Профилактика суицида среди несовершеннолетних
статья по психологии

Розанова Надежда Александровна

Суицид – это самоубийство, действие, направленное на лишение себя жизни .

Суицид бывает: заверешенным (заканчивающимся смертью) и незавершенным (самоубийцу спасают). В последнем случае, высока вероятность рецидива – повторной попытки самоубийства.

По данным Госкомстата РФ, сегодня в России самоубийство как причина смерти стоит на пятом месте. Статистика также утверждает , что за последние годы подростковый суицид 12-16 лет неуклонно растет.

По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (октябрь) и весной (апрель, май). По возрасту пик суицидов приходится на 15-16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет.  Мальчики более склонны к суициду, чем девочки.

Мальчики чаще прибегают к самоповешению, девочки – отравление медикаментами и  падение под транспорт. Чем младше ребенок, тем травматичнее избираемый им способ суицида – самоповешение, падение под транспорт, самоутопление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suitsid.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика  суицида среди несовершеннолетних.

Педагог-психолог МБОУ ЦППМС Розанова Н.А.

Суицид – это самоубийство, действие, направленное на лишение себя жизни .

Суицид бывает: заверешенным (заканчивающимся смертью) и незавершенным (самоубийцу спасают). В последнем случае, высока вероятность рецидива – повторной попытки самоубийства.

По данным Госкомстата РФ, сегодня в России самоубийство как причина смерти стоит на пятом месте. Статистика также утверждает , что за последние годы подростковый суицид 12-16 лет неуклонно растет.

По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (октябрь) и весной (апрель, май). По возрасту пик суицидов приходится на 15-16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет.  Мальчики более склонны к суициду, чем девочки.

Мальчики чаще прибегают к самоповешению, девочки – отравление медикаментами и  падение под транспорт. Чем младше ребенок, тем травматичнее избираемый им способ суицида – самоповешение, падение под транспорт, самоутопление.

Суицидальное поведение в разных возрастных группах имеет свои особенности. Выделяют два основных возрастных пика : «пик « молодости – 15-23 года и пик инволюции – после 40 лет.

Выделяют следующие причины подростковых суицидов:

Конфликты с окружающими – 94 %,  с родителями – 66 % ; переживание обиды 32 % чувство одиночества,  стыда, недовольства собой, боязнь наказания – 38 % ; состояние здоровья 15 %.

В отличие от взрослых у несовершеннолетних отсутствуют четкие границы между истинной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать разновидности суицидального поведения и воспринимать в серьез.

1. Формирование представлений о смерти у ребенка проходит ряд этапов - лишь к 8 годам ребенок воспринимает идею смертности,  относя это в том числе и к себе.  Американский исследователь Е.Фостер отмечает, что ребенок не различает жизнь и смерть, так как у него не до конца сформированы понятия о времени, он не может постигнуть вечность смерти. Быть мертвым означает для него быть где-то далеко.

Понятие смерть воспринимается абстрактно, как что-то временное похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей между 2-3 годами, не является пугающим событием. В дошкольном возрасте дети  не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобное сну или отъезду. В младшем школьном возрасте считают смерть маловероятной, не осознают ее возможность для себя, не считают необратимой.

Для подростков смерть становится более очевидным явлением, однако они фактически отрицают ее для себя, склоняясь к рискованному поведению .

2. Эмоции достигают в этом возрасте большой интенсивности, недифференцированны, поляризованы, труднопереносимы, захватывают полностью.

3. Мало опыта преодоления трудностей и понимания, что есть ресурс преодолеть и разрешить проблему. Важно помочь подростку осознать, что его проблема не уникальна,  решаема и случалась с другими. Разложить проблему на части, с чем можно жить, а что можно изменить, следуя конкретным рекомендациям.

4. Подростковый максимализм, категоричность оценок себя и мира, или все или ничего, чрезмерные требования к окружающим.  Формировать реалистические ожидания от себя и других, умение быть снисходительным, понимать, что  душевная боль, трудности и поражения - это обязательная часть жизни. Человек взрослеет, сталкиваясь с фрустрацией.

4. Мало представляют последствия и вредность тех или иных саморазрушительных действий.

Особенности личности суицидентов.

