Психотехника. 1
материал по психологии

Цвенгер Наталия Валерьевна

Эмоционально-образная терапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalno-obraznaya_terapiya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Психотехники эмоционально-образной терапии

Все психологические приемы и техники максимально безвредны и неоднократно тестировались. Однако это не исключает возможности проявления у клиента болезненных воспоминаний. Поэтому, прежде чем использовать эти (и другие) техники, специалисту необходимо иметь навыки работы с травмами и знать техники, позволяющие проживать их и освобождаться от привязки.

Метод мысленного действия
Этот прием наиболее очевиден, и большинство людей, создавших образ своей боли, сразу же хотят с ним что-то сделать, как правило, выдрать из
тела и выкинуть куда-нибудь подальше, или сжечь, или закопать и тому подобное. Так и рекомендуется делать в некоторых “экстра” руководствах. Всё-таки все такие действия (за редкими исключениями) совершенно неправильны, и не приводят ни к какому успеху, а просто прячут проблему.

Мысленное действие должно быть адекватным решением психологической проблемы и зачастую является парадоксальным и неожиданным по
своему характеру. Тем не менее, его не так трудно найти.

Прежде всего, надо доверять своему бессознательному и спросить себя: “Что бы мне хотелось сделать с этим?” Понятно, что насильственные решения надо отбросить. Также следует отбросить механические способы решения.

Метод выражения чувства

Хитрость этого приема состоит в том, что только чувство является первопричиной боли, только чувство фиксирует в воображении человека тот или иной образ или мысли. Высказывание чувства, которое “застряло” и вызывает спазм в итоге снимает этот спазм и образ тает. Отслеживая, как тает образ, мы
можем знать, в какой степени человек освободился от некоторого (обычно негативного) чувства, порождающего его проблемы.

Метод диалога
Когда неясно, что делать с данным образом, то можно поговорить от имени данного образа, как говорят актеры, “войдя в образ”. Впрочем, можно просто мысленно задавать ему вопросы и также слушать его ответы, как будто он живое существо. Поскольку образ символизирует некоторое ваше, не до конца осознанное чувство или намерение, то вы просто сможете прояснить для себя, что это за ч

Работа с теневой стороной личности

Подготовка:

  • Лягте на спину, сделайте 5-10 вдохов и закройте глаза.
  • Проговорите проблему так, как вы ее чувствуете.
  • Где в теле отзывается, когда вы думаете о проблеме? Сосредоточьтесь на ощущениях и определите дискомфортные участки – это и есть место нахождения теневой личности.
  • Опишите его качества.
  • Достаньте его из тела и поместите рядом с собой.
  • Где он находится?

Отвечайте быстро:

  • Как он выглядит?
  • Какого он возраста?
  • Во что одет?
  • Как ведет себя по отношению к вам?
  • Какие эмоции выражает его лицо?

Приветствуйте его в дружелюбной манере.

Скажите ему: «Я принимаю и ценю тебя за (что?). Но ты – причина моих проблем (перечислите их), чего ты хочешь на самом деле?».

После его ответа спросите: «Если ты этого хочешь, то что я могу получить с твоей точки зрения?».

Постарайтесь договориться с тенью: «Разве ты не способен добиваться своей цели другим способом?» (рассмотрите случай, когда тень необходима и выгодна, и предложите свои варианты).

Соглашается ли она на эти условия? И какова ее реакция?

Если тень согласна, спросите: «Какие ресурсы тебе необходимы для выполнения моей просьбы?».

Подробно представьте, как вы даете ей то, что она хочет.

  • Как изменилась тень с тех пор?
  • Как она себя ведет?
  • Как она видит вас?

Теперь попросите тень с ее новыми ресурсами и установками войти в тело.

Медленно вдохните животом 5-10 раз и откройте глаза.

Беседа со страхом

Сконцентрируйте внимание на ситуации, в которой вы испытываете страх, и отследите место его нахождения в теле. Где чувствуется дискомфорт? Насколько сильный страх вы испытываете по 10-балльной шкале? Какие физические ощущения он вам доставляет?

Выньте страх из тела и поместите его рядом с собой.

Где он расположился? Отвечайте максимально быстро!

  • Какое у него имя?
  • Сколько ему лет?
  • Как он выглядит?
  • Как он ведет себя по отношению к вам?

