Профилактика эмоционального выгорания у педагогов
методическая разработка по психологии на тему

Дрёмина Татьяна Владимировна

Профессиональная деформация личности. Можно ли себе помочь?
Психологическая нагрузка в современной жизни очень велика. Педагогическая деятельность насыщена различными эмоционально напряженными ситуациями. После такого воздействия напряженных факторов у педагога возникает снижение работоспособности, подавленность, разбитость. В отдельных случаях эмоциональная напряженность может достигнуть критического момента, результатом которого может стать нервный срыв, потеря самообладания и самоконтроля. Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение, негативно сказывается на здоровье. Еще немного  переживаний и с нами - лучший друг - эмоциональное выгорание, а за ним - и деформация личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Синдром профессионального выгорания»

Цель: познакомить с «синдромом профессионального выгорания», его симптомами и стадиями развития, а также методами предотвращения и предупреждения.

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует умения сдерживать эмоции, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, принимать взвешенные решения.

Наше эмоциональное состояние влияет на работоспособность, активность, взаимоотношения с детьми и коллегами, результативность работы.

Профессиональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Внутреннее состояние человека, испытывающего синдром профессионального выгорания можно сравнить с  запахом горящей проводки или разрядившимся аккумулятором.

Как проявляется синдром выгорания?

Можно выделить следующие группы симптомов:

Поведенческие

Нежелание идти на работу

Частые опоздания

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Чувство бесполезности, безразличие к результатам

Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Аффективные

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения, обиды

Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»)

Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события

Частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»)

Ощущение придирок со стороны других

Равнодушие, безразличие, скука

Бессилие, эмоциональное истощение

Подавленное настроение (депрессия)

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

Слабая концентрация внимания, рассеянность, забывчивость (провалы в памяти)

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Циничное отношение к детям, коллегам

Озабоченность собственными проблемами

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Усталость (не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна)

Быстрая физическая утомляемость, слабость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Выделяются три ключевых признака СЭВ.

Первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность (это  попытка справиться с эмоциональным стрессом). В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Какие работники составляют группу риска?

Профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, имеющие интровертированный характер, такие индивидуально-психологические особенности как  скромность и застенчивость, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду. Синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой, в условиях нестабильности и страха потери рабочего места.

С меньшим риском для здоровья синдром профессионального выгорания переживают работники, имеющие хорошее здоровье и заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни),  имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях, умеющие преодолевать напряжение, способные формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности. Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Жертвой выгорания может стать любой работник.

Диагностика.

Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания». Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 -20 баллов - сложившийся симптом.

20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг оценка каждой фазы стресса (от 0 до 120 баллов):

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Справка.

По этой методике было опрошено 10 человек. В результате:

Лишь 20% педагогов находятся в зоне психологического благополучия. У них не обнаружилось никаких признаков выгорания и стресса. Они способны справиться с отрицательными воздействиями жизни.

Около 50% имеют умеренные показатели, один-два выраженных симптомов.

30% опрошенных имеют выраженные симптомы эмоционального выгорания.

В фазе напряжения находятся 10% опрошенных, у 30% фаза напряжения в стадии формирования, в фазе резистентности – 30%, у 20% фаза напряжения в стадии формирования, истощения – 10%, у 20% фаза напряжения в стадии формирования.

Развитие синдрома выгорания проходит три стадии.

фаза

определение

примечания

симптомы

нервное (тревожное) напряжение

его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента

нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств

Проявляется усиливающимся осознанием проблем, со временем недоверие и раздражение усиливается. 2. Неудовлетворенность собой, должностью, обязанностями. В результате неудач, расстройств, действует механизм эмоционального переноса. Энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько не себя. Происходит противопоставление себя обстоятельствам. Систематически переживаются трудности.

3. Загнанность в клетку

Это состояние интеллектуально - эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: «когда всё это кончится»?

4. Тревога и депрессия

Возникает разочарование в себе, избранной профессии, в конкретном месте службы. Этот симптом является крайней точкой в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального выгорания.

