Песочная терапия как метод психологической коррекции.
консультация по психологии
Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапиии. Метод строится на терии Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.Один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_kak_metod_psihologicheskoy_korrektsii_.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии.
Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.
Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра с психологом дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.
Так пугающие персонажи при страхах становятся доступными для диалога или борьбы в кабинете психолога, а, следовательно, перестают быть пугающими.
Принцип “терапии песком” был предложен К.Г.Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Психотерапевты – сторонники теории Юнга утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В любом случае, опыт и наблюдения показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие взрослых и детей, это делает их замечательным средством заботы о душе (а именно так переводится медицинский термин “психотерапия”).
Песочная терапия может применяться как монотерапия (самостоятельная техника, единственная в курсе лечения), а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, сказкотерапия, символдрама и др.
Не секрет, что язык бессознательного это образы. Словесное, вербальное общение сильно искажено внутренней цензурой. Например, предложение порисовать, сделанное пациенту, иногда приводит к страху оценки. Все мы, когда учились рисовать, сталкивались с несоответствием внутреннего образа с тем, что получается на бумаге. И тогда человек при работе с психотерапевтом отказывается рисовать. Но, к счастью, игры в песочнице погружают человека в такие глубокие, давние слои нашей психики, когда оценки не были для нас так актуальны. Мало кто может устоять перед соблазном творческого самовыражения в хорошо замкнутом пространстве психотерапевтического кабинета, в специально отведенный, украденный у реальности час.
Для песочной терапии используется два прямоугольных ящика с чистым речным сухим и мокрым песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Таким образом “творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал. Терапия носит индивидуальный характер, либо работает пара, изредка целая семья, возможна и групповая форма, но в этом случае занятие несет цель: обучение взаимодействию и конструктивному сотрудничеству. Один сеанс длится около 1 часа и включает как работу с песочницей, так и аналитический разбор и возможные выводы. Но, зачастую, в этом нет необходимости, так как целительные изменения продолжаются и после завершения сеанса, по мере осознания образа, возникшего в пространстве песочницы, и связывания его с проблемой в реальной жизни ребенка.
Объект применения.
Метод песочной игры подходит для детей от трех лет ( в последнее время опробован и с детьми раннего возраста), рассчитан чаще всего на длительную терапию.
В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Психолог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка психолог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей
Метод подходит для детей тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей.
Каждый человек желает создавать что-то новое, ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в работе с песком.
Метод подходит для детей агрессивных и способствует снятию агрессии. А также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей.
Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре клиент и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить партнерские взаимоотношения.
Метод подходит для детей с проблемами общения и поведения.
Песочница состоит из природных материалов. Если верить парапсихологам, песок и дерево поглощают “негативную” психическую энергию. Взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.
Метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.
Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. “Проживание” воздействия становится целостным и осмысленным, эффект – устойчивым. И, что самое главное, в нашем клиенте активизируется мощная созидающая сила. В процессе консультирования с клиентом происходят определенные изменения: меняется его взгляд на окружающий мир, события, отношения и прочее.
Материалы песочной терапии
Сама песочница для занятий – обязательно голубого цвета – цвет ясного неба, позитивный и настраивающий на созерцательный и творческий лад. И обязательно прямоугольной формы – она разработана в соответствии с теорией Юнга и должна выглядеть именно так. Песок – мелкий, белый или светло-желтый. Практикуется применение двух песочниц с сухим и сырым песком. Но самое главное – это фигурки. Несколько групп самых разных по цвету, форме и размеру игрушек позволяют ребенку выстроить то, что он пожелает. Причем выбор и построение игрушечных миров у одного и того же малыша в разное время может сильно отличаться – в зависимости от его настроения, самочувствия, взаимоотношений в семье и с окружающими, в том числе, и другими детьми. Обычно используются следующие группы миниатюрных игрушек:
- Люди. Всех возрастов, профессий, рас и национальностей и обязательно обоих полов.
- Животные – дикие, домашние, разных размеров, привычные малышу и не знакомые, симпатичные и страшные.
- Персонажи мультфильмов – также, от уродливых и неприятных, до смешных и хорошо знакомых малышу.
