Занятие для выпускников при подготовке к ГИА "Фокус на экзамене"
план-конспект занятия по психологии (9 класс)
Цель данного занятия - изучить методы самонастройки на решение задач и сформулировать личные правила самомотивации, а также повышение стрессоустойчивости во время подготовки к экзамену.
Рассматриваемые методы самомотивации: метод "Заточка карандашей", "Промежуточная радость", "Календарь-пинарик". Упражнения, направленные на повышение стрессоустойчивости: плюсы и минусы стресса, практическая работа с ситуациями, советы по борьбе со стрессом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_fokus_na_ekzamene.docx | 51.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для выпускников по психологический готовности к ГИА
«Фокус на экзамене»
Цель: изучить методы самонастройки на решение задач и сформулировать личные правила самомотивации, а также повышение стрессоустойчивости во время подготовки к экзамену.
Ход занятия.
По словам доктора психологических наук Софии Гапоновой (itogi.ru), примерно 74% выпускников испытывают негативные эмоции во время ЕГЭ, ОГЭ. Из них 64% ощущают тревожность, гнев, волнение, страх. В период сдачи экзаменов нервничают и родители школьников (исследование superjob.ru): 34% респондентов признались, что экзамены детей вызывают у них сильнейший стресс, 40% родителей испытывают лёгкое волнение. Тем временем задания и условия проведения ОГЭ, ЕГЭ с каждым годом меняются и усложняются. Учителя и родители часто запугивают негативными последствиями плохой сдачи экзаменов. Все это приводит к стрессу у школьников и мешает им показать реальный объем знаний.
Сегодняшнее занятие будет состоять из двух частей :
- - мы научимся настраиваться на рабочий лад и поговорим о самомотивации.
- - познакомимся с понятием стресс, посмотрим на него с разных точек и познакомимся со способами выхода из стресса перед экзаменами, во время экзамена и после экзамена.
Начнём.
Хочу спросить у вас: что вы делаете, чтобы помочь себе начать какое-то важное дело, которое совсем не хочется выполнять, например, решение примеров ЕГЭ или ОГЭ?
Сейчас я расскажу вам о неоторых методах самомотивации.
Метод «Заточка карандашей».
Этот метод взят на вооружение из опыта художников. Прежде чем нарисовать картину, они рисуют эскиз. А прежде чем нарисовать эскиз, они точат карандаши. Вот эта заточка карандашей и является определенным якорем, настраивающим на творческую деятельность.
Как мы можем применять этот приём? Просто выполнять некие рутинные действия каждый раз, когда садимся за учебу. Например – прибраться на рабочем столе, достать тетрадь для подготовки, красиво написать тему, дату. Пока мы это делаем, мозг постепенно включается в работу: планирует, что сейчас нужно будет сделать, и постепенно втягивается в процесс.
Еще один способ самомотивации - это доска визуализации. Уделите один вечер её созданию. Запаситесь вырезками из журналов, картинками, клеем, ножницами, фломастерами и карандашами. Немного помечтайте. Что будет, когда вы сдадите экзамен? Что вы будете чувствовать? Что изменится в вашей жизни? Нарисуйте это на большом листе бумаги, используйте всё, что вы приготовили. Чем подробнее и интереснее получится ваша карта, тем лучше будет результат. Когда настанет момент лени и нежелания готовиться, посмотрите на карту, она принесет вам вдохновение.
Следующий метод – «Промежуточная радость».
Разбейте подготовку к экзамену на несколько этапов и за выполнение каждого назначьте себе небольшую награду. Например, за каждые два решённых варианта – просмотр любимого сериала. Немедленная награда мотивирует на дальнейшее движение.
Работают в парах. Попробуйте в парах придумать 3-5 небольших наград за выполнение части подготовки. У вас есть 2 минуты.
Кто хочет рассказать, что у вас получилось?
Ещё один способ самомотивации носит смешное название «Календарик-пинарик».
Он помогает почувствовать и визуализировать время. Понять, что оно уходит и пора действовать. Выглядит календарик-пинарик как таблица, в которой строки содержат числа каждого месяца.
- Возьмите раздаточный материал (приложение 1).
- Карандашом или ручкой зачеркните прошедшие дни текущего года. Попробуйте сделать это вдумчиво, с чувством, с толком, с расстановкой. Можно с воспоминаниями. «Ах, первое сентября… Золотое время, Учебный год начался, но еще никто не учился…».