резистенция

сопротивление

человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений

человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся у него в распоряжении средств

1. Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. Человек не чувствует разницы в своих реакциях. На одних событиях экономит эмоции, на других излишне тратит. Действует часто по — принципу «хочу - не хочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие. Иногда понимают это как неуважение.
2. Эмоционально - нравственная дезориентация. Происходит ещё большее усугубление неадекватных реакций на партнёров. Происходит разделение на хороших и плохих.
3. Расширение сферы экономии эмоций. Это одно из доказательств эмоционального выгорания. Особенно когда эмоции экономятся вне профессиональной деятельности: в кругу семьи, с друзьями. Человек срывается обычно дома. Поэтому домашние становятся первыми жертвами.
4. Редукция профессиональных обязанностей. Под редукцией понимается упрощение, сокращение, попытки облегчить профессиональные обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, возникновение чувства некомпетентности, осознание неуспеха.

истощение

чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой, снижение эмоционального тонуса, истощение психических ресурсов

характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы

1. Симптом эмоционального дефицита. Человек осознаёт изменения, понимает некоторую утрату профессиональных способностей. Часто положительные эмоции заменяются отрицательными. Люди становятся резкими, грубыми, обидчивыми, капризными.
2. Эмоциональная отстранённость. Почти полное исключение эмоций из сферы деятельности. Почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика. Причём это не признак ригидности, а приобретённые защиты. Ущерб наносится субъектам общения. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости: «мне наплевать на вас». В других сферах человек может жить вполне благополучно.
3. Симптом личностной отстранённости (деперсонализация - бесчувственное, негуманное отношение к ученикам)

 Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессе общения. Прежде всего, полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Появляется антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не представляет социальной ценности. Формируется философия отношения «ненавижу и презираю».
 4. Симптом психовегетативных и психосоматических нарушений. Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектах общения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитные механизмы уже не справляются.

фаза «Резистенции»

значение

 1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»

Несложившийся симптом – 70% (7 человек)

Сложившийся симптом – 30% (3 чел)

 

Несомненный признак выгорания

Профессионал перестает улавливать разницу между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным реагированием. Эмоциональная отдача ограничивается по принципу «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности.

3. расширение сферы экономии эмоций

Несложившийся симптом – 60% (6 человек)

Сложившийся симптом – 40% (4 чел)

Эмоции экономят не только в работе, но и в сфере личных отношений.

 4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей»

Несложившийся симптом – 70% (7 человек)

Сложившийся симптом – 30% (3 чел) 

Редукция – упрощение

Попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат

 

Эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности.

«Выход их стресса»

Какие варианты выхода из стрессовых ситуаций вы можете предложить?

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это — естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно.

длительный сон

вкусная еда

общение с природой и животными

баня, массаж

движение, танцы

музыка

просмотр фильмов, чтение книг, стихов

смех, улыбка, юмор

размышления о хорошем, приятном

мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее)

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

В процессе этих действий человек испытывает облегчение, успокаивается.

Важно не только знать, как можно отдохнуть, но реально уделять этому время и место в своей жизни. Упражнение Владимира Ромека «Что мне доставляет удовольствие?»  Составьте список 10 приятных дел и проранжируйте их для себя по степени удовольствия, доступности и частоте использования.

Существуют и специальные методы саморегуляции.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, темп речи, повышается тонус мышц, изменяются дыхание, пульс. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется мимика лица, сжимаются кулаки. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит спросить себя: «Как выглядит мое лицо? Не сжаты ли зубы, кулаки?» и лицо начинает разглаживаться, мышцы расслабляться. Научившись расслаблять мышцы и контролировать их, управлять дыханием, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.

Когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо противоположно тому, что вы в действительности хотите.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Напрягите мышцы лица: сведите брови, напрягите лоб, сожмите зубы, напрягите щеки и губы, подбородок. Ваше лицо – маска. Почувствуйте напряжение всех мышц лица. А теперь расслабьте лицо, разгладьте все морщинки. У вас гладкий лоб, щеки, расслабленны губы.

Мышечная релаксация. Тренировочные упражнения.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

дышите глубоко и медленно;

пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

прочувствуйте это напряжение;

резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;

сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Растяжка.

Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

В разных ситуациях дыхание человека меняется: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, испуганный и веселый человек.

Основы дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в контроле за ритмом, частотой и глубиной дыхания.

