ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ «УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ»
рабочая программа по психологии
Данная программа представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения.
Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа тренинговой работы для развития коммуникативных умений, знаний и способностей | 43.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУСО МО «КЦСОИР «ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ»»
«Утверждаю»
Директор ГАУСО МО
«КЦСОИР «Орехово-Зуевский»»
_____________ А.Л. Белова
________________2024г.
ПРОГРАММА
ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ
«УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ»
Психолог: Фокина Т.В.
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5.ЛИТЕРАТУРА
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предусмотрена для получателей услуг от 17 лет и старше и предусмотрена на ведение группы в течение учебного года. Представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения.
Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности других людей. В тренинговой группе работа направлена на освоение этики общения, основных правил вербальной и невербальной коммуникации; на психопрофилактику конфликтного поведения.
Без правильного понимания личностных качеств и актуальных состояний партнеров и отношений между людьми невозможно эффективное планирование, принятие решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (понедельник, пятница), 2 подгруппы с количеством от 10-15 человек в каждой.
Продолжительность реализации программы 52 занятия, каждое из которых составляет 45 мин.
Общая трудоемкость 104 часа.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель тренинга: развить коммуникативные умения, знания, способности, познакомить с этикетом общения.
Задачи тренинга:
- Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;
- Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- Овладение навыками эффективного слушания;
- Познакомит с этикетом разговорного жанра;
- Развитие навыков убедительной речи;
- Расширение диапазона творческих способностей;
- Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
- Обучение участников ориентации в проблеме;
- Развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса;
- Активизация процесса самопознания.
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятие | Тема занятия и краткое содержание (техники). |
Форма |
1 | Тема «Знакомство с группой». Техники:
|
Группа |
2 | Тема « Общение- это. Правила общения». Техники:
|
Группа |
3 | Тема « Этикет общения». Техники:
|
Группа |
4 | Тема ««Управление первым впечатлением»». Техники:
|
Группа |
5 | Тема «Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНИ!». Техники:
|
Группа |
6 | Тема «Секреты хорошего разговора». Техники:
|
Группа |
7 | Тема «Какой я, Какой Ты» Техники:
|
Группа |
8 | Тема «Тема «Какой я, Какой Ты» Техники:
|
Группа |
9 | Тема «Вместе» Техники:
|
Группа |
10 | Тема «ДАверие» Техники:
|
Группа |
11 | Тема «ДАверие» Техники:
|
Группа |
12 | Тема « Невербальное общение» Техники:
|
Группа |
| Тема «Сопереживания и уважение в общении» Техники:
|
Группа |
14 | Тема «Сопереживания и уважение в общении» Техники:
|
Группа |
| Тема «Диалог» Техники:
|
Группа |
16 | Тема «Приемы слушания» Техники:
|
Группа |
17 | Тема «Дискуссия» Техники:
|
Группа |
18 | Тема «Конфликт» Техники:
|
Группа |
19 | Тема «Конфликт» Техники:
|
Группа |
20 | Тема «Команда и Я» Техники:
|
Группа |
21 | Тема «Команда и Я» Техники:
|
Группа |
22 | Тема «Команда и Я» Техники:
|
Группа |
23 | Тема «Команда и Я» Техники:
|
Группа |
24 | Тема «Команда и Я» Техники:
|
Группа |
25 | Тема «Команда и Я» Техники:
|
Группа |
| Тема «Я и мой страх» Техники:
|
Группа |
27 | Тема «Я в команде» Техники:
|
Группа |
28 | Тема «Я в команде» Техники:
|
Группа |
| Тема «ВМЕСТЕ» Техники:
|
Группа |
30 | Тема «ВМЕСТЕ» Техники:
|
Группа |
31 | Тема «ВМЕСТЕ» Техники:
|
Группа |
4. СОДЕРЖАНИЕ.
В данном разделе представлены упражнения к программе, которые могут проводится в группе и индивидуально.
Упражнение «Гимнастика Настроения»
Упражнение.Здравствуй это Я!
Цель- создать впечатление о себе и познакомится с группой.
Ход работы:
каждый по кругу передает мяч и представляется ( говорит имя, кто он по профессии, чем увлекается, что его обижает, что он хочет узнать в процессе рабаты в группе.
Упражнение. Рисунок по кругу.
