План коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся средних классов в условиях инклюзии путем включения их в совместную деятельность
методическая разработка по психологии (5 класс)

Засухина Наталья Игоревна
Разработана коррекционно-развивающая программа для пятиклассников, обучающихся в условиях инклюзии, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации через совместную деятельность для детей, имеющих множество учебных трудностей и нестабильную мотивацию с ожиданием внешнего стимула.
Цель программы – развитие стабильной учебной мотивации у детей среднего звена в инклюзивной образовательной среде через включение их в совместную деятельность. 
Задачи программы: 
 разработать комплекс занятий, включающий в себя упражнения, направленный на формирование стабильной учебной мотивации; 
 развить познавательную активность у обучающихся; 
 сформировать у обучающихся необходимые навыки самоанализа и рефлексии; 
 предоставить обучающимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе познавательной деятельности; 
 определить эффективность разработанного комплекса занятий; 
 предоставить обучающимся возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями). 
Основные методы: упражнения и игры. 
Количество занятий: 15. 
Продолжительность занятия: 40 минут. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskiy_plan.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план коррекционно-развивающей программы,

направленной на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся средних классов в условиях инклюзии путем включения их в совместную деятельность (20 часов)

Тема

Цель

Упражнения

Количество часов

Введение в программу и знакомство с участниками

Создать благоприятную атмосферу, познакомить участников друг с другом

«Круг знакомств»

«Мои интересы»

«Ожидания от  программы»

1

Развитие коммуникативных навыков и сплочение группы

Помочь детям научиться работать в команде

«Паутина»

«Доверительное падение»

«Диалог с помощью жестов»

2

Учимся в школе

Формирование желания учиться, быть активными, развитие внимания, мышления

«Сочинение о школе»;

«Советы первокласснику»

1

Развитие познавательной мотивации

Воспитание интереса к новому знанию

«Дерево познания»

«Интересный факт»

«Ученые и их открытия»

2

Два дела

Формирование желания учиться, быть активными, развитие внимания, мышления.

«Каждой руке свое дело»;

«Рисуем спичками человечков»

1

Организация школьного обучения

Формирование позитивного отношения к обучению

«Что я знаю о школе»;

Собираем портфель»;

«День в школе»; «Веселые ложки»

2

Совместное решение логических задач

Развитие навыков сотрудничества и коллективного мышления

«Задача о мостах»

«Ребусы и загадки»

«Соревнование команд»

2

Любимые уроки

Формирование позитивного отношения к обучению

«Я ученик»;

«Мой любимый урок»;

«Самоуправление»

2

Разработка и реализация совместного проекта

Развитие навыков проектной работы, коммуникации и взаимодействия

Определение темы проекта

Разработка плана и распределение ролей

Реализация и презентация проекта

6

Анализ и обсуждение результатов программы

Подведение итогов и обсуждение достижений участников

«Моя роль в команде»

«Что я узнал и чему научился»

«Планы на будущее»

1

Разработана коррекционно-развивающая программа для пятиклассников, обучающихся в условиях инклюзии, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации через совместную деятельность для детей, имеющих множество учебных трудностей и нестабильную мотивацию с ожиданием внешнего стимула.

Цель программы – развитие стабильной учебной мотивации у детей среднего звена в инклюзивной образовательной среде через включение их в совместную деятельность.

Задачи программы:

− разработать комплекс занятий, включающий в себя упражнения, направленный на формирование стабильной учебной мотивации;

− развить познавательную активность у обучающихся;

− сформировать у обучающихся необходимые навыки самоанализа и рефлексии;

− предоставить обучающимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе познавательной деятельности;

− определить эффективность разработанного комплекса занятий;

− предоставить обучающимся возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).

Основные методы: упражнения и игры.

Количество занятий: 15.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Содержание коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации у обучающихся в пятом классе общеобразовательной школы в условиях инклюзии, определяют следующие принципы:

− принцип научности подразумевает наличие базовых понятий о методах и приемах, и определение основного направления необходимых условий коррекционно-развивающей работы;

− принцип доступности последовательности и систематичности предполагает плавное наращивание сложности упражнений для обучающихся, руководствуясь правилом от простого к сложному;

− принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств.

