Самоповреждения - зачем подростки вредят себе
презентация к уроку по психологии (9 класс)

Хачатурян Сусанна Владимировна

Почему подростку нужно помогать, даже если он не болен психически?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог г.Советска Хачатурян С.В Самоповреждения - зачем подростки вредят себе

Слайд 2

Здоров ли психически подросток, который наносит себе порезы на теле. Резка – это популярный способ подросткового способа причинить себе боль, без намерения совершить самоубийство. Эта проблема приобретает массовый характер. Зачем подростки режут свое тело? Как им помочь избавиться от желания причинить себе боль? Чтобы выяснить какие, именно причины привели его к тому, что он начал резать свое тело, необходима комплексная диагностика психоэмоционального состояния подростка. Подросток может, страдать психическими заболеваниями, такими как биполярное расстройство, у него может быть хроническая депрессия , при таких расстройствах возможно нанесение физического ущерба себе или другому.

Слайд 3

Причиной может быть интроверсия , дети, которые не могут свободно выражать свои мысли, подавляют чувство гнева, привязанности или разочарования, склонны навредить себе как способ выразить эти чувства. Это может быть способ выразить разочарование, накопившееся в течение длительного периода времени. Они хотят, чтобы кто-то обратил на него внимание и понял их чувства. Им очень нужна помощь, но они слишком застенчивы, закрыты, для того чтобы сказать кому-либо об этом прямо. Поэтому они режут себя, ожидая, что люди каким-то образом поймут их внутреннее состояние . Здоров ли психически подросток, который наносит себе порезы на теле. Компульсивное расстройство, при котором, получая ранения, мозг получает необходимое количество эндорфинов, который является, своего рода, нейрохимическим стимулятором, обеспечивающий ощущение благополучия, он же помогает снять стресс или эмоциональную боль. Когда подростки осознают, что резка может мгновенно облегчить его душевную боль, у них развивается привычка или компульсивное поведение. Всякий раз, когда они испытывают душевную боль, они неосознанно развивают неконтролируемое желание нанести себе рану.

Слайд 4

Здоров ли психически подросток, который наносит себе порезы на теле. Все дети, которые наносят вред себе, нуждаются в любви и помощи. Поэтому, если вы родитель и задаетесь вопросом, как помочь своему ребенку, который режет себя, не ругайте их. Не пытайтесь успокоить их, останавливая их слезы и призывая взять себя в руки. Они не могут это сделать под давлением своего эмоционального состояния. Но прежде всего, необходимо выявить или исключить психическое заболевание у своего ребенка, посетив психиатра. Все родители опасаются, что ребенка поставят на учет, но получить консультацию психиатра можно в частной клинике. Не будет лишним посетить невролога и обследовать ребенка на предмет неврологических проблем.

Слайд 5

Здоров ли психически подросток, который наносит себе порезы на теле. Самоповреждение – относится к негативному механизму преодоления эмоциональных трудностей. Некоторые подростки режут себя, потому что чувствуют, что могут убежать от давления ситуации, в которой они находятся. Однако они не понимают, что это лишь временное облегчение. Иногда дети совершают такие поступки, чтобы избежать сильных чувств, особенно тех, которые вообще не принимаются обществом. Также это может быть способом привлечения внимания, в тех случаях, когда они чувствуют, что их не любят, не принимают, эти мысли и заставляют их чувствовать себя подавленными. Подсознательно, они причиняют себе вред, чтобы обратить на себя внимание тех людей, от которых они и ждут этой любви и безусловного принятия. Обычно они имеют тайное желание заставить почувствовать вину близких за небрежное отношение к ним и за то, что они так чувствуют себя.

