Работа с одарёнными детьми
рабочая программа по психологии

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx73.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

работы с одаренными детьми

на 2020-2025 учебный год

Содержание

1. Концепция работы с одаренными детьми в МБОУ СОШ №10г. Вязьмы Смоленской области

2. Рабочий план проекта

3. Приложение

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного

российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит

для родителей и общества “хорошая школа”?

 Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко

поступают в вузы.

 В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные

педагоги.

 В школе должны быть свои традиции.

 Школа должна давать современное образование.

 В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на

уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с

одаренными детьми в системе урочного и внеурочного образования.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей

учащихся включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей

успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-

либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно

новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития

способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми,

необходимо говорить о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии

умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки

выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и

конкурентоспособного.

Талантливые дети – это достояние нации, государства. Выявление одаренности является фактором экономического и социального прогресса.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Обеспечение условий для развития детей – это задача современной школы. Данное направление требует от образовательного учреждения создания локальной системы, за счет которой ученик может самоопределиться в многообразном мире профессий и познавательных возможностей, реализовать свой интеллектуальный, творческий, духовный потенциал.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:

имеют более высокие по сравнению с большинствомυ интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить три категории одаренных детей: Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ). Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

В МБОУ СОШ № 10 г. Вязьмы Смоленской области, успешно реализуется локальный проект «Одаренные дети». Система работы с одаренными детьми включает следующие элементы: деятельность школьного научного общества «Эрудит», работа с родителями, реализация программ профильных классах, ведение портфолио учащихся, ведение банка «Одаренные дети», мониторинг результатов.

В школе давно ведётся банк «Одаренные дети», в котором идет учет достижений учащихся по направлениям «Интеллект», «Творчество», «Спорт», «Общественно-полезное». Школа активно участвует в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах исследовательских работ, тематических конференций, Сретенских чтений, краеведческих викторин, олимпиад по различным предметам.

Введение федеральных государственных стандартов ставит перед школой новые задачи

– индивидуализацию и организацию психологического сопровождения всего образовательного процесса.

Цели программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах

деятельности.

Создать систему поддержки и сопровождения талантливых учащихся МБОУ СОШ № 10

Задачи:

1. Создание системы урочной и внеурочной работы учащихся.

2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности.

3. Организация системы исследовательской работы учащихся.

4. своевременное выявление талантливых учащихся школы;

5. реализация системы психолого-педагогического сопровождения;

6. создание условий для развития способностей учащихся;

7. выявление эффективных форм и методов воспитания и обучения, основанных на

дифференцированном подходе;

#1088;азработка индивидуальных образовательных программ учащихся;

9. увеличение количества победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, чемпионатов.

#1060;ормирование системы работы с одаренными учащимися.

Цель: уделять особое внимание формированию у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей и созданию психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего реализации программы;

Задачи:

- создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

- помощь одарённым детям в формировании умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов).

Целевая группа программы: учащиеся 1-11 классы МБОУ СОШ № 10

Ожидаемые результаты

 Творческая самореализация выпускника школы.

 Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

 Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному

обучению.

 Качественный: усовершенствование системы работы с одаренными и способными детьми.

 Количественный: увеличение количества победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, чемпионатов

1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Создание системы работы с одаренными детьми.

3. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

4. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.

5. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;принцип возрастания роли внеурочной деятельности;принцип индивидуализации и дифференциации обучения;принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Развитие.
Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
1) Вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3) Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4) Привлечение к работе с учащимися преподавателей ВУЗов;
5) Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
6) Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
7) Развитие умений самостоятельно работать;
8) Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
9) Обучение творческим методам работы;
10) Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
11) Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

Модель реализации программы

Руководство школы

разработка нормативной документации, организация обучения пед. кадров новымпедагогическим технологиям, мониторинг, поощрение педагогов, организация школьного дня науки, ведение электронного банка данных.

Обучающиеся

реализация плана индивидуальных консультаций, обучение исследовательским навыкам и умениям, участи, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, заполнение портфолио.

Педагоги

семинары, тренинги, составление планов работы с одаренными детьми, отчеты по итогам года, помощь в

ведении портфолио, составление индивидуальной карты развития.

Родители

психолого-педагогические диагностики, консультации

специалистов, родительские собрания, совместная творческая деятельность, семинары.

План-график работы по направлению «Одаренные дети»

на 2024-2025 учебный год

Мероприятия

Сроки

Мониторинговые исследования «Мотивированные учащиеся»

В течение года

Выявление учащихся, проявляющих интерес к научной и исследовательской работе

В течение года

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с высокой мотивацией

В течение года

Квалифицированный подбор образовательных технологий для учащихся

В течение года

Проведение регулярных педагогических наблюдений за развитием ребенка на уроках во внеклассной работе

В течение года

Организация школьных предметных олимпиад

Октябрь

Участие в районных предметных олимпиадах

Ноябрь

Участие в областных предметных олимпиадах

Январь

Презентация работ обучающихся всех ступеней обучения на школьном Дне науки

Март

Проведение семинаров «Виды одаренности», «Проблемы одаренных детей»

По плану работы школы

1. Этапы:

2020-2021 учебный год – проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в

школе.

