Индивидуальный итоговый проект на тему: «Зависимость отношения к рекламе от типа темперамента»
проект по психологии (9 класс)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….3 ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ
1.1. Общее понятие о темпераменте………………………………..……
1.2. Реклама как инструмент воздействия……………………………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ С РЕКЛАМОЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1. Организация и методы исследования………………………………
2.2. Анализ полученных данных……………………………………..….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………..………
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 463.5 КБ |
produkt.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа №4»
Индивидуальный итоговый проект на тему:
«Зависимость отношения к рекламе от типа темперамента»
Выполнила:
…
Руководитель:
….
г. Заинск, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….3 ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ
1.1. Общее понятие о темпераменте………………………………..……
1.2. Реклама как инструмент воздействия……………………………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ С РЕКЛАМОЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1. Организация и методы исследования………………………………
2.2. Анализ полученных данных……………………………………..….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………..………
ВВЕДЕНИЕ
"Реклама — королева места в печатных изданиях. На рекламу тратятся огромные деньги, и лучшие умы используются для её создания". Реклама на современном этапе имеет то же значение, какое на пути эволюции человека имело возникновение языка как средства общения.
Реклама – экономико - психологический феномен. Нужно очень хорошо осознавать положительные, полезные стороны рекламы, а также опасности, которые она таит в себе.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что психология рекламной деятельности – новая и малоизученная отрасль психологической науки. В настоящий момент психологическая проблематика изучения воздействия рекламы на сознание потребителей становится актуальной, поскольку реклама стала неотъемлемой частью жизни современного общества, и ее присутствие ощущается все с большей силой.
Объектом нашего исследования является феномен рекламной зависимости.
Предметом – связь между степенью выраженности рекламной зависимости и типом темперамента личности.
Целью нашего научного исследования является выявление существования степени зависимости от рекламы у людей с различным типом темперамента.
Задачи:
- проанализировать теоретические подходы к проблеме воздействия в рекламе и исследовать темпераментальные особенности личности
- подобрать психологический инструментарий, соответствующий поставленной цели: выбрать средства, позволяющие диагностировать тип темперамента личности, а также степень зависимости от рекламы
- сформировать репрезентативную выборку
- организовать и провести сбор эмпирических данных с использованием методов, выявляющих тип темперамента личности, а также степень зависимости от рекламы
- проанализировать и обобщить полученные результаты
Была выдвинута гипотеза: существует достоверная связь между типом темперамента личности и степенью рекламозависимости.
В качестве методов исследования были использованы: тест-опросник EPI Г. Айзенка, определяющий тип темперамента, а также разработанный и апробированный психологами службы маркетинга опросник и ассоциативный эксперимент, выявляющие рекламную зависимость Статистические методы: методы математической статистики.
В данной работе рассмотрены следующие вопросы: анализ типов темперамента личности, общее понятие о темпераменте, психологическая характеристика типов темперамента, аспекты рекламного воздействия.
Практический смысл: результаты нашей работы позволят людям с разными видами темперамента разбираться в способах рекламного манипулирования и планировать свои покупки с учетом настоящих потребностей, а не сиюминутных порывов.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ
1.1. Общее понятие о темпераменте
Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Это качество личности, которое сформировалось в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).
Типы темперамента:
1. Сангвинический - темперамент человека веселого нрава.
Способ чувствования сангвиника можно узнать по следующим проявлениям. Это человек беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает большое значение. А через минуту уже перестает о ней думать. Он честно обещает, но не держит своего слова, т.к. он до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать его. Он достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но он плохой должник, и всегда требует отсрочки. Он хороший собеседник, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения и все люди ему друзья. Обычно он не злой человек, но грешник, не легко поддающийся исправлению. Правда, он сильно раскаивается. Но скоро забывает свое раскаяние (которое никогда не превращается у него в скорбь). Работа его скоро утомляет, но он без устали занимается тем, что в сущности есть только игра. Ибо игра всегда связана с переменами, а выдержка не по его части.
2. Меланхолический - темперамент человека мрачного нрава.