Планируемые результаты освоения курса: У обучающихся в пятом классе общеобразовательной школы в условиях инклюзии, прошедших курс занятий по данной коррекционной программе, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации, предполагают формирование следующих результатов:

1. Личностные результаты, обеспечивающие ценностносмысловую ориентацию обучающихся:

− адекватное отношение обучающихся к учебно-воспитательному процессу;

− проявление внутренней позиции школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к процессу обучения;

− проявление познавательного интереса в процессе обучения;

− повышение уровня заинтересованности посредством совместной деятельности.

2. Метапредметные результаты:

Коммуникативные результаты – обеспечивают социальное взаимодействие, интеграцию в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками:

– умение слушать и вступать в диалог;

– использование навыков невербального взаимодействия;

– владение навыками группового сотрудничества.

3. Регулятивные результаты – организация собственной деятельности обучающихся:

– принятие учебной задачи и ее сохранение;

– адекватная оценка правильности выполнения задачи;

– адекватное восприятие оценки сверстников.

4. Познавательные результаты – обеспечивают возможность познания предметного и социального мира:

– ориентация в пространственных и временных представлениях;

– владение приемами сохранения и воспроизведением информации;

– выполнение таких мыслительных операции, как: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;

– наличие алгоритма в процессе деятельности, в соответствии с установленными правилами (календарно-тематическое планирование программы).

По окончании реализации программы был проведен контрольный мониторинг по оценке учебных трудностей и мотивационной готовности к их преодолению у обучающихся.

После реализации коррекционной программы у обучающихся повысился уровень школьной мотивации, у некоторых с переходом на следующий уровень.

Данный факт говорит, что формирование правильных мотивационных установок позволяет обучающимся преодолевать учебные трудности. В данный момент все ученики аттестованы по всем предметам, что не отмечалось на начало исследования. Также учителя стали подчеркивать, что дети из стали более дисциплинированы и заинтересованы в обучении.

Таким образом, полученные результаты показали, что наличие адекватных мотивационных установок может способствовать успешному обучению в условиях инклюзии.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, для того чтобы воспитать положительное отношение к учению, развить познавательную активность, интерес к процессу учёбы и его результатам необходимо использовать всевозможные средства воздействия на школьника с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды, способствующие возникновению познавательной активности и познавательного интереса.

Обобщив вышеизложенное, к числу таких средств можно отнести:

а) использование различных методов и форм организации учебного процесса, таких как работа в парах, группах, проектная деятельность, игровые формы, обсуждение, дискуссии, и т.д.;

б) использование технических средств обучения, таких как компьютеры, интерактивные доски, аудио- и видеоматериалы, и т.д.;

в) использование положительной мотивации, такой как похвала, поощрение, уважение, признание, а также создание условий для самореализации и самовыражения учащихся;

г) проведение различных внеклассных мероприятий, таких как экскурсии, спортивные соревнования, конкурсы, выставки, и т.д., способствующих развитию учебной мотивации и познавательного интереса.

В целом, формирование учебной мотивации у подростков в среднем звене является многогранным и длительным процессом, требующим участия всех сторон: родителей, учителей, друзей и самого подростка. Однако, если подходить к этому процессу с пониманием и учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, то учеба может стать интересной и полезной деятельностью, которая будет помогать обучающимся реализовывать свой потенциал и справляться с учебными трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации образования

Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в  Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, IIвида.  Школа образована в 1951 году и в 2011...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой

Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих, познавательных способностей обучающихся основной школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...

Уроки доброты для обучающихся 1 классов в условиях инклюзии

Презентация представляет собой практическое пособие и иллюстративный материал к уроку понимания и доброты среди обучающихся 1 классов в условиях инклюзивного образования...

Коррекционно - развивающая логопедическая программа. Курс: "Развитие связной устной речи". Внеурочная деятельность. 1 - 4 классы.

Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также...