Решающими в плане повышения суицидального риска, вероятно, не являются конкретные характеристики личности, а степень целостности, интегрированности структуры личности, сбалансированность ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений. Повышенный риск самоубийства характерен ля негармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.

Предпосылки суицидального поведения по Ц.Короленко и В.Донских (1990):

- повышенная напряженность потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологических защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;

- импульсивность, взрывчатость и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;

- чувство вины и низкая самооценка - неподдающийся контролю и регулированию эмоциональный фон в период конфликтов, затруднение в перестройке жизненных ориентаций;

Личностные стили, склонные к саморазрушительным действиям ( по Моховикову (2001)):

  1. Импульсивный – внезапное принятие решений под напором эмоций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний;
  2. Компульсивный – педантизм, стремление достигать совершенства во всем и всегда без учета реальности;
  3. Рискующий – получение эмоций за счет балансирования на грани и попадания в опасные ситуации, потребность в остры ощущениях;
  4. Регрессивный - капризно-детский стиль – незрелость, инфантилизм, примитивизм эмоциональной сферы;
  5. Зависимый – необходимость и постоянный поиск посторонней поддержки;
  6. Амбивалентный – противоречивость ценностей и устремлений личности;
  7. Отрицающий
  8. Гневный – затрудняется в выражении гнева во вне направляет на себя;
  9. Обвиняющий – склонен искать виноватых во вне или винить себя, трудно принять неконтролируемость многих жизненных событий, роль случайности;
  10. Избегающий – стремление к бегству из сложных ситуаций в любых формах;
  11. Бесчувственность – неконтакт и непроживание своих эмоциональных состояний;
  12. Заброшенный – переполненность чувством одиночества;
  13. Творческий – потребность в новых ярких необычных переживаний;

Для самоубийц характерны по Слуцкому А.С., Занадворову М.С.: эгоцентризм,  аутоагрессия, пессимистическая установка на будущее, одержимость одной идеей.

Психологический смысл самоубийства:

  1. Самоубийство как драматический поиск способа решения, оно не случайно, является выходом из невыносимой ситуации. За ним всегда фрустрированные психологические потребности.
  2. Общий стимул – невыносимая  психическая боль.  Задачей суицида является прекращения осознания и чувствования душевной боли.  Ослабьте хоть чуть-чуть степень страдания и человек выберет жизнь.
  3. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность и безнадежность.
  4. Амбивалентность – человек одновременно пытается лишить себя жизни и взывает о помощи.

Приемы ведения профилактической беседы с подростком:

  1. Выслушивание.
  2. Банализация.
  3. Эстетический подход, деромантизация.
  4. Напоминание об обязанностях и связях с близкими.
  5. Взгляд из будущего.
  6. Взвешивание плохого и хорошего.
  7. Сравнение с другими.
  8. Использование имеющегося опыта решения проблем.
  9. Разделение проблемы на составные части, разработка алгоритма решения. Превращение проблемы в задачу.
  10. Пробуждение потенциала, поиск личного ресурса.
  11. Позитивное будущее.
  12. Структурированные действия.
  13. Переключение на заботу о других.
  14. Расширение круга интересов.

 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.

Работа предсталена в виде конспекта заняти "Круглый стол" для воспитанников 7-9 классов. Обсуждается тема толерантности и распространения экстремисткой идеологии, причины возникновения конфликтов на р...

План совместных мероприятий ГДН ОВД по МО «Тымовский городской округ» и МОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних на 2010-2012гг

План работы составленный социальным педагогом и инспектором ГДН в рамках школьной программы профилактики правонарушений среди детей и подростков....

Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год.

Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних поМБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год. С целью адаптации детей в социуме и предотвращения совершения противоправных...

"Профилактика преступлений среди несовершеннолетних в школе глазами подростков"

Данное исследование проведено ученицей 6 класса общеобразовательной школы Томиловой Алёной при сопровождении социального педагога школы Старкововй М.А. и заняло III место на XII ученических чтениях "Ш...

Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Содержание  Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...

Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в среде несовершеннолетних учащихся"

Педагогическая профилактика может рассматриваться как вспомогательное звено антинаркотической политики. Между тем именно она способна стать той самой «прививкой», которая защитит ребенка от наркогенно...