Профилактическое занятие с элементами тренинга "Подросток и СТРЕСС"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)
Данное профилактическое занятие может использоваться в рамках профилактики стрессовых ситуаций в подростковой среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskoe_zanyatie_s_elementami_treninga_podrostok_i_stress.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный социопсихологический центр»,
Государственное бюджетное учреждение – центр психолого- педагогической , медицинской и социальной помощи м.р. Пестравский Самарской области
РАЗРАБОТКА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
«Подросток и СТРЕСС»
Составители:
Денисова И. А., социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Пестравский Самарской области;
Савина Н.Н., педагог- психолог ГБУ ДПО РСПЦ,
ГБУ ЦППМСП м.р. Пестравский Самарской области
2022г.
В Самарской области на основании распоряжения Министерства образования и науки Самарской области от 29.01.2019 года №48-р «О проведении мониторинга социальной дезадаптации обучающихся» проводится ежегодный мониторинг с целью профилактики ассоциального поведения обучающихся в образовательных организациях Самарской области.
На основании проведенного мониторинга выделяется «группа риска» подростков с низкими адаптационными способностями в стрессовых ситуациях. Перед психологами и социальными педагогами была поставлена задача оказать социально-психологическое сопровождение обучающихся попавших в «группы риска».
Актуальность выбранной темы обусловлена важными преобразованиями в современной школе и запросом государства и общества на здоровое подрастающее поколение.
Для решения поставленной задачи социальным педагогом, педагогом- психологом разработан цикл групповых и индивидуальных занятий «Профилактика стрессовых ситуаций в подростковой среде».
Профилактическое занятие с использованием здоровьесберегающей программы «Волна», обучающей диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции на основе технологии функционального биоуправления,. помогает выработать навыки уверенного поведения подростков в стрессовых ситуациях, снизить уровень стресса, создать условия для личностного роста.
Профилактическое занятие с элементами тренинга
«Подросток и СТРЕСС»
Цель: создание условий для отработки навыков уверенного поведения в стрессовых ситуациях.
Задачи.
1. Сформировать навыки уверенного поведения в стрессовых ситуациях.
2. Сформировать личную ответственность за свое поведение в стрессовых ситуациях.
3. Научить приемам диафрагмально - релаксационного дыхания и работе на биотренажере.
Методы, технологии используемые на занятии: мини- лекция, метод мозгового штурма, метод обсуждения в группах, метод функционального биоуправления.
Материалы: бумага, фломастеры.
Оборудование: доска, маркер, компьютеры, проектор, компьютерная приставка «Волна – 03».
Место проведения: компьютерный класс.
Адресат: обучающиеся (13-16 лет).
Группа: 6-12 человек.
Длительность: 50 мин.
Этапы занятия:
I. Вводный этап: (4 мин.)
- Приветствие. (1 мин.)
- Упражнение «Мое настроение сегодня» (3 мин.)
II. Основной этап: (41 мин.)
- Мини- лекция «Понятие стресса» (7 мин.)
- Упражнение «Минутка» (2 мин.)
- Упражнение «Разреши ситуацию» (20 мин.).
- Работа с биотренажером (12 мин.)
III. Заключительный этап: (5 мин.)
- Рефлексия (4 мин.).
- Прощание (1 мин).
Ход занятия.
- Вводная часть
Приветствие.
Упражнение «Мое настроение сегодня». Каждый участник, по очереди, должен называть свое имя и одним словом охарактеризовать свое настроение (веселый, грустный, злой и т.д.)
- Основная часть.
Мини-лекция «Понятие стресса» с элементами дискуссии.
Ведущий: сегодня я хочу поговорить с вами о стрессе. Что вы знаете о стрессе? С какими стрессовыми ситуациями вы сталкивались (ответы обучающихся).
Стресс - ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.
Стрессовыми реакциями может оказаться и сильная радость, и волнение и сильное огорчение. Они становятся стрессовыми из-за своей силы воздействия на организм и психику человека. Для сохранения здоровья при воздействии стресса организму будет необходима дополнительная энергия.
Все мы реагируем на стрессы по – разному: кто-то справляется с ними легко, а кому- то это сложно.
Не всегда стрессы оказывают только отрицательное воздействие на организм. Если организм в состоянии справиться со стрессом, то это позволит найти новые способы реагирования на сложные ситуации, обучиться новому, активного развиваться.
Упражнение «Минутка».
Цель: определение адаптивных способностей обучающихся.
Необходимо закрыть глаза и после команды ведущего «Старт» уловить тот момент, когда пройдет минута. Про себя считать не нужно. Поднимите руку, откройте глаза тогда, когда закончится ваша воображаемая 1 минута. Ведущий строго отслеживает время каждого.
Высокие адаптационные возможности – 80-85 секунд (вместо 60 секунд).
Низкие адаптационные возможности – 37-57 секунд (вместо 60 секунд).
Депрессивные, тревожные, суициденты – 22-27 секунд (вместо 60 секунд).
Мозговой штурм «Разреши ситуацию».
