Некоторые вопросы методики тренинга творческой психотехники («Гимнастика чувств»).
учебно-методическое пособие по теме

Роль театрально-физического тренинга в развитии творческих способностей ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki_1.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А.Балашова

Некоторые вопросы методики

тренинга творческой психотехники

(«Гимнастика чувств»).

«Все наше познание

начинается с ощущений».

Леонардо да Винчи

        Ощущения и восприятия через органы чувств – первых разведчиков человека в его взаимодействии с окружающей средой – дают первый толчок к возникновению любого жизненного действия, любой эмоции, любой мысли. Они связывают человека с действительностью и позволяют ему проявить себя в отношениях с окружающим миром. Жизнедеятельность человека основана на постоянном образовании условных рефлексов как временных связей организма с окружающей средой. В основе поведения каждого конкретного человека лежит совокупность условных рефлексов, приобретаемых этим человеком в ходе его жизни и представляющих его жизненный опыт. И элементарные, и сложные условные рефлексы образуются в результате деятельности органов чувств, и характеристика их, следовательно, зависит от характеристики сенсорной организации человека.

        В книге «Теория ощущений» известный психолог и исследователь Б.Г. Ананьев предостерегает от недооценки роли развития и воспитания сенсорных качеств, необходимых человеку в любых сферах деятельности, подчеркивая то, что будущие успехи развития общества предполагают действия не только мыслящего, но и «ощущающего человека».

        Именно поэтому большое внимание в процессе обучения мы уделяем творческому тренингу «Гимнастика чувств», который и предполагает воспитание сенсорных качеств, необходимых человеку для более продуктивной и целесообразной деятельности. Он является частью сенситивного воспитания, общие задачи которого – развитие сенсорных умений и навыков, знание механизмов эмоциональной сферы, умение владеть чувствами и волей.

        Тренинг дает возможность установить частные виды чувствительности и определить общее свойство сенсорной организации человека – сенситивность. Раскрыв характер сенситивности ученика, выявляется необходимость развития тех или иных сенсорных умений, то есть создаются условия для планомерного и качественного изменения работы органов чувств.

        Тренинг, усовершенствуя сенсорную культуру наблюдения, сенсорные и моторные умения, изменяют природу сенситивности ученика, углубляют интеллектуальную и эмоциональную стороны индивидуальности. Сознательное владение сенсорным механизмом – это умение использовать свои возможности, а обогащение арсенала чувств – это увеличение своих возможностей на пути естественного возбуждения творчества органической природы человека.

Работа по направленному изменению сенситивности сочетается с работой над отдельными качествами характера – над избирательными отношениями к людям, к явлениям и к собственной личности (т. е. над самооценкой); над коммуникативными чертами личности (способом общительности, умением подойти к другому человеку и понять его); над волевыми и трудовыми свойствами и навыками; над чертами мировоззрения. Эта работа не может не привести к изменению характера личности , а всякое движение в сторону такого изменения отражается на темпераменте. Именно так и приобретается тип нервной системы.

Разумеется, воспитание сенсорных умений и навыков в обучении не самоцель. Увеличение сенсорных возможностей не мыслится в отрыве от всего сложного комплекса творческих знаний и умений. Совершенствование сенсорных навыков потому и имеет смысл, что в жизнедеятельности все неразрывно связано. Расширятся сенсорные возможности ученика – расширится и сфера его мыслительных и эмоциональных возможностей. Это произойдет не только потому, что нервные ощущения представляют собой «горючее» для мышления и эмоций, но и потому, что воспитание сенсорных умений в тренинге осуществляется с учетом многих элементов жизненного и сценического самочувствия.

Общий эффект расширения сферы эмоциональных и мыслительных возможностей – легко возникающая, быстрая мысль, легко возникающие эмоции, которые должны стать  «управляемыми», быстрые и естественные переключения от одной эмоции к другой, яркие внутренние видения – появится лишь в том случае, если упражнения тренинга будут отвечать следующим условиям:

«1) если каждое из них будет иметь конкретную физическую цель, помимо главной творческой;

  1. если педагог, следя за выполнением творческой цели, будет контролировать и физическую цель упражнения;
  2. если круг физических целей будет достаточно широк и воспитание сенсорный умений будет планомерным и индивидуализированным для каждого ученика» (физическая цель служит творческой).