- Повесьте календарик-пинарик на видное место. Каждый день утром зачеркивайте число сегодняшнего дня, а вечером ставьте вторую черту, чтобы получился крестик.
Есть и специальные приложения для смартфона или планшета, которые помогут вам не отвлекаться на социальные сети и сфокусироваться на учебе. Например, приложение Forest.
Forest — приложение для iOS, Android и Windows Phone. Оно создано для тех, у кого не получается отложить смартфон и сосредоточиться на других делах.
Каждый раз, когда пользователю приложения нужно на чём-то сфокусироваться, он может завести в приложении таймер на нужное время. После этого приложение начинает «выращивать дерево». Поначалу пользователь видит маленький росток, позже он превращается во взрослое растение.
Если владелец смартфона выходит из приложения или переключается на какую-нибудь другую программу, дерево погибает. Перед тем, как выйти, приложение уточняет, действительно ли пользователю хочется «убить это маленькое и милое дерево».
При желании пользователь может вырастить целый лес. В нём остаются как выращенные, так и «убитые» деревья. Чем дольше владелец смартфона не прикасается к гаджету, тем больше веток вырастает на дереве.
За каждое выращенное дерево пользователь получает внутреннюю валюту, которую он может обменять на новые виды деревьев.
Первая часть нашего занятия подошла к концу. Мы рассмотрели несколько методов самомотивации. Какие вы запомнили? Какой понравился больше всех? Какой возьмёте на вооружение и будете использовать при подготовке к предстоящим экзаменам?
Теперь плавно перейдем ко второй части нашего занятия и поговорим о стрессе.
Каждый из вас в жизни, наверное, испытывал стресс. Вначале хотелось бы узнать, что вы понимаете под словом стресс?
Отлично. Каждый из вас был прав и высказал свои мысли, а вот что говорит нам наука про стресс.
Ганс Селье, канадский физиопсихолог в 1926г., дал такое определение: стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды.
Также есть и другие определения стресса, к примеру, в Википедии:
«Стресс - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров».
Есть такой стереотип о том, что стресс — это плохо. Действительно, стресс — это плохо, но всегда ли это так? Давайте заполним таблицу про стресс. Слева будет колонка «плохо», а справа «хорошо». Попробуйте ее заполнить.
Ученики высказывают мысли, а учитель отображает на доске или заносит в презентацию, почему стресс — это хорошо или плохо.
Давайте посмотрим на интересные факторы про стресс
Плохо | Хорошо |
Проблемы с памятью иконцентрацией | Негативные эмоции в небольших дозах полезны, поскольку именно они толкают на достижения больших результатов. |
Вспыльчивость | Вырабатывается принцип устойчивости, человек старается остаться «на плаву» |
Раздражительность | Стресс повышает общую эмоциональную окраску происходящего, позволяет оценить все вокруг с новой точки зрения. |
Чувство перегруженности | Улучшает внимание и даже в какой-то мере увеличивает заинтересованность человека в максимально быстром и эффективном решении поставленной перед ним задачи. |
Невозможность расслабиться | Вырабатывается окситоцин Гормон объятий, именно он подталкивает людей к общению друг с другом, налаживанию связей и даже сопереживанию окружающим. |
Переедание или недоедание | Организм помогает справится с вызовом (учащаться пульс, обостряться зрение, обоняние и осязание. После чего происходит взрыв – пружина распрямляется и человек начинает движение либо от страха — убегает, либо в сторону страха – нападает на агрессора. |
Если мы все взвесим, то получается, что стресс — это не так уж и плохо, а если правильно его воспринимать, то он нам даже поможет.
Итак, мы узнали, что такое стресс, также мы узнали, что стресс — это хорошо, если думать о нем положительно. Сейчас перейдем к практике, что же делать, если вы испытываете стресс.
Так как мы говорим о стрессе при подготовке к экзаменам, то стоит начать в первую очередь с того, как бороться со стрессом во время подготовки к экзаменам.
Я предлагаю вам объединиться в 4 группы. Каждая группа получит ситуацию, в которой старшеклассник испытывает стресс при подготовке к экзаменам. Ваша задача – разработать подробный пошаговый план действий по подготовке к экзаменам. У вас есть 5 минут на подготовку.
