Программа ВР для начального звена
рабочая программа по теме
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования "Я - гражданин своего села, своей страны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.docx | 365.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1»
Нравственное направление
Возраст 7 – 10 лет
Срок реализации 4 года (2012 – 2016)
Выполнила:
Баловнева Татьяна Евгеньевна
заместитель директор по В.Р.
МБОУ «Шарлыкская СОШ №1»
Шарлыкский район
Оренбургская область
2012
- Пояснительная записка стр. 3
- Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования стр. 7
- Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания стр. 9
- Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся стр. 11
- Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию стр. 24
- Планируемые результаты по духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования стр. 28
- Формы подведения итогов реализации программы стр. 33
- Ключевые понятия стр. 35
- Литература стр. 36
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия МБОУ «Шарлыкская СОШ №1» с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на обучающихся I ступени обучения (1-4 классы), т. е. разработана для узкой группы обучающихся образовательного пространства.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально- значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни..
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Учащиеся школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и другие, - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека жизнеспособного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений.
Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит пять разделов.
цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития
основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
совместная деятельность ОУ с семьями обучающихся, с социальными партнерами по духовно-нравственному развитию
В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Во втором разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
В третьем разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В четвертом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
В заключительном, пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты. Создан образ выпускника начальной школы.
Ведущие идеи:
Обновление системы работы духовно-нравственного воспитания в школе в контексте ФГОС, с использованием экономических ресурсов
Создание целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, которое интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала
Воспитательные результаты должны быть достигнуты по каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации обучающихся
Перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию программы.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
- Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Устав МБОУ «Шарлыкская СОШ № 1»
- Договор МБОУ «Шарлыкская СОШ № 1» с родителями (законными представителями) обучающихся.
- Положение о деятельности в МБОУ «Шарлыкская СОШ № 1» общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
- Положения об ученическом самоуправлении МБОУ «Шарлыкская СОШ № 1».
- Должностные инструкции работников МБОУ «Шарлыкская СОШ № 1».
- Договор о сотрудничестве МБОУ «Шарлыкская СОШ № 1» и Культурно- досуговым центром
- Договор о сотрудничестве МБОУ «Шарлыкская СОШ № 1» и МО УДОД «Шарлыкский ЦВР»
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин; произведений искусства;
- периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания опирается на традиционные источники нравственности такие как:
- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные направления работы
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Направления | Воспитательные задачи |
Я и Отечество | 1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России. 5)Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. |
Я и Здоровье | 1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. |
Я и Культура | 1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. |
Я и Семья | 1) Формирование представлений о семейных ценностях. |
Я и Школа | 1)Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. |
Я и Труд | 1) ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; 2) первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; 3)умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; 4)умение соблюдать порядок на рабочем месте; 5)бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; 6) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. |
Я и Природа | 1)развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; 2)ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 3)элементарный опыт природоохранительной деятельности; 4)бережное отношение к растениям и животным. |
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура и т.д., а также дисциплин, изучаемых по выбору);
- внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи учащимся с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности);
- институциональном (жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними);
- социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и педагогов).
Мероприятия по реализации направления «Я и Отечество»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о героях Шарлыкского района и важнейших событиях истории России, родного села;
- уважение к защитникам Родины;
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса (1-4 классы). | в течение года | Встречи, беседы, выставки и т.д. | Администрация, классные руководители |
Встречи с почётными гражданами района (1-4 классы) | в течение года | Встречи, беседы, выставки и т.д. | Администрация, классные рук-ли |
Экскурсии в районный краеведческий музей и музеи школ района (1-4 классы). | в течение года | экскурсии | классные руководители, родители |
Выпуск «Школьного вестника» на героико-патриотическую и правовую темы | в течение года | Газета | Зам. директора по ВР, вожатая |
«Дни воинской славы России» | 2 раза в год | Конкурсы , смотры | Зам. директора по ВР, вожатая |
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин России» (1-4 классы): «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны» и т.д.;
| в течение года | Классные часы | классные руководители |
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (1-4 классы) | в течение года | Классные часы | классные руководители |
День учителя
| Октябрь | Комплекс мероприятий: праздничная программа конкурс рисунков конкурс творческих проектов | Зам. дир. по ВР, учитель музыки и ИЗО, классные руководители, |
Шарлык в наших рисунках (1-2 классы)
| 1 четверть ноябрь | Конкурс рисунков КТД | учитель ИЗО, классные руководители, вожатая |
День народного единства (1-4) | ноябрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Администрация, , классные руководители |
День защитника Отечества (1-4 классы):
| февраль | комплекс мероприятий: выставка рисунков конкурс чтецов встреча с военнослужащими беседа творческий проект | Администрация, учителя физкультуры, классные руководители, руководитель музея |
