«Создание ситуации успеха для ребенка в семье»
консультация по психологии

        Метод создания "ситуации успеха" является методом стимулирования, мотивации и поведения ребенка, так как именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом. Это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики воспитателя, семьи.

        Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы; позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует такие личностные особенности как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность, активность; поддерживает в классе и дома благоприятный психологический климат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ignatova_natalya_sergeevna.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игнатова Наталья Сергеевна

Педагог-психолог 1 кв. категории

МБОУ «СОШ №25 им. 70-летия нефти Татарстана»

 

«Создание ситуации успеха для ребенка в семье»

        В настоящий момент общепринятым является признание значимости того вклада, который вносит семья в формирование эмоционально-личностной сферы ребёнка, а через это – и в общий ход развития общества. Именно в семье могут зародиться деструктивные отношения у ребенка сначала с близкими, а затем и с окружающими людьми. Возникновение негативных проявлений в поведении ребенка может, предотвратить своевременное осознание родителями своих педагогических, деструктивных установок, паттернов собственного поведения и непосредственное их влияние на воспитательный процесс и личность ребенка в целом. При этом современные представления о семейном воспитании характеризуются высоким уровнем неопределённости.

        Если в жизни ребёнка только "неуспех" в школе и отсутствие успеха и значимости в других сферах жизни, то во взрослой жизни стать успешным практически невозможно. Создание ситуации успеха для собственного ребёнка, подкрепление этого успеха - обязанность родителей.

        Любому из нас, что ребёнку, что взрослому, необходимо ощущать успех. Если количество неудач превышает количество успеха, то "нет сил жить". Как убегание от неуспешности формируются различные зависимости.  Если у ребёнка нет положительного опыта преодоления "неуспеха", то во взрослой/подростковой жизни он выберет убегание в какую-либо зависимость. 

        Метод создания "ситуации успеха" является методом стимулирования, мотивации и поведения ребенка, так как именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом. Это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики воспитателя, семьи.

        Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы; позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует такие личностные особенности как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность, активность; поддерживает в классе и дома благоприятный психологический климат.

        Что же нужно делать, чтобы создать ситуацию успеха для ребёнка, когда у него, например, не получается выучить новую тему урока?

        Для того чтобы создать ситуацию успеха необходимы следующие условия:
1. Доброжелательность. Что может относиться к доброжелательности?

Улыбка, комплимент, поощрение. Всё это снимает зажатость, уменьшает страх перед неудачей.

2. Комфортность. Поддержка учебной деятельности с помощью словесных поглаживаний: "Ты справишься...", "У тебя все получится...", "Мы рядом и готовы тебе помочь...", "Это совсем не трудно..." и др. А может у вас в семье есть какая-то только ваша фраза, которой вы друг друга поддерживаете, успокаиваете.

3. Скрытая инструкция. Завуалированная помощь взрослых ребенку в виде советов: " Обычно удобнее начинать с этого момента...", "Ты помнишь, что лучше начать сначала..." ит.п.
4. Авансирование. Озвучивание достоинств, которыми взрослые наделили ребенка, но которые он еще не успел проявить в полной мере. "У такого сильного, умного как ты, все получится..."
5. Персональная уникальность, исключительность. Возложение ответственности на ребенка, мобилизация его активных действий. "Именно на тебя большая надежда..", "Только ты сможешь выполнить все аккуратно..." и т.п.
6. Интерес. Удовольствие, удивление, увлечение- эти три У способствуют активизации познавательной деятельности (интересно - хочу узнать). Использование игровых приемов ("Поиграем в школу", "Класс кукол") позволяет усилить внимание ребенка и вовлечь его в учебный процесс.
7. Высокая оценка деятельности. Похвала. Поощрение усилий ребенка.
Осознание ребенком своей успешности и радость от собственной деятельности во многом зависит от правильно сформированной концепции личности - "Я- концепции".
"Я-концепция" - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. Она может быть положительной и отрицательной.
       Положительная "Я - концепция" - я нравлюсь, я способен, я значу - способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я - концепция" - я не нравлюсь, не способен - мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для формирования положительной "Я - концепции" необходимо видеть в каждом ребенке уникальную личность; помнить, что все дети талантливы; создавать ребенку ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности; исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; помнить, что сам ребенок хорош, а плох его поступок.

  Предлагаю рассмотреть эпизоды из жизни, связанные с нашими детьми. Необходимо задуматься, проанализировать конструктивность поведения взрослых из данных ситуаций

Эпизод 1. Даниил — способный, любознательный и активный ребенок. Однажды он вызвался играть несмышленыша на общешкольном празднике, где присутствовали родители. Роль удалась. Все в школе его хвалили. Но на другой день он заявил учительнице, что больше не будет играть такие роли, потому что мама ему сказала, что ей было неприятно смотреть на него, что, видно, никто в классе не согласился на эту дурацкую роль, а он вечно влезет, куда не надо.

Эпизод 2. «Папа, — озабоченно сказала дочь, — я сегодня не очень хорошо ответила на уроке. Мне оценку пока не поставили. Учительница сказала, что спросит завтра». «Я бы на месте учительницы поставил тебе "двойку", чтобы готовилась как следует», — ответил отец.

Эпизод 3. «Наконец-то я буду юнкором! Целую четверть!» — с восторгом защебетала дочь прямо с порога. «Только время от учебы отрывать», — угрюмо ответила мама.

       В данной ситуации ребёнка сподвигают на путь успеха или наоборот? Какую фразу надо изменить и на что, чтобы создать ситуацию успеха?

       Невозможно, создать ситуацию успеха ребенка, без активного участия родителей. Дети растут, как цветы в саду. Суетиться, дергаться, конфликтовать зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития для вашего ребенка – это самый верный и лучший метод воспитания:

‒ не усложняйте себе жизнь;

‒ принимайте своего ребенка таким, каков он есть;

‒ живите и радуйтесь с ним;

‒ растите свое прекрасное создание, как цветок;

‒ реже воспитывайте, чаще играйте с ребенком.

        Воспитание и обучение детей – дело ответственное, но с другой стороны интересное. По большому счету, детям не так и много требуется от нас: терпение, сочувствие, понимание, поощрение, забота и любовь родительское. Растите с ними, как родитель вместе, любите и берегите их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010

Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...

Создание ситуации успеха при выполнении домашнего задания учащимися

Учебно-методическое пособие по созданию карточек, помогающих ученику при выполнении домашнего задания....

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

«Возможности дополнительного образования в создании ситуации успеха для каждого ребенка»

Этапы создания ситуации успеха для воспитанников отделений дополнительного образования детей....

Статья «Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого»

Современное дополнительное образование — это многоуровневая система, гибкая, динамичная, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому....

«Создание ситуации успеха для каждого ребенка в дополнительном образовании»

Выступление на родительском собрании по теме «Работа семьи и  ЦДОД по созданию ситуации успеха в самореализации ребенка»...