Группам выдаются ситуации, представленные в Приложении 2. Через 5 минут группы презентуют свои планы.
Отлично! Каждый из вас разработал и дал интересные способы выхода из сложных ситуаций. Но всех препятствий мы не сможем предусмотреть, поэтому есть конкретные советы и упражнения как бороться со стрессом.
Советы по борьбе со стрессом
Совет 1: мыслите позитивно.
Настраивайтесь на хорошее и никогда не думайте о плохом. Внушайте себе, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не такой, который вы планировали. Мир не рухнет, вы не перестанете дышать. Все останется, как и было.
Совет 2: готовимся заранее.
Чем раньше вы начнете, тем увереннее будете себя чувствовать. Планируйте время, распределяйте нагрузку, чаще делайте пробные срезы.
Совет 3: пишите шпаргалки.
При написании их, вы запоминаете все гораздо лучше. Выделяйте основные тезисы, события, цифры, зарисовывайте.
Совет 4: не заучивайте.
Старайтесь не зубрить, а раскладывать по полочкам. Если вы просто заучите верный ответ, вас будет очень легко сбить с толку дополнительным вопросом.
Совет 5: не отвлекайтесь.
Во время подготовки убирайте всё лишнее, выключайте гаджеты, пользуйтесь приложением Forest, о котором говорили на предыдущих занятиях.
Совет 6: устраивайте перекусы.
Во время стресса может появиться желание есть. Не стоит злоупотреблять кофе и очень крепким чаем с плюшками. Это усугубляет стресс, действует на нервную систему угнетающе. Нервное возбуждение становится еще сильнее, повышается нервозность, возрастает чувство немотивированной тревоги. В качестве перекуса подойдет яблоко или орехи.
А теперь опробуем техники по снятию напряженности.
Упражнение 1 – «10 - 10 - 10»
Как при подготовке к экзаменам, так и на самом экзамене можно использовать дыхательные методики по снижению волнения.
Делаем вдох 10 секунд, стараемся распределять равномерно приток воздуха. Затем выдох 10 секунд, тоже стараясь распределять выход воздуха. И так 10 раз. Упражнение помогает сосредоточится на дыхании, переключается внимание, уравновешивается пульс, и сердцебиение.
Совместное выполнение упражнения.
Упражнение 2 – «Дыхание животом»
Дышите глубоко, но не грудью, а животом. При каждом вдохе он должен наполняться, округляться. Чтобы контролировать это, положите ладони на область пупка и держите их там. Проделывайте упражнение в течение 3 минут.
Совместное выполнение упражнения.
Психологический настрой накануне экзамена.
Важно в день экзамена быть уверенным, что у вас все готово.
Рекомендации по подготовке в день экзамена.
- Чек-лист. Заранее напишите список того, что нужно взять с собой. Например:
- Гелевую, капиллярную ручку с чернилами черного цвета;
- паспорт;
- лекарства и питание (при необходимости);
- средства обучения и воспитания (по математике линейка; по физике – линейка и непрограммируемый калькулятор; по химии – непрограммируемый калькулятор; по географии – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор);
- Декларация «Я могу». Повторите 10 раз слова для самонастройки вслух. «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы». Вспомните фильмы, где перед важным матчем по американскому футболу тренер ходит и кричит: «Кто чемпион?», а команда отвечает: «Я чемпион!». Аутотренинги очень эффективны для эмоционального настроя. Его так же можно сделать всем классом перед кабинетом.
Ученикам предлагается проиграть данное упражнение в классе, выбрав 1 фразу и человека, который будет говорит ее вслух, а класс повторять.
На экзамене
Если вы вдруг почувствовали, что переживаете во время экзамена и вас захлестнули волнения, то можно воспользоваться следующими упражнениями:
- Упражнение «Раз-Два-Три-Четыре». Одновременно большим пальцем двух рук нужно дотронуться до каждого другого пальца с внутренней стороны, и потом так же со внешней стороны.
- Упражнение «Вдох - Выдох». Если не можете сосредоточиться, то закройте глаза и сделайте 10 раз данное упражнение. Вдох полной грудью через нос и глубокий выдох через рот. Это позволит замедлить сердцебиение и нормализовать подачу кислорода в мозг.