Человек, расположенный к меланхолии (не меланхолик, ибо это означает уже состояние, а не просто расположение к состоянию), придает всему, что его касается, большое значение, везде находит поводы для опасений и обращает внимание прежде всего на трудности. Он с трудом даст обещание, ибо не может его не исполнить, но сомневается, в состоянии ли он его исполнить. И все это у него объясняется не моральными причинами (ибо здесь идет речь о чувственных мотивах), а тем, что противоположное доставляет ему неприятность, и именно поэтому он становится озабоченным, недоверчивым, полным сомнений, а из-за этого и маловосприимчивым к веселью. Впрочем, когда это расположение духа становится привычным, оно противопоставляет расположению духа человеколюбца, которое собственно больше сангвинику, по крайне мере по побуждению, ибо тот, кто сам должен обходиться без радости, вряд ли пожелает ее другому.
3. Холерический - темперамент человека вспыльчивого.
О нем говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет. Поэтому его господствующая страсть - честолюбие; он охотно берется за общественные дела и желает. Чтобы его громогласно хвалили. Он любит поэтому блеск и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду великодушен, не из любви, однако, а из гордости, ибо себя самого он любит больше. Он следит за порядком и кажется поэтому умнее, чем он есть. Он любит располагать средствами, чтобы не быть скаредным; он вежлив, но любит церемонии, натянут. Напыщен в обхождении и охотно имеет при себе какого-нибудь льстеца. Который служит мишенью для его остроумия, и больше переживает, когда его гордые притязания встречают отпор. Достаточно немного едкого остроумия. Чтобы мигом исчез ореол важности. Одним словом. холерический темперамент - самый несчастный из всех темпераментов, ибо больше других вызывает противление себе.
4. Флегматический - темперамент хладнокровного человека.
Флегма означает отсутствие аффекта, а не инертность (безжизненность), и поэтому человека, у которого нет флегмы, нельзя назвать флегматиком и под этой кличкой зачислять в разряд лентяев.
Флегма как слабость - это склонность к бездеятельности, нежелание браться за дело, даже если побуждения к этому очень сильные. Нечувствительность к побуждениям представляет собой довольную бесполезность, и его склонности направлены только на насыщение и сон.
Флегма как сила - это способность приходить в движение и не легко и не быстро, но зато надолго. Тот, у кого в крови добрая доза флегмы, нагревается медленно, но долго хранит тепло. Он не легко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться.
И.П.Павлов, различал силу воображения и силу торможению, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.
Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения, и проявляется в способности к образованию различных тормозных, условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.
Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Подвижность - нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, а так же в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот.
Инертность - противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.
Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:
- сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник ;
- сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;
- сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;
- слабый тип- меланхолик.
В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И.П.Павлова о темпераменте. прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление типологий.
Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы и, особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.
1.2. Реклама как инструмент воздействия
Реклама – явление социально-психологическое. Это многоплановый товар, затрагивающий самые затаенные участки психики современного человека. Исследованиями психологов доказано, что восприятие и переработка рекламной информации осуществляются под воздействием множества различных факторов.
В.Г. Зазыкин выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы:
- когнитивный (получение новой информации за счет процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);
- (аффективный) (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания);
- регулятивный (побуждение к конкретным действиям);
- коммуникативный (интеграция в процессы информационного общения, активной деятельности, обмена мнениями и пр.).
Рекламное воздействие может создавать у человека социально -психологическую установку (аттитюд). Установка - внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо действиям. В основе аттитюда лежат, как считает Лебедев А.Н. следующие три компонента:
- когнитивный (познавательный),
- эмоциональный (аффективный),
- поведенческий (конативный) факторы.
Рассмотрим их подробнее:
- Когнитивный аспект рекламного воздействия связан с тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Любое рекламное воздействие должно быть очень быстро и структурировано воспринято. Задача автора - донести идею до читателя или зрителя максимально быстро. Для влияния на когнитивную сферу человека необходимо выделить рекламируемый товар из числа аналогичных товаров и привлечь к нему внимание потребителя, необходимо ассоциативно связать фирму и рекламируемый товар с содержанием рекламы.
- Вторым компонентом социально психологической установки является эмоциональный компонент, который определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво.
Его изучение предполагает выявление аспектов в рекламе, которые вызывают у человека эмоционально окрашенное отношение к рекламе и самому товару, формирующее, в конечном счете, желание или нежелание купить его.
Например: идентификация себя с героями видео клипа способствует возникновению желания приобрести товар. Если человек не находит для себя ничего интересного, эмоционально окрашенного, то у него может не возникнуть желания сделать покупку.
