Занятие с элементами тренинга "ГИА без стресса"
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

Буянова Валентина Сергеевна

Занятие с элементами тренинга "ГИА без стресса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan-tie_gia_bez_stressa.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга «ГИА без стресса»

Автор-составитель: педагог-психолог Буянова В.С.

     Цель: психологическая подготовка старшеклассников к сдаче ГИА; ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдачи экзаменов.

     Задачи: 

     1. Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

     2. Повысить уверенность в себе, в своих силах, сопротивляемости стрессу;

     3. Развивать способности к самопознанию и рефлексии собственного состояния и поведения;

     Время: 45 – 50 минут.

     Материалы: листы бумаги формата А4, ручки, карандаши.

     Содержание:

      1. Вступительное слово психолога: «Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. И первые свои экзамены мы сдаем в школе. И, конечно же, к этим экзаменам нужно всесторонне подготовиться. Готовность выпускников  к сдаче ГИА и ЕГЭ понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. И сегодня мы уделим особое внимание психологической готовности к сдаче экзаменов, то есть внутренней настроенности на определенное поведение, приспособлению ваших возможностей как личностей для успешных действий в ситуации сдачи экзамена».

     2. Упражнение «Дай отдых глазам».  Психолог: « В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Давайте с Вами выполним эти упражнения (психолог говорит и показывает, дети повторяют за ним):

  1. Посмотрим попеременно вверх - вниз, влево – вправо;
  2. Напишем глазами свое имя, отчество, фамилию;
  3. Попеременно будем фиксировать взгляд на удаленном предмете, потом на листе бумаги перед собой;
  4. Нарисуем глазами квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

     Надеюсь, дома Вы будете выполнять эти упражнения, и они помогут Вам эффективнее подготовиться к экзаменам».

     3. Мини-лекция «Психологическая подготовка к экзаменам». «В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому, советую Вам думать о том, что итоговые экзамены – это лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте этому событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

     А). Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

     Б). Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

     В). Помните, люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать итоговые экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

     Г). Введите в интерьер комнаты, в которой Вы готовитесь к экзаменам желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточны картинки в этих тонах.

     Д). Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

     Е). Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ и т.д.

     Ж). Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, и, естественно, полноценно питаться. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!» Также необходимо соблюдать режим сна и отдыха.

     З). Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием.

     И). И, наконец, многие считают что, для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

     Также не забывайте про простые приемы психологической защиты, которые помогут Вам не подвергаться сильным экзаменационным переживаниям:

  • Переключение (с одного вида деятельности на другой).
  • Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей);
  • Накопление радости (вспомнить приятные события);
  • Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу).
  • Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).

     4. Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день». Психолог: «У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Давайте сейчас с Вами составим памятки, в которые вы занесете свои достоинства, достижения и способности. Во время приступов плохого настроения, например, во время подготовки к сдаче экзаменов, чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Заполненные памятки останутся у вас. Итак, перед вами листы бумаги, разделите их на три колонки. В первую колонку под названием «Мои лучшие черты» запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону. Во вторую колонку
«Мои способности и таланты» запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. В третью колонку «Мои достижения» запишите достижения в любой области».

     Затем учащиеся заполняют колонки. После психолог просит нескольких человек (по желанию) зачитать их. Происходит обсуждение: Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения? Что вы взяли себе на заметку? Как эту памятку можно использовать при подготовке к экзаменам? Психолог в конце упражнения говорит о том, что не нужно забывать об этой памятке и время от времени в нее заглядывать

     5. Упражнение «Мусорное ведро». Психолог ставит на середину класса небольшое ведерко  и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему его необходимо постоянно освобождать от мусора. Потом предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами, эмоциями, которые могут возникать у нас во время различных волнительных ситуаций, например, во время сдачи экзаменов – у каждого из нас они скапливаются, часто ненужные, бесполезные, мешающие нам радоваться каждому мгновению жизни. Далее детям предлагается выбросить старые ненужные страхи, излишнее волнение, панику и т.д. Для этого на листочках учащиеся записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например «Я боюсь…», «Я сильно переживаю за…» и др., затем они сворачивают их комочками, выбрасывают в мусорное ведро, и психолог выносит его из класса (в мусорный ящик).

     Затем психолог подводит итог: «Вот мы с Вами и избавились от ненужных, мешающих нам чувств, и оставили себе только полезные чувства, которые нам будут в жизни помогать. Это упражнение можно также повторять и дома».

     6. Упражнение «Храм тишины». Психолог: «Теперь рассмотрим еще одно упражнение, которое будет нам помогать восстанавливать спокойствие, когда мы излишне волнуемся:

     Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города... Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны... или радостны... Обратите внимание на звуки, которые вы слышите... Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих... Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице... Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей... Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других... Вы видите на нем большую вывеску: «Храм тишины»... Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной... Побудьте в этом храме... в тишине... Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу. Откройте глаза».

     После того, как учащееся открывают глаза, происходит обсуждение: Как вы себя теперь чувствуете? Психолог предлагает детям запомнить дорогу, которая ведет к «Храму тишины» и возвращаться в него вновь тогда, когда они захотят, когда им будет это необходимо.

     7. Упражнение «Полное дыхание». Психолог: «Все мы люди, и нам свойственно волнение. Поэтому сейчас мы с вами научимся делать еще одно упражнение, которое будет нам помогать восстанавливать спокойствие:

      Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких, спокойных выдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части тела соприкасаются со стулом, полом. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул приподнимается, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Заметьте, что Вас пульс стал ниже,  и Вы успокоились.

      После того, как учащееся открывают глаза, происходит обсуждение: Как вы себя теперь чувствуете? Психолог предлагает учащимся запомнить это упражнение и выполнять его, когда им будет это необходимо.

     8. Итоговое слово ведущего: «Итак, сегодня мы с вами познакомились со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче экзаменов. Сегодня я с Вами поделилась рекомендациями и упражнениями, которые помогут Вам в этот важный период. Не забывайте и используйте их! Удачи Вам на экзаменах!

Источники: 

  1. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/02/20/psikhologicheskoe-zanyatie-s-elementami-treninga-formulа. Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).
  2. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/05/05/sovety-uchenikam-i-roditelyam-pri-sdache-egе. Советы ученикам и родителям при сдаче ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга «Стресс без дистресса»

Цель:   знакомство с эффективными способами саморегуляции в стрессовых ситуациях.Задачи: - дать определение стресса;              ...

Занятие с элементами тренинга "Волнение, тревога, стресс"

Психологическое занятие по коррекции экзаменационной тревожности у выпускников....

Занятие с элементами телесно-ориентированной терапии и йоги «Найти и обезвредить: помогаем друг другу снять последствия стресса»

Теоретической базой для разработки данного занятия послужили работыГанса Селье, Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, а также принципы хатха-йоги Цели занятия: - коррекция психо-соматического сост...

Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация  знаний о прие...

Стресс и психологическое равновесие в педагогической деятельности. Занятие с элементами тренинга для педагогов

профилактика стресса; повышение психологической грамотности и профессиональной компетентности педагогов;формирование у педагогов ориентации на сохранение своего психического здоровья и здоровья учащих...

Профилактическое занятие с элементами тренинга "Подросток и СТРЕСС"

Данное профилактическое занятие может использоваться в рамках профилактики стрессовых ситуаций в подростковой среде....

Конспект занятия с элементами тренинга "Экзамен без стресса"

Данное занятие поможет одиннадцатиклассникам психологически подготовиться к экамену....