Задачи:

 Изучение нормативной базы, локальных актов.

 Разработка программы работы с одаренными учащимися.

 Разработка структуры управления программой, должностных инструкций,

распределение обязанностей.

 Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2021-2022 учебный год – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

 Диагностика склонностей учащихся.

 Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам

научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин,

праздников.

 Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми

учащимися.

 Адаптация учебных программ факультативных курсов, элективных курсов.

 Повышение квалификации педагогов.

2022-2023, 2023-2024 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель:

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

 Система профильного обучения (10-11 классы).

 Анализ итогов реализации программы.

Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах

обучения в школе.

 Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

 Обобщение результатов работы школы.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Выявление одаренных детей.Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи: - знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

-обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, -накопление библиотечного фонда по данному вопросу; -знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

2. Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно- координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Анализ ситуации и внесение корректив

Директор школы

Зам. директора по УВР и ВР

Консультативная, Научно- методическая

Координация реализации программы Проведение семинаров, консультаций, составлений методических

рекомендаций

Аналитическая деятельность

Составление комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям)

Зам. директора по УВР и ВР

Педагоги школы

Использование новых педагогических технологий. Организация исследовательской работы учащихся

Руководители ШМО

Классные руководители

Осуществление программы внеклассной и воспитательной работы

Зам. директора по ВР

Организационно- методическое обеспечение

Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов

Создание целевого направления по проблеме работы с

одаренными детьми.

Повышение квалификации педагогов Разработка плана внеурочного образования в школе.

Изучение обобщения опыта работы педагогов.

Зам. директора по УВР и методический совет

#1059;словия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений школы.
Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную
υ компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Мониторинг работы системы

Мероприятие

Цель

Время проведения

Ответственный

1

Мониторинг участия обучающихся в различных мероприятиях.

Отслеживание результатов проделанной работы.

сентябрь- май (по необходимости)

Зам. директора по УВР и ВР

2

Размещение информации на сайте.

Отслеживание результатов проделанной работы.

сентябрь- май (по необходимости)

Учитель информатики

Банк диагностических методик

Банк диагностических методик для выявления интеллектуальных возможностей детей, а также сформулировать проблемы, с которыми приходиться сталкиваться при построении работы с одаренными детьми, и пути коррекции (игры, упражнения)

Методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, которая обеспечивает достижение высоких результатов во многих областях.

1. Тест 16-PF (Р. Кеттела) .

2. Характерологический тест Айзенка.

3. Тест «Шкала социально-психологической адаптированности. » (Т. В. Снегиревой).

4. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

5. Тест «Шкала оценки потребности в достижении».

Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А. Р. Лурия) .

Изучение кратковременной образной и вербально- логической памяти.

Оценка устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания.

Оценка вербально – логического мышления.

Оценка образного мышления.

Методики для интеллектуального развития ребенка

1. Тест прогрессивных матриц Равена.

2. Тест Д. Векслера.

3. Тест Р. Амтхауэра.

Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей. Творческий потенциал одаренного ребенка.

1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник) .

2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника) .

3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

4. Методика «Классификация».

Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации

1. Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать? » (В. Маклени) .

2. Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

3. Оценка отношений подростка с классом.

4. Методика «Незаконченные предложения».

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

1. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников.

2. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.

3. Тест-анкета по определению специальной одаренности (А. Хаан, Г. Кафф) .

4. Анкета для родительского исследования (А. Савенков) .

5. Методика оценки общей одаренности (А. Савенков) .

Проблемы одаренных детей.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

8. Нередко имеют место проблемы в эмоциональном развитии, когда в сложных ситуациях одаренные дети проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Психологическое развитие и коррекция

Индивидуальные и групповые развивающие занятия, беседы, консультации. Коррекция коммуникативных качеств, преодоление трудностей в адаптации, обучении, эмоционально- волевой сфере учащихся. Занятия с детьми по социальной адаптации. Обучение детей приемам поведения для разрешения конфликтных ситуаций с учителями, сверстниками, родителями.

Профилактика

Рекомендации, советы, памятки для педагогов, родителей. Индивидуальные консультации для учителей по результатам анкетирования.Психолого – педагогическое сопровождение учащихся. Определение психологической цели, стиля урока, особенности организации учебного процесса при работе с одаренными детьми. Оформление информационных стендов. Психологическое просвещение, профилактика, формирование психологической культуры

Консультирование

Индивидуальное и групповое консультирование. Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми. Оказание консультативной помощи по результатам диагностики, анкетирования. Курсы повышения квалификации

Рекомендации по организации обучения одаренного ребенка.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:

1) предполагать изучение проблем открытого типа, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

2) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

3) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

4) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

5) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети) ;

6) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания рабочих мест при лабораториях, музеях и т. п. ;

7) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

8) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

9) включать элементы психологической поддержки и помощи с учетом личностных особенностей одаренного ребенка.