Третьим компонентом аттитюда является поведенческий (конативный) компонент. Исследование данного компонента предполагает анализ поступков человека, определяемых его решениями о покупке товара под воздействием рекламы.
Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне. На осознаваемом уровне проявляются мотивации, потребности, воля человека. На неосознаваемом уровне – установки и интуиция человека.
Основная проблема состоит в том, чтобы выяснить, как установка влияет на реальные действия человека. Люди часто не осознают, что ими движет. В лучшем случае, они дают мотивировки, т.е. рациональные объяснения своим действиям. Потребители, как правило, не хотят признавать, что их действия, например, приобретение товаров в магазине - это результат воздействия рекламы на их психику. Им иногда кажется, что потребность в приобретенном товаре существовала у них до того, как они узнали о нем из рекламы.
Воздействие рекламы на психику человека оказывается при помощи самых разнообразных способов. Например, авторы статьи в Интернете «Язык рекламы – язык подсознания» выделяют следующие способы:
- Использование, так называемых, “мгновенных образов”. Их проникающее” воздействие обеспечивается высокой скоростью подачи. При этом сознание не успевает проконтролировать образ, и он беспрепятственно проскальзывает в подсознание. В кино “мгновенный образ” обычно означает включение в фильм рекламной врезки, длиною в один кадр (1/24 сек.). В статических изображениях используются скрытые или многослойные полупрозрачные изображения.
- “Впечатка” информации в подсознание в тот момент, когда как бы исчезает способность реальной оценки (ментальная пауза). Это основной способ воздействия рекламных роликов. Такая пауза может составлять лишь доли секунды. Для ее создания чаще всего используют ситуации, вызванные неожиданностью или удивлением. Это могут быть разного рода контрасты, трюки, шутки, остроты, фокусы, а также чрезвычайные события, происшествия, курьезы, скандалы, сенсации. Здесь все зависит от остроты мышления и изобретательности сценаристов. Иногда полагают, что рекламный трюк должен ошеломлять, а его цель – образовать шоковую “зарубку”, показав зрителю нечто необычное. Это вряд ли эффективно. Современная реклама, как правило, избегает сильных воздействий (шока, ошеломления), поскольку обычно рассчитана на много разовую подачу. То, что при первом просмотре шокирует, в дальнейшем вызывает уже просто раздражение, негативную реакцию и активное неприятие. Поэтому многоразовая реклама должна обладать такими, странными, на первый взгляд, свойствами, как достаточная нейтральность, мягкость подачи, глубокая камуфлированность “проникающего излучения”, воздействующего на подсознание.
- Воздействие в момент катарсиса при восприятии художественного образа. Этот способ вовлекает в сферу рекламы колоссальный массив уже чисто художественных явлений.
- Выделяют много способов влияния на психику людей. В большинстве случаев манипуляции действуют бессознательно, то есть человек понимает, что на него воздействовали, только спустя некоторое время. Иван Канардов предлагает свою классификацию:
Манипуляция 1. Обманутое доверии. Доверие и взаимообмен между людьми являются основой общения, за оказанную услугу, стараются сделать ответный шаг. Так действует феномен «нога в дверях»: тенденция, в соответствии с которой люди, сначала согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Всевозможные дегустации, промоушены основаны на этом принципе. Согласившись попробовать человек на подсознательном уровне решает, что это услуга и он должен как-то за нее ответить, а единственный способ ответа - это купить рекламируемый товар. Люди, к которым сразу обратились с большой просьбой, менее склонны соглашаться на нее.
Манипуляция 2. Стремление к завершенности Большинство из нас стремится довести до конца дело, которое начали.
«Компании по производству игрушек переживают резкий спад продаж после Рождества и Нового года. Чтобы его избежать, был придуман такой прием. Незадолго до Нового года фирма начинает рекламировать какую-нибудь игрушку. Дети просят родителей подарить ее на праздник, но те, придя в магазин, игрушки не обнаруживают! Приходится покупать другие. Ребенок разочарован. А реклама продолжается, ребенок напоминает об игрушке снова и снова. И - о чудо! - она продается. Родители радостно бегут домой с подарком. И им невдомек, что они стали жертвой манипуляции. Игрушек специально перед праздником было завезено мало, чтобы в своем стремлении завершить действие родители купили в 2 раза больше подарков».
