План-конспект занятия с подростками по теме «Манипуляции»
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9, 10 класс)
Представлена структура занятия с подростками 13-15 лет по теме "Психологические манипуляции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план занятия с подростками по теме "Манипуляции" | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия с подростками по теме «Манипуляции»
Цель занятия: формирование у подростков общих представлений о природе, сферах проявления и видах манипуляций
Адресат: подростки 13-15 лет.
Продолжительность: 2 часа (45, 45)
1. Информирование подростков о цели и задачах занятия
2. Разминка "Ассоциации"
Подросткам предлагается записать ассоциации к слову "манипуляция", а затем выделить среди них положительные и отрицательные варианты.
3.Упражнение-обсуждение "Мои представления о манипуляциях"
Подросткам в устной форме делятся своими мнениями о содержании понятия "манипуляция".
4. Упражнение "Выбери определение"
Подросткам предлагается текст с несколькими определениями понятия "манипуляция" и предлагается выбрать наиболее удачное, на их взгляд, а также обосновать свой выбор.
5. Упражнение-обсуждение "Просьба и манипуляция"
В ходе группового обсуждения психолог обращает внимание подростков на то, что просьбы звучат конкретно, корректно и всегда оставляют право выбора, при этом человек не испытывает чувства вины, стыда или иных неприятных эмоций.
6.Мини-лекция
Психолог знакомит подростков с причинами, признаками, видами, эмоциональными мишенями и наиболее распространенными приемами манипуляций, приводит примеры манипуляций в идеологической (пропаганда), экономической (реклама, торговля) и социальной (воспитание, образование) сферах, уделяет особое внимание особенностям манипуляций в подростковой среде.
Психологическая манипуляция - это скрытое управление человеком, в результате которого манипулятор удовлетворяет свои потребности, скрываемые от объекта манипуляций. Это корыстное воздействие на другого человека, то есть в ущерб его интересам.
Основные признаки манипуляции
- Манипуляция – это вариант психологического воздействия на человека, группу или общество.
- В результате манипуляции меняется мотивация человека.
- Скрытый характер воздействия.
- Стремление получить односторонний выигрыш. Жертва манипуляции всегда оказывается в проигрыше, действует себе во вред.
- Насильственный характер, игра на слабостях, на эмоциях и чувствах (страх, вина, любовь, жалость, неуверенность в себе, гордость и др.).
- Антигуманный характер. Другой человек рассматривается как средство для достижения своей цели.
Виды манипуляций
- осознанные (человек понимает суть своего воздействия) и бессознательные (человек не отдает себе отчет в мотивах своего поведения)
- бытовые (возникают между близкими людьми) и профессиональные (возникают в профессиональных отношениях)
- одиночные (разовые) и последовательные (сценарные, реализуют заранее продуманную стратегию действий)
7.Упражнение "Плюсы и минусы манипуляций"
Каждый подросток записывает на отдельном листе бумаги свои представления о положительных и отрицательных сторонах манипуляций. Следует обсуждение в группе.
8. Упражнение "Личность манипулятора"
Подросткам предлагается обсудить, какие индивидуальные особенности отличают человека, склонного к манипулятивному общению с другими людьми, а также то, на какие сигналы можно ориентироваться, чтобы распознать манипулятора.
9. Упражнение "Манипуляции в моей жизни"
Подросткам предлагается вспомнить и рассказать о случаях из жизни, когда они сталкивались с манипуляциями. В ходе групповой дискуссии обсуждаются вопросы: "Где можно столкнуться с манипуляциями?", "Как я понял, что мой манипулируют?", "Какие мысли и чувства у меня возникали в подобной ситуации?", "Как я мог защитить себя ?"
10. Упражнение "Ситуации"
Подросткам предлагается проанализировать ситуации и раскрыть эмоциональный подтекст (эмоциональные мишени манипуляций) и цели говорящих. В ходе обсуждения подросткам предлагается ответить на вопросы: "Кто попадал в похожие ситуации?", "Какими приемами вы сами пользуетесь чаще?"
Список ситуаций:
Ситуация 1. "Если ты меня любишь, то ты купишь мне кроссовки" (манипуляция любовью).
Ситуация 2. "Если ты не исправишь двойку, я лишу тебя карманных денег" (манипуляция страхом).
Ситуация 3."Сам не можешь сделать, все время я тебе помогаю» ("ты все равно ни на что не способен, без моей помощи" (манипуляция неуверенностью в себе).
Ситуация 4. "Опять двойку получил по математике? Тогда будешь мыть посуду" ("мне лень мыть посуду, но неудобно просить тебя об этом", манипуляция чувством вины).
Ситуация 5. "Почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же отличник". (манипуляция чувством гордости).
Ситуация 6. "Мария Ивановна, можно я не пойду на контрольную, у меня просто так сильно болит живот" (манипуляция чувством жалости).
Подведение итогов
Завершение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
План-конспект тренировочного занятия по плаванию на тему:«Закрепление техники плавания способом баттерфляй (дельфин)»
Группа: группа начальной подготовки 2 года обучения(НП-2Тип занятия: Обучающий. Цель: Закрепление знаний, навыков и умений плыть способом баттерфляй (дельфин)...
План-конспект тренировочного занятия по футболу по теме:"Совершенствование технико-тактической подготовки, направленной на развитие специальной скорости"
План нонспект предназначен для воспитанников групп начальной подготовки....
План-конспект открытого занятия по боксу на тему "Ответные и контратакующие комбинации"
План-конспект открытого занятия по боксу в группе УТ-2 на тему "Ответные и контратакующие комбинации"...
План-конспект открытого занятия интегрированного объединения «Фантазеры». Тема: «Аппликация-мозаика из различного бросового и природного материала»
Занятие разработанно для детей с ОВЗ....
План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"
Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...
План – конспект открытого занятия по боксу на тему: Обучение технике выполнения контрударов.
Обучение технике выполнения контрударов....