Формирование комбинаторно-логического мышления выпускников школы в ходе подготовки к единому государственному экзамену
статья по геометрии (11 класс) по теме

Татьяна Григорьевна Попова

Ключевые слова:

Комбинаторно-логическое мышление, подготовка к ЕГЭ, работа над задачей, область определения функции, комбинация круга и треугольника

Keywords:

Kombinatorno-logic thinking, preparation for Unified State Examination, work on a problem, function range of definition, circle and triangle combination

 

Формирование комбинаторно-логического мышления выпускников школы в ходе подготовки к единому государственному экзамену

В данной статье представлены практические шаги организации системы работы учителя при подготовке к итоговой аттестации выпускников школы над формированием комбинаторно-логического мышления- мышления, при помощи которого обучающийся логическими приемами выстраивает определенные комбинации способов и методов, направленных как на разрешение различным числом вариантов частных конкретных задач, так и на поиск общих закономерностей.

Popova T.G. к.п.н., the deputy director on ОЭР

GBOU СОШ of 644 St.-Petersburg

Formation of kombinatorno-logic thinking of graduates of school during preparation for uniform graduation examination

In given article practical steps of the organization of system of work of the teacher are presented by preparation for total certification of graduates of school over formation of kombinatorno-logic thinking - of thinking with which help trained by logic receptions builds certain combinations of ways and the methods directed as on the permission by various number of variants of private specific targets, and on search of the general laws.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование комбинаторно-логического мышления выпускников школы в ходе подготовки к единому государственному экзамену

Сегодня  для современного лидера очень важно развивать в себе такие качества как целеустремленность, активность, уверенность, креативность. Не менее важно для лидера владеть навыками работы в команде, проводить мастер классы на любую аудиторию, убеждать и вести за собой свою команду. Правильно ставить цель и достигать ее вот залог успеха сегодня. Иначе говоря, мир нуждается в лидерах, в тех людях, которые могут сделать все сами и помогут другим реализовать себя как личности, научат как стать успешным человеком. За лидерами, сейчас будущее, от них зависит уровень жизни и общая картина благосостояния страны.

В связи с потребностью и новым социальным заказом общества к школе изменились цели и задачи образования, и особую значимость приобрела проблема развития мышления школьников. Так Минобрнауки отмечает, что «один из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования состоит во включении в школьные программы элементов комбинаторики, статистики и теории вероятности» [1] .

       И, конечно же, в данном направлении огромную роль может сыграть выстроенная система по формированию и развитию комбинаторно-логического мышления.

Комбинаторно-логическое мышление – это мышление, при помощи которого обучающийся логическими приемами выстраивает определенные комбинации способов и методов, направленных как на разрешение различным числом вариантов частных конкретных задач, так и на поиск общих закономерностей [2].

Педагогические компоненты данного мышления направлены на выработку у старшеклассника умений:

  • расчленять объект, предмет, понятие на части, а также осуществлять обратный ход мыслей (анализ, синтез);
  • переходить от частного случая задачи к общему и обратно (от индуктивного к дедуктивному приему и наоборот), осуществляя перебор или комбинацию исходных элементов задачи; отдельных частей или их сочетаний,  полученных в результате расчленения изучаемого объекта;
  • находить различные пути решения одной и той же задачи, производя перебор исходных данных;
  • осуществлять поиск различных путей оформления решения.

Рассмотрим одну из тем, необходимых для подготовки к итоговой аттестации учащихся 11-х классов, в ходе  работы над которой можно  организовать деятельность по формированию комбинаторно-логического мышления.

Заметим, что в школьном курсе математике рассматриваются только четыре условия, на основании которых появляются ограничения на область определения. В школьных учебниках и задачах ЕГЭ встречаются либо задания в том виде, как они представлены в таблице, либо задания составлены из расчета комбинации некоторых ниже перечисленных условий.