На основании выше сказанного можно говорить о том, что тренинг должен привести аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого процесса. Он выполняет две основные обязанности:

  1. Совершенствует пластичность нервной системы учеников и позволяет осознанно воспроизводить работу механизмов жизненного действия – механизмов восприятия и реакции, переключения и т. д.
  2. Помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический «инструмент» ученика, раскрыть его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить «коэффициент полезного действия» всех нужных из имеющихся возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать недостающие, насколько это возможно.

Обе эти цели тренинга сливаются воедино, потому что каждая из них выполняется на основе другой, то есть совершенствование психофизического аппарата проводится на материале упражнений, анализирующих и осваивающих механизмы жизненного действия. Творческие цели тренинга неразрывно связаны с основной воспитательной целью всего учебного процесса студии – воспитания у учеников стремления и активного желания к познанию самих себя, богатства своего организма, своих возможностей, своего места в мире. Мы предлагаем действенный путь познания самого себя – активного воздействия на свою природу и на окружающую среду. Только на этом пути и может человек по-настоящему познать себя – действуя в окружающей действительности и оценивая свои действия.

Тренинг должен исходить из элементов, создающих жизненное самочувствие. Самые первые простейшие элементы – ощущения и восприятия, которые мы получаем от органов чувств, непрерывно связанных с окружающим миром. Отсюда следует первая задача тренинга – развитие органов чувств и совершенствование механизмов восприятия (поскольку именно восприятие, согласно современной психологии, есть основной регулятор действия). Совершенствование так называемых сенсорных умений, т. е. создание развитых и восприимчивых органов чувств – это необходимая ступенька к совершенствованию и «настройке» всей эмоциональной и мыслительной сферы человека.

«Чистых» восприятий – только зрительных или слуховых – не бывает. Восприятия связаны в самых разнообразный сочетаниях, с доминированием то одного, то другого, и все они у человека «прикреплены» ко второй сигнальной системе, к слову произнесенному или мыслимому. Отсюда следует вторая задача тренинга – совершенствование образной памяти и освоение механизмов мышления и речи.

Воспринимая окружающий мир, человек находится в постоянном взаимодействии с ним. Освоение механизмов жизненного действия – третья задача тренинга. В результате выполнения этих задач совершенствуется психофизическая техника учеников; воспитываются «послушные» психические навыки, связанные со вниманием, воображением, фантазией, с мгновенно откликающейся эмоциональной памятью и т. д.

Совершенствование сенсорных умений – путь к укреплению творческого воображения (I ступень). Уверенное владение сенсорными навыками – путь к легко направляемой работе творческого воображения (II-III ступени).

Нужно только иметь в виду, что работа над развитием и совершенствованием сенсорных навыков и умений должна быть неразрывно связана с постепенным освоением действования в условиях вымысла. На этом и построена методика обучения, в основе которой лежит «метод физических действий» К. С. Станиславского. Цель метода – «пробиться» к подсознательному через сознательное. Она требует включения определенных методических задач:

  1. Поиск упражнений с жестовой физической основой[1].
  2. Современные исследования по физиологии и психологии эмоций выдвигают проблему эмоциональности в процессе обучения, т. к. после физических действий это второй канал пробуждения подсознания, подступа к интуиции – поиск эмоциональной стороны процесса обучения.

Мы строим учебный процесс на игровом способе освоения и изучения основных элементов творческого самочувствия. Ведущий метод обучения – от простого к сложному. При этом необходимо периодическое возвращение к уже пройденному материалу, но на более высоком этапе, учитывая взаимодействие всех элементов творческого самочувствия. Основным методическим приемом, к которому мы прибегаем в упражнениях, является принцип нового в старом, нового  в известном. Для результативности действия этого принципа необходимо соблюдение некоторых моментов:

-создание условий, стимулирующих так называемое погружение в упражнение;

-максимальное напряжение сил в определенный момент выполнения упражнения, т. е. доставание до потолка своих возможностей (например, во внимании или осязании)и постепенное поднимание этого потолка все выше и выше;

-чередование упражнений, вызывающих эмоциональный подъем с упражнениями, требующими внимания и воли.

