В ходе сеанса ему сначала предлагается выбрать фигурки, которые привлекают внимание, и построить из них композицию на песке. После того, как он это сделал, его просят дать название построенному, и рассказать об этом историю:
1. Что это за сказочная страна;
2. Какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну: можно подробно расспросить о каждой фигурке);
3. В каких взаимоотношениях они находятся между собой;
4. Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если же нет, то, что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;
5. Какие события будут происходить в этой стране, что герои будут делать дальше?
Последние два вопроса побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом, проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны. Задача взрослого в этой ситуации — побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять — ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.
В работе с песком, также как и в работе со сновидениями в юнгианском подходе, важна серия работ. Первые картины часто показывают ситуации, отражающие то, что происходит во внешней реальности. Но вскоре возникают символы, которые указывают на внутренние проблемы создателя композиций. Играя, он все глубже погружается в себя и делает внутреннюю ситуацию зримой.
Сегодня песочная терапия является одним из наиболее популярных и действенных методов работы с детьми. Активно стала использоваться песочная терапия и в детском саду. Обучиться ей несложно любому педагогу, а удовольствия и пользы от такого занятия у детей будет масса. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.
Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.
3 этап. Игры и упражнения с песком
Специалистами Санкт-Петербургского института сказкотерапии была создана система песочных игр, направленная на обучение и развитие личности в целом.
Отпечатки ваших рук.
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? ” когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения. Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? ”
Далее можно “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр., воображение, развитие аналогий;
- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком) ;
- далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации т. е. навыки общения и эмпатии - способность к пониманию ближнего и сопереживания ему.
Взрослый может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано. Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры “Чудесный мешочек”) и т. п. Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например: “В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй. Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или “пишет” отгадку, вылепливая песочные буквы.
Если отгадал загадку,
Вслух сказать не торопясь.
Ты, используя разгадку,
За задание берись
Кто колдует; заклинает;
В ступе по ночам летает?
У избы на курьих ножках
Кто хозяйка?
(Бабка Ёжка)
***
Спрятал кто иглу в яйце,
А яйцо хранит в ларце?
Кто всех злее и тощей?
Кто не верит всем?
(Кощей)
Отгадал, не называй,
А возьми и откопай.
«Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей! »
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
Виды познавательных игр с песком:
1. Игры на знакомство с окружающим миром.
В процессе игры мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.
2. Географические игры.
Здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
Например, часто детям непросто представить себе жизнь в тропических многоярусных лесах. Фотографии демонстрируют нам плоское изображение. Создадим “живые” картинки на песке. Ставим фигурки экзотических деревьев и кустов по ярусам (помните, чего нет в “коллекции” - заменяем природным материалом, обвиваем их “лианами” - веревочками, размещаем на них фигурки обезьян, птиц, фруктов, и воспроизводим “тропический ливень”. Следует отметить, что даже дети с проблемами развития надолго запоминают материал, проигранный в подобных играх (стихи Т. Грабенко) .
“Нету в тропиках берез,
Нету в тропиках осин.
В многоярусных лесах
Ждет чудес огромный мир!
Пальмы, финики, бананы
Обвиты лианами,
Мы попрыгаем по ним
Вместе с обезьянами.
Расцветают там цветы
Удивительной красы,
А какие там плоды!
До чего ж они вкусны!
Не пугает даже дождь
Нас тропический.
Как бамбук под ним растем,
И до солнца достаем –
Удивительно! ”
Если Вы будете совершать путешествие на Северный Полюс, запаситесь солью, пенопластом, ватой и пр. На поверхности песка, это будет символизировать “вечные снега”. Также можно поступать, создавая горные вершины.
3. Фантастические игры.
В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для нас -использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в “мирных”, познавательных целях. Разыгрывая “звездные войны” на песке, реализуя желание быть супергероем, дети освобождаются от внутреннего напряжения и получают от Вас много интересной информации о космических телах, кораблях, исследованиях.
4. Исторические игры.
Только в песочнице ребенок может сам построить и проиграть сражение, став участником исторических событий.
Песочная анимация – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. Изобретателем этого стиля является канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. В 1969 году она продемонстрировала публике песочный сюжет «Песок, или Питер и Волк».
В песочной анимации картины создаются из сыпучего материала: песка, соли, молотого кофе, сахара и т. д. Тонкими слоями сыпучий материал наносится на стекло и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран. Песочная анимация применяется при создании мультипликационных фильмов, а также выполняется «вживую», прямо на глазах у зрителей.
В песочной анимации художник не просто рисует эффектные картинки – он создает целый сюжет, в котором каждое новое изображение как бы вырастает из предыдущего. А еще во время живого шоу песочная анимация сопровождается музыкой, подобранной настолько удачно и точно, что, кажется, каждая нота соответствует сюжету работы.
В мире признанных мастеров песочной анимации не так уж много. Ференц Цако, Илана Яхав, россиянин Артур Кириллов, а с недавних пор и молодая украинская художница Ксения Симонова – одни из самых известных художников этого направления.
Рисование песком - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.
Рисование песком имеет ряд важных аспектов преимущество которых не дает классическая техника рисования.
Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблем Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.
С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
У любого творчества есть антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками) .
Еще две с половиной тысячи лет назад китайский философ Конфуций сказал:
«Что я слышу – я забываю,
Что я вижу – я помню,
Что я делаю – я понимаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ» (из опыта работы учителя Павловой Т.О.)
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. В коррекционной школе, как и в любой другой школе, невозможно провести урок без привлечения средст...
Семинар-практикум по теме «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании».
Выступление методиста МКОУДОД ЭБЦ Горлановой Н.А.Уважаемые коллеги, на протяжении двух лет мы знакомились с вами с современными образовательными технологиями, учились проектировать учебные занятия, пр...
Материалы семинара-практикума Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»
Активная форма взаимодействия с элементами тренингапо формированию у педагогов личностно-ориентированнойпозиции по отношению к детям в целях профилактики профессионального выгорания педагогов....
Психологический семинар - практикум для участников профмастерста педагогов "Грани моего - Я"
quot;Грани моего - Я"...
Семинар-практикум «Повышение экологической компитентности педагогов ДОУ»
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей....
Семинары-практикумы, мастер-классы для педагогов
Взаимодействие с педагогами...
Семинар-практикум "Эмоциональная стрессоустойчивость молодого педагога»
Профессия педагога является одной из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современный мир диктует свои правила: выросли требов...