Таблица 1

Нельзя делить на ноль

Основание степени при произвольном действительном показателе положительно, при положительном показателе-неотрицательно

Подкоренное выражение корня четной степени не должно быть отрицательно

Под знаком логарифма не должно быть неположительного выражения. В основании логарифма не должно быть неположительного выражения и единицы

Аргумент обратных тригонометрических функций arcsin x, accos x не превышает по модулю единицу

 Алгоритм решения  задач на нахождения области определения функции (выражения)

Шаг 1. Определяем, какое из представленных ограничений (таблица 1) представлено в задании

Шаг 2. Выясняем, сколько ограничений представлено в задании

Шаг 3. Вычисляем область определения функции (выражения)  из системы неравенств найденных ограничений

Шаг 4. Составление комбинированных задач и представленных видов выражений и функций

Шаг 5. Разбор решений составленных учащимися задач

Решим  задачу по представленному алгоритму.

Шаг 6. (творческий компонент)

Провести анализ основных учебных изданий для 10-11 классов и заданий для подготовки к ЕГЭ. Цель: поиск других видов формулировок задания, целью которых является поиск области определения.

Задача № 1 Найти область определения выражения

Решение:  Шаг 1-2.

Из таблицы 2 определяем, что  в нашем задании представлено три ограничения:   ;            ;              

Шаг 3.  Составляем систему неравенств найденных ограничений

                                                                                                  (1)

Обращаем внимание, что четвертое и пятое неравенства системы (1) можно заменить одним строгим неравенством.

                                                                                                   (2)

Решив каждое неравенство системы (2) и выбрав общую часть, получим ответ задачи.

Шаг 4.  Учащиеся придумывают задачи на нахождения области определения выражения, комбинируя представленные в системе (1) или (2) неравенства, а также комбинируя представленные в задаче функции:  Примеры составленных заданий:

а)    в)    с)    е)   и т.д.

Шаг 5.  Все варианты составленных задач распределяются между учащимися (группами учащихся), прорешиваются, обсуждаются решения.

Рис. 1

Задача № 2. Окружность, вписанная в правильный треугольник, со стороной, равной a. Вычислить радиус вписанной окружности.Шаг 1. (анализ условия)

В принципе, для данного случая есть уже определенное значение радиуса окружности (1). Но мы докажем это. (поиск решения) Мы знаем, что радиус вписанной  окружности в правильный треугольник будет лежать в центре этого треугольника. Т.е. центр  окружности

будет являться и точкой  пересечения высот, медиан и биссектрис, а радиусы этой окружности будут являться частью высот (медиан, биссектрис) треугольника (рис. 1). NC – это половина стороны , . Найдем BN по теореме Пифагора. . Зная, что медианы в точке пересечения делятся в отношении 2:1 найдем ON, т.е. радиус вписанной окружности. .

Шаг 2. (Усложнение задачи) Рассмотрим в правильном треугольнике со стороной, равной a, расположение двух окружностей равного радиуса так, что каждая из них касается двух сторон треугольника и другой окружности.

Рис. 2

(поиск решения) Для решения данной задачи поступим следующим образом.  Проведем в исходном треугольнике высоту и в каждый из получившихся прямоугольных треугольников впишем окружность. Теперь докажем,

 (сравнение) что это те самые окружности, которые мы определили в условии (рис. 2). Очевидный  факт, что каждая из этих окружностей

будет  касаться двух сторон исходного правильного  треугольника. Осталось доказать, что они касаются друг друга. Радиусы SO1 и SO2 окружностей будут перпендикуляры высоте BD.  NO1O2P – это прямоугольник, следовательно SO1 и SO2 лежат на одной прямой. Значит, окружности с центрами в  точках O1 и O2 имеют общую точку, и, причем, только одну (т.к. они касаются прямой BD лишь в одной точке). То есть, окружности касаются друг друга. Тогда перейдем к решению нашей задачи. (вычленение объектов, поиск решения) Рассмотрим треугольник ABD. Этот треугольник является прямоугольным. Зная , , найдем сторону BD в треугольнике ABD. . Теперь воспользуемся формулой для вычисления радиуса окружности, вписанной в прямоугольный треугольник, и получим .  (Сравнение, переход от одного объекта к другому) Интересен момент, что при рассмотрении двух окружностей равного радиуса в равностороннем треугольнике, мы фактически рассматривали окружность, вписанную в треугольник, полученный путем деления исходного треугольника на два равных линией, являющейся высотой этого треугольника.