Литература:

1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. - № с. 83.

2. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.

3. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – № с. 73.

4. Варламова Е. П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога. - № с. 48.

5. Гончаров В. С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 40 с.

6. Грязева В. Г., Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

7. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

8. Лосева А. А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. - № с84.

9. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с. 29-33.

10. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М., 1992.

11. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

12. Мелхорн Г., Мелхорн Х. -Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М., Просвещение, 160 с.

13. Одаренные дети. Пер. с англ. / Под общ.ред. Бурменской Г. В., Слуцкого В. М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

14. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

16. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1997.

17. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. - М. : Педагогика, 1985.

18. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С. -П., 35 с.

Основные формы образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Классно-урочная система

Учет индивидуальных возможностей учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Профильное обучение

Повышение степени самостоятельности учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Внеурочная предметная деятельность

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Формирование информационной культуры учащихся.

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Творческие предметно-интегрированные отчёты

Представление широкого спектра форм урочной и внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, творческие объединения

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Работа научного общества учащихся

1

Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.

Октябрь

Зам. дир. по УВР

руководитель НО

2

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации.

Октябрь

Руководители исследовательской работы, руководитель НО

3

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

Октябрь

Руководители исследовательской работы

4

Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование.

В течение года

Учитель информатики

5

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации.

Ноябрь

Руководители исследовательских работ

6

Практическое занятие с учащимися: «Требования к оформлению исследовательских работ». Индивидуальные консультации.

Декабрь

Зам. дир. по УВР

члены научного общества

7

Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями

Январь

Руководители исследовательских работ

8

Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации.

Зам. дир. по УВР

9

Школьная научно-практическая конференция

Февраль

Зам. дир. по УВР

10

Районная научно – практическая конференция «Школа- Наука- Вуз»

март

11

Оформление электронного «Сборника исследовательских работ учащихся».

апрель

Зам. дир. по УВР

12

Заседание НОУ, поведение итогов. Планирование работы на следующий год.

Дополнительное образование

1

Курирование кружковой работы:

- утверждение программ кружков;

- анализ кружковой работы.

Сентябрь, в течение года

Зам. дир. по ВР

2

Работа спортивных секций.

В течение года согласно графику

Учитель физической культуры

3

Подготовка к спартакиадам.

Согласно плану

Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
1 этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, вокальной и т.д.
Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
мастерская художественного слова;
музыкальная мастерская;
изобразительная деятельность;

мастерская спорта.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разнообразных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 2 и 3 ступени.

2 этап – диагностический (5-9-е классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, мозговые штормы, ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциям системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.

Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей.
Тесты интеллекта- психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта.

Тесты способностей- методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения и творчества:
Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении одаренных детей играют
классные руководители, педагоги .
Критерии выявления одаренности:
1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
2) наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
3) систематическое самообразование;
4) креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
5) темпераментные особенности;
6) активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

1 этап - подготовительный

Классы

Цели и задачи работы

Формы работы:

1 – 4 классы

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Урок.

Внеклассная работа по предметам гуманитарного и математического направления.

Кружки эстетического цикла.

Спортивные секции.

Занятия в кружках декоративно-прикладного и художественного направления.

2 этап - творческий

5-7 классы

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Кружки.

Спортивные секции.

Занятия в кружках декоративно-прикладного и художественного направления

Индивидуальная работа со способными школьниками.

3 этап - развивающий

8-9 классы

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Индивидуальная работа по созданию проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы по предметам (9 классы)

Участие в научно-практической конференции «ШКОЛА. НАУКА. ВУЗ.» и др.

4 этап - исследовательский

10-11 классы

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры учащихся.
  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады и конференции

Факультативы.

Участие в научно-практической

конференции «ШКОЛА. НАУКА. ВУЗ.» и др.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Только системная целенаправленная работа позволит добиться положительного результата в формировании исследовательской культуры школьников, о чём будут свидетельствовать следующие исследовательские умения и навыки:

выявления и постановки проблемы;

уточнения неясных вопросов;

формулирования гипотезы;

планирования и разработки исследовательских действий;

сбора данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств);

анализа и синтеза собранных данных;

сопоставления данных и умозаключений;

подготовки и написания сообщений;

выступления с подготовленным сообщением;

переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы;

проверки гипотез;

построения обобщений и выводов;

разработки проекта;

защиты проекта.

Условия успешной работы с одарёнными детьми

1. Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

3. Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.

4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

– учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

– учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

– учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

– учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...