День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):
| 12 апреля | Комплекс мероприятий: классные часы выставка рисунков | Зам. дир. по ВР, учителя-предметники, классные руководители |
День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы):
| май | Комплекс мероприятий: конкурс детского рисунка на асфальте конкурс литературного творчества | Администрация школы, библиотекарь, классные руководители |
Мероприятия по реализации направления «Я и культура»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах;
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы;
- участие в акциях школы: Милосердие, Уважай старость и других;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):
| в течение года | Классные часы | классные руководители |
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы): | в течение года | Классные часы (Лит-ра: Максимова В. Д. «Десять добродетелей в пути») | классные руководители |
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром» | в течение года | Классные часы | классные руководители |
Экскурсии на художественные выставки | в течение года | Экскурсии в музей, ДШИ | классные руководители |
Встречи с замечательными творческими людьми | в течение года | Администрация, классные руководители | |
«Рождество Христово» (1-4 классы) | январь | конкур детского рисунка | Учитель ИЗО |
«Мои любимые книжки» (1-4 классы) | март | Выставка-презентация | Библиотекарь, классные руководители |
Святая Пасха (1-4 классы):
| апрель | комплекс мероприятий | Вожатая, учитель ИЗО |
«Последний звонок» (4-е классы) | май | театральное представление | Вожатая, учитель музыки, классные руководители |
Изучение уровня воспитанности учащихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы) | в течение года | анкетирование, диагностика | Зам. дир. по ВР |
Мероприятия по реализации направления «Я и семья»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- участие вместе с родителями (бабушками, дедушками) в выставках, конкурсах, соревнованиях;
- Знакомство с профессиями своих родителей.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
День пожилого человека (1-4 классы)
| Октябрь В течение года | концертная программа трудовые акции | Вожатая, учитель музыки, классные руководители |
«Милой мамочки портрет» (1-2 классы) | октябрь | Выставка рисунков | классные руководители |
День матери (1-4 классы)
| ноябрь | Комплекс мероприятий: концертная программа выставка рисунков конкурс стихов и сочинений | Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители |
День семьи (1-4 классы)
| май | Цикл мероприятий: классный час с родителями конкурс проектов беседы | Администрация, классные руководители |
Мероприятия по реализации направления «Я и здоровье»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами);
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы) | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы):
| в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы): «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д. | в течение года | беседы, игры, викторины, встречи | классные руководители, методист ЦВР, сотрудники ГАИ |
Анкетирование учащихся:
| в течение года | анкетирование | психолог, классные руководители |
Осенний школьный мини-марафон (1-4 классы) | ежегодно в сентябре | кросс | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
«Мама, папа, я – спортивная семья» (1-4 классы):
| 4 четверть | соревнования | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
Месячник по ЗОЖу «Здоровый я - здоровая страна» (1-4 классы):
| апрель | Комплекс мероприятий: конкурс рисунков и плакатов беседы газета, стенд | учитель ИЗО классные руководители, мед.работник зам.директора по ВР, |
Мероприятия по реализации направления «Я и труд»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
«Мир профессий» (1-4 классы) | в течение года | Экскурсий в учреждения села | Зам. дир. по ВР, родители, классные руководители |
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы) | в течение года | беседы | классные руководители |
Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии» (2-4 классы) | ноябрь | Творческие проекты | классные руководители |
«Краски осени» (1-4 классы) | октябрь | Конкурс-выставка творческих работ | Вожатая, классные руководители |
«Мастерская Деда Мороза» (1-4 классы) | декабрь | трудовая акция | классные руководители |
Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» (2-4 классы) | в течение года | трудовая акция | Библиотекарь и классные руководители |
Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям (1-4 классы) | в течение года | трудовая акция | Администрация, классные руководители |
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы) | в течение года | трудовая акция | классные руководители |
«Покормите птиц зимой» (1-4 классыи их родители ) Изготовление кормушек | февраль - март | выставка работ | классные руководители |
«Волшебный мир руками детей» (1-4 классы) | март | выставка детского творчества | классные руководители, вожатая |
«Чистый класс» | ежемесячно | Генеральная уборка класса | классные руководители |
Операция «Чистый двор» | Сентябрь, апрель | трудовая акция | классные руководители |
Мероприятия по реализации направления «Я и школа»
Уважение к правам и обязанностям человека:
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
- любовь к школе, своему селу;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- различение хороших и плохих поступков;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- представления о правилах поведения в школе.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
встречи с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни | в течение года | Беседа, встреча | Зам. дир. по ВР, классные руководители |
Цикл мероприятий по изучению истории школы | в течение года | беседы, игры, викторины, | классные руководители |
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творчества | в течение года | Занятость в объединениях дополнительного образования | Педагоги дополнительного образования |
Проведение школьных предметных недель | Октябрь-ноябрь | Администрация, классные руководители |
Мероприятия по реализации направления «Я и природа»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов по экологическому воспитанию (1-4 классы):
| в течение года | Викторины, беседы, игры и т.д. | классные руководители |
Акция «Планета чистыми руками» (1-4 классы) | в течение года | Трудовая акция | Ученический совет |
«Чудесный огород» (1-4 классы):
| октябрь | комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс чтецов, викторины | Ученический совет, классные руководители, вожатая |
День земли (1-4 классы):
(1-4 классы)
| апрель-май | Комплекс мероприятий: субботник листовки экологическая фото-выставка выращивание рассады цветов, благоустройство территории и т.д. викторина игра конкурс экологических проектов | классные руководители, администрация |
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. В формировании нравственного уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека».