- “Страшилки” из сказок – ведьмы, чертики, колдуны и прочая “нечисть”.
- Всевозможные строения – от простых домиков до замков.
- Мебель.
- Транспорт.
- Растения.
- “Драгоценности” блестящие предметы или разноцветные стеклышки, сделанные в форме и огранке драгоценных камней, зеркала.
- Просто мелкие предметы – бусины, пуговки, камушки, пуговицы, перышки.
Важно не только то, какие игрушки выбрал ребенок, и как их расположил относительно друг друга, но и то, в какой части песочницы он их расставил. Выделяются область прожитых (прошлых) процессов и переживаний, актуальное настоящее, а также будущее и связанные с ним фантазии и ассоциации.
Структура воздействия.
Целью первого занятия является знакомство психолога с клиентом. Поэтому, первое, что необходимо создать для ребенка это непринужденная обстановка и безусловное принятие любых его особенностей.
Ребенку необходимо предложить познакомиться с кабинетом психолога (освоить пространство). Кабинет должен стать знакомым, привычным, что бы в последствии его ни чего не отвлекало от основной цели. Можно включить фоновую музыку(классическую, релаксационную, звуки природы), она настроит его на созидание и творчество. После этого можно показать ребенку игрушки, которые он сможет использовать в игре с писком. Необходимо предложить рассмотреть их подробно. После этого обратить внимание на ящики с песком, потрогать сырой и сухой песок, спросить: “какой ему больше нравиться?” разрешить по манипулировать и с тем с другим песком, обратить внимание на то, что голубо дно ящика похоже на воду.
После того как ребенок освоился с материалами можно поставить перед ним задачу. Постановка задачи зависит от уровня развития ребенка, от его возраста. Можно предложить построить мир, город, страну, как будто н волшебник или просто поиграть, спросить в каком песке ребенок будет строить . Обычно дети выбирают один из ящиков. Но иногда ребенку необходимо играть в двух ящиках, перемешивая сухой и сырой песок. Необходимо предоставить ребенку максимальную свободу: он может играть и в двух ящиках, и в одном; он в праве в одном ящике использовать и сырой и сухой песок.
Первое время желательно не заострять внимание на ситуациях когда песок высыпается из ящика, лучше в конце занятия, предложить помочь убрать просыпавшийся песок. Во время первого занятия необходимо понаблюдать за поведением ребенка: как он идет на общение, сколько времени ему нужно для работы с песком. Все это пригодиться для планирования последующей работы. Проанализировав работу ребенка, его поведение в конце первого занятия, как правило уже ясно:
- на какое время планировать занятие
- на какую область психики ребенка следует обратить особое внимание при постановке песочных задач
- какую позицию на занятиях будет занимать психолог (активную или пассивную), в зависимости от потребности ребенка
В последующие встречи, если найден подход к ребенку, на вторую- третью встречу, а иногда уже и на первом занятии на песочнице виден “конфликт”, который в данный момент беспокоит ребенка нарушая его эмоциональное благополучие. Если ребенок идет на диалог можно задавать вопросы: о причине конфликта, о способах его разрешения. Вопросы должны быть открытыми и не должны содержать в себе решение ситуации, ребенок должен сам придти к решению. Если в течении нескольких занятий решение не приходит, то можно подключиться к игре специалисту или одному из родителей.
Игра вдвоем поможет ребенку обогатить его опыт в разрешении конфликтов, облегчит взаимопонимания родителей и детей.
В конце занятия когда картина или сказка завершена целесообразно задать ему следующие опросы:
- Все ли тебе здесь нравиться?
- Хотел бы ты здесь еще что ни будь разрешить?
- Может ли здесь что ни будь случиться и возникнут перемены?
Последний вопрос является провокационным. Он покажет, если за внешней благополучной работой кроется тревога: страх перед случайными событиями. Если ребенок захочет изменить панораму, надо позволить ему это сделать.