Манипуляция 3. Оправдание своих поступков последовательностью
Проводился эксперимент: женщина, изображавшая в метро нищенку, просто стояла молча, и ей за час подали около 30 рублей. В другой раз она стояла в темных очках и с белой тросточкой, выдавая себя за слепую, и собрала уже 80 рублей. Люди, прямо видя причину ее несчастья, подавали больше. Поэтому достаточно привести причину того или иного превосходства товара, чтобы мы начали его покупать. В рекламе это звучит так: «Это хорошо, потому что это отлично?» В этой фразе мы находим причину своего поведения, оправдывая таким способом порой самые бессмысленные поступки.
Манипуляция 4. Ложное доверие. Для всех нас существуют некоторые люди, которым мы доверяем. Но есть универсальные образы, которым доверяет большинство. Например, врач. Очень часто мы даже не задумываемся, что человек в белом халате, появившийся на экране и стоящий на фоне шкафов с пузырьками, - всего лишь хороший актер.
Манипуляция 5 . Игры с ценами Сознание человечества за многие века существования денег выработало некоторые принципы соотношений цены и качества. Например, чем выше цена, тем лучше качество.
Манипуляция 6. Обращение к ассоциациям и образам Рекламодатели давно уже используют прием ассоциативной связи товара и хорошего настроения или ассоциирования себя с героем. Люди склонны больше покупать те товары, которые у них ассоциируются с хорошим настроением, радостью, силой, сексуальной привлекательностью.
Наше пристрастие к определенной марке сигарет, газированной воды, спиртных напитков объясняется не нашим вкусом, а теми образами, которые были созданы рекламой. Например, производители некоторых марок сигарет создают образ мужественных и сильных людей, курящих их, отсюда возникает ложное представление у человека о том, что, начав курить эти сигареты, он сам станет таким.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ С РЕКЛАМОЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1. Организация и методы исследования
Целью нашего научного исследования является выявление существования степени зависимости от рекламы у людей с различным типом темперамента.
Объектом нашего исследования является феномен рекламной зависимости.
Предмет – связь между степенью выраженности рекламной зависимости и типом темперамента личности.
Была выдвинута гипотеза: существует достоверная связь между типом темперамента личности и степенью рекламозависимости.
Участниками исследования стали учащиеся 9А класса МБОУ ЗСОШ №4 в количестве 20 человек.
Исследование проводилось в 2 этапа.
- На 1 этапе выявлялись зависимые и независимые от рекламы потребители, а также определялся тип темперамента этих испытуемых.
- На 2 этапе производилась статистическая обработка результатов и их анализ, выявлялась связь темперамента личности с рекламной зависимостью.
Основным инструментом нашего исследования стали следующие методы: тест-опросник EPI Г.Айзенка, определяющий тип темперамента, а также разработанный и апробированный психологами службы маркетинга опросник и ассоциативный эксперимент, выявляющие рекламную зависимость.
2.2. Анализ полученных данных
По итогам исследования получены следующие данные:
Среди учащихся 9А класса по темпераменту сангвиниками являются 6 человек (30%), холерики – 4 человека (20%), меланхолики – 5 человек (25%), флегматики – 5 человек (25%).
Рис.1.
По результатам опросника и ассоциативного эксперимента выделилось 3 группы испытуемых:
- зависимые от рекламы,
- независимые от рекламы,
- среднезависимые.
Испытуемых третьей группы по результатам исследования нельзя было отнести к одному из двух крайних типов. Сюда включались испытуемые, получившие средние оценки по шкале рекламозависимости.
Мы получили следующий результат: независимых от рекламы потребителей - 35 %, среднезависимых - 35%, рекламозависимых - 30%.
Рис.2.
Таким образом, можно констатировать, что многие испытуемые достаточно критично воспринимают рекламу. Но нельзя сказать, что она не служит средством манипулирования сознанием, так как почти третья часть опрошенных является так или иначе зависимыми от нее.
Мы распределили респондентов по степени их зависимости от рекламы.
В ходе обработки данных исследования методом ранговой корреляции выявились корреляционные связи всех переменных, а затем был проведен качественный анализ значимых корреляционных связей. Все показатели коэффициентов корреляции Спирмена приведены нами в Таблице 1.
|
Табл. 1.
