Сообщение на ШМО учителей начальных классов на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
учебно-методический материал на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
г.Сергиев Посад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_2016.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
Сообщение на ШМО учителей начальных классов
на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила: учитель психомоторики
Макридина В.А.
г. Сергиев Посад
2016
Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Применительно к нашей системе образовательной работы дошкольной организации компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, система психолого-педагогического сопровождения – это процесс создания условий для оптимального раскрытия потенциальных возможностей каждого участника и коррекция имеющихся нарушений речи, познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы.
Основным методом сопровождения мы считаем взаимную связь между участниками сопровождения, способ практического сопровождения по направлениям сопровождения (индивидуального и системного).
Необходимым условием эффективности сопровождения является активное участие в ней всех участников образовательного процесса. В соответствие с этим работа реализуется в следующих направлениях:
- Педагог-психолог – педагоги.
- Педагог – психолог – дети.
- Педагог-психолог – родители.
1. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения с педагогами.
Цель взаимодействия: разработать систему мероприятий по коррекции речевых нарушений, развитию познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.
Задачи взаимодействия:
- Взаимодействовать в рамках ПМПк и МПМПК.
- Оценить уровень эмоционального благополучия ребенка в группе.
- Получить информацию об индивидуально – типологических особенностях ребенка с ОВЗ.
- Обучить педагогов адекватным способам взаимодействия с детьми с ОВЗ и родителями этих детей.
- Помочь создать условия, способствующие развитию познавательных психических процессов и эмоционально – волевой сферы.
- Обучение способам безконфликтного общения с родителями, коллегами, администрацией.
Реализация основных этапов системного сопровождения.
1 этап - диагностический
Цель: выявление проблем и специфики работы с детьми, имеющими ОВЗ.
Задачи:
- изучить особенности детей с ОВЗ.
- выявить специфику воспитательно-образовательной работы с ОВЗ, отношение педагогов к данной проблеме.
Поставленные задачи решались методом анализа данных, полученных в ходе анкетирования, наблюдения за педагогической деятельностью педагогов, через анализ документации.
Данная работа дала возможность составить рекомендации для каждой возрастной группы и определить зону взаимодействия.
2. Поисковый этап.
Цель – сбор информации о путях и способах сопровождения ребенка с ОВЗ, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации.
На данном этапе происходит знакомство педагогов с результатами обследования познавательной сферы, взаимодействием детей в группе. Данная работа позволила составить портрет ребенка с ОВЗ, рассмотреть основные формы и методы работы с таким ребенком. Также были проанализированы психолого-педагогические условия развития детей с ОВЗ.
3. Консультативно-проективный этап.
Цель – выбор методов сопровождения, прогнозирование эффективности работы, планирование работы, отработка схемы взаимодействия.
С целью получения первичной информации на начало года, планирования моей работы (как групповой, так и индивидуальной), разработки маршрутов сопровождения.
Совместно с педагогами, были определены основные методы и формы сопровождения ребенка с ОВЗ, направления работы с детьми с ОВЗ (все участники образовательного процесса: педагог-психолог, воспитатели, родители, профильные специалисты).
На данном этапе проводились наблюдения за общением педагога с детьми, применением различных методов, которые бы стимулировали познавательную активность детей и развивали эмоционально – волевую сферу.
4. Деятельностный этап.
Цель – обеспечение достижения желаемого результата. Координация деятельности все участников сопровождения.
Всеми участниками образовательного процесса реализовывался комплекс психолого-педагогических условий по развития детей с ОВЗ и план взаимодействия профильных специалистов.
5. Рефлексивный этап.
Цель – анализ результатов деятельности.
На данном этапе были проанализированы основные изменения, которые были выявлены в процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой деятельности. Данные изменения были получены, благодаря:
1.Учету индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
2.Грамотно разработанных маршрутов индивидуального сопровождения.
2. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения воспитанников – развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно – волевых, коммуникативных, эмоциональных), так и психических функций, создающих основу для успешного обучения в школе.
Задачи:
1.Развитие познавательных и психических процессов (восприятие, память, внимание, воображение).
2.Развитие интеллектуальной сферы (мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, творческого и аналитического мышления).
3.Развитие эмоциональной сферы. Введение в мир человеческих эмоций.
4.Совершенствование коммуникативных умений.
5.Развитие личностной сферы (самооценка, уверенность в себе).
6.Развитие волевой сферы (произвольность, саморегуляция).
7.Формирование позитивной школьной мотивации.
Первый этап – диагностический.
Цель - выявление индивидуальных психологических особенностей детей.
Второй этап - анализ полученной информации, проектирование системы работы.