Совместное выполнение упражнения.
- Упражнение «Гимнастика глаз». Чтобы отвлечь мозг от мозговой деятельности, нужно его загрузить другим. Вытяните руку вперед поднимите один палец и смотрите на него, приближайте палец к носу и обратно не отводя глаз. Водите пальцем вверх, вниз, влево, вправо, по кругу, рисуйте в воздухе фигуры, не отрывая глаза от пальца. Затем поднимите вторую руку и вытяните другой палец, теперь попробуйте тоже самое сделать, смотря за двумя пальцами и разводя в разные стороны, старайтесь зрительно их увидеть, не концентрируясь на одном пальце.
Совместное выполнение упражнения.
Эмоциональное спокойствие после экзамена
После окончания экзамена важно выплеснуть эмоции и сохранить дальнейший позитивный настрой. Можно использовать следующие упражнения.
- Упражнение «Мои мысли». Записывайте все свои мысли сразу после экзамена, абсолютно любые. На следующий день постарайтесь на них конструктивно ответить, почему я сделал так? Что надо было исправить? И др. Это позволит вам ответить на все вопросы конструктивно и без эмоциональной окраски происходящего.
- Упражнение «Конверт ошибок». Сделайте для себя конверт или стикеры, или заметки в телефоне, куда вы будете записывать все свои ошибки, допущенные при подготовке к экзаменам. В последующем, когда будете готовиться снова, вы заранее просмотрите ваш конверт чтобы не допустить снова те же ошибки.
Давайте подведем итоги. Попробуйте закончить три предложения:
- я узнал …
- я научился …
- мне захотелось …
Выберите для себя дома подходящие упражнения. Создайте свой чек- лист и конверт ошибок.
Спасибо вам за активную работу на занятии! До скорой встречи!
СЕНТЯБРЬ | КАЛЕНДАРИК-ПЕНАРИК 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
ОКТЯБРЬ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 |
НОЯБРЬ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
ДЕКАБРЬ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 |
ЯНВАРЬ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 |
ФЕВРАЛЬ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 |
МАРТ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 |
АПРЕЛЬ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
МАЙ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 |
ИЮНЬ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 30 |
Ситуация 1 Яна в во время подготовки к экзаменам постоянно волновалась и не могла уснуть, из-за этого у нее пропал аппетит, и ухудшилось зрение. | Ситуация 2 Миша откладывал подготовку к экзаменам до самого последнего момента, на этой неделе у него стоят экзамены через день. До первого экзамена осталось 36 часов, он берется за все сразу и ничего не понимает. |
Ситуация 3 Аня готовится к экзамену по обществознанию, ходит к репетитору и на консультации, учит сама. Завтра экзамен, а только что на консультации учитель сказал, что после написания пробного экзамена у неё плохие баллы и ей не стоит надеяться на лучшее. | Ситуация 4 Сергей не решил, куда поступать и на какую специальность, поэтому выбрал в начале учебного года что будет сдавать 7 предметов. Он решил готовиться ко всему сразу, в конце марта он понял, что ничего толком не запоминает. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.
Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....
Советы родителям и выпускникам при подготовке к экзаменов в форме ЕГЭ
при подготовке учащихся к сдаче экзаменов очень часто имеет большое значение не только решение определенного круга заданиий,но и прихологический настрой учеников и их родителей....
Формирование комбинаторно-логического мышления выпускников школы в ходе подготовки к единому государственному экзамену
Ключевые слова:Комбинаторно-логическое мышление, подготовка к ЕГЭ, работа над задачей, область определения функции, комбинация круга и треугольникаKeywords:Kombinatorno-logic thinking, preparation for...
Психолого-педагогическое занятие для выпускников " Как справиться со стрессом на экзамене? "
Подготовка к экзаменам и сам процесс их прохождения – это, несомненно, определенный стресс для выпускников. Известно, что стрессы могут оказывать положительное, мобилизующее влияние на деятельность, н...
Советы по психологической подготовке к единому государственному экзамену родителей выпускников
Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам?...
Советы выпускникам при подготовке к экзаменам.
как организовать подготовку , поведение накануне экзамена, во время экзамена....
советы выпускникам по подготовке к экзаменам
Советы психолога выпускникам по подготовке к экзаменам...