В результате анализа значимых корреляционных связей нами не было выявлено значимых корреляций между показателями рекламной зависимости и типом темперамента личности. Такая же картина наблюдается с показателями ассоциативной рекламозависимости и типом темперамента. Между этими переменными также не найдена взаимосвязь.
Таким образом, степень зависимости человека от рекламы не связана напрямую с его типом темперамента.
Однако в результате наших исследований была установлена достоверная связь между уровнем рекламной зависимости и показателем экстраверсии и интроверсии (по данным методики EPI, у каждого типа темперамента преобладает либо экстраверсия, либо интроверсия).
Рис.3.
Это означает, что большей величине рекламозависимости соответствует большая выраженность экстраверсии. И наоборот, большей выраженности интроверсии соответствует меньшая выраженность рекламозависимости. То есть экстраверты больше склонны зависеть от рекламы, нежели интроверты.
Люди с более импульсивным поведением, активными жестами, общительные, инициативные, эмоции которых ярко выражены, социально адаптированные, более восприимчивы к воздействию рекламы. Возможно, это можно объяснить тем, что экстраверты, в целом, более открыты миру и внешним воздействиям. Ориентация вовне в ситуации общения переносится и на восприятие рекламных сообщений.
Таким образом, на данном этапе эксперимента мы доказали, что, хотя рекламозависимость не связана с типом темперамента личности, но она связана с показателем экстра/интроверсии, а также показатель рекламной зависимости находится в положительной корреляционной связи с ассоциативной рекламозависимостью.
Затем все испытуемые были разделены нами на зависимых и независимых от рекламы потребителей с помощью созданного опросника, и ассоциативного эксперимента.
В целом, показатели рекламозависимости и рекламонезависимости по ассоциативному эксперименту и по опроснику совпадали; то есть испытуемые, получившие низкие баллы по опроснику, получили низкие баллы и в ходе ассоциативного эксперимента; те же, кто получил высокие баллы по опроснику, получили высокие баллы и по ассоциативному эксперименту (Рисунок 4).
Рис.4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая современное состояние в нашей стране психологии рекламы, как пока еще малоизученной отрасли психологической науки, можно с уверенностью говорить об актуальности любого научного исследования в этой области.
Нами была проведена работа по исследованию взаимосвязи между типом темперамента личности и степенью рекламной зависимости с помощью тест-опросника EPI Г.Айзенка, определяющего тип темперамента личности, а также ассоциативного эксперимента и опросника, выявляющих рекламную зависимость.
Перед нами стояла цель выявить существование степени зависимости от рекламы у людей с различным типом темперамента.
Выдвинутая нами гипотеза о том, о том, что существует связь между типом темперамента личности и степенью рекламной зависимости, подтвердилась лишь частично. Степень зависимости человека от рекламы не связана с его типом темперамента личности. Но в результате наших исследований была установлена достоверная связь между уровнем рекламной зависимости и показателем экстраверсии и интроверсии, что частично подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Н.Н. Авдеева, Н.А. Фоминых Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков // Человек 2001 №1.
- Андреева Г.М. Социальная Учебник для ВУЗов - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Анастази А. Психологическое тестирование, т.1, – М.: 1982.
- Бровкин Дмитрий Я сам обманываться рад / Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations 1999.
- Викентьев И.Л. Приемы рекламы. Новосибирск.: 1993.
- Воронин С.В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
- Годфруа Ж. Что такое психология: т.2, М.: Мир, 1992.
- Горин С. А вы пробовали гипноз?. СПб.: "Лань", 1995.
- Горин С. Нэлпер в свободном полете. Канск: 1997.
- Гребенкин Ю.Ю. Психотехнологии в рекламе. Новосибирск: "РИФ-плюс", 2000.
- Гриндер Д., Бэндлер P. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 256 с.
- Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса. М.: "Класс", 1994.
- Джугенхаймер Дональд У. Основы рекламного дела. Самара. 1996.
- Ермолаев О. Ю.Математическая статистика для психологов: Учебник. М.: Московский психолого–социальный институт Флинта, 2002.
- Знаков В.В., Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии 2002.
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во Социально-психологический центр. 1996.
Приложение 1
Тест – опросник EPI (Г. Айзенка).
Инструкция.