Необходимо отметить, что материал, предлагаемый в учебно-тематических планах, не есть нечто каноническое и бесспорное. Это материал для поиска путей достижения конечного результата обучения – творческая личность, способная не повторять, а создавать новое, неповторимое, постигать всеобщее. Безусловно, это очень высокая сверх-сверхзадача. Но необходимо искать  ее решение. И не следует забывать слова К. С. Станиславского: «Между идеей, принципом, новой основой, как бы правильны они не были, и между их осуществлением – огромное расстояние. Чтобы приблизить их, необходимо много, долго работать над техникой нашего искусства, которая еще находится в первобытном состоянии» (Собр. соч. Т.2, М, 1954. С.373).

Тренинг творческой психотехники должен быть постоянным спутником уроков, показов, спектаклей, он должен стать потребностью. Упражнения-игры настроечного цикла должны меняться, но никогда не исчезать.

Механическое перенесение упражнений и игр театральных школ невозможно, так как при этом нарушается органика ученика и цель обучения. Составление конкретной программы для учебной группы – это дело конкретного педагога, который видит общую картину, понимает индивидуальность учеников и ставит конкретные задачи.

 Упражнения-игры условно классифицируются в соответствии с физическими процессами человека:

I раздел. Развитие навыков рабочего самочувствия.

II раздел. Развитие творческих зрительных восприятий.

III раздел. Развитие творческих слуховых восприятий и других сенсорных умений.

IVраздел. Развитие творческих навыков мышечного внимания.

V раздел. Развитие творческих навыков физического самочувствия.

VI раздел. Развитие артистической смелости и элементов характерности.


Основы культуры речи

(сценическая речь).

Основная цель: научить работать над текстом, вооружить ученика основами техники и мастерства владения голосом, привить ему навыки к дальнейшему самосовершенствованию и развитию голосоречевого аппарата.

Конкретные задачи:

-разработка дикционного аппарата и постановка верной дикции;

-исправление возможных неорганических дефектов речи;

-постановка верного дыхания и разработка фонационного и нижнереберного диафрагматического типа дыхания;

-развитие диапазона и силы голоса;

-умение интонировать знаки препинания;

-освоение правильных норм орфоэпии (произношения);

-знакомство с законами логического чтения и стихосложения.

Все эти сложные навыки дают возможность для развития способностей ученика, освобождают от комплексов, недостатков, выполняют оздоровительную функцию, развивают его природные данные и готовят почву для реализации собственного «Я».

Звучащая речь является результатом сложной и слаженной работы многих частей человеческого организма. Одни и те же действия многократно, систематически повторяемые, становятся последовательно умением, навыком, привычкой, делаются «стереотипными».  В коре головного мозга образуются устойчивые рефлекторные связи, разрушить которые далеко не просто. Поэтому так трудно избавиться от усвоенного еще в детстве акцента или говора, неорганического дефекта, который является, по сути, речевой привычкой. Приходиться перестаивать всю систему рече-слуховых и мышечных ощущений.

Поэтому так важно заниматься речью и голосом с раннего возраста.

Возвратимся к мысли К. С. Станиславского: «Артист должен явиться на сцену во всеоружии, а голос – важная часть его творческих средств».

Голос – это оркестр разнообразнейших инструментов. Оркестр благозвучный, сильный, выдержанный, подвижный, тонкий, один способный передать малейшие движения внутренней жизни, просто и красиво выражать мысли и чувства человека. «Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься и звуком же рассказываешь о месте действия, о мире, о природе, небе, морях и реках. И, конечно же, о людях». (В. Яхонтов «Театр одного актера». М, 1958. С.275)

Опираясь на новую теорию голосообразования (которая основана на учении И. М. Сеченова и И. П. Павлова о рефлексах), воспитание навыков звучания речи надо понимать как выработку условных рефлексов. Когда голосовой аппарат будет до последней степени чуток к малейшим изгибам, тончайшим переменам внутренней жизни, когда рефлекс от внутреннего к внешнему станет непосредственнее, ярче, точнее, тогда мысль найдет более яркое и интересное словесное выражение.

Чтобы воспитать голосоречевые навыки как рефлексы, необходимо строить методику работы над голосом на органических законах природы и творчества, потому что одна природа способна извлечь у безголосого сильный звук, развить природные данные у человека, о которых он и не знает, неверно думая, что его голос слаб, невыразителен, неподвижен и т. д.

«Природа – лучший творец, художник и техник. Она одна владеет в совершенстве как внутренним, так и внешним творческими аппаратами переживания и воплощения. Только сама природа способна воплощать тончайшие нематериальные чувствования при помощи грубой материи, каковой является наш голосовой и телесный аппарат... Надо культивировать голос и тело на основах самой природы». (К.С. Станиславский. Собр. соч. Т.3, С.28)

Каким же образом доразвить с помощью природы и подготовить свой аппарат? Как помочь природе? Каким образом избежать насилия над природой?

«Система К.С. Станиславского призвана восстановить, привести человеческую природу к норме. Орудиями восстановления природы являются: деятельность воображения, санкционированная чувством правды, весь комплекс элементов сценического действия». (З.С. Савкова. Воспитание речевого голоса. С.15)

«Только когда научимся вовлекать в работу свою душевную природу, тогда не будем «вывихивать» своего аппарата. Ибо «вывихивает» все, что не подсказано изнутри, а взято извне, без душевного участия». (К.С.Станиславский. Собр. соч. Т.4. С. 183)

Основной принцип воспитания речевого аппарата состоит в том, чтобы любое техническое задание по голосу подчинять действию. Этот принцип позволяет:

  1. Опосредованным путем влиять на работу голосового аппарата, отвлекая внимание обучающегося на простейшие психофизические действия и достигая тем самым скорейшего искомого результата.
  2. Осуществлять принцип комплексной тренировки (когда тренируя свободу звучания голоса, одновременно следишь и за дыханием, и за дикцией, и за мышечной свободой и т. д.)
  3. Совершенствовать систему управления речевой функцией.
  4. Совершенствовать и сохранять рефлекторную деятельность голосоречевого механизма человека в любых усложненных условиях публичного выступления, т. е. добиваться органического слияния внутренней и внешней техники словесного действия в моменты творчества.

Приемы голосоречевой подготовки.

1. И г р а в процессе голосоречевого тренинга.

В игре, которая осуществляется с детской верой и увлеченностью, непосредственностью восприятия придуманных обстоятельств, заложен корень истинного творчества, искусства. Являясь видом неформальной деятельности, игра способна превращаться в художественную деятельность и развивать творческую природу обучающегося, его воображения, фантазию, веру. Упражнение игрового характера увлекает, втягивает в работу душевную сферу детей, вызывает положительные эмоции, которые, как известно, раскрепощают фонационные пути, помогают верно формировать свободное звучание голоса.

Игровой метод особенно важен для нас, потому что язык игры самый понятный для наших воспитанников. Он не «ломает» психику ребенка, а напротив, создает атмосферу «радостного обучения».

2.Речевой характер упражнений.

Предполагаемые упражнения носят речевой характер. Они рассчитаны на то, чтобы сосредоточить внимание ученика на выполнении элементарного действия, отвлекая тем самым от чрезмерного анализа работы отдельных частей голосоречевого аппарата во время фонации, контролируя качество звучания слухом.

Тренировка голоса под инструмент, при верном методическом подходе, развивает музыкальный слух, позволяет наблюдать за развитием звуковысотного диапазона голоса. Хотя основными упражнениями по развитию речевого голоса должны стать упражнения без инструмента, необходимо разумное сочетание тех и других.

3.Стихи как один из видов тренировочного материала.

Наш мозг работает по кибернетическому признаку, т. е. с обязательным использованием обратной  связи. Надо разнообразить причины, вызывающие чувства, с тем, чтобы они не гасились от частого повторения. С этой целью необходимо использовать стихотворный материал.

Стихи как ритмически организованная речь легко возбуждают нервную систему. Ритм сам по себе вызывает эмоциональный отклик, рождает эмоцию, переживание, которое организует весь организм человека, в том числе, и речевой аппарат.

Стихи быстрее запоминаются и крепче «врезаются» в память, что для детей имеет немалое значение.

4.Прием «установки».

В процессе обучения большую роль играет психическая готовность к восприятию технического и творческого заданий. Установка – это «готовность к действию». Она задает последовательность действий, их направленность к конечному результату – цели. Эффект установки - это «создание большей упорядоченности, более высокого уровня организованности и внутренней согласованности процессов, на которые распространяется ее регулирующее влияние». (Р.В. Бассин. Предисловие к книге И.Т. Бжолава «Психология установки и кибернетика». М, 1966. С. 16-17)

Стихи мнемотического порядка есть своего рода словесные приказы организму, которые вызывают в человеке соответствующую установку.

5.Прием коллективного сочинительства.

Ученикам дается возможность сочинять пародии, эпиграммы, стихи, песни с учетом того или иного «правила» техники речи или мастерства.

Таким образом, увлекаясь, учащиеся познают законы речи, а познавая, увлекаются сильнее. Одно непременно вызывает и поддерживает другое.

6.Междометия в работе над голосом.

Междометия позволяют органично вовлекать в действие нашу душевную природу, потому что они рождаются непринужденно, естественно, неожиданно. Весь организм человека, в том числе, и мышцы речеобразующего аппарата участвуют в рождении междометий, что помогает тренировать естественную опору звука, находить естественный тон разговорной речи. Особенно этому способствуют легкие, свободные восклицания, окрашенные приятными эмоциями. О пользе положительных эмоций уже говорилось выше.

Используемый прием междометий позволяет:

а) найти и укрепить «центр» голоса;

б) сохранить и совершенствовать координационную деятельность трех систем речеобразующего механизма: дыхания, деятельности гортани (голосовых связок), ротоглоточного резонатора (ротовой артикуляции);

в) тренировать автоматизм дыхания и активность дыхательных мышц, особенно диафрагмы;

г) предоставлять полную свободу глоточной и ротовой полости, рефлекторно расширяя их, увеличивая объем резонатора, что способствует полноценному звучанию голоса;

д) развить голосовую гибкость, мягкость модулирования, перехода из одного тона в другой при сохранении качественности звучания;

е) обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тебра голоса от подтекста, от чувства, отношения, всей внутренней жизни;

и) воспитать навык качественного звучания голоса при различных характерах речи, т. е. при любых изменениях силы, высоты, темпо-ритмов речи, обеспечивать звучание хорошей «опоры» звучания (дыхания).

7.Речеручной рефлекс в формировании навыков звучания речи.

О связи слова по принципу условных рефлексов с двигательными функциями говорили и Сеченов, и Павлов. Опыты показали, что уровень развития речи постоянно согласуется со степенью развития движения пальцев рук, что при тренировке движений пальцев рук голосовые реакции ребенка развиваются не только интенсивнее, но они оказываются и более совершенными.

В первых же упражнениях по голосу принимает участие кисть руки (например, палец нажимает на курок со звуком «пиф-паф»; кисть бросает жонглерские тарелки; руки укачивают ребенка, бьют в барабан, печатают на машинке и т. д.)

Эти и подобные движения рук координируются с речью звучанием отдельных гласных, согласных и их сочетаний. Движение помогает рождению свободного звучания голоса, придает нужный характер отдельным звукам речи, словам, фразам.

8.Тренировка речи в движении.

Этот прием преследует цель воспитать навык изолированного сокращения мускулатуры тела, когда, например, руки напряжены, выполняя какое-то физическое действие, а голосовой аппарат остается свободным от мускульного напряжения. Это значит, надо научиться ограничивать распространение мускульного напряжения; владеть частичным мускульным напряжением, когда мышцы различных групп работают в разных мускульных режимах.

Осуществляя целостный, творческий подход к организму ученика, занимаясь тренингом в увлекательной игровой форме, опосредованно воздействуя на работу речеголосового аппарата, возможно быстрее и легче выявить природное звучание голоса ученика, полнее развить его голосовые данные и, самое главное, довести навык владения голосом до степени подсознательности, рефлекторной деятельности, с тем, чтобы в момент творчества произошло органическое слияние внутренней и внешней техники словесного взаимодействия.

Основные темы 1-го года обучения:

  1. Развитие дикционного аппарата: ясность речи, артикуляционная гимнастика, упражнения для языка, произношение гласных, согласных, сонорных звуков, шипящих и свистящих аффрикатов.
  2. Элементы диафрагмального дыхания. Правильность дыхания. Дыхание по системе Стрельниковой.
  3. Междометия в работе над голосом. Речеручной рефлекс.
  4. Основы правильного орфоэпического произношения.
  5. Речь в движении.
  6. Сила звука, диапазон голоса.
  7. Чтение наизусть. Интонация. Темпо-ритм. (Репертуарный материал «Алфавит» дает возможность в игровой форме выразить навыки правильного дикционного  и орфоэпического произношения.

Темы 2-го года обучения:

  1. Дикиця (артикуляционная гимнастика, гимнастика для языка, ясность речи).
  2. Развитие и совершенствование верного дыхания (разработка нижнереберного-диафрагмального дыхания; элементы дыхания по системе йогов).
  3. Речь в движении.
  4. Законы орфоэпии.
  5. Развитие диапазона голоса (верхний, средний, нижний регистр).
  6. Развитие ислы звука.
  7. Темпо-ритм речи.
  8. Чтение наизусть, действие словом. Выразительность речи.

Темы 3-го года обучения.

  1. Совершенствование техники речи (дыхание, дикция, орфоэпия, диапазоны; сила и гибкость голоса; верное голосообразование; речь в движении).
  2. Стихосложение.
  3. Логика речи.
  4. Чтение с листа, наизусть. Умение донести основную мысль. Действенность речи.
  5. Самостоятельное творчество: сочинение рассказов, стихов и воплощение их (драматизация, инсценировка).

На уроках рекомендуется использовать упражнения Савковой, Саричевой, Петровой, Галендеева.


Некоторые соображения

о методе действенного анализа

в работе с детским коллективом.

        Воспитание «потребности роста», совершаемое с помощью игр, упражнений, занятий – тактика учебного процесса.[2] Положительные эмоции характерны для «потребности роста» и примыкают к идеальной и социальной потребностям. Значит, учебно-творческие занятия, по возможности, всегда должны носить эмоционально положительную окраску.        

Работа над собой, происходящая на уроках тренинга, находит свое органическое продолжение, развитие в репетициях – в работе над учебным репертуаром. Цель репетиции – дальнейшее развитие, совершенствование творческих начал ученика в практическом освоении основных принципов театра и элементов актерского мастерства. В процессе работы происходит воспитание внутренней потребности к постоянному самосовершенствованию; развитие самостоятельности в творческом процессе обучения; создание атмосферы учебных занятий как процесса целенаправленного и радостного обучения.

        Выбор литературно-драматической основы учебной работы требует учета многих факторов: 1) возраст и индивидуальные особенности учеников, общий и художественный уровень их развития, год обучения в студии и результативность предыдущей работы; 2) круг проблем волнующих студийцев, и актуальность для становления эстетического вкуса, нравственного сознания, интеллектуального, эмоционального развития, творческого роста.

        Вопрос о педагогической целесообразности выбора репертуара не может толковаться прямолинейно и одномерно. Он требует многостороннего рассмотрения, т. к. теснейшим образом связан как с оценкой идейно-тематической значимости и художественной ценности литературно-драматической основы, так и с определением актуальности для духовного, нравственного, творческого роста личности и доступности для исполнения.

        Репертуарных основ, учитывающих особенности исполнителей – детей, подростков, юношей, существует недостаточно. (Те, что есть, подчас обладают низким художественным уровнем или устаревшим идейно-тематическим содержанием.) Следовательно, перед нами стоит задача адаптации литературных источников – поэзии, прозы, драматургии для детских, юношеских и кукольных театров – к возможности детского исполнения. Это вовсе не означает, что художественный источник нужно «опускать» до уровня детско-юношеских возможностей. Необходимо искать пути для постижения, освоения и, далее, воплощения первоисточников методами и средствами, доступными воспитанникам.

        Метод действенного анализа как основной метод в работе над репертуаром мобилизует все интеллектуальные, эмоциональные и психические возможности учеников; он позволяет ребенку не только развиваться интеллектуально, усваивая новые знания, но и расширить и обогатить его непосредственные связи с окружающим миром. Благодаря работе методом действенного анализа, студийцы становятся не просто исполнителями тех или иных ролей в том или ином спектакле, но подлинными творцами в создании жизни на сценических подмостках.        

Метод действенного анализа – часть общего художественного мировоззрения, и не только разумом, но и сердцем требует знаний всех закономерностей школы переживания. Методика – это конкретный путь воплощения гражданских и эстетических позиций, но она не свободна от общих взглядов педагога на искусство и его пристрастий в нем. Особый вред в работе с детьми и юношами наносит дилетантизм, т. е. невзыскательность к уровню профессии.

        «Если мы хотим заниматься искусством, мы сами должны стать лучше», - утверждал Е.Б. Вахтангов. Метод стимулирует не только динамику творческого роста воспитанников, но и обязывает педагога к процессам постоянного самосовершенствования. Труднее всего отказаться от привычных путей. Трудно увидеть резон или почувствовать потребность в поиске нового, новых дорого к цели.

        Ведущая роль в процессе работы над репертуаром за педагогом. Но его воля должна осуществляться без насилия и самоутверждения (особенно, в отношениях с учениками!). Воля и организационная сила педагога – режиссера – это не деспотизм, а энергия в организации процесса коллективного творчества. Педагог обязан уважать ученика и всемерно способствовать его творческой самостоятельности. И чем богаче возможности, которые созданы для творчества ученика, тем большей результативности достигает взаимодействие «педагог-режиссер – ученик-актер».

        Одно из главных умений педагога-режиссера создать атмосферу доверия, равноправия, поиска (условия, в которых идет репетиция – уже часть методики). Искать можно, если на репетиции ученик не отвечает урок, не отчитывается в умениях и навыках, а пробует. Пробует, как художник в эскизе или наброске. Эскиз и набросок – это не будущая картина, а свободные поиски себя в материале, материала в себе. Метод действенного анализа позволяет ученику вместе с педагогом работать не набело, а идти путем совместного поиска, так необходимого в процессе творческого обучения, путем проб и ошибок. Ошибки учат, а значит, помогают. Нет ничего опаснее в работе с учеником, чем кара за ошибку. Основное в одаренности режиссера-педагога – способность учиться вместе с учеником, умение искать (а значит, не бояться ошибок), и верить в талант ученика, силу метода театрального воспитания, свои возможности.

        Мешает в работе уверенность в прошлом опыте - и педагога, и ученика. Чтобы начать новую работу, необходимо усомниться в своем опыте. Сомнение заставит искать, расположит сознание и сердце к познанию нового.

        «В каждом спектакле мы как бы встаем перед новой стеной. Если стены не возникает, это плохо. Когда все ясно – плохо, потому что в таком случае вы берете в спектакле уже взятый барьер, не поднимаете планку на новую высоту и вам нечего преодолевать», - Г.А. Товстоногов.

        Таким образом, Ученик вместе с Учителем находиться в процессе поиска путей, дающих возможность открывать, познавать, совершенствовать творческий потенциал. Сочетая три вида деятельности – игру, учебу, труд – программа дает возможность реализовать накопленные знания, умения, навыки. Сначала в репетициях учебных работ, далее в репетициях и показах учебных,  репертуарных, программных спектаклей. Можно сказать, что ученик идет по дороге – «через тернии к звездам», преодолевая трудности, переживая успех и неудачи, развивая и совершенствуя свои способности, отдавая полученные знания и, в конечном итоге, осознавая, что жизнь свою человек строит сам. Таким образом, осуществляется целенаправленный процесс развития способности личности к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучаемых.

 


[1] «Так как поведение телесно-физическое часто оказывается не заторможенным, ничем не скованным, оно воплощает не контролируемые  разумом и волей душевные движения». (В. Халуев Драма как явление искусства. М, 1978. С.128-129)

[2] В широком смысле это связано с проблемой потребностей. Согласно классификации П.В.Симонова потребности сводятся к трем основным группам: биологической, социальной, идеальной. Наша деятельность связана с развитием последней. Идеальная потребность – это потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла своего существования на земле. Три группы потребностей образуют в свою очередь две разновидности: «потребности  нужды» и «потребности роста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые вопросы работы с ними (из опыта учителя истории).

Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые    вопросы работы с ними  (из опыта учителя истории).В приложении на месте пробелов - фотографии из фильмов....

Некоторые вопросы методологии исследования особенностей Квантунской армии в Советско-Японской войне 1945 г Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун-та. Санкт-Петербург, 2009

Материалы статьи помещены в кн.: Уроки истории. Великая отечественная и Вторая мировая войны. История России и мира 20-21 веков. Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун...

Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"

Язык в опасности!      Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...

«Некоторые вопросы рациональной постановки исполнительского аппарата домриста»

О важности правильной постановки аппарата домриста в начальный период...

Реферат "Некоторые вопросы начального обучения домристов"

Реферат рекомендован для молодых, начинающих педагогов ДШИ по классу домры....

Некоторые вопросы современной детской фортепианной педагогики

Еще раз хочется сказать, как  это важно на начальном этапе обучения сразу нацелить ученика на внутреннее ощущение музыки....

Некоторые вопросы современной детской фортепианной педагогики

Еще раз хочется сказать, как  это важно на начальном этапе обучения сразу нацелить ученика на внутреннее ощущение музыки....