Как бы не разворачивались события в песочнице нельзя оценочно реагировать на них задавать только уточняющие вопросы, что бы лучше понять ребенка. Если в песочнице бушуют страсти, то как правило и поведение ребенка в социуме ярко выражено. В этот период ему особенно необходимы поддержка значимых взрослых, и безусловно позитивное отношение к его личности. Как правило, если накал страстей в песочнице затихает, наступает мирное течение событий, ребенок больше не хочет играть в песочнице. Его поведение так же меняется. Прекращать занятия следует только тогда, когда картины на песке становятся мирными и спокойными. Даже после провоцирующих конфликт предложений в сценарий игры.
Стадии работы в песочнице
Карл Юнг считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Роль фантазии в творческом процессе Юнг описывал следующим образом:
Не только художник, но любой творческий человек, кем бы он ни был, всеми своими величайшими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьезной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии (Jung, 1921/1970).
Юнг использовал термин "активное воображение" для обозначения такого творческого процесса (Lyddiatt, 1971), когда субъект как бы объективно наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее. В процессе работы в песочнице происходит процесс, в психоанализе именуемый сублимация один из механизмов психологической защиты, представляющий собой процесс, при котором любые антисоциальные импульсы как бы перераспределяются в социально приемлемые типы поведения, что позволяет достичь компромиссного их удовлетворения (Kramer, 1958). Хотя все механизмы психологической защиты помогают человеку свести до минимума чувство тревоги, сублимация является наиболее адаптивной, так как она приводит к социально одобряемым результатам. Согласно психоаналитической теории, художественное творчество представляет собой один из видов сублимации, когда фантазии творца сублимируются в творческие зрительные образы. Творчество в песочнице помогает одновременно "направить в другое русло" и выразить чувства злости, боли, тревоги, страха. Исторически сложилось так, что искусство помогало нам выразить и разрешить конфликт между нашими инстинктивными желаниями и требованиями и ограничениями социальной среды.
Песочная терапия – это работа, в основном, с эмоциональной сферой человека. А следовательно ее динамика отслеживается исходя из структуры эмоциональной сферы человека. Как известно, Л. С. Выготский (1982) проводит мысль о единстве интеллекта и аффекта в организации и самых простых, и самых сложных форм психической жизни. . С. Л. Рубинштейн (1957) считает, что единица психического всегда включает в себя интеллектуальный и аффективный компоненты. Достигнуто понимание того, что с помощью аффективного переживания потребности сохраняют контроль за человеческой деятельностью. Аффект обеспечивает активность, наличное мотивационное состояние; побуждает, контролирует и направляет поведение. Он связан с различными состояниями сознания и определяет его избирательность. Аффект организует восприятие и память, интеллектуальную деятельность, адекватное поведение в ситуации успеха и неуспеха. В своей монографии Никольская О.С. пишет: “…имели возможность взглянуть на аффективную сферу с необычной точки зрения, с которой, как нам кажется, совершенно по-особому предстают уже известные феномены, яснее понимаются ее функции, структура, системное строение, по-новому видится ее онтогенез, биологические основы и культурное развитие, здоровье и нарушения. Такую возможность мы получили благодаря работе с детьми, страдающими ранним детским аутизмом.” Она выделила четыре основных уровня эмоциональной сферы человека.
Уровень полевой реактивности
Восприятие гармонии внешнего мира, усвоение его ритмов является, с одной стороны, одним из основных источников поддержания, восстановления нашего психического тонуса. С другой стороны, первый уровень и здесь ярко проявляет себя как уровень психической защиты. Он охраняет человека от переживаний непереносимой интенсивности. Механизм аффективного пресыщения позволяет "срезать" слишком сильные положительные и отрицательные переживания. Таким образом происходит стабилизация аффективных процессов в режиме комфорта. Особое значение для саморегуляции имеет также то, что на этом уровне происходит освобождение от непереносимого, но реально неустранимого аффективного впечатления. Можно предположить, что переживание этого уровня является одним из основных составляющих механизма вытеснения, позволяющего человеку выжить и сохранить аффективную стабильность даже в казалось бы невыносимых условиях.
