«Диагностический инструментарий для выявления подростков, причисляющих себя к неформальным молодёжным объединениям»
опыты и эксперименты по теме

Антошина Вера Алексеевна

Даны теоретико - методологические основы педагогической работы с подростками членами неформальных молодёжных объединений, а так же представлена опытно-экспирементальная работа с учащимися школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НМО в школе1.15 МБ
Файл МО классных руководителей НМО146.23 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МО классных руководителей на тему: «Диагностический инструментарий для выявления подростков, причисляющих себя к неформальным молодёжным объединениям» С оциальный педагог МОУ «Сланцевская СОШ № 6» Антошина Вера Алексеевна

Слайд 2

Актуальность исследования. Личностное становление подростка, организация его досуга с ориентацией на просоциальную деятельность – насущные проблемы современного российского общества. Научных изысканий, максимально приближенных к практике, в которых работа с учащимися-членами неформальных молодежных объединений (или их потенциальными участниками) была бы представлена системно, в качестве полноценного самостоятельного сегмента образовательного процесса, в настоящее время не зафиксировано. В целом современная научная литература, отражающая результаты изучения неформальных молодежных объединений, представлена недостаточно широко в силу новизны самого явления и сложностей в его изучении.

Слайд 3

Проблема исследования – выявление подростков из неформальных молодежных объединений в образовательном учреждении. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования – влияние неформальных молодежных объединений на подростков. Предмет исследования – организация педагогической работы в образовательном учреждении по воспитанию классных коллективов. Гипотеза исследования . Педагогическая работа в образовательном учреждении с подростками из неформальных молодежных объединений будет успешной, если: определены содержание, структура неформальных молодежных объединений; проанализированы исторические, социокультурные причины появления неформальных молодежных объединений, охарактеризованы методологические подходы к их изучению; педагоги владеют научно обоснованной информацией о личностных особенностях подростков-членов неформальных молодежных объединений; разработана и реализуется педагогическая модель работы учителя, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога с подростками-членами неформальных молодежных объединений при активном содействии семьи.

Слайд 4

Задачи: Уточнить сущность понятия «неформальные молодежные объединения», оформить классификационную схему современных неформальных молодежных объединений, раскрыть их специфику. Определить частные принципы педагогической работы с подростками- членами неформальных молодежных объединений. Проанализировать принадлежность учащихся старших классах к неформальным группировкам. Информировать классных руководителей о неформальных молодёжных объединениях и о состоянии обстановки в классах.

Слайд 5

Базой исследования является МОУ «Сланцевская СОШ №6». В исследовании участвовали 115 учащихся 7 – 11 классов.

Слайд 6

Понятие неформальных молодёжных объединений. Актуальные направления педагогической работы. Типологические группы подростков – членов неформальных молодёжных объединений.

Слайд 7

Педагогическая модель работы с членами неформальных молодёжных объединений. ШКОЛА как социально воспитывающая среда: образовательный процесс с клубным компонентом Идеал воспитания учащихся – гуманно, просоциально ориентированная личность ПРИНЦИПЫ Общие: целостности, личностной ориентации, гуманной деятельности, культуросообразности, антропологизма Частные: трансформации , педагогической ремиссии, самореализации личности на основе рефлексии и просоциального самоутверждения , интегративности , систематического сотрудничества, опосредованного влияния на подростка просоциально ориентированных и референтно значимых взрослых и коллектива, построения жизненных перспектив. Формы : индивидуальная (беседа, консультация), групповая (урок, тренинг, клуб), микрогрупповая, коллективная

Слайд 8

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 1. Просвещение педколлектива, родителей о специфике поведения членов неформальных молодежных объединений 2. Выявление учащихся-членов неформальных молодежных объединений (внешний вид, особенности поведения, результаты анкетирования, сообщения окружающих) 3. Индивидуальная беседа с учеником 4. Углубленная диагностика 5. Консилиум педагогической группы и родителей по проблеме 6. Создание ситуаций успеха в учебной деятельности 7. Вовлечение ученика в деятельность школьного клуба по интересам, сопровождение в выборе занятий по интересам в учреждениях дополнительного образования

Слайд 9

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Участие ученика в тренингах личностного роста Интеграция ученика в классный коллектив Постановка просоциальных жизненных целей (интересы, профессия, досуг) НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ как среда а-, антисоциального влияния Идеал воспитания члена группы – личность а-, антисоциальной направленности (несамостоятельная, агрессивная или пассивная) ПРИНЦИПЫ Общие : раздробленности, групповой зависимости, антигуманной деятельности, субкультурной или контркультурной направленности, узконаправленной идеологии Частные : отчуждение от социума; подчинение идее, лидеру; гедонизм; отказ от рефлексии и просоциального самоутверждения; отсутствие жизненных перспектив. Формы : индивидуальная, групповая

Слайд 10

Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения с подростками из неформальных молодёжных объединений. 1. Общая диагностика сферы интересов учащихся 5-9-х классов, в том числе: а) педагогическое наблюдение за внешним видом школьников, наличием специальной атрибутики (учитель, классный руководитель); б) консультации с родителями относительно досуга детей (педагог-психолог, социальный педагог); в) анкетирование учащихся по параллелям с целью выявления степени их информированности о неформальных молодежных объединениях и участия в них (социальный педагог); г) учет актуальной информации, предоставляемой близким окружением подростка (друзьями, соседями, родственниками)