Вам предлагается ответить на ряд вопросов. направленные на выявление Вашего обычного способа поведения. Если вы согласны с утверждением , содержащимся в вопросе, ставьте в бланке под его номером «+»(да), если не согласны «-»(нет). Не обдумывайте долго ответы на вопросы – давайте тот ответ, который приходит Вам в голову первым. Не старайтесь произвести своими ответами хорошего впечатления – здесь нет «плохих» или «хороших» ответов.
Текст опросника
1. Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?
2. Часто ли у Вас бывает беспокойное чувство, что Вам что-нибудь хочется, а Вы не знаете что?
3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
4. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
5. Держитесь ли Вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и безропотно то, что Вам
приказывали?
7. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?
8. Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что всё обойдется?
9. Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?
10. Нравится ли Вам находиться среди людей?
11. Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?
12. Упрямитесь ли Вы иногда?
13. Могли бы Вы назвать себя беспечным человеком?
14. Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
15. Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?
16. Часто ли Вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
17. Вы по натуре живой человек?
18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?
19. Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя "сытым по горло"?
20. Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
21. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
22. Можете ли Вы быстро выразить Ваши мысли словами?
23. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
24. Часто ли Вы бываете, погружены в свои мысли?
25. Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?
26. Часто ли Вы думаете о своей работе?
27. Очень ли Вы любите вкусно поесть?
28. Нуждаетесь ли Вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда Вы раздражены?
29. Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?
30. Хвастаетесь ли Вы иногда?
31. Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?
32. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем дойти т скучную вечеринку?
33. Бываете ли Вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
34. Склонны ли Вы тщательно планировать свои дела, раньше, чем следовало бы?
35. Бывают ли у Вас головокружения?
36. Всегда ли Вы отучаете на письма сразу после прочтения?
37. Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
38. Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
39. Можно ли сказать, что Вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
40. Подводят ли Вас Ваши нервы?
41. Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем действовать?
42. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
43. Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
44. При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу?
45. Бывают ли у Вас головные боли?
46. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в "норму"?
47. Трудно ли Вам заснуть ночью?
48. Говорите ли Вы иногда неправду?
49. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?
50. Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза?
51. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
52. Часто ли с Вами случаются неприятности из-за того, что Вы поступаете, не подумав?
53. Любите ли Вы шутить и рассказывать забавные истории друзьям?
54. Вы всегда искренне радовались успехам других людей?
55. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?
56. Часто, даже когда вы утомлены, вы стремитесь к общению, к тому, чтобы выговорится, развеяться в компании?
57. Часто ли у Вас сосет под ложечкой перед важным делом?
Приложение 2
Инструкция.
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы. Возможные варианты ответов: “да” и нет”.
- Реклама помогает мне ориентироваться в многообразии товаров.
- Я получаю эстетическое удовольствие, рассматривая рекламные проспекты, плакаты, ролики.
- Очень часто мне хочется на собственном опыте выяснить, а действительно ли данный товар так хорош, как его описывают в рекламе.
- Если бы передо мной встал выбор между двумя равноценными товарами, я бы выбрал тот, который рекламируют.
- Часто повторяющийся рекламный ролик, если он удачен, не вызывает у меня раздражения.
- Если я часто сталкиваюсь с рекламой товара, который мог бы мне пригодиться, я обычно его покупаю.
- Красивая, профессиональная реклама товара заставляет меня заинтересоваться им.
- Среди моих вещей (одежды, обуви, косметики, парфюмерии, продуктов питания, предметов личного обихода и т.д.) есть немало рекламируемых товаров.
- Часто мне хочется быть похожим на красивых и жизнерадостных героев рекламы.
- Многие товары ассоциируются у меня с фразами и образами, используемыми в их рекламе.
Приложение 3
Ассоциативный эксперимент
Испытуемым предъявляется 10 слов-стимулов в быстром темпе, на каждое из которых они должны назвать свою ассоциацию.
- стиральный порошок
- чай
- шоколад
- бульонный кубик
- кофе
- жевательная резинка
- радио
- строительная компания
- фирменный магазин
10. бытовая техника
Предварительный просмотр:
Как противостоять манипуляциям рекламы
Реклама окружает нас повсюду: на улицах, в интернете, по телевизору. Её цель – убедить нас приобрести товар или услугу. Однако, зачастую, рекламные сообщения используют психологические методы манипуляции, чтобы внушить нам необходимость покупки. В этой статье мы рассмотрим психологические аспекты манипуляции рекламой и предложим стратегии, как противостоять этим воздействиям.
