Профилактика суицида среди несовершеннолетних
статья по психологии
Суицид – это самоубийство, действие, направленное на лишение себя жизни .
Суицид бывает: заверешенным (заканчивающимся смертью) и незавершенным (самоубийцу спасают). В последнем случае, высока вероятность рецидива – повторной попытки самоубийства.
По данным Госкомстата РФ, сегодня в России самоубийство как причина смерти стоит на пятом месте. Статистика также утверждает , что за последние годы подростковый суицид 12-16 лет неуклонно растет.
По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (октябрь) и весной (апрель, май). По возрасту пик суицидов приходится на 15-16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. Мальчики более склонны к суициду, чем девочки.
Мальчики чаще прибегают к самоповешению, девочки – отравление медикаментами и падение под транспорт. Чем младше ребенок, тем травматичнее избираемый им способ суицида – самоповешение, падение под транспорт, самоутопление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suitsid.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика суицида среди несовершеннолетних.
Педагог-психолог МБОУ ЦППМС Розанова Н.А.
Суицид – это самоубийство, действие, направленное на лишение себя жизни .
Суицид бывает: заверешенным (заканчивающимся смертью) и незавершенным (самоубийцу спасают). В последнем случае, высока вероятность рецидива – повторной попытки самоубийства.
По данным Госкомстата РФ, сегодня в России самоубийство как причина смерти стоит на пятом месте. Статистика также утверждает , что за последние годы подростковый суицид 12-16 лет неуклонно растет.
По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (октябрь) и весной (апрель, май). По возрасту пик суицидов приходится на 15-16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. Мальчики более склонны к суициду, чем девочки.
Мальчики чаще прибегают к самоповешению, девочки – отравление медикаментами и падение под транспорт. Чем младше ребенок, тем травматичнее избираемый им способ суицида – самоповешение, падение под транспорт, самоутопление.
Суицидальное поведение в разных возрастных группах имеет свои особенности. Выделяют два основных возрастных пика : «пик « молодости – 15-23 года и пик инволюции – после 40 лет.
Выделяют следующие причины подростковых суицидов:
Конфликты с окружающими – 94 %, с родителями – 66 % ; переживание обиды 32 % чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания – 38 % ; состояние здоровья 15 %.
В отличие от взрослых у несовершеннолетних отсутствуют четкие границы между истинной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать разновидности суицидального поведения и воспринимать в серьез.
1. Формирование представлений о смерти у ребенка проходит ряд этапов - лишь к 8 годам ребенок воспринимает идею смертности, относя это в том числе и к себе. Американский исследователь Е.Фостер отмечает, что ребенок не различает жизнь и смерть, так как у него не до конца сформированы понятия о времени, он не может постигнуть вечность смерти. Быть мертвым означает для него быть где-то далеко.
Понятие смерть воспринимается абстрактно, как что-то временное похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей между 2-3 годами, не является пугающим событием. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобное сну или отъезду. В младшем школьном возрасте считают смерть маловероятной, не осознают ее возможность для себя, не считают необратимой.
Для подростков смерть становится более очевидным явлением, однако они фактически отрицают ее для себя, склоняясь к рискованному поведению .
2. Эмоции достигают в этом возрасте большой интенсивности, недифференцированны, поляризованы, труднопереносимы, захватывают полностью.
3. Мало опыта преодоления трудностей и понимания, что есть ресурс преодолеть и разрешить проблему. Важно помочь подростку осознать, что его проблема не уникальна, решаема и случалась с другими. Разложить проблему на части, с чем можно жить, а что можно изменить, следуя конкретным рекомендациям.
4. Подростковый максимализм, категоричность оценок себя и мира, или все или ничего, чрезмерные требования к окружающим. Формировать реалистические ожидания от себя и других, умение быть снисходительным, понимать, что душевная боль, трудности и поражения - это обязательная часть жизни. Человек взрослеет, сталкиваясь с фрустрацией.
4. Мало представляют последствия и вредность тех или иных саморазрушительных действий.
Особенности личности суицидентов.
Решающими в плане повышения суицидального риска, вероятно, не являются конкретные характеристики личности, а степень целостности, интегрированности структуры личности, сбалансированность ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений. Повышенный риск самоубийства характерен ля негармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.