Слайд 6

Самоповреждение среди подростков К самоповреждениям относится широкий ассортимент различных видов вредного воздействия на себя. И хоть в принципе, курение тоже можно отнести к самоповреждению, термин в первую очередь относится к нанесению различного рода ранений и ушибов. И самое главное в этом случае – отсутствие суицидальных намерений. То есть, подросток ранит себя, но убить не хочет. Всего в популяции самоповреждениями занимаются 1-4% населения. Подавляющее большинство их них — подростки, но встречаются и взрослые. Конечно, есть те, кто наносит себе какой-то вред только один раз за всю жизнь. Однако у части людей такое поведение становится привычным. Среди подростков практикующих самоповреждения 13% делают это более 1 раза в неделю, 20% несколько раз в месяц под воздействием определенного вида стресса (например, только после ссоры с любимой девушкой или парнем). Но для части подростков поводом к самоповреждению может быть что угодно, любая ситуация, вызывающая волнение или напряжение.

Слайд 7

Самоповреждение среди подростков Обычно повреждения себе наносятся по 2 основным причинам. У подростка либо слишком много эмоций, с которыми он не может справиться и, боль от самоповреждения дает им выход. Либо эмоций нет совсем, он ощущает себя бесчувственным и нанесение себе раны или ушиба дает ему возможность почувствовать себя живым. Как бы то ни было, после причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, но и эйфорию. Некоторые говорят, что боль и текущая кровь вызывают очень приятные переживания, перебивающие те негативные эмоции, которые мучили до акта самоповреждения. Существует 3 основных теории, которые объясняют, по какой причине такое поведение может повторяться: Серотониновая – у части людей недостаточный уровень серотонина в головном мозге и, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. Боль вызывает подъем серотонина и улучшает общее самочувствие. Опиатная – во время нанесения раны или ушиба начинает действовать противоболевая система мозга ( антиноцицептивная ). Опиаты, вырабатываемые в мозге, являются основным нашим природным обезболивающим. Благодаря им сильная боль может «притупляться. Кроме того, эти вещества способны вызывать эйфорию. Человек, регулярно наносящий себе травмы, может «подсаживаться» на эти эффекты и повторять их снова и снова.

Слайд 8

Самоповреждение среди подростков Кортизоловая – кортизол является гормоном стресса. Для того чтобы организм справился с вредными воздействиями среды, этот гормон должен достичь определенного уровня и задействовать другие системы организма в «стрессовом каскаде». Благодаря ему каждое звено и каждый орган начинают работать в «стрессовом режиме» защищая нас от вредностей извне. «Вредность» — это не только яды, токсины или инфекции, это еще и психосоциальный стресс, так часто развивающийся у подростков. При исследованиях было показано, что у части подростков после острой реакции на стресс, которая характеризуется резким подъемом кортизола, как должно быть в норме, уровень этого гормона падает ниже нормы. С одной стороны, это адаптация к постоянному стрессу, с другой — ситуация, когда переработать стресс полностью не удается. Ушибы и порезы, являющиеся острым стрессом, поднимают уровень кортизола и могут становиться тем «пинком», помогающим подростку «переварить» его социальные проблемы.

Слайд 9

Самоповреждение среди подростков Внешними причинами самоповреждений могут быть: 1. Дисфункциональная семья ( развод или ситуация «будем жить вместе только ради детей») 2. Перфекционизм подростка и его окружения. Если ты не сделал все идеально, ты достоин наказания и нет тебе прощения. 3. Влияние друзей. Бывают ситуации, когда друзья дают образец поведения в сложных жизненных случаях. 4. Пережитое сексуальное насилие. 5. Информация в СМИ, когда самоповреждения преподносятся, как решение проблемы. «Мальчик порезал себе вены, и сразу все окружающие осознали, что были неправы»

Слайд 10

Самоповреждение среди подростков В целом выделяют 3 типа самоповреждений: 1. Импульсивное – когда подросток наносит себе повреждение под влиянием сильного наплыва эмоций. Происходит это автоматически, без обдумывания и даже без созревания намерения это сделать. 2. Стереотипное – монотонное нанесение чаще всего ушибов. Такое самоповреждение часто характерно для лиц с умственной отсталостью и тех кто страдает аутизмом различной степени тяжести. 3. Компульсивное – происходящее под воздействием навязчивых мыслей. Кроме того, по силе тяжести самоповреждения могут быть: 1. Тяжелыми – угрожающими жизни. 2. Средней тяжести — требующими медицинского вмешательства и лечения. 3. Легкими – такими, которые не требуют медицинского вмешательства или же такими, где требуется минимальный объем помощи

