План коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся средних классов в условиях инклюзии путем включения их в совместную деятельность
методическая разработка по психологии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskiy_plan.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план коррекционно-развивающей программы,
направленной на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся средних классов в условиях инклюзии путем включения их в совместную деятельность (20 часов)
Тема | Цель | Упражнения | Количество часов |
Введение в программу и знакомство с участниками | Создать благоприятную атмосферу, познакомить участников друг с другом | «Круг знакомств» «Мои интересы» «Ожидания от программы» | 1 |
Развитие коммуникативных навыков и сплочение группы | Помочь детям научиться работать в команде | «Паутина» «Доверительное падение» «Диалог с помощью жестов» | 2 |
Учимся в школе | Формирование желания учиться, быть активными, развитие внимания, мышления | «Сочинение о школе»; «Советы первокласснику» | 1 |
Развитие познавательной мотивации | Воспитание интереса к новому знанию | «Дерево познания» «Интересный факт» «Ученые и их открытия» | 2 |
Два дела | Формирование желания учиться, быть активными, развитие внимания, мышления. | «Каждой руке свое дело»; «Рисуем спичками человечков» | 1 |
Организация школьного обучения | Формирование позитивного отношения к обучению | «Что я знаю о школе»; Собираем портфель»; «День в школе»; «Веселые ложки» | 2 |
Совместное решение логических задач | Развитие навыков сотрудничества и коллективного мышления | «Задача о мостах» «Ребусы и загадки» «Соревнование команд» | 2 |
Любимые уроки | Формирование позитивного отношения к обучению | «Я ученик»; «Мой любимый урок»; «Самоуправление» | 2 |
Разработка и реализация совместного проекта | Развитие навыков проектной работы, коммуникации и взаимодействия | Определение темы проекта Разработка плана и распределение ролей Реализация и презентация проекта | 6 |
Анализ и обсуждение результатов программы | Подведение итогов и обсуждение достижений участников | «Моя роль в команде» «Что я узнал и чему научился» «Планы на будущее» | 1 |
Разработана коррекционно-развивающая программа для пятиклассников, обучающихся в условиях инклюзии, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации через совместную деятельность для детей, имеющих множество учебных трудностей и нестабильную мотивацию с ожиданием внешнего стимула.
Цель программы – развитие стабильной учебной мотивации у детей среднего звена в инклюзивной образовательной среде через включение их в совместную деятельность.
Задачи программы:
− разработать комплекс занятий, включающий в себя упражнения, направленный на формирование стабильной учебной мотивации;
− развить познавательную активность у обучающихся;
− сформировать у обучающихся необходимые навыки самоанализа и рефлексии;
− предоставить обучающимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе познавательной деятельности;
− определить эффективность разработанного комплекса занятий;
− предоставить обучающимся возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).
Основные методы: упражнения и игры.
Количество занятий: 15.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Содержание коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации у обучающихся в пятом классе общеобразовательной школы в условиях инклюзии, определяют следующие принципы:
− принцип научности подразумевает наличие базовых понятий о методах и приемах, и определение основного направления необходимых условий коррекционно-развивающей работы;
− принцип доступности последовательности и систематичности предполагает плавное наращивание сложности упражнений для обучающихся, руководствуясь правилом от простого к сложному;
− принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств.
Планируемые результаты освоения курса: У обучающихся в пятом классе общеобразовательной школы в условиях инклюзии, прошедших курс занятий по данной коррекционной программе, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации, предполагают формирование следующих результатов:
1. Личностные результаты, обеспечивающие ценностносмысловую ориентацию обучающихся:
− адекватное отношение обучающихся к учебно-воспитательному процессу;
− проявление внутренней позиции школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к процессу обучения;
− проявление познавательного интереса в процессе обучения;
− повышение уровня заинтересованности посредством совместной деятельности.
2. Метапредметные результаты:
Коммуникативные результаты – обеспечивают социальное взаимодействие, интеграцию в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками:
– умение слушать и вступать в диалог;
– использование навыков невербального взаимодействия;
– владение навыками группового сотрудничества.
3. Регулятивные результаты – организация собственной деятельности обучающихся:
– принятие учебной задачи и ее сохранение;
– адекватная оценка правильности выполнения задачи;
– адекватное восприятие оценки сверстников.
4. Познавательные результаты – обеспечивают возможность познания предметного и социального мира:
– ориентация в пространственных и временных представлениях;
– владение приемами сохранения и воспроизведением информации;
– выполнение таких мыслительных операции, как: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
– наличие алгоритма в процессе деятельности, в соответствии с установленными правилами (календарно-тематическое планирование программы).
По окончании реализации программы был проведен контрольный мониторинг по оценке учебных трудностей и мотивационной готовности к их преодолению у обучающихся.
После реализации коррекционной программы у обучающихся повысился уровень школьной мотивации, у некоторых с переходом на следующий уровень.
Данный факт говорит, что формирование правильных мотивационных установок позволяет обучающимся преодолевать учебные трудности. В данный момент все ученики аттестованы по всем предметам, что не отмечалось на начало исследования. Также учителя стали подчеркивать, что дети из стали более дисциплинированы и заинтересованы в обучении.
Таким образом, полученные результаты показали, что наличие адекватных мотивационных установок может способствовать успешному обучению в условиях инклюзии.
Исходя из выше сказанного, можно отметить, для того чтобы воспитать положительное отношение к учению, развить познавательную активность, интерес к процессу учёбы и его результатам необходимо использовать всевозможные средства воздействия на школьника с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды, способствующие возникновению познавательной активности и познавательного интереса.
Обобщив вышеизложенное, к числу таких средств можно отнести:
а) использование различных методов и форм организации учебного процесса, таких как работа в парах, группах, проектная деятельность, игровые формы, обсуждение, дискуссии, и т.д.;
б) использование технических средств обучения, таких как компьютеры, интерактивные доски, аудио- и видеоматериалы, и т.д.;
в) использование положительной мотивации, такой как похвала, поощрение, уважение, признание, а также создание условий для самореализации и самовыражения учащихся;
г) проведение различных внеклассных мероприятий, таких как экскурсии, спортивные соревнования, конкурсы, выставки, и т.д., способствующих развитию учебной мотивации и познавательного интереса.
В целом, формирование учебной мотивации у подростков в среднем звене является многогранным и длительным процессом, требующим участия всех сторон: родителей, учителей, друзей и самого подростка. Однако, если подходить к этому процессу с пониманием и учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, то учеба может стать интересной и полезной деятельностью, которая будет помогать обучающимся реализовывать свой потенциал и справляться с учебными трудностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации образования
Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, IIвида. Школа образована в 1951 году и в 2011...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой
Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...
Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...
ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих, познавательных способностей обучающихся основной школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...
Коррекционно-развивающие игры и упражнения способствующие развитию познавательной деятельности учащихся младших классов
В помощь родителям...
Уроки доброты для обучающихся 1 классов в условиях инклюзии
Презентация представляет собой практическое пособие и иллюстративный материал к уроку понимания и доброты среди обучающихся 1 классов в условиях инклюзивного образования...
Коррекционно - развивающая логопедическая программа. Курс: "Развитие связной устной речи". Внеурочная деятельность. 1 - 4 классы.
Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также...