Шаг 3. (Второе усложнение задачи) Рассмотрим расположение трех окружностей равного радиуса в правильном треугольнике со стороной, равной a, так, что каждая из них касается двух сторон треугольника и двух других окружностей. Аналогично предыдущему случаю, добьемся рассмотрения более простого – вписанной окружности. Для этого проведем из центра треугольника линии, перпендикулярные сторонам исходного треугольника (это будут радиусы вписанной  окружности в исходный треугольник). Впишем  в каждую из получившихся равных фигур окружность. (сравнение) Очевидно, что это и есть нужные нам окружности (рис. 3) (поиск и оформление решения) Найдем радиус одной из них. SM и O1N AC, следовательно SMO1N. Значит O1SMN – прямоугольник (точнее квадрат), и значит . , тогда . Зная, что исходный треугольник правильный, найдем угол . Найдем соотношение в треугольнике O1AN:  . Не сложно найти Рис. 3

отсюда значение радиуса, равное .   (обобщение результатов) При рассмотрении

трех окружностей равного радиуса в

равностороннем треугольнике, нам пришлось

провести три линии из центра исходного

треугольника, перпендикулярных сторонам

треугольника. Данные линия разбили

треугольник на три равных между собой

четырехугольника, в каждом из которых была вписана одна из рассматриваемых окружностей.

Рис. 4

Шаг 4. (Третье усложнение задачи) Рассмотрим расположение четырех окружностей равного радиуса в правильном треугольнике со стороной, равной a, так что, каждая из них будет касаться соседней окружности, а три из них будут касаться двух сторон треугольника. (сравнение, аналогия) Также, как и предыдущих случаях, добьемся рассмотрения вписанной окружности, т.е. разделим данный треугольник на четыре равных фигуры (в этом случае тоже треугольники). Сделаем мы это путем проведения всех трех средних линий исходного треугольника. В результате мы получим четыре абсолютно равных правильных треугольника, в каждый из которых будет вписана окружность (рис. 4). Найдем ее радиус.

Найти его очень просто, зная формулу нахождения радиуса вписанной окружности в  правильный треугольник (1). Воспользуемся ей. Сторона получившегося правильного треугольника будет равна , тогда .  (обобщение результатов) Отметим, что в данном случае нам опять таки разбили исходный треугольник на равные части, проведя его средние линии. Вывод: (обобщение результатов)  нахождение радиуса нескольких окружностей в правильном треугольнике основывалось на разбиении исходного треугольника на соответствующее количество равных фигур и нахождении радиуса уже одной вписанной окружности в одну из полученных фигур.

Задача № 3. Далее необходимо рассмотреть «трудную» задачу (комбинации сфер и пирамиды) на примере более «легкой» аналогичной задачи (комбинации треугольника и окружности) [3].

Представленная нами модель полностью отвечает формированию мышления ученика, т.к.  «мышление …проявляется в учебной деятельности и в понимании учебного материала, и в решении разнообразных проблем и задач, и в постановке целей, и в рефлексивной регуляции» [4].

Список литературы

  1. Мин. Обр. РФ. «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы»  № 03-93 ин/ 13-03 от 23.09.2003
  2. Попова Т.Г. Математика. 10-11 классы. Развитие комбинаторно-логического мышления. Задачи, алгоритмы решений / Т.Г. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009. - 111 с.
  3. Попова Т.Г. Система элективных курсов, направленная на развитие комбинаторно-логического мышления старшеклассников. Математика. 10-11 класс: учебно-методическое пособие / Т.Г. Попова ; науч. ред.  проф. О. В. Кузьмин. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. – 39 с.

  1. Прядехо А.А. Педагогические условия развития познавательных способностей учащихся V-VII классов : дис. … д-ра пед. наук : 13.01.01 / А. А. Прядехо. - М., 2003. - 430 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....

«Формирование умений поискового чтения при подготовке к Единому государственному экзамену по английскому языку»

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного яз...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Подготовка к единому государственному экзамену. Советы родителям выпускников.

Буклет «Подготовка к ЕГЭ. Советы родителям» поможет педагогам донести до родителей  в удобной, привлекательной форме основные подходы и способы помощи своему ребенку на этапе контроля знаний, не ...

4.Рекомендации педагогам По психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образов...