Безопасный интернет - детям
классный час по психологии
- Задача данной разработки - показать родителям о важности, а также значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета.
- Рассказать родителям о правилах общения в сети Интернет.
- Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в Интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnyy_internet_-_detyam.docx | 350.45 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стаевская средняя общеобразовательная школа Мичуринского района
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ - ДЕТЯМ
Подготовила:
педагог – психолог МБОУ Стаевской СОШ
Пичугина Елена Сергеевна
2022 г.
Если мы вспомним своё детство, какие главные развлечения всплывают в памяти? Прятки, казаки-разбойники, испорченный телефон… Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга. Сегодня главное развлечение для ребенка – это компьютер, который стал для нас всех просто необходим. С одной стороны, в этом есть большой плюс. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. В Интернете можно найти информацию для реферата или доклада, послушать любимую мелодию, проверить свои знания в интернет конкурсах или on-line тестированиях, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Но ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Давайте задумаемся, почему мы не оставим ребенка с незнакомым человеком? Правильно, мы не знаем его целей, а с неизвестной информацией в интернете, мультипликационным фильмом, книгой, авторов и целей которой мы не знаем, оставляем. Не комментируем, не обсуждаем, не возвращаемся к увиденному и прочитанному. Мы учим детей защищаться от плохого человека, вести себя в критической ситуации, возникающей в период стихийных бедствий. Не учим главному…информационной безопасности. Ведь, как и реальный мир, сеть тоже может быть опасна. Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а также от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации – ребенка. Когда мы радуемся, что ребенок, сидящий за компьютером, рядом с нами, мы не задумываемся над тем, что ребенок виртуально далеко от нас. Кто в этот момент управляет им? Кто манипулирует? Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребенок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости). Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации П.А. Астаховым в статье «Информационная безопасность несовершеннолетних: диалог и ответственность государства и гражданского общества» озвучено: «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста. Отсутствия жизненного опыта и знаний в области информационной безопасности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать». Можно ли заболеть интернетом? Ведь это не вирус, попавший в кровь? Конечно, можно. Развивается болезнь – компьютерная зависимость. Не нужно быть медиком, чтобы увидеть у ребенка признаки этой болезни. Психологические симптомы интернет – зависимости:
- потеря интереса к окружающему миру; - увеличение количества времени, проведенного в сети; - социальная дезадаптация; - резкие перепады настроения; - низкая успеваемость в школе; - агрессивное поведение в ответ на просьбу убрать планшет/телефон или выключить компьютер; - ощущение скуки, пустоты, раздражения при нахождении вне сети. С детьми младших классов мной было проведено рисуночное тестирование на тему: «Как я провожу свободное время».
Вот несколько примеров этих рисунков:
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Конечно, очень радуют рисунки 1, 2 , на которых видно, что свое свободное время дети проводят за чтением книги , на прогулке, но таких рисунков очень мало. Большая часть детей проводят время, как изображено на рисунках 3,4 ,т.е. это компьютерные игры, гаджеты. Мы не можем полностью лишить наших детей компьютеров, различных гаджетов. Мы можем и должны контролировать время их нахождения в сети. Контролировать не только время, но и игры, в которые играет ребенок, и сайты, социальные сети, которые посещает ребенок. В компьютерные игры любят играть абсолютно все дети. С каждым годом возраст, увлекающихся играми, стремительно уменьшается. Сейчас уже никого не удивляет, что четырехлетний малыш разбирается в гаджетах лучше, чем его родители. Наибольший интерес у детей представляют всевозможные ”стрелялки”, ”бродилки”, ”леталки”, ”пугалки” и ”гонки”. Такие игры содержат сцены убийств, драк, а сопровождаются неимоверными воплями и криками всевозможных жертв (гоблинов, вурдалаков, зомби, а чаще всего людей). Но не следует забывать о катастрофическом влиянии компьютерных игр на неокрепшую и ранимую психику ребенка. Преодолевая препятствия на протяжении игры, ребенок находится в состоянии напряжения, волнения, ожидания беды и нападения. Некоторые персонажи игр внушают детям различные страхи. Таким образом, следствием становится возникновение тревожности. Многие игры подразумевают под преодолением препятствий убийство персонажей. Особенно опасно, если при этом игра отображает человеческий мир. Виртуальность захватывает ребенка, зомбируя его сознание, и переключить детей на реальность трудно. Убивая в виртуальных играх, ребенок сможет причинить вред сверстнику в реальности. Так, поведение героев компьютерных игр дети часто берут за образец. Это гарантирует зарождение в ребенке агрессии и жестокости. Следует отметить, что большинство компьютерных игр влияют на интеллектуальную сферу ребенка. В последнее время у детей, часто играющих в компьютерные игры, наблюдается расстройство внимания. Это отражается на занятиях, когда ребенку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо: на задании, образце, записях на доске, картинках и т.