Поддержание аффективных процессов в режиме комфорта осуществляется в песочнице благодаря построениям, несущим переживания покоя, комфорта, гармонии, равновесия в окружающем. На этой стадии ребенок как правило строит умиротворенные картины на песке. Все жители страны дружат, все счастливы, ничто не угрожает данному укладу жизни. Наблюдается статичность образов, нежелание что-то менять, переставлять, недопустимость временных перемен.
Уровень стереотипов
Второй уровень аффективной организации берет на себя ответственность за разрешение класса более сложных задач, что требует углубления и активизации контакта со средой и приводит, соответственно, к освоению качественно нового типа взаимоотношений с миром. Прежде всего это проявляется в возникновении активной избирательности в контактах со средой. Переживание, организующее поведенческие стереотипы, характеризуется совершенно определенным чувством удовольствия и неудовольствия. Яркость и конкретность ему придает чувственная окраска приятного и неприятного.
На этой стадии ребенок как правило начинает активнее взаимодействовать с песком. Ему необходимо обыграть образы, динамику событий. На этой стадии ребенок четко подразделяет персонажи и события на плохие и хорошие. Поначалу еще нет борьбы, но формируются защитные механизмы. На этой стадии работа в песочнице может оживить в памяти события прошлого в игровой форме, что дает возможность конструктивного взгляда на травмирующее событие прошлого. На этой стадии в песочнице начинает разворачивается борьба добра со злом. В течение нескольких сеансов ребенок обыгрывает одни и те же события, поведение отрицательных и положительных героем все время повторяется. Добро и зло примерно равны в своих силах. Если психолог пытается предложить дополнительные ресурсы для победы добра, ребенок принимает сторону зла и таким образом удерживает равновесие.
Таким образом, на уровне аффективных стереотипов идет процесс накопления энергезирующих положительных переживаний и связывания, капсулирования, и частичной нейтрализации травматических, отрицательных, впечатлений.
Уровень экспансии
Третий уровень аффективной организации поведения представляет следующую ступень развития взаимодействия со средой. Этот дает шанс в развитии активности обеспечивается появлением качественно новых форм взаимодействия с миром.
При переходе на данную стадию ребенок как правило говорит: “Что это я все злые сказки придумываю? Сегодня буду добрую сочинять.”
В связи с этим ключевым впечатлением, запускающим ориентировку этого уровня, является момент сдвига в соотношении сил субъекта и среды: появление нового, неизвестного аспекта в стабильной картине окружающего, неожиданное нарушение жизненного стереотипа. С помощью аффективной ориентировки мы отвечаем на вопрос: продолжаем ли владеть ситуацией и можем ли прогнозировать успех? Положительный ответ позволяет выделить сбой как барьер и запускает исследовательское поведение, дает возможность сосредоточиться на конструктивном устранении затруднения; отрицательный тормозит экспансию субъекта и подключает к организации поведения защитные механизмы других уровней. Поведение вплетается в кольцо активной корректировки, направляется им и несет новую информацию. Впервые на этом уровне организуется активный диалог субъекта с миром. Аффективный механизм третьего уровня формирует новый взгляд на мир. Воспринимая свои отношения со средой как причинно-следственные, субъект получает возможность увидеть и причинно-следственные связи вокруг себя.
На этой стадии в песочнице идет активная борьба добра со злом, и добро значительно перевешивает. Специалисту можно подключиться к игре ребенка, обсуждать разные способы действия героев в складывающихся ситуациях. Ребенок и сам как правило ведет активный диалог с психологом. Благоприятно также подключить в этот момент в игру родителей или других значимых людей. Часто об этом просит сам ребенок. Добро, или персонажи с которыми он действует побеждают. Зло теряет свою первоначальную силу или меняет свою структуру (становится не злым).
Контрастность представленного ранее мира снимается, напряженность постепенно идет на спад.
