Презентация на тему: Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину"
презентация к уроку по психологии (11 класс)
Вашему вниманию представлена презентация о переодезации психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
periodizatsiya_psihicheskogo_razvitiya.pptx | 174.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) — советский психолог , создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе , основанной на понятии „ ведущая деятельность “. Разрабатывал психологические проблемы игры , формирования личности ребенка .
Э. рассматривал ребёнка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и мир человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребёнок-вещь» и «ребёнок-взрослый». Вещь, обладая определёнными физическими свойствами, заключает в себе общественно выработанные способы действий с нею. Это общественный предмет, действовать с которым ребёнок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, а представитель какой-то профессии, носитель видов общественной деятельности с их специфическими задачами и нормами отношений. Деятельность ребёнка внутри систем «ребёнок-вещь» и «ребёнок-взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
В то же время эти системы отношений осваиваются ребёнком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребёнка, Э. выделил две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребёнка на нормы отношений между людьми. Это отношения типа «человек-человек» (игра дошкольников, личное общение подростка и т.п.). Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребёнка раннего возраста, учебная деятельность школьника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «человек-вещь».
Закон периодичности Эльконина звучит следующим образом: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек-человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-вещь. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Следовательно, кризисы служат границами возрастов.
Д.Б.Эльконин выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности. Возрастной период Ведущая деятельность Преобладающая сфера Первый период - (0-1) младенчество Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. Мотивационно- потребностная сфера доминирует. Второй период – раннее детство (1 – 3 года). Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребёнок сотрудничает с взрослым в освоении новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера.
Возрастной период Ведущая деятельность Преобладающая сфера Третий период – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной. Мотивационно- потребностная сфера доминирует. Четвёртый период – младший школьный возраст (7 – 10 лет). Ведущая деятельность – учёба, дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности. Но преобладает операционно-техническая сфера.
Возрастной период Ведущая деятельность Преобладающая сфера Пятый период – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно- потребностная сфера доминирует. Шестой период – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.
Таким образом, психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены ведущего типа деятельности. Переходы от одного периода к другому сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, так как ребёнок «заявляет» о своих новых потребностях или умениях. Эти переходные периоды названы кризисами возрастного развития. Определяя возраст, как относительно замкнутый период детского развития, Д.Б.Эльконин характеризовал каждый такой период (возраст) главными показателями – социальной ситуацией развития, ведущим типом деятельности, основными психическими новообразованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация на тему "Социально-экономическое развитие при Петре 1",10 класс
Презентация "Социально-экономическое развитие при Петре 1" для 10 класса расчитана на лаконичное изложение материала .В ней отобранаы основные опорные содержательные моменты данной темы.При нали...
Презентация по теме:" Игра для развития мелкой моторики рук "Грибок""
Еще сто лет назад такие выдающиеся педагоги, как, например, Ю.Д. Фаусек знали, что развитие детской речи зависит в большей мере от физиологических причин. Речевой центр находится в связи с центром вер...
Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"
Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...
презентация по теме: "Постэмбриональный период развития организмов"
презентация по теме: "Постэмбриональный период развития организмов"...
Презентация на тему "Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в...
Презентация на тему "Технологии интеллектуального развития детей преддошкольного возраста"
Презентация на тему "Технологии интеллектуального развития детей преддошкольного возраста"...