Как помочь ребёнку соблюдать принятые в семье правила , уважать и выполнять требования родителей.
статья по психологии

Кондратьева Ольга Олеговна

Как часто на консультации приходится слышать жалобы родителей на то, что ребенок отказывется выполнять принятые в семье правила, проявляет неуважение к родителям, игнорирует их просьбы и требования. Как этому помочь?  Как избавиться от проблем в поведении ребёнка? Как выстроить доброжелательные отношения с ним  и при этом сохранить свой авторитет как родителя? В этой статье попробуем найти ответы на эти непростые  вопросы..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_soblyudat_pravila.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

       Как помочь ребёнку соблюдать принятые в семье правила ,      

                уважать и  выполнять требования родителей.

     

             В толковом словаре Ожегова понятие «правило» определяется как

 1. Постановление,  предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь.

 2. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка.

            Таким образом, правила – это  не только некие  нормы поведения, принятые в обществе,  которые необходимо  соблюдать, но и внутренние ориентиры, которые становятся со временем  образом мыслей и действий человека. Именно поэтому, когда мы хотим  научить ребёнка вести себя тем или иным образом, нужно задать себе вопрос : «Является ли такое поведению частью и моей жизни тоже ? Является ли это и моей привычкой, и моим правилом, и моей ценностью?»  

            Ребёнок приходит в свою семью и впитывает всё,  что в ней происходит. Если мы не просто декларируем, но и  придерживаемся определённых норм поведения, ребёнок намного легче и быстрее их  усвоит.

            Если в семье выстроена система правил,  определены нормы, которым следуют все члены этой семьи, то ребёнку гораздо легче будет встроиться в существующую систему. Например, кушать можно только в определённом для всех месте, выключать свет в помещении, если ты из него выходишь, приходить вовремя завтракать, обедать и ужинать, убирать за собой кровать и т. далее. В этом случае намного легче будет объяснить ребёнку, что соблюдать принятые в семье  правила – это значит быть частью этой  семьи.    Важно понять, что если взрослые сами будут  пренебрегать какими-то  нормами поведения, то они  никогда не добьются того, чтобы их  ребёнок эти нормы выполнял. Например, если вы сами разбрасываете свою одежду повсюду, то трудно приучить своего ребёнка вешать одежду в шкаф Если порядок не является для вас жизненной ценностью, то приучить к нему ребёнка будет крайне сложной задачей. И, наоборот, в детском саду дети очень быстро учатся навыкам самообслуживания. И прежде всего потому, что там  все дети убирают свою кровать, вешают одежду на стульчик, убирают игрушки в шкафчик и т.д. Порядок не просто декларируется, но и неукоснительно соблюдается.  

            Таким образом, для ребёнка важна система правил, которой следуют все члены семьи.

            С другой стороны, есть нормы поведения, которые обязательны только для ребёнка. Например, ложиться спать в девять часов. Взрослые в это время обычно ещё бодрствуют.

            Поэтому очень важно объяснить ребёнку – какие правила существуют только для него, а какие для всех.  И главное – почему и для чего это так. Например, мыть руки перед едой – это правило для всех, а вот смотреть телевизор не более одного часа в день -  это правило только для него. И здесь очень  важно  объяснять ребёнку – почему, например,   режим дня взрослого человека другой, не такой как у него. Когда ребёнок понимает, что ограничения , которые вводят взрослые для него – это не проявление их желания властвовать над ним, а забота о его здоровье и безопасности, то легче принимает эти ограничения.

          Особо следует  сказать о том, что позиция всех взрослых, по поводу выполнения правил ребёнком,   должна быть единой. Если один из родителей запрещает, а другой разрешает, то добиться выполнения любого правила будет практически невозможно. Ребёнок нарушает границы дозволенного тогда, когда чувствует разногласия взрослых.

           Последствия от несоблюдения правил  нужно чётко определять. Если нарушение правил не влечёт за собой никаких ограничений, то выполнять правила  ребёнок скорее всего не будет .Очень важно, чтобы ребёнок буквально прочувствовал, что нарушение правил приводит к плохим последствиям для него.  Санкции при нарушении правил поведения, необходимо установить заранее, чтобы ребёнок знал что его ждёт  и имел возможность сделать свой выбор.   Например, родители заранее  обсуждают с ребёнком  оба сценария поведения  – что происходит когда он выполняет правило и когда он пытается его проигнорировать.  Например, ты вовремя собираешь игрушки и во-первых, у тебя в комнате чистота и порядок и сразу видно, что ты хороший хозяин, во-вторых – у нас с тобой мир и радость в отношениях, а в третьих,  я читаю тебе сказку на ночь. Если ты не убираешь свои игрушки – понятно, что у игрушек не очень заботливый хозяин, во-вторых мы с тобой ссоримся, в третьих – ты остаёшься без сказки. Выбирай – что тебе выгоднее? При таком подходе ребёнок ощущает себя хозяином положения. Но не в том смысле, что ему дозволено всё что заблагорассудится. А в том смысле, что он сам выбирает – хочет ли он в своей жизни ссоры и ограничения или уважительное отношение и дополнительное время общения с родителями?

            Выполнение правил требует от маленького человека особых усилий  и времени. Поэтому очень важно показать ребёнку, что вы понимаете как ему непросто. «Я понимаю, как тебе тяжело  оторваться от любимой игры, но уже пришло время ужина и нужно идти к столу.» Можно поделиться и своим детским опытом, своими детскими переживаниями и преодолениями. Это сближает родителя и ребёнка, помогает ему осознать , что он не одинок, что взрослые тоже проходили когда-то этот нелёгкий путь послушания.