Существуют 2 вида  дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное). Успокаивающий тип дыхания - медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота). Оно характеризуется постепенным удлинением выдоха, потом удлиняются вдохи до продолжительности выдоха, а затем все фазы дыхательного цикла укорачиваются. Его полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение (в конфликтной ситуации), волнение, оно является эффективным средством против бессонницы.  

Мобилизирующее дыхание – частое (грудное) дыхание. Изменяются вдохи, дыхание задерживается после вдоха. Мобилизирующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость, утомление, обеспечить высокий уровень активности организма.

Способ 1

Постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;

снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Самовнушение, самоприказ («Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию»), самопрограммирование («Именно сегодня у меня все получится», «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»), самоодобрение («Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»).

Так как наиболее проблемной является фаза резистенции, то я хотела бы предложить методику перефазирования.

Я буду зачитывать начало предложения, а вы его продолжите, напишите окончание 3 раза.

Я должна

Я предпочитаю

Я не могу

Я не хочу

Я боюсь, что

Я не хотела

Мне надо

Я хочу

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

«Белое облако». Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

Освоение техник регулирования эмоциональной сферы и получение ощутимого психотехнического результата связано с выполнением следующих условий.

1. Регулярность упражнений (первые положительные результаты возникают через несколько дней).

2. Оценка и выбор тех упражнений, которые понравились и показались эффективными.

3. Применение упражнений утром, сразу после сна или вечером, перед сном, а также при возникновении напряженных моментов в течение дня.

4. Продолжительность упражнений должна быть в среднем от 4 до 15 минут.

 «Пожелания».

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: «Стресс - это жизнь». Пока мы живы, мы постоянно будем радоваться и огорчаться. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Я желаю вам оптимизма, доброго здоровья, терпения.

 

Рефлексия занятия.

Что больше всего понравилось (запомнилось)?

Ваши пожелания себе самому, ведущему. Начните, пожалуйста, словами «Мне сегодня...»



Предварительный просмотр:

Диагностика синдрома профессионального выгорания

Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак « — » («нет»).

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественнее, медленно).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация, в которой я оказался на работе, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными экспертами тем или иным числом баллов — указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»; 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования «выгорания»; 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.

Ключ

Знак «+» около номера вопроса означает, что дан положительный ответ, знак «-» —отрицательный ответ. В скобках указаны присваемые баллы.

«Напряжение»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5).

2. Удовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3).

3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5).

4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3)7+28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).

«Резистенция»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +5,3(2), +65(3), +77(5).

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5).

3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).

«Истощение»

1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2).

2. Эмоциональная отстраненность: +10(2)1 +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).

1

13

25

37

49

61

73

2

14

26

38

50

62

74

3

15

27

39

51

63

75

4

16

28

40

52

64

76

5

17

29

41

53

65

77

6

18

30

42

54

66

78

7

19

31

43

55

67

79

8

20

32

44

56

68

80

9

21

33

45

57

69

81

10

22

34

46

58

70

82

11

23

35

47

59

71

83

12

24

36

48

60

72

84

Интерпретация результатов

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания» Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — несложившийся симптом;

10-15 баллов — складывающийся симптом;

16 и более — сложившийся симптом.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

какие симптомы доминируют;

какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение»;

объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.



Предварительный просмотр:

техника безопасности в работе педагогов

Профессия педагога это "работа сердца и нервов" писал Сухомлинский. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Практика показывает, что учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ 

 • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

  1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  2. Проявляйте заботу о своём настроении и положительном жизненном настроении. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!
  3. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
  4. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, учиться переключаться с одного вида деятельности на другой.
  5. Используйте "тайм-ауты", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы). Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  6. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  7. Радуйтесь любому своему достижению.  «Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех».  Профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией с другими (курсы повышения квалификации, конференции и пр.) дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива.
  8. Общайтесь! (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным)
  9. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления СЭВ
  10. Применяйте навыки саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

В заключении позвольте рассказать одну притчу.

«Мудрец и бабочка»

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слава дошла еще до одного человека, который тоже был известным и мудрым в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. Он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле мудрым является он. Долго он думал и решил. «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?» Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я спрошу его: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонька надавлю ее своими ладонями так, что, когда я их раскрою все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что

бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда они увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

-        Скажи, что у меня в руках?

Мудрец посмотрел и сказал:

У тебя в руках бабочка.