Слайд 11

Самоповреждение среди подростков Почему подростку нужно помогать, даже если он не болен психически? 1. У некоторых людей может развиться зависимость от данного поведения, учитывая вовлеченность в процесс эндогенных опиатов. Соответственно, самоповреждение может использоваться для получения удовольствия. 2. Формирование привычки решать проблемы через самоагрессию . Что и говорить, люди вокруг пугаются и становятся более сговорчивыми. 3. Формирование поведенческой схемы, которая включается во всю жизнедеятельность и самоагрессия становится обыкновенной рутиной. 4. Самоповреждения становятся способом ответа на стресс. Т. е. легче ранить себя, чем что-то конструктивно решить. Несмотря на то, что может сложиться впечатление того, что подросток делает все это целенаправленно, он действительно нередко затрудняется сказать, почему он себя порезал или сделал что-то в этом роде. В момент атаки на свое тело сознание может сужаться и осознание поведения значительно падать. Другими словами, если ребенок не может рассказать родителям про то, как он дошел до жизни такой, вполне вероятно, что он действительно не знает. Да, можно сказать, что «довели», но на самом деле это не всегда будет ответом на вопрос.

Слайд 12

«Все зависит от тебя» Когда-то давно в древнем Китае жил очень умный, но очень горделивый мандарин (знатный вельможа). Весь день его состоял из примерок богатых нарядов и разговоров с подданными о своем уме ... Так проходили дни за днями, года за годами ... И вот прошел по всей стране слух, что неподалеку от границы появился мудрец, умнее всех на свете. Дошла та молва и к нашему мандарину. Очень разозлился он: кто может называть какого-то монаха самым умным человеком в мире !? Но вида о своем возмущении не подал, а пригласил мудреца к себе во дворец. Сам же задумал обмануть монаха: «Я возьму в руки бабочку, спрячу ее за спиной и спрошу, что у меня в руках - живое или мертвое. И если монах скажет, что живое - я раздавлю бабочку, а если мертвое - я выпущу ее ... » И вот наступил день встречи. В пышной зале собралось много людей, всем хотелось послушать словесный поединок самых умных людей в мире. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. И вот дверь открылась, и в зал вошел небольшой худощавый человек. Он подошел к мандарину, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой его вопрос. И тогда, зло улыбаясь, Мандарин сказал: «Скажи-ка мне, что я держу в руках – живое или мертвое?». Мудрец чуть-чуть подумал и ответил «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Растерянный Мандарин выпустил бабочку из рук, и та полетела на волю, радостно трепеща своими яркими крыльями. Таким образом, только от вас зависит, будет ли ваше взаимодействие с другими живым, ярким, плодотворным или наоборот.

Слайд 13

И в упоении сказки, И в поклоненье весне. Остановись на полдороге, Доверься небу, как себе, Подумай – если не о боге – Хотя бы просто о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"

Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...

«Диагностический инструментарий для выявления подростков, причисляющих себя к неформальным молодёжным объединениям»

Даны теоретико - методологические основы педагогической работы с подростками членами неформальных молодёжных объединений, а так же представлена опытно-экспирементальная работа с учащимися школы...

«Школьная форма вчера, сегодня, завтра» - формирование позитивного отношения подростков к себе и окружающим.

В младшем подростковом возрасте (12 – 14 лет) ребенок начинает осознанно относиться к своему внешнему виду. Многое в его внешности и фигуре часто кажется подростку неправильным и некрасивым. Под...

Классный час в 5-6 классах на тему: "Гаджеты в жизни подростка. Вред и польза".

Новая разработка классного часа в условиях ФГОС....

Урок общения "Зачем нужно знать себя"

Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, поним...

Зачем подростку читать профессиограммы

Зачем подростку читать профессиограммы...