Профилактическая программа "Психологическая гостиная "Между нами девочками"
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
У воспитанниц детских домов не сформированы адекватные полоролевые стереотипы поведения, что неизбежно ведет к трудностям общения со сверстниками как своего, так и противоположного пола. У них нет правильного понимания о предназначении женщины, ее статусе, функции, отношениях в обществе и семье. И если девочки, воспитывающиеся в семье могут изменять свой тип поведения ориентируясь на родителей, то девочки детских домов остаются предоставлены сами себе.
Участие девочек-подростков в программе «Психологическая гостиная «Между нами девочками» поможет им сформировать фемининный стиль поведения: набор качеств, характеристик и черт личности, которые традиционно ассоциируются с женским полом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактическая программа "Психологическая гостиная "Между нами девочками" | 548.38 КБ |
psihologicheskaya_gostinaya.pptx | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского»
6625434 Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Победы, д.39, https://ldd.ucoz.ru/,
т. 8(39145)6-27-54, 6-06-63 lskdetdom@mail.ru
Руководитель учреждения: Темботова Мария Мачраиловна
Руководитель практики: Белякова Екатерина Александровна
Номинация: практика (программа) профилактики по направлениям, не предусмотренным данным Положением.
Наименование практики: Профилактическая программа «Психологическая гостиная «Между нами девочками».
Раздел I
«Актуальность»
Дети, воспитывающиеся в детских домах отличаются от детей, растущих в семьях по физическому и психическому развитию. Они имеют ряд особенностей, которые в последствии сказываются на их развитии и адаптации в социуме.
Р. Джонсон в 2006 году провел сравнительный анализ 27 исследовательских работ по проблемам развития детей, воспитывающихся в институциональной среде. Семнадцать работ из его обзора были посвящены оценке поведенческих проблем и проблем социальной адаптации таких детей, и в 16 из них демонстрировались подтверждения тому, что обозначенные проблемы существуют. Они указывали на антисоциальные установки, слабые связи с окружением ровесников и взрослых.
Изучением гендерных ролей в психологии занимались такие авторы, как: Т. Парсонс и Р. Бейлз, Д. Батлер, Хофстеде, Маккоби и Джеклин, С. Бэм, К. Хорни. Принадлежностью к понятиям «феминность – маскулинность - андрогинность» непосредственно занималась С.Бем и ее оппонент Ж. Спенс, Д. Гилмор, И. Кон, Р. Сарсембаева, С. Ушакин и др. На сегодняшний день идет тенденция к увеличению девочек, которые выбирают для себя маскулинный тип поведения.
Статистика показывает, что нередко выпускники детских учреждений интернатного типа имеют значительные трудности в создании семьи и сохранении ее стабильности. Им трудно входить в родительскую семью мужа или жены, не могут построить полноценных взаимоотношений с мужем (женой), сводя все либо к сексуальным отношениям.
У воспитанниц детских домов не сформированы адекватные полоролевые стереотипы поведения, что неизбежно ведет к трудностям общения со сверстниками как своего, так и противоположного пола. У них нет правильного понимания о предназначении женщины, ее статусе, функции, отношениях в обществе и семье. И если девочки, воспитывающиеся в семье могут изменять свой тип поведения ориентируясь на родителей, то девочки детских домов остаются предоставлены сами себе.
Участие девочек-подростков в программе «Психологическая гостиная «Между нами девочками» поможет им сформировать фемининный стиль поведения: набор качеств, характеристик и черт личности, которые традиционно ассоциируются с женским полом.
Цель программы: успешная адаптация воспитанниц и их интеграция в общество через включение в программу «Психологическая гостиная «Между нами девочками».
Задачи:
- Формировать умения организации оптимального общения в системе интимных межличностных отношений, предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, эмоциональной и поведенческой саморегуляции;
- Определить воспитанницами, что такое маскулинный и фемининный тип поведения, показать преимущества фемининного типа поведения;
- Изучить роли семейного воспитания и выработка положительных стереотипов поведения девочки-подростка.