Для работы по сопровождению детей разных возрастных групп были разработаны планы с конкретизацией задач для каждой группы.
Третий этап – деятельностный этап.
При выборе форм и методов взаимодействия с детьми особое значение придавалось учету внутренних побудительных сил и потребностей ребенка, определяющих механизм индивидуального поведения и на этой основе развитию познавательной активности и индивидуальных способностей, с ориентировкой на зону ближайшего развития ребенка.
Формы работы с детьми:
- Развивающие подгрупповые занятия.
- Индивидуальная работа.
Каждое занятие состоит из 3 частей.
1-я часть занятия. Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики.
Виды заданий первой части:
- упражнения на развитие мимических движений;
- игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики;
- игры по обучению выразительным движениям;
- этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений;
- игры на развитие умения выражать различные эмоции.
- этюды и игры на выражение и сопоставление отдельных черт характера — отрицательных и положительных;
8) сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей;
9)снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги;
10)обучение правилам этикета («волшебные слова», правила общения по телефону, правила хорошего тона в различных ситуациях — на улице, в театре, в транспорте и др.).
2-я часть занятия. Развитие и коррекция познавательной сферы психики.
В этой части занятия проводятся игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, творческой фантазии, речи с учетом единой лексической темы.
Все эти игры направлены на умственное развитие детей через совершенствование их органов чувств.
3-я часть занятия. Обучение детей приемам саморасслабления. Снятие психомышечного напряжения у детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, истерические реакции и др.
В этой части занятия используются игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц — рук, ног, туловища, лица, шеи, комплекс психомышечной тренировки «На берегу моря», аутотренинг «Волшебный сон», а так же игры и упражнения в сенсорной комнате.
Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на развитие имеющихся показателей по результатам мониторинга.
.
На данном этапе участниками образовательного процесса реализовывался комплекс психолого-педагогических условий по развития детей с ОВЗ:
1.По мнению педагогов, основным педагогическим условием является организация гибкого средового подхода, ориентированного на развитие мира связей и взаимоотношений в образовательных системах, на предметное и коммуникативное обеспечение развивающей и организующей среды. Основной целью педагогов и родителей должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы «Я сам», «У меня все получается!».
2. Проводилась работа с самооценкой ребенка. Когда чувство уверенности у ребенка укреплялось, постепенно увеличивалось сложность заданий.
3..Использовались упражнения на развитие поисковой деятельности (поощрение стремления к поиску нового, к исследованиям).
4.Упражнения на развитие коммуникативных способностей.
5.Во всех перечисленных видах деятельности развивали самостоятельность.
6.Важным условием является грамотное, корректное управление индивидуальными особенностями каждого ребенка (не подавлять их, а развивать на их основе навыки самоутверждения в русле таких социальных ценностей, как доброжелательность, чувство сопричастности, эмпатия, справедливость).
Данная система психолого-педагогического сопровождения применяется и к сопровождения детей с эмоциональными проблемами (тревожными, замкнутыми), проблемами в общении, поведении (агрессивный, гиперактивный), с проблемами в развитии (логопедические, специфические расстройства психологического развития), в различных направлениях образовательного процесса (физкультурная работа, оздоровительная работа, коррекционная работа и т.д.).
Так, например, для развития детей в познавательном, эмоциональном направлении используется система индивидуального сопровождения, которая основывается на программе, построенной на основе занятий, направленных на укрепление уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребенку в приобретении позитивного опыта совместного с другими существования.
Исходя из этого, необходимо отметить, что данная система сопровождения рассчитана на следующие группы детей:
- дети неуравновешенные, легко возбудимые (эмоции проявляются в аффектах: вспышки гнева, обиды, грубость, драки);
- дети с устойчивым негативным отношением к общению;
- дети, впечатлительность, восприимчивость которых, ведет к возникновению многочисленных страхов;
- дети с определенными нарушениями в общении: с нарушениями самооценки, агрессивные, застенчивые, замкнутые, тревожные).
- дети с низким уровнем развития познавательных психических процессов.
- дети, с тенденцией к одаренности.
На занятиях создаются условия для переживания общности с другими детьми, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; ребенок подводится к переживанию собственной индивидуальности. Это является основой для перехода ребенка на следующий уровень – персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентаций.
В программе учтены возрастные особенности психики: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности. Важно обратить внимание на развитие эмоциональной восприимчивости ребенка; приобретение положительного поведенческого опыта.
Построение плана для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитие ведущего психического процесса.