Каждому участнику группы раздается белый лист бумаги формата А4 и цветные карандаши, включая простой карандаш.
Тренер дает инструкцию:
"Каждый из вас начинает рисовать все, что приходит в голову и по моей команде передает свой рисунок следующему участнику, который в свою очередь продолжает рисовать уже на вашем рисунке и так, пока ваш рисунок не вернется снова к вам. Например, если 8 участников, то на вашем рисунке кроме вас, остальные что-то добавят от себя. Когда рисунок возвращается к вам, вы поднимаете руку и дальше не передаете".
Обсуждение рисунков
- Когда все участники завершат процесс, необходимо все рисунки обсудить.
- Участники дают название каждой работе.
- Ведущий задает вопросы участникам:
- Какие мысли были, когда вы начинали рисовать?
- Какие мысли были, когда к вам переходили по кругу рисунки других участников?
- Какие эмоции вы испытывали, когда, вы получили ваш рисунок?
- По какому принципу выбирали цвет карандаша?
- Что вы испытывали, когда не знали когда будет переход хода? Какую стратегию вы выбрали для себя?
- Как происходит у вас в жизни, когда необходимо сделать работу за очень короткий срок и вас подгоняют?
Упражнение Приветствие «Эхо»
Цель- сплочение группы, снятие напряжение.
Ход работы.
каждый по кругу произносит слова приветствия, а группа повторяет за ним, добавляя только имя говорящего.
Упражнение. Диалог.
Рисуночная техника.
Цель- установить эмпатию в работе в паре и снятие напряжения. Познакомить с невербальным общением.
Ход работы.
Дается лист А4 и пастель. в паре участники молча общаются, с помощью образов –рисунков. Символы исключаются.
Упражнение. Круг знакомств.
Цель- создать впечатление о себе и познакомится с группой.
Ход работы:
каждый по кругу передает мяч и представляется ( говорит имя, кто он по профессии, чем увлекается, что его обижает, что он хочет узнать в процессе рабаты в группе.
Упражнение . Поздоровайтесь, кто…
Цель – установление доброжелательных отношений и снятии е межличностных конфликтов.
Ход работы:
из круга выходят в центр те, кто, по словам ведущего (в синем, в серьгами, ..сегодня ел яичницу на завтрак, любит собак….)
Упражнение Поводырь
Цель- формирование чувства доверия.
Ход работы.
В парах 1 игрок невидящий, другой-поводырь.
1 игрок полностью, с закрытыми глазами, перемещается вслед за повадырём . Повадырь бережно, с учетом темпа старается провести своего партнера так, чтобы не столкнуть его с другими парами.
Упражнение «Позы».
Каждый участник демонстрирует какую-либо позу, группа угадывает его невербальное послание.
Упражнение « Комплимент или малый разговор».
Участники становятся в 2 круга (внешний и внутренний). В парах делают друг другу комплименты, затем внешний круг передвигается на 1го человека, в новых парах выполняют тоже задание
Упражнение. Не дай соврать.
Цель: тренировка наблюдательности
Процесс: Попросить 2-3 участников рассказать (без подготовки) короткую историю (на 1.5 – 2 минуты) и в процессе три раза соврать. Вранье должно быть не в нюансах, а «по-крупному».
Задача группы – понять, где человек соврал.
Можно снять процесс на видео и, особенно, если участники не определят или не смогут назвать признаки, посмотреть запись. Можно сначало со звуком, потом – выключив звук.
Задача упражнения - показать, что язык тела дает нам много информации.
Упражнение. Сломанный телефон.
Проведите игру «Испорченный телефончик» с видеоанализом. Для этого Вам потребуется заранее приготовленный текст сказки.
Скажите участникам:
Предлагаю вам сейчас немного поиграть.
В данном случае для участников специально не озвучивается причина, по которой они должны играть. Если вы озвучите причину, это может испортить весь ход игры и выводы. Это не должно вызвать сопротивления участников, если у вас уже хороший контакт и участники активно участвуют в тренинге.
Сейчас я расскажу кому-то из вас сказку, которую необходимо будет передать следующему. Но для начала попрошу всех, кроме одного, временно выйти за дверь. Я буду просить вас заходить по очереди.