Целевая аудитория: девочки 7-11 лет, девочки – подростки 12-17 лет.
Количество человек: 10-12 человек.
Время: 45 – 60 минут.
Условия проведения: просторное помещение, круглый стол, стулья, ноутбук, проектор.
Методическое обеспечение:
- Е. Каменская «Метафорические ассоциативные карты «Храм моей души» (Екатерина Каминская, бренд МАКмагия: [сайт]. URL: https://vc.ru/). Цель использования метафорические ассоциативные карты «Храм моей души»: понять истинную причину психосоматических недугов и «исцеления» с помощью специальных упражнений. Упражнения с использование МАК научат самоанализу и принятию себя, помогут проработать возникшую травму в душе, страхи и установки в подсознании, мыслях, снять телесные блоки.
- К. Степин Настольная игра на распознавание эмоций «Эмоциональный интеллект» (StepinPlay – это издательство настольных игр iPLAY [сайт]. URL: https://stepinplay.ru/). Игра тренирует навык определения эмоций. Главная цель игры - угадывать эмоции, выраженные на 135 карточках, используя различные фразы и ситуации. Игровые задания помогут воспитанницам справляться с негативом и относиться с юмором к жизненным ситуациям. Индивидуальная работа в рамках игры «Дневник эмоций» научит наблюдать настроения, покажет, кто и что делает подростков особенно счастливым, откроет внутренний ресурс.
Нормативно-правовая база: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации".
Раздел II
«Содержание и организация работы. Результативность практики»
Сроки реализации программы: программа реализуется один учебный год.
Количество часов: 36 занятий.
Диагностический инструментарий:
1 блок: Тест К. Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»;
2 блок: Методика «Маскулинность – фемининность» Бем;.
3 блок: Тест «изучения ценностных ориентация» М. Рокич, адаптация Д.А. Леонтьев.
Представленная программа «Психологическая гостиная «Между нами девочками» состоит из 3 блоков: «Первое свидание», «Стиль женственности», «Секреты благополучной семьи»
1 блок: «Первое свидание»
Цель: формирование умения организации оптимального общения в системе интимных межличностных отношений, предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
Сроки реализации: сентябрь – ноябрь.
Занятия проводится в форме тренингов, с использованием игр – энергизаторов и ассоциативных тестов, продолжительностью 45 – 60 минут, не реже 1 раза в неделю в просторном помещении, чтобы участники группы имели достаточно места для выполнения упражнений.
2 блок «Стиль женственности»
Цель: Определение воспитанницами, что такое маскулинный и фемининный тип поведения, показать преимущества фемининного типа поведения.
Сроки реализации: декабрь – февраль.
Тренинги с использование метафорических ассоциативных карт и проведение тематических мастер – классов с привлечением бьюти – специалистов г. Лесосибирска: «Прическа за 5 минут»; «Уход за подростковой кожей»; «Стиль – это…»; «Маникюрная арифметика».
3 блок «Секреты благополучной семьи»
Цель: изучение роли семейного воспитания и выработка положительных стереотипов поведения девочки-подростка.
Сроки реализации: март - май.
Тренинги с использованием метафорических ассоциативных игровых платформ для групповой психологической работы с применением МАК: игровая платформа «Дом, который строю Я», «Комод с секретами»; настольная игра на распознавание эмоций «Эмоциональный интеллект»; настольная игра «Активити»; игра на ассоциации «Эманжинариум»; игра «Опасности волшебного леса».
Ресурс, которые необходимы для эффективной реализации практики:
- педагог-психолог должен иметь высшее образование по профильным направлениям;
- материально-техническая оснащенность (просторное помещение, технические средства (ноутбук с доступом в интернет, проектор);
- Гераськина «Метафорические ассоциативные карты «Зонтики»;
- Т. Ушакова «Метафорические ассоциативные карты «Роботы»;
- Т. Ушакова «Игровая платформа «Дом, который строю Я», «Комод с секретами»;
- У. Кэтти, П. Кэтти, М. Эрнст Фюрер, Й. Эрнст Фюрер «Настольная игра «Активити»;
- Т. Кадыров, С. Кузнецов «Игра на ассоциации «Эманжинариум»;
- О. Хухлаева «Игра «Опасности волшебного леса».