Тогда он спросил мудреца:

- Скажи, живая она или мертвая?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:

- Это в твоих руках.

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика синдрома профессионального выгорания

Слайд 2

Профессиональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Что делать?

Слайд 3

Как проявляется синдром выгорания? Поведенческие симптомы Аффективные симптомы Когнитивные симптомы Физиологические симптомы

Слайд 4

Поведенческие Нежелание идти на работу Частые опоздания Уединение, нежелание видеть коллег Нежелание видеть детей Чувство бесполезности, безразличие к результатам Невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях Нежелание заполнять документацию Формальное исполнение обязанностей

Слайд 5

Аффективные Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения, обиды Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события Частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя») Ощущение придирок со стороны других Равнодушие, безразличие, скука Бессилие, эмоциональное истощение Подавленное настроение (депрессия)

Слайд 6

Когнитивные Мысли о смене профессии, уходе с работы Слабая концентрация внимания, рассеянность, забывчивость (провалы в памяти) Ригидность мышления, использование стереотипов Сомнения в полезности работы Разочарование профессией Циничное отношение к детям, коллегам Озабоченность собственными проблемами

Слайд 7

Физиологические Нарушение сна (бессонница/ уход в сон) Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание») Усталость (не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна) Быстрая физическая утомляемость, слабость Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ Обострение хронических заболеваний Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Слайд 8

три ключевых признака 1. истощение Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. 2. личностная отстраненность Это попытка справиться с эмоциональным стрессом. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. 3. ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Слайд 9

Кто составляет группу риска? Жертвой выгорания может стать любой работник.

Слайд 10

Стадии (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция , то есть сопротивление Истощение

Слайд 12

1.Фаза напряжения Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств” Симптом “неудовлетворенности собой“ Симптом “загнанности в клетку” Симптом “тревоги и депрессии”

Слайд 13

2. Фаза “ резистенции ” Симптом “неадекватного избирательного эмоционального реагирования” Симптом “эмоционально – нравственный дезориентации” Симптом “расширения сферы экономии эмоций” Симптом “ редукции профессиональных обязанностей“

Слайд 14

3.Фаза“истощения” Симптом “эмоционального дефицита” Симптом «эмоциональной отстранённости» Симптом «личностной отстранённости, или деперсонализации» Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»

Слайд 15

Способы регуляции эмоциональных состояний

Слайд 16

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж движение, танцы музыка просмотр фильмов, чтение книг, стихов смех, улыбка, юмор размышления о хорошем, приятном мысленное обращение к высшим силам «купание» в солнечных лучах высказывание похвалы, комплиментов

Слайд 17

специальные методы саморегуляции Саморегуляция –управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Эффект успокоения Эффект восстановления Эффект активизации

Слайд 18

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ а) изменение тонуса скелетных мышц; б) управление дыханием; в) использование программирующей и регулирующей роли слова; г) активное включение представлений и чувственных образов.

Слайд 19

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. .

Слайд 20

Способы, связанные с управлением дыханием Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Слайд 21

Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти». самовнушение , самоприказ («Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию»), самопрограммирование («Именно сегодня у меня все получится», «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»), самоодобрение («Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»).

Слайд 22

Способы, связанные с использованием образов Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Слайд 23

Растворите ВСЕ проблемы своей жизни! Именно здесь вы должны пребывать во время СНА.

Слайд 24

Результат связан с выполнением следующих условий: выбор тех упражнений, которые понравились и показались эффективными регулярность упражнений продолжительность упражнений должна быть в среднем от 4 до 15 минут.

Слайд 25

Желаю удачи в борьбе с собственной усталостью !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики эмоционального выгорания у педагогов

антирисковая программа, расчитанная на 3 года работы...

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде....

Мастер-класс «Коррекция и профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Данный мастер-класс по теме: «Коррекция и профилактика эмоционального выгорания у педагогов» будет полезен психологам образовательных организаций при проведении профилактической работы с п...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Как установлено многочисленными исследованиями, специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (педагоги, психологи, социальные...

Профилактика эмоционального "выгорания" у педагогов

Тренингые занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Все преодолеем»....

Профилактика эмоционального выгорания коррекционных педагогов

Эмоциональное выгорание — состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса.СЭВ – самая опасная профессиональная...