Слайд 11

2. Индивидуальное собеседование с подростком-членом неформального объединения (педагог-психолог) 3. Углубленная диагностика ученика: степень развитости личностных сфер, наличие акцентуаций, способности к социальной адаптации (педагог-психолог, социальный педагог)

Слайд 12

4. Разработка и реализация стратегического плана работы с подростком по следующим направлениям: - психологическое : психокоррекционные занятия, тренинги с учетом комплекса психологических проблем личности; через индивидуальные занятия к групповым (педагог-психолог совместно с семьей); - социальное : конкретизация сферы интересов, увлечений, направленности на профессию с обеспечением занятий в учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях и проч. (социальный педагог совместно с семьей); - педагогическое : определение статуса ученика-члена неформального молодежного объединения в классе – уточнение специфики отношений с одноклассниками – организация досуговой деятельности класса с учетом возрастных потребностей, социокультурного статуса учащихся – обеспечение ученику ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности – организация в школе клубов по интересам – включение данного ученика в клубную деятельность; обеспечение постоянной психологической поддержки ученику на уровне рефлексии и построения плана будущего (классный руководитель, учителя-предметники при поддержке семьи)

Слайд 13

Таблица 1 Результаты анкеты: «Подросток неформал: принадлежность к группе и жизненные ориентации» Суждения: Я отчетливо представляю себе свое будущее Мои жизненные планы на сегодня еще не определены Я предпочитаю думать о сегодняшнем дне Я думаю о своем будущем, но не могу определиться. № класс Причисляете ли вы себя к НМО Выразите согласие с одним из суждений выберите 3 наиболее значимые для вас ценности нет да 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 7б 25 0 2 3 9 11 23 21 5 11 6 5 1 1 3 0 2 8а 18 0 1 3 3 12 15 5 12 3 4 4 0 1 0 0 3 9б 19 0 7 1 3 8 19 12 3 1 0 1 0 0 0 0 4 9в 14 0 3 1 3 7 12 10 8 2 1 4 1 1 0 0 5 10кл. 22 0 3 4 2 13 22 20 10 5 5 3 1 0 0 0 6 11кл. 17 0 4 1 1 10 14 13 6 6 5 3 1 0 1 1 всего 115 0 20 13 21 61 105 81 44 28 21 20 4 3 4 1 максим. 0 7 4 9 13 23 21 12 11 6 5 1 1 3 1 миним. 0 1 1 1 7 12 5 3 1 0 1 0 0 0 0

Слайд 14

Жизненные ценности: Счастливая семейная жизнь Успешная профессиональная деятельность Достижение материального благополучия Полноценное общение с людьми Развитие своих способностей Воспитание детей Познание себя Успешная политическая карьера Полноценное приобщение к культуре Все перечисленное для меня достаточно безразлично

Слайд 15

Таблица 2 Результаты анкеты: «Наши отношения» 7б 8а 9б 9в 10 кл. 11 кл. Итого: Сплоченность - конфликтность 1 1 4 0 0 3 1 9 2 1 1 1 2 6 2 13 3 5 0 7 7 5 11 35 4 16 6 9 6 7 5 49 5 2 7 2 1 1 0 13 6 1 1 2 0 1 1 6 Итого: 26 19 21 16 23 20 Состояние взаимопомощи 1 0 1 0 0 2 0 3 2 9 10 10 9 6 4 48 3 8 5 10 7 9 15 54 4 7 2 1 0 1 0 11 5 1 1 0 0 4 0 6 6 1 0 0 0 1 1 3 Итого: 26 19 21 16 23 20

Слайд 16

Взаимоприемлемость друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтность: Наш коллектив очень дружный и сплоченный. Наш коллектив дружный. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. Наш класс недружный, часто возникают ссоры. Наш коллектив очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Слайд 17

Состояние взаимопомощи (или её отсутствие): В нашем классе принято помогать без напоминания. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель. В нашем классе не принято помогать друг другу. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Слайд 18

«Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне». Э. Эриксон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

Диагностический инструментарий. Анкета "Отношение подростков к наркотикам".

Анкета "Отношение подростков к наркотикам" для 8-11 классов состоит из 17 вопросов с вариантами ответов. Анкета анонимная, но с указанием класса, пола, возраста учащегося....

Диагностический инструментарий. Анкета для подростков и молодежи "Отношение к курению".

Анкета для подростков и молодежи "Отношение к курению" состоит из 40 утверждений, которые обычно высказывают молодые люди по поводу курения. Подростки выражают степень согласия с каждым из утверждений...

Диагностический инструментарий для выявления индивидуальных особенностей учащегося.

Диагностический инструментарий для выявления индивидуальных особенностей учащегося....

диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду

диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду...

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

Диагностический инструментарий для выявления способностей и одараенности обучающихся

Данный диагностический инструментарий предназначен для выявления видов способностей и уровня одаренности школьников. Методики адаптивны, валидны. применяются учителем в зависимости от ситуации и целей...