Предпосылки суицидального поведения по Ц.Короленко и В.Донских (1990):
- повышенная напряженность потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологических защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;
- импульсивность, взрывчатость и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;
- чувство вины и низкая самооценка - неподдающийся контролю и регулированию эмоциональный фон в период конфликтов, затруднение в перестройке жизненных ориентаций;
Личностные стили, склонные к саморазрушительным действиям ( по Моховикову (2001)):
- Импульсивный – внезапное принятие решений под напором эмоций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний;
- Компульсивный – педантизм, стремление достигать совершенства во всем и всегда без учета реальности;
- Рискующий – получение эмоций за счет балансирования на грани и попадания в опасные ситуации, потребность в остры ощущениях;
- Регрессивный - капризно-детский стиль – незрелость, инфантилизм, примитивизм эмоциональной сферы;
- Зависимый – необходимость и постоянный поиск посторонней поддержки;
- Амбивалентный – противоречивость ценностей и устремлений личности;
- Отрицающий
- Гневный – затрудняется в выражении гнева во вне направляет на себя;
- Обвиняющий – склонен искать виноватых во вне или винить себя, трудно принять неконтролируемость многих жизненных событий, роль случайности;
- Избегающий – стремление к бегству из сложных ситуаций в любых формах;
- Бесчувственность – неконтакт и непроживание своих эмоциональных состояний;
- Заброшенный – переполненность чувством одиночества;
- Творческий – потребность в новых ярких необычных переживаний;
Для самоубийц характерны по Слуцкому А.С., Занадворову М.С.: эгоцентризм, аутоагрессия, пессимистическая установка на будущее, одержимость одной идеей.
Психологический смысл самоубийства:
- Самоубийство как драматический поиск способа решения, оно не случайно, является выходом из невыносимой ситуации. За ним всегда фрустрированные психологические потребности.
- Общий стимул – невыносимая психическая боль. Задачей суицида является прекращения осознания и чувствования душевной боли. Ослабьте хоть чуть-чуть степень страдания и человек выберет жизнь.
- Общей суицидальной эмоцией является беспомощность и безнадежность.
- Амбивалентность – человек одновременно пытается лишить себя жизни и взывает о помощи.
Приемы ведения профилактической беседы с подростком:
- Выслушивание.
- Банализация.
- Эстетический подход, деромантизация.
- Напоминание об обязанностях и связях с близкими.
- Взгляд из будущего.
- Взвешивание плохого и хорошего.
- Сравнение с другими.
- Использование имеющегося опыта решения проблем.
- Разделение проблемы на составные части, разработка алгоритма решения. Превращение проблемы в задачу.
- Пробуждение потенциала, поиск личного ресурса.
- Позитивное будущее.
- Структурированные действия.
- Переключение на заботу о других.
- Расширение круга интересов.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.
Работа предсталена в виде конспекта заняти "Круглый стол" для воспитанников 7-9 классов. Обсуждается тема толерантности и распространения экстремисткой идеологии, причины возникновения конфликтов на р...
«Профилактика преступлений и правонарушений, пропаганда здорового образа жизни среди несовершеннолетних муниципального образования «Зырянский район» на 2012 год»
Ведомственная целевая программа...
План совместных мероприятий ГДН ОВД по МО «Тымовский городской округ» и МОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних на 2010-2012гг
План работы составленный социальным педагогом и инспектором ГДН в рамках школьной программы профилактики правонарушений среди детей и подростков....
Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год.
Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних поМБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год. С целью адаптации детей в социуме и предотвращения совершения противоправных...
"Профилактика преступлений среди несовершеннолетних в школе глазами подростков"
Данное исследование проведено ученицей 6 класса общеобразовательной школы Томиловой Алёной при сопровождении социального педагога школы Старкововй М.А. и заняло III место на XII ученических чтениях "Ш...
Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Содержание Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...
Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в среде несовершеннолетних учащихся"
Педагогическая профилактика может рассматриваться как вспомогательное звено антинаркотической политики. Между тем именно она способна стать той самой «прививкой», которая защитит ребенка от наркогенно...