Сетевое взаимодействие школьных музеев как инновационная составляющая духовно – нравственного воспитания личности.
статья (11 класс)
Статья посвящена сетевому взаимодействию школьных музеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья посвящена сетевому взаимодействию школьных музеев | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
«Развитие системы образования города Ставрополя: от стратегических целей к реальным результатам»
Педагогическая студия учителей социально-гуманитарного цикла
(история и обществознание)
«Сетевое взаимодействие и использование социальных
сервисов для реализации регионального аспекта
содержания обществоведческого образования.
Формы и приемы изучения этнокультурного компонента»
Выступление учителя истории и
обществознания МБОУ СОШ № 44
г. Ставрополя Е.М.Сдобниковой
Ставрополь 2019
Сетевое взаимодействие школьных музеев как инновационная составляющая
духовно – нравственного воспитания личности.
Е.М.Сдобникова, учитель истории
и обществознания
МБОУ СОШ № 44 г. Ставрополя
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок и идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.
Но, первое, необходимо определить, что такое «сеть», «сетевое взаимодействие». Современные исследования Бугровой Н.С., Гончаровой, Н.Ю., Маковеевой В.В., Нетериной Е.А., Панкратовой Т.Б. и др. раскрывают историю появления термина «сетевое взаимодействие» в педагогике, компоненты, условия, формы, результаты и эффекты сетевого взаимодействия.
Под понятием «сеть», «сети» следует понимать систему, совокупность, множество, однородность, пространство, переплетённость. Сетевая организация - это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путём включения всё новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придаёт данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети - значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счёт других узлов сети приобретает дополнительные ресурсы.
Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Сетевое взаимодействие — это сотрудничество образовательных организаций, благодаря которому ученики используют для обучения их научные, культурные, физкультурно-спортивные и иные ресурсы.
Сетевая форма реализации образовательных программ применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирования актуальных компетенций, совершенствования профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов, повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации на рынке образовательных услуг и труда.
Виртуальное сетевое взаимодействие создает реальные возможности для развития у участников проектов компетенций инновационной деятельности (информационных, проектных, межкультурных), что является одной из ключевых задач Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.
Закон «Об образовании в РФ» включает статью 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ», направленную на развитие сетевого взаимодействия в системе образования.
Сегодня мы будем говорить о сетевом взаимодействии школьных музеев. Мы со своими учениками привыкли посещать специализированные музеи города и края. В течение ряда лет педагоги школ дают открытые уроки, проводят мастер – классы, представляют опыт работы в основном в плане учебно – методическом. Но мы забываем, что в школах города и края есть музеи, которые в своих фондах собрали уникальные материалы, ознакомление с которыми формирует у учеником основы духовно – нравственной культуры. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует сетевое взаимодействие школьных музеев. А формирование исторической памяти и исторической культуры, становление патриотизма и гражданственности средствами музейной педагогики происходят в процессе социального взаимодействия и социальнозначимой деятельности в музейно-образовательном пространстве.
Деятельность школьных музеев наиболее эффективна в условиях целесообразного организованного сотрудничества школы и музея, музеев образовательных учреждений города, интеграции культурных и образовательных учреждений, социального партнёрства, «виртуализации» своих возможностей в условиях единого музейно-образовательного пространства.
Кроме того, мы должны помнить, что и создание музея, сбор материалов, экспонатов – это ничто иное как сетевое взаимодействие педагогов, учеников школы с представителями общественных и иных организаций.
Образование музея в нашей школе – это тоже результат сетевого взаимодействия.
Наша школа осуществляет свою деятельность с ноября 2016 года. Одним из главных направлений учебно – воспитательной работы в школе является реализация принципов музейной педагогики. Свою летопись школьный исторический музей ведет с 21 ноября 2017 года. На базе образовательного учреждения были представлены передвижные выставки Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
21 февраля 2019 года состоялось открытие краевого межшкольного музея «Музей воинов - интернационалистов. Афганистан 1979 – 1989 г.г.», приуроченного к тридцатилетию вывода советских войск из Афганистана.
Уникальность школьного музея в том, что он является единственным в городе Ставрополе и в Ставропольском крае по тематике, содержанию, наличию музейных экспонатов, демонстрирующих реалии 1980 – х годов из истории СССР и событий, связанных с афганской войной.
Концепция музея и наполнение экспонатами были определены непосредственно при активном участии ветеранов боевых действий в Афганистане Сухомлинова Сергея Александровича и Цымбал Виталия Васильевича.