Группа делится на несколько подгрупп (2 – 3 человека).
Показ презентации «Конструктивный выход из стрессовых ситуаций».
Примерные варианты ответов:
а) смени прическу,
б) пошли куда- нибудь сходим, развлечемся,
в) мне тоже очень плохо, ужасное настроение, давай погрустим вместе.
Примерные варианты ответов:
а) может она тоже хочет с тобой познакомиться,
б) выпей немного для «храбрости», чтобы почуствовать себя уверенней,
в) подари ей цветы и пригласи куда- нибудь.
Примерные варианты ответов:
а) не говори ничего родителям,
б) договорись с учителем о пересдаче,
в) пошли лучше в кино, отдохнешь, а там видно будет.
Примерные варианты ответов:
а) да бросай ты этот спорт! Сколько сил вложил и никакого толка.
б) спорт есть спорт, нужно уметь красиво проигрывать,
в) будь уверен в своих силах, все еще впереди.
Примерные варианты ответов:
а) не переживай, соберись и все будет в порядке,
б) скажи маме, что заболела и не ходи на занятия,
в) у меня есть итаблетки, их перед экзаменом принимала старшая сестра, они помогут тебе успокоиться.
Примерные варианты ответов:
а) не горюй, пошли на дискотеку и познакомимся с другими девчонками,
б) хочешь я всем расскажу, что она тупая,
в) пошли ей смс или позвони, попроси прощения.
Примерные варианты ответов:
а) сбеги из дома к бабушке,
б) дай сдачи,
в) обратись за помщью по телефону доверия, классному руководителю, психологу.
Первый этап. Банк идей. Ведущий просит каждой группе выбрать варианты выходов из стрессовой ситуации и обосновать ответ. Все выбранные варианты записываются на доске, даже самые нелепые.
Второй этап. Анализ идей.
Все вышесказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
Третий этап. Обработка результатов.
За время дискуссии у подростков появляются новые идеи, которые следует обсудить, спровоцировав интенсивную мыслительную деятельность над ситуациями.
Четвертый этап. Анализ и подведение итогов.
Ведущий рассматривает с участниками все поступившие идеи и составляет из них правильный алгоритм действия в стрессовых ситуациях.
Вывод. Люди обычно пытаются преодолеть стресс тремя способами:
- изменение своего восприятия проблемы;
- изменение ситуации, вызвавшей проблему;
- пытаясь справиться со стресс - реакцией, порожденной проблемой.
Работа на биотренажере.
Цель: знакомство с методами саморегуляции, подготовка к работе с биокомпьтерными тренажерами.
Ведущий: существует много методов преодолеть стресс. Эффективным является способ диафрагмально- релаксационного дыхания для успокоения и расслабления.
Сесть поудобнее. Сделать вдох через нос без напряжения, на животе надувается шар. Выдох идет через слегка сомкнутые губы - медленно, спокойно. Брюшная стенка медленно втягивается. Вы должны ощутить, что вместе с воздухом уходит напряжение. Правую руку положить на грудь, левую - на живот. При вдохе следить, чтобы левая рука двигала, а правая оставалась на месте. Впоследствии можно руками не пользоваться.
№ | Этапы работы | время |
| ||
- работа | 3 мин. | |
- отдых | 1 мин. | |
| ||
- работа | 3 мин. | |
- отдых | 1 мин. | |
| ||
- работа | 3 мин. | |
- отдых | 1мин. |
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
Ведущий: поднимите руку те, у кого изменилось настроение.
Прощание.
Список литературы:
- Зубова Н.А., Тихомиров С.М. Методическое пособие по информационно- профилактической программе «Сталкер».- СПБ., 2003.
- Методическое пособие «Волна» (обучение диафрагмальному дыханию)/ НПФ «Алматея»/ составители В.Ю. Ледина, Н.А. Зубова/ Санкт-Петербург, 2003 г.
- Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. – СПб., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"
Цель занятия: · Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...
Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"
Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"...
профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"
Цель занятия:· Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...
Профилактическое занятие с элементами тренинга «Наши вредные привычки»
Профилактическое занятие с элементами тренинга. Цель: профилактика курения, алкоголизма; формирования установки на здоровый образ жизни и правильное питание....
Профилактическое занятие с элементами тренинга для обучающихся 8-10 классов.
Занятие с элементами тренинга предназначено для подростков, обучающихся старших классов образовательных организаций. Может быть прведено во время коассного часа.Цель занятия: формирование навыка ...
Реабилитационно-профилактическое занятие с элементами тренинга "Арт-терапия и мы".
Данное мероприятие будет интересно не только педагогам-психологам, но и социальным педагогам, а также всем категориям специалистов, взаимодействующим с такой категорией как замещающие родители....
Профилактическое занятие с элементами тренинга "Профилактика стрессовых ситуаций в подростковой среде"
Актуальность выбранной темы обусловлена важными преобразованиями в современной школе и запросом государства и общества на здоровое подрастающее поколение.Для решения поставленной задачи социальным пе...