Уровень эмоционального контроля
Четвертый уровень завершает систему базальной аффективной организации. Осваивая новый тип аффективного восприятия мира, он даёт возможность осуществлять наиболее активные, сложно структурированные формы адаптации. Адаптационный смысл четвертого уровня определяется тем, что способность к сопереживанию открывает нам путь к использованию в индивидуальной адаптации аффективного опыта других людей. Четвертый уровень создает образ надежного, стабильного окружающего мира, защищенного от неожиданностей и превратностей. Такую защиту дает эмоциональная уверенность в силе других, в их знаниях, в существовании эмоциональных правил поведения, гарантирующих адаптацию без внезапных срывов. На этом уровне субъект получает ощущения безопасности, уюта окружающего мира. поведение субъекта организуется на четвертом уровне непосредственными эмоциональными реакциями других людей и заданными ими эмоциональными правилами поведения. Следование им обеспечивает субъекту ощущение уверенности в себе, безопасности, надежности окружающего мира Переживание эмоциональной связи с людьми, с их эмоциональными законами является мощным средством поддержания его собственной активной позиции.
Часто на этой стадии ребенок в отрицательных персонажах замечает положительные черты, понимает, что он и другие герои ошибались, противоборствующие стороны договариваются между собой, находят компромиссы. Наступает стабильный мир. Никакие провокации со стороны психолога на изменение событий не поддерживаются.
В процессе психокоррекционной практики можно наблюдать, как при успешной работе ребенок в определенном порядке поднимается по этим ступеням и, наоборот, при ухудшении состояния прослеживается обратный процесс.
Формы работы в песочнице.
Юнгом рассматривались несколько различных форм и вариантов песочной терапии: диагностика, оказание первичной психологической помощи, краткосрочная психотерапия, долгосрочное психотерапевтическое воздействие. В зависимости от того, кто пытался практиковать песочную терапию, она претерпевала множество изменений, и в своем современном виде представлена тремя стадиями коррекции состояния ребенка хаос, борьба и разрешение конфликта.
Сказкотерапевтический подход.
В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и сказочных миров. Давно живущие в душе сказки, которые сложились на события жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми. Когда ребенок смотрит на фигурки расставленные в песочнице сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою очередь содействует осмыслению жизненного опыта. Творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе сказочной страны, это проекция внутреннего мира. Обыгрывая на песке различные жизненные ситуации, ребенок находит решения и претворяет их в жизнь.
Сказочный зачин данный психологом может помочь ребенку развить сюжет и осуществить цели коррекционной работы.
Самый важный момент наступает тогда, когда процесс создания сказочной картины завершен и можно перейти к обсуждению. Ребенок рассказывает о событиях, которые происходят на картине при помощи психолога анализирует ситуацию и ищет различные способы из нее. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится: подчинятся правилам игры, договариваться, принимать взгляды другого человека и т. п.
Психодиагностика в песочнице.
Анализируя песочные картины и “Песочные сказки”, можно диагностировать следующие феномены:
- Наличие внутренних конфликтов
- Уровень и направленность агрессии
- Конфликты со значимыми близкими
- Потенциальные ресурсные возможности
- Способы преодоления трудностей
При групповой форме работы.
- Характер взаимодействия в группе
- Распределение ролей
- Стиль поведения каждого участника группы
Работа в паре.
Применяется в основном в работе с детьми до пяти лет включительно или не умеющих наладить друг с другом и другими детьми взаимодействия.
Групповая работа.
Применяется с целью учить бесконфликтному взаимодействию; учить принимать чужое мнение; развивать творческое мышление.
Анализируя работу, необходимо обратить внимание на следующие детали:
- Что это за вода (открытая, закрытая, болото, река), куда она течет.
- Как заполнены части песочницы (есть ли смещение вправо, влево и т.п.)
- Каков способ расположения предметов (хаотический или структурированный).
- Какой песок выбрал ребенок (сухой или сырой)
- Как расположены фигурки по отношению друг к другу
- Количество отдельных групп предметов
- Преобладающий цвет
- Желание или нежелание изменять уже построенный мир
- Эмоции ребенка в процессе работы
Узнать у ребенка следующие подробности:
- Кто главный герой, его качества
- Какие события происходят в песочнице
- Каковы взаимоотношения между персонажами
- Всем ли хорошо в этом мире, что можно сделать
- Что хочется изменить
- Что может случиться, если вдруг…
При интерпретации работы важно отделить личное, заинтересованность специалиста в мнении ребенка поможет сформировать доверительные отношения.
Особенности работы с детьми в песочной терапии.