Специалисты (ведущие группы), реализующие программу, имеют право:
— выбирать и использовать необходимые технологии и методики работы с детьми для реализации целей и задач программы;
Специалисты (ведущие группы), реализующие программу, обязаны:
— соблюдать принципы личностно-развивающего взаимодействия с детьми, а также права всех участников программы;
— создавать все условия для полноценного диалогического общения и сотрудничества с детьми;
— обеспечивать психологически комфортную атмосферу на всех мероприятиях, организуемых с детьми;
— осуществлять психологическую поддержку детей в их личностном развитии.
Воспитанницы, включенные в реализацию программы имеют право:
— посещать занятия;
— участвовать во всех совместных мероприятиях, организуемых в рамках реализации программы, в той форме в какой предпочитают на каждом этапе профилактической работы с детьми;
Воспитанницы, включенные в реализацию программы несут ответственность за:
— личное присутствие на профилактических занятиях;
— участие во всех мероприятиях, предполагающих совместное участие детей и взрослых;
— свое поведение на всех мероприятиях;
— соблюдение правил групповой работы и рекомендаций специалистов;
Результативность практики.
Общим критерием продуктивности социально-психологических занятий, как средства формирования, развития и коррекции качеств подростка, следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни, которые можно отследить по входящей и повторной диагностики каждого блока: 1 блок: Тест К. Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»; 2 блок: Методика «Маскулинность – фемининность» Бем;. 3 блок: Тест «изучения ценностных ориентация» М. Рокич, адаптация Д.А. Леонтьев.
. У девочек-подростков (24 девочки включены в реализацию программы) наблюдается положительная динамика по показателям психологического благополучия. Приобретаются жизненно важные навыки и умения: общаться; устанавливать межличностные отношения; владеть эмоциями; самосознание; умение принимать решения. Результатом проводимой работы является снижение уровня тревожности на 20%, агрессивности на 30%, повышение уровня понимания особенностей своего эмоционального состояния на 52%, самооценки на 30%, позитивного самовосприятия на 40%.
Раздел III
«Практические разработки, иллюстрирующие содержание практики»
Тренинг с использование метафорических ассоциативных карт
«Храм моей души».
2 блок «Стиль женственности».
Цель: снятие психологических и физических зажимов.
Задачи:
1) обучающая – научить достигать абсолютную мышечную свободу, лёгкость и уверенность в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снимать зажимы и избавляться от неуверенности и страха;
2) развивающая – развитие координации, пластики, баланса, фантазии, воображения.
3) воспитывающая – воспитание способности к рефлексии, потребности осознанного формирования собственной культурной среды.
Целевая аудитория: девочки 13-17 лет.
Количество человек: 10-12 человек.
Время: 45 – 60 минут.
Условия проведения тренинга: просторное помещение, круглый стол, стулья.
Материалы: ассоциативные метафорические карты «Храм моей души», изображение «Силуэт человека» размером А4.
Ход занятия.
Введение:
Упражнение «Клубок».
Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство ценности и самоценности.
Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями детей. Тот, кто начинает, предлагает тему. Например, «Я люблю, когда...», «Меня беспокоит...», «Когда я злой...», «Когда меня обижают...», «Я боюсь...», «Лучше всего я умею...» и др. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое (каждый раз можно менять образ, это может быть, например, животное, самолет, дерево и т.д.). Затем дети должны все вместе, не отпуская нить, обыграть этот образ. Главное, чтобы ниточка не порвалась.
Основная часть.
Упражнение «Храм моей души».
Посмотрите на силуэт человека (Приложение 1.). Это ваше тело. Посмотрите на него со стороны. Закройте глаза и попробуйте почувствовать себя и свое тело. Что чувствуете? Есть ли какое-то напряжение в теле? Где болит? Что беспокоит?