           Зачастую дети воспринимают правила только как принуждение и сопротивляются их выполнению. Поэтому очень  важно показать ребёнку практическую пользу от соблюдения правил.   Чистить зубы, например,  нужно для того, чтобы быть здоровым.   Для чего нужно разговаривать с людьми вежливо?  Для того, чтобы с тобою общались. Соблюдать правила на первых порах нелегко, но польза от их соблюдения очевидна, и вложенный труд приносит прекрасные плоды. Соблюдение правил – это приобретение. Это уважение окружающих, это интересное общение, это хорошее самочувствие, а ещё  - это дополнительные  маленькие радости, которые могут  позволить родители своему ребёнку.

             Теперь обратимся к понятию «требование». Призвав  во второй раз на помощь толковый словарь Ожегова мы найдём там следующее определение этого понятия. Требование  - это выраженная в решительной категоричной форме просьба. Иными словами требование это просьба, в которой нельзя отказать.

              Если правила – это норма поведения, которую ребёнок воспроизводит постоянно, он знает о том, что ждут от него взрослые и знает как ему необходимо вести себя в определённой ситуации. То требование может прозвучать в любой момент.  Например, родитель может потребовать не шуметь, принести какую-то вещь, выйти из комнаты и т. далее.

Первая заповедь для родителя, при предъявлении требования к своему ребёнку – требование должно быть выполнимо. Оно должно быть по силам ребёнку. Заведомо невыполнимое требование может привести к отказу от выполнения, либо повергнет ребёнка в ситуацию фрустрации, то есть ощущения безвыходности. Например, если навести в комнате порядок за пять минут невозможно, а именно таким было требование родителя, то как ни старайся – всё равно ты с этой задачей не справишься и в итоге будешь  наказан.

Проблема с выполнением требований возникают если нарушение требования проходит для ребёнка без последствий. Например, родитель запрещает брать свой телефон. При этом ребёнок подходит, берёт телефон, не обращая внимания на запрет мамы или папы. Родитель второй и третий раз повторяет «Я тебя прошу положи телефон на место», и второй и третий раз ребёнок игнорирует требование родителя. Что в этом случае происходит? А то, что родитель просит, но не требует. Потому что если это требование, то  при первом же акте непослушания нужно просто забрать свой телефон у ребёнка. Нарушение требования родителя должно иметь последствия для ребёнка.

При предъявлении требования ребёнку очень важно выдержать нужный тон.  Просительные интонации или грубый окрик  – и то и другое неприемлемо. Первое не является сигналом для выполнения, второе – унижает ребёнка в его собственных глазах и в глазах окружающих его людей. Грубость может вызвать сопротивление у некоторых детей. И ребёнок, для того, чтобы сохранить своё собственное лицо, будет продолжать делать по-своему, даже зная, что будет наказан. Поэтому требование нужно произносить твёрдо, но при этом уважительно по отношению к ребёнку.

           Если ребёнок систематически игнорирует требования родителя, не обращает на них никакого внимания, то это может свидетельствовать о нарушении иерархии в семье или непонимания ребёнком личных границ другого человека. Особенно это касается ситуации , когда дети могут без спроса брать чужие вещи, претендовать на свободное время родителей, систематически и без спроса использовать комнату родителей для своих игр.  Восстановление правильной семейной иерархии и знакомство ребёнка с понятием личных границ человека поможет ему адекватно и своевременно реагировать на требования родителей.

          То как ребёнок реагирует на требование родителя – прекрасный показатель того, насколько родитель является авторитетным лицом для своего ребёнка. На одно и то же требование ребёнок может отреагировать по-разному в зависимости от того , кто это требование ему предъявил. Он может выполнить его, если оно прозвучало, например,  из уст мамы или не обратить никакого внимания, если об этом говорит отец. В такой ситуации родителям нужно поддерживать друг друга и давать понять ребёнку, что требования обоих родителей едины.  Сплочённость родителей поможет ребенку более спокойно принять требование и не тратить силы на поиск того, кто бы помог ему избежать его  выполнения.

                                                                      Детский и  семейный  психолог  

                                                                        Кондратьева Ольга Олеговна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"

Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам. Советы родителям

Материал для родителей поможет обеспечить психологическую готовность ребёнка к ситуации сдачи серьёзных экзаменов. Статья содержит общие советы родителям и конкретные рекомендации....

Консультация для родителей: Как помочь ребёнку овладеть письмом без особых проблем

Эта консультация направлена в помощь родителям, которые хотят подготовить своего ребёнка  к школе....

Памятка для родителей "Как помочь ребёнку бросить курить?"

В помощь родителям  в борьбе с курением детей....

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку при изучении сложного предложения"

Консультация для родителей, желающих помочь своему ребёнку по русскому языку при изучении синтаксиса и пунктуации сложного предложения...

Правовой квест "Право имею" посвящён принятие конвенции по правам ребёнка.

Салехард МБОУ СОШ №3 городское мероприятие, среди 7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15822438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]20...

Консультация для родителей "Права ребёнка — соблюдение их в семье"

Уважаемые родители! В данной консультации мы предлагаем Вам ознакомиться с основными документами, регламентирующими права ребенка.Основные международные документы, касающиеся прав детей:− Деклар...