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Задачи:
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения ежемесячного родительского всеобуча, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год, проведение Дня открытых дверей и т. п.
- Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Осени, театральные постановки ко Дню учителя, Дню матери и т.п.).
- Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Родительского комитета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных рейдов в микрорайоне школы
Формы взаимодействия школы и семьи по направлениям:
Направление 1: Я и Отечество
- организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
- посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны, труженики тыла;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, КТД;
- изучение семейных традиций;
- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
- организация совместных экскурсий;
- совместные проекты.
Направление 2: Я и культура.
- тематические общие родительские собрания;
- организация и проведение совместных праздников;
- - праздник «Здравствуй, школа!»;
- -праздник «Золотая осень»;
- - Новогодний праздник;
- - праздник семьи,
- - праздник «Прощанье с начальной школой»;
- Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе;
Направление 3: Я и Школа.
- индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь);
- анкетирование;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
- дни открытых дверей;
- изучение мотивов и потребностей родителей.
Направление 4: Я и Здоровье.
- Общешкольные, классные тематические родительские собрания с привлечением специалистов.
Направление 5: Я и Природа.
- Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
- Организация экскурсий, лыжных прогулок.
Направление 6: Я и Труд.
- Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества.
- Встречи-беседы с родителей разных профессий, организация экскурсий в учреждения;
- Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям.
Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Формы взаимодействия:
- участие представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Районный
Дом
культуры
ДЮСШ
Центральнаярайонная больница
МБОУ
Центральная
Районная
Библиотека
Центр
Внешкольной
Работы
«Шарлыкская
СОШ №1»
Родители
Музей
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
- эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
1-й уровень | 2-ой уровень | 3-ий уровень | |
1 класс | Приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. | ||
2-3 класс | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. | ||
4 класс | Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. |
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
По каждому из направлений духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
В начальном звене школы начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладение следующими компетенциями:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
умеет уважительно относиться к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию
имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
уважительно относиться к традиционным религиям,
бережно относиться к труду взрослых
умеет сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации
знает традиции своей семьи и школы, бережно относиться к ним
уважительно относиться к родителям, к старшим, заботливо относиться к младшим
доброжелательный, обладает основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника,)высказывать свое мнение)
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводить итоговый праздник «Фестиваль Успехов», который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами; организацию итоговой выставки.
Диагностика:
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:
Класс | Задачи | Форма диагностики |
1класс | Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми. | 1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин). 2. Анкетирование «Напряженность функционального состояния». 3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия». 4. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс) 5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп. 6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам. |
2 -3 класс | Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе. | 1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин). 2. Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе ( Дж. Морено) 3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия». 4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова). 5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп. 6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам. |
4 класс | Изучения самооценки детей младшего школьного возраста. | 1. Тест «Какой у нас коллектив» (А. Н. Лутошкин). 2. Методика определения уровня развития самоуправления (По Рожкову) 3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия». 4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова). 5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп. 6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам. |
- патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом.
- социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
- развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности;
- воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;
духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение;
базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
духовность – это «собственно человеческое в человеке», то, что придает жизни человека высший смысл;
духовное воспитание - единство четырех «граней» - обращенность человека к ценностям, обращенность человека к культуре, самому себе, к Другому;
гуманитарность – как обращенность к человеку через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, способностей, намерений;
миссия - четко выраженная глобальная цель существования, предназначения, смысла деятельности организации.
Основная:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010
- Национальная культура как фактор формирования духовности личности// Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006
- Письмо Министерства Образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования» от 12.05.2011 № 03-296
- Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная:
- Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011
- Десять добродетелей в пути. Программа духовно-нравственного воспитания личности – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011
- Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации./ Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок; под ред. А. Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011
- Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа/ А. В. Вольтов, И. В. Муштавинская/ под. ред. Н. И. Роговцевой. - М.: «Просвещение», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное представление для начального звена "Новогодняя сказка"
Мероприятие посвящено Новому году...
Осенний бал для начального звена
Мероприятие посвящено Празднику осени...
Работа педагога психолога и классного руководителя в рамках профориентационного направления в начальном звене специальной коррекционной школы-интерната № 31
Специальная коррекционная школа-интернат № 31 предназначена для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Вы как специалисты знаете, что наши дети имеют сложную структуру дефекта -...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено
основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс....
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено.
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьног...
Программы по физкультуре начального звена
1,2,3 классы...