Занятие по профилактике эмоционального выгорания у педагогов, воспитателей "Солнечный тренинг"
методическая разработка по психологии

Раковская Ирина Сергеевна

Работа в школе требует полного погружения в профессиональную деятельность. Стрессы, конфликты с коллегами, учениками приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. При отсутствии своевременной психологической или медицинской помощи возможно развитие глубокой депрессии. Выгоранием считается эмоциональное, физическое и умственное истощение. Это защитный психологический механизм, срабатывающий в ответ на внутренние или внешние раздражители. Выгорание становится продолжительным стрессом. Часто его называют синдромом профессионального или психического истощения. Эмоциональное выгорание у педагого  и влспитателей опасно по ряду причин: приводит к эмоциональной и личностной отстраненности;  к неудовлетворенности собой, к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям, оказывать негативное влияние не только на самих педагогов, но и на тех, кто находитсч рядом (близкие родственники, друзья, собственные дети). Атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная учителем или воспитателем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.

Важно вовремя выявить симптомы эмоционального выгорания и овладеть методами, ориентированными на снижение эмоционального напряжения, укрепление стрессоустойчивости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по профилактике эмоционального выгорания у педагогов, воспитателей «Солнечный» тренинг»

Цели: психологическая разгрузка педагогов, воспитателей и специалистов школы в конце учебного года, создание условий для выражения положительных эмоций. Помочь педагогам лучше узнать себя, свой внутренний мир. Сплочение, создание группового доверия и принятия. Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Задачи:

  • предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива.
  • развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.
  • оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
  • снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.
  • формировать положительную самооценку;
  • развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах;
  •  осознание каждым участником своей роли, функции в жизни;
  • повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
  1. Организационный момент. Педагог-психолог: «Дорогие педагоги! Мы рады вас всех видеть сегодня на нашей встрече.

   В современном мире профессия педагога и воспитателя становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Нам не хватает времени на встречи и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем никого вокруг. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом. Ведь только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием, поведением и здоровьем».

Сегодня мы с Вами собрались, чтобы:

- немного отдохнуть,

- расслабиться,

- зарядиться положительными эмоциями,

- а также попробуем лучше узнать самих себя, свои чувства, мысли и даже настроение.

2. Упражнение «Пусть солнце дарит тебе…». Цель: создание доброжелательной атмосферы, позитивного настроения в рабочей группе. Участники рассаживаются в круг. Каждый участник передает тому, кого выбрал из группы, игрушку-солнышко или рисунок с изображением солнца, со словами продолжения фразы: «Пусть солнце дарит тебе…». После упражнения обсуждение, какие чувства возникли у каждого, получая такое пожелание. Были ли трудности у кого-то, придумывая пожелание.

3. Упражнение «Ассоциации». Цель: получение обратной связи, развитие навыка восприятия.

Участники группы по очереди вытягивают карточку, на которой написана одна из фраз: например: «Если я цветок, то какой?»; «Если я животное, то какое?», «Если я время года, то какое?» и т.п. Каждый участник продолжает фразу, исходя из описания себя, своего характера, особенностей.

Педагог-психолог: «Каждый из нас личность, состоявшийся человек, со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж, ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают».

- Скажите, пожалуйста, Вы согласны с тем, что всё начинается с любви к себе? 

Поэтому, необходимо, чтобы каждое утро вместе с Вами первой просыпалась установка: 

«Я – хорошая, славная и замечательная».  Согласны? Зачем?

Ну, во-первых, это очень приятно (тот, кто не верит, может попробовать и убедиться сам). А во-вторых, и главное – такого человека начинают любить другие. Образ себя становится образом для других. Заметим, что это вовсе не снимает критичности к себе. Доказано, что люди, принимающие себя, не боятся сравнивать себя с высокими эталонами и ставить себе объективные, (то есть часто и низкие) самооценки.

Привлекательно и то, что искренне любящий себя, не отягощённый неврозами человек не имеет препятствий в любви к другим, восприимчив к их достоинствам и всегда готов излить переполняющую его любовь.

И так, начнем мы с Вами с упражнения: «Время чудес»

4. Упражнение «Любовь к себе» с использованием МАК карт «Время чудес».

Вопрос 1: «Что такое в моём понимании «любить себя»?»

(вытягиваем в закрытую 1 карту, рассматриваем и анализируем картинку:

  • кто изображён на картинке;
  • какая это ситуация,
  • что происходит на картинке,
  • какие ассоциации, эмоции и чувства возникают у вас, глядя на данную картинку.

Вопрос 2: «Что мешает мне любить себя?»

(вытягиваем в закрытую 1 карту, рассматриваем и анализируем картинку)

Вопрос 3: «Что я могу сделать уже сейчас, чтобы взрастить навык любви к себе (принять себя)?»

(вытягиваем в закрытую 1 карту, рассматриваем и анализируем картинку).

Обсуждение с участниками.

5. Упражнение «Чемодан» (изготовление коллажа). Цель: создание благоприятного образа будущего, повышение самооценки. Каждый участник создает себе коллаж того, что он возьмет от отдыха в отпуске, что ему пригодится.

6. Рисунок «Идеальный отдых педагога» (групповая работа)

Педагог-психолог дает инструкцию участникам группы:


1. Перед Вами лежит лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры.
2. Первый участник начинает рисовать рисунок по теме: «Идеальный отдых педагога».
3. По нашему сигналу передаём свой лист участнику, сидящему от вас слева. Продолжаем работать над этим рисунком, изменяя или добавляя к нему, что вы хотите.
4. По сигналу снова передайте этот рисунок налево. Продолжаем так до тех пор, пока к вам не вернётся тот рисунок, который вы начали.
5. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите.
6. В заключение обсудите свои впечатления с группой.

7. Упражнение «Коробка пожеланий».

8. Обратная связь

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профессиональная деформация личности. Можно ли себе помочь?Психологическая нагрузка в современной жизни очень велика. Педагогическая деятельность насыщена различными эмоционально напряженными ситуация...

Программа профилактики эмоционального выгорания у педагогов

антирисковая программа, расчитанная на 3 года работы...

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде....

Мастер-класс «Коррекция и профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Данный мастер-класс по теме: «Коррекция и профилактика эмоционального выгорания у педагогов» будет полезен психологам образовательных организаций при проведении профилактической работы с п...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Как установлено многочисленными исследованиями, специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (педагоги, психологи, социальные...

Методическая разработка. Занятие по профилактике эмоционального выгорания у педагогов, воспитателей "Солнечный тренинг"

Работа в школе требует полного погружения в профессиональную деятельность. Стрессы, конфликты с коллегами, учениками приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. При отсутствии своевременной психоло...

Тренинг-общения «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....