Выберите карту блоков ВЗ или ВО (в закрытую или вот крытую). О чем эта карта для Вас? Какое чувство испытывает этот участок? Что карта или персонаж хочет вам сказать? Почему это чувство спряталось здесь? Почему эту карту вы выбрали? Часто ли вы испытаете подобное чувство в жизни? Когда Вы почувствовали нечто подобное впервые? Здесь идет перемотка событий назад, мы не можем точно сказать, когда это чувство образовалось, но мы можем точно сказать, когда его не было в нашем теле. В момент проработки – этот участок тела может вызвать импульс, следуйте за импульсом, и вы почувствуете, как этот участок освободится.
Что участок на теле хочет сделать здесь и сейчас? Выбрать карту ВЗ. Что нужно сделать, чтобы заглушенный когда-то импульс покинул мое тело?
Написать текст сочинения: «Что будет, если я останусь такой?», можно использовать метафорические карты в открытую.
Написать текст сочинения «Что будет если я выберу другой вариант?», можно использовать метафорические карты в открытую.
Написать список маленьких шагов, что можно сделать здесь и сейчас.
Рефлексия занятия:
Дети стоят в кругу. Невербально (без помощи слов) один ребенок показывает как он себя чувствует (поза, жест, мимика). Каждый в группе повторяет за ведущим. Затем ведущий меняется.
Обсуждение:
- Какое состояние вы показывали?
- Какое состояние вам запомнилось?
- какое упражнение помогло достигать мышечную свободу, лёгкость и уверенность в работе с собственным телом?
- получилось ли сиять физические зажимы и избавляться от неуверенности и страха?
Каждый по очереди высказывает свои эмоции, ощущения от тренинга. Свои ожидания и опасения.
Приложение 1.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование фемининного стиля поведения (набор качеств, характеристик и черт личности, которые традиционно ассоциируются с женским полом) у воспитанниц детского дома. Задачи: психологическое сопровождение девочек – подростков в период первой влюбленности; формировать позитивное самовосприятие , способствовать осознанию себя и пониманию других людей; воспитать адекватное полоролевое поведения у воспитанниц; психологическое просвещение по вопросам закономерностей становления и развития семьи.
1 БЛОК: «Первое свидание» - Цель: формирование умения организации оптимального общения в системе интимных межличностных отношений, предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
2 БЛОК: « Стиль женственности » - Цель: о пределение воспитанницами, что такое маскулинный и фемининный тип поведения, показать преимущества фемининного типа поведения.
3 БЛОК « Секреты благополучной семьи» Цель: изучение роли семейного воспитания и выработка положительных стереотипов поведения девочки-подростка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Между нами, девочками"
Школьная форма...О ней много говорят и пишут. Одни всей душой "за", другие - "против". В нашей гимназии форма уже давно, но борьба продолжается. Есть те, кто просто не хочет её носить. Уговарива...
между нами девочками
ознакомление детей с последствиями ранних половых связей; формирование отрицательного отношения к половой распущенности, вульгарности, доступности, позитивное отношение к целомудрию...
Между нами девочками
Буклет для девочек...
Классный час 8-9класс " Между нами девочками ( Между нами мальчиками)" по профилактике ранней беременности
Воспитывая мальчика, мы растим мужчину.Воспитывая девочку, мы растим нацию.В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитивным. Ра...
Анализ открытого занятия в детском объединении «Между нами девочками»
Примерный анализ открытого занятия в учреждении дополнительного образования...
Беседа "Между нами девочками"
Ознакомление детей с последствиями ранних половых связей; формирование отрицательного отношения к половой распущенности, вульгарности, доступности, позитивное отношение к целомудрию...
Классный час «Между нами, девочками…»
Тема: Становление и охрана репродуктивной функции девочек.Занятие проводится только для девочекЦель: сформировать правильное представление о развитии женского организма.Задачи:*Сформировать представле...