В комнате остается только один участник, остальных попросите временно выйти. Озвучьте инструкцию оставшемуся участнику:
Сейчас я расскажу вам сказку. Ее необходимо запомнить и передать следующему вошедшему участнику так, как запомнили.
После того, как участник прослушал сказку, пригласите следующего и т.д. до последнего вошедшего. Повторять инструкцию каждому не нужно, только в том случае, если участники теряются и не понимают, что делать. Последнего вошедшего также попросите озвучить то, что он запомнил. Упражнение «Позы».
Упражнение «Парный рисунок»
Цель: расширить представление о себе, способствовать предположению другого, не привычного представления о самом себе.
Необходимое время:10 – 15 минут.
Материалы: фломастеры или карандаши, белая нелинованная бумага 2-го формата для каждого участника.
Процедура. Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом друг с другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Фломастеры или карандаши, розданные группе должны быть одного цвета. Для рисования дается определенное время. Например, 5 минут, по истечении, которого все же не следует жестко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.
Инструкция участникам: «Можете рисовать все, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем все, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру».
Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий берет из стопки один рисунок и демонстрируя его группе, просит каждого участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий ограничивается одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, чтобы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки. (Чтобы избежать ослабления интереса и дежурных, поверхностных реплик просмотр рисунков прерывается).
Обсуждение. (можно начать с обмена впечатлениями о новом, неожиданном, удивившем в высказываниях и интерпретации рисунков, «Как точно меня поняли люди?»).
Упражнение «Мой мир» (рис.техника)
Цель: создание емкой метафоры для осознания своего способа описания мира, его сильных сторон и ограничений.
Процедура. Участникам предлагается выбрать из предложенных метафор свой способ описания мира, ответив на вопросы: «Мой мир – это ..., и тогда я в нем – это ..., и тогда моя жизнь – это ...».
И зарисовать его группой.
Упражнение «Монотипия» (рис.техника)
Это замечательная техника нетрадиционного рисования пришлась по душе арт-терапевтам не случайно. Её можно использовать со взрослыми и детьми, в группе и индивидуально. Результаты всегда радуют авторов картин. Монотипия снимет напряжение гармонизировать эмоциональный фон.
Материалы: бумага, акварельные краски или гуашь, кисть, кусок стекла 15*15 с обработанным срезом или прозрачная папка-файл.
Обмакните кисть в воду и затем опустите в цвет, наиболее приятный в данный момент и поставьте несколько клякс на бумаге или на стекле. Можете добавить других цветов, но перед этим не забудьте промыть кисть. Если рисуете акварелью, то берите побольше воды. Если рисуете гуашью — побольше краски. Положите стекло (или файл) на бумагу и прижмите хорошенько, а затем снимите с листа плавным или резким движение (как больше нравится). И внимательно посмотри на изображение, которое у вас получилось: на что похоже пятно? Дорисуй детали так, чтобы другие тоже поняли, что вы видите, разгадали вашу ассоциацию.
Результаты арт-терапевтического упражнения Монотипия для психолога могут быть диагностичны, помогут понять клиента, его эмоциональное состояние. Важно обсудить рисунки и чувства, которые возникли при их создании. Для самого создателя работа в такой технике чаще всего приносит успокоение и повышает самооценку. На бумаге не редко получаются пейзажные образы, несущие покой. Приятные для клиента цвета дают ему энергию и ободряют.
Упражнение «Один» (пластилин)
Цель – формирование доверительных отношений и умение сотрудничать.
Ход работы.
В паре со сцепленными руками, в паре, нужно было (в тишине ) слепить что-то общее. У одного была свободна левая рука, а у другого участника- - правая.
Упражнение «Фигура» (пластилин)
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы: куски пластилина разного цвета.
Время проведения: 20 мин.
Ход упражнения:
У участника в руках кусок пластилина. Первоначально его разминают, делают пластичным и формируют «жгутик» По сигналу ведущего участник гнѐт пластилин, придавая ему ту форму, о которой говорит ведущий, например: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг, пружина. Все манипуляции проводятся только с одним куском пластилина. Фигуры можно чередовать по сложности.
Упражнение. Да.
Цель упражнения: развить навыки эмпатии и рефлексии.
Ведущий разбивает группу на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроение или ощущения в данный момент времени. После этого второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например: "Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".