Позиция психолога
Самое важное в работе – это безусловное позитивное отношение к клиенту. Ребенок должен чувствовать что его воспринимают как самостоятельную значимую личность, он волен действовать и говорить не опасаясь осуждения.
Необходимо постараться увидеть мир глазами и переживать события также как переживает их он. Психолог должен по возможности воздерживаться от интерпретации (в слух и от подсказки решений его проблем). Преимущество отдается инициативе клиента, а специалист лишь направляет ее в нужное русло.
Во время занятий необходимо занять позицию как бы в тени. Т.е. находиться в не поле зрения ребенка во время во работы с песком и только в том случаи, если ребенок все время комментирует свои действия – находиться рядом и вести с ним диалог. В течение занятия необходимо вести протокол, с целью отслеживания динамики песочных игр.
Планирование занятий в зависимости от личных особенностей ребенка
В работе с агрессивным ребенком при постановке задач необходимо провоцировать на песке возникновение конфликтных ситуаций, позволить разворачивать баталии даже если возможна победа отрицательных героев.
Гиперактивных побуждать к созданию единого государства, его центрирование, его структурирование. Более детально расспрашивать его о событиях и персонажах.
Тревожных детей провоцировать на создание ситуаций и событий со страшными героями.
Особенности работы с детьми раннего воз роста
У детей раннего возраста еще не сформировалась ролевая игра, в этом возрасте ребенку свойственно манипулировать с песком. Поэтому на занятиях преобладают игры: прятанье предметов, пересыпание, лепка, отпечатки (рук, формочек, колес), построение горок, ямок, скатывание с них различных предметов. Игра в этом возрасте ритмична, повторяема в своем сюжете и это является необходимым фундаментом для формирования образной игры, свойственной дошкольному возрасту.
Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, учат ребенка прислушиваться к собственным ощущениям, анализировать результаты опытов. Эти игры способствуют развитию речи внимания памяти.
Особенности работы с детьми дошкольного возраста
Ведущая деятельность этого возраста – сюжетно-ролевая игра. По этому не стоит требовать от ребенка этого возраста статичной картины на песке. Часто построив картинку он принимается обыгрывать ее, передвигая и переставляя персонажи.
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста
Воображение в этом возрасте становиться более гибким и подвижным способным к предвосхищению последовательных моментов, возможного преобразования одного состояния в другое. Специальным интересом ребенка становится, как мир реальный с его желаниями, мечтами, так и мир фантастический, пугающий, привлекающий мир сказки.
В этом возрасте уже можно предлагать строить статичные картины, но понимая, что тяга к игре у ребенка младшего школьного возраста еще велика, можно предложить перестроить картину: “как будет в будущем”. Если ребенку необходимо он обыграет эти события, как их обыгрывает дошкольник. Если нет – то он просто переставит персонажей изменив картину на песке.
Построение работы в зависимости от интеллекта ребенка
Многогранность и наполненность песочного мира зависит от жизненного опыта и начитанности ребенка, поэтому постановка задачи зависит от того как фантазирует ребенок. Предложить ли ему готовое начало сказки или отпустить его в свободное плавание.
Литература
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. //Практикум по креативной терапии// Спб.: 2001
- О.С.Никольская //Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма.// М.: 2000
- Практикум по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина/ СПб.: Питер, 2001.
- Штейнхард Ленор.// Юнгианская песочная терапия.// СПб.: Питер, 2001
- Словари символов также пригодятся для работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как метод психологической помощи участникам образовательного процесса
Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально...
Песочная терапия - путь к психологическому здоровью ребенка
Цель: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.Задачи: 1) релаксация, снятие мышечной напряжённости; 2) развит...
Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых
Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истор...
Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых
Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истор...
Сказкотерапия, как метод психологической коррекции
Сказкотерапия это древнейший способ общения, передачи знаний, известный и неизменно используемый с незапамятных времен.Она помогает развитию слухового и зрительного внимания, наблюдательности и зрител...
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений.
В работу учителю....
Песочная терапия как метод работы с детьми с ОВЗ.
Песочная терапия как метод работы с детьми с ОВЗ. Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира...