работа со стойкой неуспеваемостью в начальном звене.
презентация к уроку по психологии
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема школьной неуспеваемости. Эта проблема всегда была и будет значимой, как для учеников, учителей, родителей, так и для общества в целом. Неуспеваемость – не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания. Вопреки одинаковым программам и условиям обучения и воспитания, у учащихся выявляются различные показатели успеваемости, неодинаковый уровень знаний. Массовые обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около половины составляют дети с ЗПР (задержка психического развития). Поэтому проблема раннего выявления учеников с подозрением на ЗПР очень актуальна. Важно отметить, что в условиях школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще в различных формах нарушения поведения.
По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы (явлений психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений), приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития как можно раньше.Особенно важно делать это на начальном этапе обучения, т.к. трудности в учебном процессе, которые появляются в начальных классах, затрудняют усвоение основной школьной программы. Именно в начальных классах закладывается фундамент системы знаний, а без этой основы ученик в дальнейшем испытывает трудности и в результате чего в средней школе может «выпасть» из учебного процесса.
Поэтому я предлагаю комплексную модель работы в начальном звене для профилактики стойкой неуспеваимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
стойкая неуспеваемость в начальном звене | 56.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование комплексной модели работы по профилактике стойкой школьной неуспеваемости в начальном звене. Задачи: Изучение научно-теоретических основ и опыта работы со стойкой школьной неуспеваемостью. В ыделение группы детей со стойкой неуспеваемостью в начальном звене (проведение комплексной диагностики учеников 1-4 класса). О пределение причин стойкой неуспеваемости. Проведение комплексной просветительской деятельности с педагогами и родителями учеников начальной школы по профилактике стойкой школьной неуспеваемости. Проведение комплексной консультативной деятельности с родителями, педагогами и детьми начальной школы. Проведение коррекционной деятельности с детьми, вошедшими в группу риска по результатам тестирования . Создание комплексной модели работы по профилактике стойкой школьной неуспеваемости в начальном звене. Гипотеза : причина стойкой неуспеваемости, не поддающаяся коррекции в рамках общеобразовательной программы, является задержка психического развития различного онтогенеза.
Актуальность Массовые обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около половины составляют дети с ЗПР (задержка психического развития). Поэтому проблема раннего выявления учеников с подозрением на ЗПР очень актуальна. Важно отметить, что в условиях школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще в различных формах нарушения поведения. Новизна Создание комплексной модели работы в школе со стойкой неуспеваемостью в начальном звене с включением всех направлений деятельности педагога-психолога со всеми субъектами образовательного процесса . Практическая значимость О казание реальной помощи ученикам, педагогам и родителям по решению проблем со стойкой школьной неуспеваемостью в начальном звене.
Научно-теоретическая основа Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют, как «дети с задержкой психического развития» (ЗПР). Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников. Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Задержанное психическое развитие может быть вызвано следующими факторами : генетическими ; соматогенными (хронические соматические заболевания); психогенными (неблагоприятные условия воспитания); церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода ). Ч етыре основных варианта задержки психического развития: задержка психического развития конституционального происхождения; задержку психического развития соматогенного происхождения; задержку психического развития психогенного происхождения; задержку психического развития церебрально-органического генеза . У детей с ЗПР проявляются следующие синдромы : синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); синдром психического инфантилизма; церебрастенический синдром; психоорганический синдром.
Выводы по научно-теоретической части Д ля работы по всем направлениям с детьми со стойкой неуспеваемостью возможно опираться на теоретические основы понятия ЗПР. О сновной упор в работе со стойкой неуспеваемостью необходимо сделать на работу по социализации ребенка и работу с семьей. Если стойкая неуспеваемость ребенка связана с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, коррекция неуспеваемости в рамках общеобразовательной программы скорее всего будет неэффективной и ребенку в этом случае рекомендовано пройти ТМПК с целью определения Адаптированной общеобразовательной программы.
Практическая часть Субъекты образовательных отношений, с которыми проводится работа Дети педагоги родители Диагностическое направление Информационно-просветительское направление Коррекционно-развивающее направление Консультативное направление
Дети. Диагностическое направление. Групповая диагностика готовности к школе 1 класс(Тест Пьерона-Рузера , Тест Керна- Йирасека , Тест «4-й лишний»). Групповая диагностика адаптации к школе 1 класс ( анкета «Коммуникативные способности ребенка», заполняется педагогом, Тест «Лесенка» для определения уровня самооценки, Методика определения мотивации Луксановой , проективная методика «Рисунок школы »). Групповая диагностика познавательной и эмоциональной сферы в 2-4 классе (Личностные УДД: Тест «Лесенка» для определения уровня самооценки, Методика определения мотивации Луксановой , диагностика школьной тревожности путем анализа ее поведенческих проявлений с помощью метода экспертных опросов Микляева -А.В .- Румянцева-П.В. Коммуникативные УДД: анкета «Коммуникативные способности ребенка ». Регулятивные УДД: «Графический диктант» Эльконина . Познавательные УДД: методика « И сключение лишнего », методика «Логические закономерности» ). Индивидуальная диагностика детей, попавших в группу риска (тест Векслера ). Коррекционно-развивающее направление. В зависимости от выявленных причин неуспеваемости: Отсутствие учебной мотивации- Тренинг мотивации учебной деятельности младших школьников «Учимся с интересом ». Проблемы с эмоционально-волевой сферой- Программа формирования у детей начальной школы эмоционально-волевой регуляции. Проблемы с познавательной сферой- Занятие по развитию познавательной деятельности.
Педагоги Информационно-просветительское направление . Пед. консилиум с учителями начальной школы по итогам диагностики, обсуждение списка детей группы риска с трудностями в обучении, планирование работы на год. Пед.консилиум в конце учебного года. Обсуждение результатов. Формирование списка детей для прохождения ТМПК. Консультативное направление. Консультации учителей 1 класса с целью определения маршрута психолого-педагогического сопровождения первоклассников. Консультации педагогов по результатам диагностики в 1-4 классах. Консультации педагогов начальной школы по результатам работы в течении года с детьми группы риска . Консультации учителей по запросу в течении года.
Родители Информационно-просветительское направление. Информирование родителей будущих первоклассников о том, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс (памятка). Родительское собрание по итогам диагностики в 1-4 классе (возрастные особенности детей, как помочь детям с уроками, как повысить самооценку ). Родительские собрания по итогам диагностики УДД в конце года (2-3 класс). Родительские собрания по итогам диагностики адаптации детей к школе (1 класс). Родительские собрания по итогам диагностики готовности детей к переходу в среднюю школу (4 класс). Консультативное направление. Консультации родителей по результатам диагностики в 1-4 классах . Консультации родителей учеников начальной школы по запросу в течении года. Дополнительные консультации в течении года родителей детей, попавших в группу риска . Консультации в конце года родителей детей со стойкой неуспеваемостью, с целью направления на ТПМПК.
Выводы из практической части Комплексная модель работы по профилактике стойкой неуспеваемости позволяет отследить проблемы с усвоением образовательной программы у учеников начальной школы на всех этапах обучения. Данная модель помогает определить основные причины неуспеваемости у детей группы риска и определить индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения. По результатам работы за два года было выявлено шесть детей, не справляющихся с общеобразовательной программой на общих условиях. Данные ученики были направлены на ТМПК, где им были рекомендованы АООП разного вида. Гипотеза, что причина стойкой неуспеваемости, не поддающаяся коррекции в рамках общеобразовательной программы, является задержка психического развития различного онтогенеза, подтверждена.
Литература Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие М.: Издательство Московского университета, 1985 г . И.Ф . Яруллин Основы специальной педагогики Краткий конспект лекций Казань 2013 г. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ А.И. Копытин Методические рекомендации Санкт-Петербург 2020 г . Мониторинг эффективности школы. Успешность и неуспешность российских школьников. Москва, ноябрь 2018 г. Институт прикладных экономических исследований. Центр экономики непрерывного образования . Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей (Под ред. К. С. Лебединской). М., 1982. Современные проблемы диагностики задержки психического развития Психолого-педагогические исследования 2012. Том 4. № 1 . Лубовский В.И. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / [Г. П. Бертынь , З М. Дунаева, К. С. Лебединская и др.]; Под ред. К. С. Лебединской. - Москва : Педагогика, 1982 г . Специальная психология: Учебное пособие / Под ред. Лубовского В.И. – М.:Академия , 2005. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития Н. В. Бабкина Исследование 2021 г. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития Бабкина Н.В. М. 2017 г. автореферат. Педагогическая психология. Выготский Л. С. М.: Педагогика, 1991. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР Никишина В.Б . Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ВР для начального звена
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования "Я - гражданин своего села, своей страны"...
Работа педагога психолога и классного руководителя в рамках профориентационного направления в начальном звене специальной коррекционной школы-интерната № 31
Специальная коррекционная школа-интернат № 31 предназначена для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Вы как специалисты знаете, что наши дети имеют сложную структуру дефекта -...
Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»
Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено
основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс....
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено.
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьног...
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...