Итак, что нужно делать, чтобы противостоять давлению маркетологов:
На самом деле, много писать на эту тему не буду. Напишу лишь то, что может помочь быть устойчивым к маркетинговому давлению. А порой действительно, к реальным манипуляциям нашим сознанием.
Понимание психологических компонентов манипуляции рекламой:
Эмоциональное воздействие: реклама часто использует эмоциональные приёмы, чтобы вызвать у нас определённые чувства, такие как радость, страх или желание принадлежности.
Социальное воздействие: реклама может создавать идеальные образы и стандарты, чтобы мы стремились соответствовать им и получить признание от окружающих.
Психология потребности: реклама акцентирует наши потребности и создаёт иллюзию, что только этот продукт или услуга может удовлетворить эти потребности.
Как противостоять влиянию рекламы:
- Развивайте критическое мышление: важно осознавать, что реклама всегда имеет коммерческие цели. Задавайте себе вопросы: “Какие интересы стоят за этим сообщением?” и “Что я получу от покупки этого продукта?”
- Исследуйте продукт или услугу: не принимайте рекламные обещания на веру. Проведите собственное исследование, прочитайте отзывы других потребителей и сравните альтернативные варианты.
Осознавайте свои эмоции: если реклама вызывает у вас сильные эмоции, сделайте паузу и задайте себе вопрос: “Это действительно то, что мне нужно, или это просто манипуляция моими эмоциями?”
Установите приоритеты: определите свои реальные потребности и цели. Сосредоточьтесь на том, что действительно важно для вас, а не на том, что навязывает реклама.
Избегайте импульсивных покупок: дайте себе время на размышление перед совершением покупки. Импульсивные решения часто основаны на манипуляции рекламой.
Какие стратегии защиты можно использовать:
- Блокировка рекламы: используйте программы или расширения для блокировки рекламы в интернете, чтобы уменьшить её воздействие на вас.
Образование и информирование: узнайте больше о методах манипуляции рекламой и психологических приёмах, чтобы быть более осведомленным и защищённым потребителем. - Поддержка регулирования: поддерживайте и придерживайтесь законов и норм, которые регулируют рекламу, и сообщайте о нарушениях, если они встречаются.
- Разделение опыта: обсуждайте свои впечатления от рекламы с другими людьми, чтобы получить разные точки зрения и более объективную оценку.
Каждый пункт из представленных настолько ёмкий, что рассмотреть их всё в одной статье просто не получится. Считайте это определённым чек-листом, в котором вы найдёте свои слабые стороны и проработаете их. Манипуляция рекламой является распространённым явлением. Но мы можем противостоять ей, осознавая психологические аспекты и применяя стратегии защиты. Развивайте критическое мышление, исследуйте продукты, осознавайте свои эмоции и устанавливайте приоритеты. Будьте информированными и активными потребителями, чтобы принимать осознанные решения и не поддаваться манипуляции рекламой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Зодиакальные созвездия на координатной плоскости»
Каждый человек не раз в своей жизни поднимал глаза и рассматривал звездное небо. Наблюдая звездное небо, можно заметить, что звезды расположены определенным образом. Оказывается, что помимо красивого ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ на тему " История развития информатики"
Сейчас наша жизнь не обходиться без компьютера. Их используют для работы, для обучения, для обмена информацией или просто для проведения своего досуга в сети интернет. Для этого устройства можно найти...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ на тему «Информационные технологии в медицине» по предмету «Информатика»
Развитие науки и техники, а в частности, информационных технологий, позволяет современным людям систематизировать информацию, а также с легкостью управлять ею: добавлять, модифицировать, удалять, обно...
Индивидуальный итоговый проект на тему "Витраж. Роспись по стеклу"
Индивидуальный итоговый проект на тему "Витраж. Роспись по стеклу"...
Индивидуальный итоговый проект по теме: «Вредные привычки»
Проблема употребления алкоголя, табака и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас их потребление характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ...
Индивидуальный итоговый проект на тему: "Психология жестов и язык тела человека".
Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Содержит теоретический, практический материал и советы психолога как распознать жесты. Научно-теоретическое и практическое значение темы оп...