д. Страдает мышление, воображение. Есть игры в группах, которые могут привести к необратимым последствиям. Было время, когда в социальных сетях распространялись так называемые «группы смерти» "Синий кит", "Тихий дом", в которых пропагандировалась идея суицида. Для привлечения подростков предлагалось вступить в игру, финалом которой являлось совершение самоубийства". С детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте. Есть ряд причин, которые толкают подростков на участие в столь опасной игре: 1. Многие молодые люди в раннем возрасте сталкиваются с серьезными психологическими проблемами: непониманием, неопределенностью будущего, неразделенной любовью, конфликтами с окружающими людьми и так далее. Это приводит к тому, что подростки впадают в депрессию и становятся уязвимыми. 2. Кураторы умные и понимают психологию подростков, поэтому они знают, какие слова нужно сказать, где поддержать и надавить, чтобы расположить к себе потенциальную жертву. 3. Смертельные игры вызывают в детях азарт, поскольку для них это- увлекательное приключение. Разные подсказки и задания являются стимулом не останавливаться и пройти все этапы. К тому же загадочность и запретность темы подогревает интерес.
Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание необходимо уделить профилактике по информационной безопасности. В нашей школе по данной тематике проводятся классные собрания, разрабатываются информационные буклеты для детей и родителей. ( Для родителей : «Ваш ребенок в интернете», для детей: «Безопасный интернет – детям»). В ходе профилактической работы родители нашей школы узнают как защитить ребенка от интернет– зависимости, от интернет - опасности, следуют советам педагога – психолога школы: • Как можно больше общаться с ребенком • Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. • Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью. • Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок. • Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью. • Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба. • Занимать его чем-то еще, кроме компьютера. • Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат. • Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.
• Научите детей доверять интуиции. • Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации. • Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. • Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда.
• Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
• Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них. Еще одна из важных составляющих разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. Для полноценного развития ребенка не нужно создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности ребенка. Я считаю, что самым эффективным механизмом информационной безопасности несовершеннолетних может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы, – в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр.
Список используемой литературы:
- Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.;
- Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Иркутск, 2008.
- Саттарова Н.И. К вопросу об информационной безопасности школьников // Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Изд-во БАН, 2002.- 115 с.;
- Статья Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации П.А. Астахова «Информационная безопасность несовершеннолетних: диалог и ответственность государства и гражданского общества»;
- Тарасов С. В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. СПб. : «Образование - Культура», 2001.- 151 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ - ДЕТЯМ
Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного прес...
Страничка для родителей. Безопасный Интернет – детям.
Компьютер, Интернет – это безграничный мир информации. Здесь ребята узнают много интересного и полезного для учебы, расширяют кругозор, углубляют знания…В Интернете можно общаться и даже заводить друз...
Классный час "Безопасный интернет детям"
Материал способствует выработке у учащихся правил безопасного поведения в сети Интернет....
Воспитательский час с педагогами "Безопасный интернет детям!"
В нашем КГБУ "Центр содействия развитию семейных форм устройства "Эчган" (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказавшихся в трудной жизненно...
Безопасный интернет-детям
Сценарий классного часа...
Безопасный Интернет детям
Безопасное поведения в Сети - это целая наука, овладеть которой должен каждый ребенок, а родители обязаны помочь ему. Читайте о 10 главных правилах разумного веб-верфинга без угрозы своей безопасности...
Консультация «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ ДЕТЯМ! ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»
Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник информации наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, особенно для ребенка. Агрессия, пресл...