В музей переданы экспонаты представителями командования Второго объединенного Авиационного отряда ФСБ России и 247 – го гвардейского десантно – штурмового Кавказского казачьего полка.
Музей воинов интернационалистов посетили ветераны боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе, в Сирии, представители администрации города Ставрополя, комитета образования администрации города Ставрополя, представители Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве во главе с его директором Николаем Анатольевич Охонько, представители средств массовой информации, общественных организаций, а также школьники города Ставрополя, Грачёвского, Новоалександровского и Шпаковского районов.
Чувство любви к Родине само по себе, стихийно, не приходит. Его нужно серьезно и вдумчиво воспитывать с детских лет. И здесь, на наш взгляд, важную роль имеет школьный музей.
Деятельность созданного музея истории школы способствует гражданскому воспитанию учащихся. Это своего рода визитная карточка школы.
Школьный музей - это центр музейно-педагогической работы в школе, основой которого является собрание предметов музейного значения. И для школы, и для музея главной миссией является просветительство, формирование у молодого поколения исторического мышления, воспитание стремления к познанию своих корней.
Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою гражданскую идентичность.
Экспозиция музея разделена на смысловые блоки: «На афганской выжженной земле», «Афганистан – СССР: история отношений», «Ограниченный контингент советских войск в Афганистане», «Карта дислокации советских войск на территории Афганистана. 1979 – 1989 г.г.», «Ставропольцы воины - интернационалисты», «Документы и личные вещи воинов – интернационалистов, справочный материал». Для проведения экскурсий подготовлена группа экскурсоводов (учащиеся 8 – 9 классов).
Представленные в музее экспонаты подразделяются на:
1. Фотодокументы, карты и схемы военных сражений, ксерокопии подлинных военных документов
2. Макеты военной техники, выполненные и собранные руками учащихся
3. Найденные в местах сражений и переданные музею осколки от снарядов, патроны, солдатские каски, фляги.
4. Бытовые вещи, военную форму, переданные музею ветеранами боевых действий в Афганистане
5. Фотографии ветеранов боевых действий в Афганистане
6. Стенды с информацией
Музейный фонд составляет около 1500 единиц предметов. Экспозиция и выставка развернута в зале площадью около 100 квадратных метров, площадь зала Воинской Славы составляет 230 квадратных метров.
Однако экскурсия в школьный музей еще не заканчивается. В ШКОЛЕ ОФОРМЛЕН ЗАЛ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ.
Вниманию посетителей здесь представлены 19 стендов:
- 17 стендов представляют информацию о днях воинской славы. (Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13.03.1995 N 32-ФЗ)
- один стенд представляет символы государственной власти Российской Федерации и информацию о Федеральном законе "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13.03.1995 N 32-ФЗ
- один стенд посвящен освобождению города Ставрополя от немецко – фашистской оккупации в период Великой Отечественной войны.
Школьный музей принимает на себя важную миссию воспитания гражданственности, сохранения базовых ценностей человечества, бережного отношения к памятникам истории и культуры, развития творческой и общественной активности учащихся.
Экспозиция музея предоставляет базу для деятельности учащихся и педагогов, позволяет им раскрывать и реализовывать на практике свои идеи и возможности.
Патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.
В целях развития сетевого взаимодействия предлагаем педагогам школ г. Ставрополя и их ученикам посетить музей воинов - интернационалистов, совместно организовать мероприятия, посвященные памятным датам в истории России, 75 - ой годовщине Победы в Великой отечественной войне, встречи с ветеранами и т.д.
Одной из задач военно – патриотического воспитания является наибольшее привлечение учащихся к изучению исторического и культурного наследия. Для решения обозначенной задачи мы хотим создать виртуальный музей на сайте школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...
Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
1) Основные понятия: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание;2) Знакомство с Государственной программой «Патриотическое воспит...
Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
Патриотизм - это ощущение ценности, необходимости для жизни каждого человека его включения в большую индивидуальность народа или, с другой стороны - инстинкт самосохранения народной индивидуальности. ...
Социальное здоровье как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка в семье.
Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно- практи...
Восприятие музыки, как важный элемент духовно-нравственного воспитания личности ребёнка школьного возраста..
Вниманию читателей предлагается методический материал, помогающий активизировать обучающихся в процессе восприятия музыки, т.е. учить чётко выделять элементы характеристики музыки, воспринимать ...