Приветствуйте его дружелюбно.

Определите:

  • За что вам хочется сказать ему «спасибо», и скажите искренне: «Я принимаю тебя и благодарю».
  • К чему приводит присутствие страха.
  • Для чего страх это делает, если он является причиной вашей проблемы.

После того как получены ответы на все вопросы, спросите: «Что хорошего лично для меня даёт этот страх?».

Подумайте, в каких случаях страх был бы оправдан, необходим и полезен. Теперь договоритесь с ним: «Можешь ли ты достичь своей цели альтернативным способом, например, ...».

Согласен ли страх с этим условием? Как он реагирует?

Если согласен, спросите: «Какие ресурсы тебе нужны для выполнения моей просьбы?». Визуализируйте, как вы даете страху то, чего он хочет.

Какие произошли изменения? Как страх себя ведет? Какова его реакция на вас?

Теперь попросите страх вернуться в тело с новыми ресурсами и установками.

Перепрограммирование памяти

  • Необходимо расслабиться и закрыть глаза.
  • Вспомните травмирующую ситуацию.
  • Расскажите о ней в деталях.
  • Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
  • Оцените степень эмоций и дискомфорта, вызванных ею, по 10-балльной шкале.
  • Оглянитесь вокруг себя. Что или кого вы видите? Перечислите как можно больше предметов, назовите цвета, которые вас окружают (например, зеленая трава, голубая скамейка, желтый дом и т.д.).
  • Прикоснитесь к объектам, которые вы увидели перед собой. Опишите тактильные ощущения.
  • Какие звуки вы слышите? Какие запахи чувствуете?
  • Проанализируйте. Какой вы видите ситуацию, если представить, что она не причинит боль?
  • Опишите подробно.

Если эмоциональный балл меньше 10, выясните, чего не хватило до оценки 10.

Диагностика проблем

Опишите волнующую вас проблему и ответьте на вопросы.

  • Кем вы себя ощущаете в рамках этой проблемы?
  • Как выглядит место проблемы (опишите подробно, что вы видите, что слышите или чувствуете)?
  • Попробуйте поместить своего персонажа в это место. Как он себя там ведет?
  • Что он чувствует, находясь там? Что он хочет сделать?
  • Какие у него мысли относительно этого места?
  • Что самое страшное может произойти, если персонаж останется здесь, а что может произойти при самом благоприятном исходе?

Если бы у него была возможность переместиться куда-то в другое место, куда бы он отправился?

Поместите персонажа в это место.

  • Как он будет себя там вести и что делать?
  • Что он чувствует, находясь в этом месте?
  • Что бы он хотел сделать?

Сравните старое и новое места по следующим пунктам:

  • Что показалось наиболее неудобным в обоих местах?
  • Что больше всего понравилось в них?
  • Что чувствовали сильнее всего в обоих местах?

Что нужно сделать, чтобы ваш персонаж попал из первого места во второе? (продумайте конкретный план действий).

Если бы это произошло, к чему бы это привело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые вопросы методики тренинга творческой психотехники («Гимнастика чувств»).

Роль театрально-физического тренинга в развитии творческих способностей ребёнка...

Авторская образовательная программа факультативного курса "Эстрадные жанры, как одно из воплощений актерской психотехники"

Актерское мастерство-понятие столь обширное, что ограничивать образовательную программу по актерскому мастерству, только основами классического драматического театра. Существует множество жанров сосед...

Авторская образовательная программа факультативного курса "Эстрадные жанры, как одно из воплощений актерской психотехники"

Актерское мастерство-понятие столь обширное, что ограничивать образовательную программу по актерскому мастерству, только основами классического драматического театра. Существует множество жанров сосед...

психотехники для педагогов

предлагается упражнения для снятия эмоционального напряжения...

Доклад по психологии: "Использование различных психотехник - как средство коррекции"

"Использование  различных  психотехник - как  средство  коррекции"  для  детей  с  ОВЗ...

Методическое сообщение "Методы психотехники в педагогической работе концертмейстера хора"

В работе раскрывается термин психотехники и взаимосвязь с профессией концертмейстера хора....

Практический семинар «Использование психотехник для восстановления личностных ресурсов»

В предлагаемом материале представлен конспект занятия с педагогами по технологиям с высоким потенциалом сбережения здоровья...