Ведущая потребность | Ведущая деятельность | Ведущая функция | |
3-4 года | В общении, в уважении, в признании самостоятельности | Игровая. Переход от манипулятивной к ролевой | Восприятие |
4-5 лет | Познавательная потребность, потребность в общении | Сюжетно-ролевая игра | Наглядно-образное мышление |
5-6 лет | Потребность в общении; творческая активность | Сюжетно-ролевая игра | Воображение. |
6-7 лет | Общение | Сюжетно-ролевая игра | Воображение. |
Система сопровождения реализуется через игровые занятия, которые имеют свою специфику в задачах и форме проведения в зависимости от возраста детей.
Система сопровождения позволяет строить работу вариативно, учитывая возможности и потребности детской группы и детского сада. Занятия так же проводятся в системе.
Последовательность этапов работы:
- Объединение, эмоциональное сближение детей.
- Развитие системы восприятия.
- Развитие социальных способностей.
- Развитие социальных навыков.
Параллельно с эмоционально – волевой сферой проводится работа с познавательными психическими процессами.
Общая структура системы сопровождения включает 4 основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам, тактике поведения психолога:
1 этап – ориентировочный (установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком). На этом этапе ребенку предоставляется самостоятельность. Средства и методы работы: коммуникация принятия, игры-знакомства.
2 этап – объективирование типичных трудностей развития ребенка.
3 этап – конструктивно – формирующий.
4 этап – закрепляющий.
Одно из условий эффективности работы – интенсивность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой до 10 человек. Продолжительность занятий – от 15 до 30 минут.
Для реализации поставленных задач применяются следующие методы:
- Этюды.
- Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.
- Творческие игры.
- Дидактические, развивающие игры.
- Чтение художественных произведений.
- Беседы.
- Мини-конкурсы.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Импровизации.
- Рассказ взрослого и рассказы детей.
- Сочинение историй.
- Свободное и тематическое рисование (самовыражение в рисунках).
- Релаксация.
- Наглядные методы.
- Элементы анималотерапии, цветотерапии.
Принципы проведения занятий:
- Занятия проводится в доброжелательной, непринужденной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность.
- На каждом занятии присутствует наглядность (игрушки, пособия, картинки, раздаточный и демонстрационный материал).
- Подаваемый материал носит развивающий и воспитательный характер.
- Материал подается в доступной форме.
- Главное условие эффективности занятий – добровольное участие и положительный эмоциональный настрой.
- Активность каждого ребенка обеспечивается возможностью каждого высказаться. Принимается и обсуждается любой ответ ребенка.
Реализация данной системы психолого-педагогического сопровождения в нашем МДОУ позволяет:
- Осуществить помощь на различных этапах реализации программы;
- Обеспечить взаимоинформированность о возможной проблеме между участниками сопровождения;
- Выработать совместные решения существующей проблемы.
Не всегда удается:
- Вовремя рассмотреть проблему;
- Уделить достаточного внимания детям, составляющим группу детей «норма» (так называемый – средний уровень).
- Своевременно привлечь к решению проблемы родителей.
Четвертый этап – рефлексивный.
На данном этапе проводится подведение итогов работы, анализ работы консилиума, определяются наиболее эффективные методы работы с детьми с ТНР.
3. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ - работа с родителями.
Цель взаимодействия: разработать систему сопровождения детей с ОВЗ в семье.
Задачи взаимодействия:
1.Пропаганда знаний об особенностях взаимодействия с ребенком с ОВЗ, воспитания его в семье.
2.Выработка единых подходов к воспитанию детей.
3.Привлечение родителей к определению особенностей детей с ОВЗ.
На всех этапах учитывался уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.
1. Диагностический этап
С целью определения индивидуально – типологических особенностей дошкольника, выявления уровня информированности родителей проводится анкетирование родителей.
2. Поисковый этап
На данном этапе проводился анализ полученных данных, и планирование форм работы с родителями, которые будут наиболее эффективными.
3. Консультативный этап
На данном этапе проведены индивидуальные консультации с родителями. Даны конкретные рекомендации по сопровождению детей, имеющих проблемы в развитии.
4.Деятельностный этап
Были использованы различные методы взаимодействия с родителями. Анализ применяемых форм работы с родителями показал, что наиболее эффективными формами являются: индивидуальные консультации, в процессе которых решается реальные проблемы реального ребенка; открытые занятия.
Эффективной формой работы с родителями считаем проведение родительского собрания в форме игрового или проблемного тренинга. В процессе совместного обсуждения и решения проблемных задач родители совместно с педагогами находят общие способы воздействия на детей, вырабатывают единую линию сопровождения детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...
Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Выступление с докладом...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28875011","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...