Упражнение «Передача движения по кругу»
Цель упражнения: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.
Участники садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его.
Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он.
После обсуждения упражнение повторяется еще раз.
Упражнение «АНТИРАЗГОВОР»
Цель: Это разогревающее упражнение, в шутливой форме моделирующее ситуацию «неслушания».
Процесс: Скажите, что сейчас мы сделаем небольшое забавное упражнение. Попросите каждого участника вспомнить/придумать какую-либо историю, ситуацию, случай, который он мог бы рассказать. На любую тему («как я провел отпуск», «фильм, который я посмотрел», «случай на работе» и т.п.) Скажите, что история должна занимать 2-3 минуты.
Когда все придумают истории, попросите участников разбиться на пары. Если число нечетное – будет одна тройка.
Попросите пары разойтись по комнате и сесть подальше от других пар, чтобы не мешать друг другу.
По моей команде вы начнете рассказывать друг другу ваши истории одновременно. Не делая пауз! Ваша задача: рассказать свою историю и при этом попытаться услышать, что говорит ваш собеседник. Диалог будет длиться 2 минуты.
По Вашей команде пары начинают говорить. Следите, чтобы они старались говорить одновременно, а не по очереди.
Через 2 минуты остановите процесс и попросите пары поделиться друг с другом тем, что им удалось услышать.
Соберите всех вместе и спросите, получилось ли у кого-нибудь одновременно говорить и слушать. (Как правило, почти ни у кого не получается).
Это упражнение в преувеличенной форме показывает, как мы обычно слушаем. Только здесь мы говорили вслух, а в реальности этот монолог происходит у нас в голове. И что же при этом можно услышать?
Упражнение «Через стекло»
Цель упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое.
Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.
Упражнение «Спор при свидетеле»
Участники тренинга разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали такта "Уяснение" и при парафразе использовали "другие слова".
Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.
На упражнение отводиться 15 минут.
По окончании устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:
- "Какие трудности в использовании схемы встретили Вы в разговоре?";
- "Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиции?";
- "Кто из партнеров не понял другого - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?".
Упражнение «ВОПРОС НА ТЕМУ»
Цель:
Попрактиковаться в использовании разных видов вопросов
Процесс:
Скажите, что сейчас мы попрактикуемся в использовании вопросов.
Раздайте листочки попросите каждого написать на своем любую тему. Например: «Погода», «Автомобили», «Отпуск» и т.п.
Соберите листочки и перемешайте их. Дайте каждому участнику вытянуть один листочек (если свой – меняет).
Инструкция: Представьте, что вы будете беседовать с человеком по данной теме. Вам нужно выяснить его мнение и точку зрения. Придумайте: 3 открытых, 2 альтернативных и 2 закрытых вопроса. Они могут вытекать один из другого, а могут быть не связаны между собой.
5-7 минут подготовка.
Далее участники по очереди озвучивают доставшиеся темы и свои вопросы. Тренер и группа следит, чтобы вопрос был нужного вида.
5.ЛИТЕРАТУРА.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 237 с.
- Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: "Академический проект", 1997. – 335 с.
- И.В.Вачков ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА
- М: Издательство "Ось-89", 1999
- http://azps.ru/training/129.html
- http://labmedic.ru/Psixolog/buklet_2.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...
Анализ работы творческой группы "Учусь говорить по-русски"
В нашей школе не первый год функционирует творческая группа учителей, работа которых направлена на адаптацию обучающихся, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежбья....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Учимся играя"
В рамках проекта "Моя первая Азбука" в нашей группе прошло открытое занятие для родителей воспитанников с ОНР по обучению грамоте "Учимся играя" ....
Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.
Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же проанализированы методические рекомендации ведущих специалистов в об...
Тренинговая работа с педагогами, как способ формирования межкультурной компетентности
в статье рассматриваются трудности педагогов при работе в полиэтническом пространстве, виды и измерения межкультурной компетентности, работа психолога по повышению компетентности....
Программа тренинговой работы по профилактике нарушений детско-родительских отношений.
Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, которая оказывает первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием с...
Программа воспитательной работы на уровне основного общего образования на 2021-2025 года
Описание программы воспитательной работы на уровне основного общего образования на 2021-2025 года...