Тренинговые упражнения для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.
план-конспект по психологии

Мисюк Елена Викторовна

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания включает в себя несколько упражнений, направленных на снятие напряжения, избавления от негативных переживаний на работе,  получения психологической поддержки и положительных эмоций . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговые упражнения для педагогов

по профилактике эмоционального выгорания

Цели:

  1. Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.
  2. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
  3. Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  4. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
  5. Снятие напряжения за счет негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

● Маркерная доска или ватман для записи собранной информации.

● Маркеры, фломастеры, цветные карандаши.

● Бумага формата А 4.

●Таблицы «Поле самодиагностики».

● Кнопки, скотч, ножницы.

То, что мы с вами определили цвет настроения в начале занятия, безусловно, может изменяться на протяжении всего занятия. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое так же будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

  1. Упражнение «Что общего».

Выбирается один участник в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.

  1. Упражнение «Порядковый счет».

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками занятия. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.

  1. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что нужно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

  1. «Я – дома, я – на работе».

Разделить лист пополам. Составить два списка определений (как можно больше) «Я дома», «Я на работе». Как вариант предположить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда» Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

похожие черты;

противоположные черты;

одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях;

отсутствие общих черт;

какой список было составлять легче, какой получился объёмнее?

каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

  1. Упражнение «Чувство».

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

Воспринимали ли вас адекватно?

Почему возникали затруднения в определении чувства?

Расскажите о своих впечатлениях.

  1. Упражнение «Стратегии самопомощи».

● Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?».

● Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Первый список может выглядеть так:

играю со своими детьми;

читаю, лежа на диване;

работаю в саду.

Второй список может выглядеть так:

играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость;

работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы;

встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.;

встречаюсь с друзьями;

смотрю телевизор.

  1. Упражнение «Моечная машина».

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить, обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

  1. Психологическая поддержка и обратная связь.

Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трём сидящим справа участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листа формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

  1. Притча.

«История-напутствие» из книги Носсрата Пезешкиана «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».

В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан разными предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нёс по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.

В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал? – спросил он. – Действительно, глупо, – ответил путник, но я до сих пор их не замечал. Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: – Скажи усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащить за собой на цепи такие тяжелые гири? – поинтересовался он. – Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я ни не знал, что утруждаю себя этим. Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал.

Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: – О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой – можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути! – Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути. С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул его в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.

  1. Упражнение «Чему Я научился». Рефлексия.

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился…

Я узнал, что…

Я нашел подтверждение тому, что…

Я обнаружил, что…

Я был удивлен тем, что…

Мне нравится, что…

Я был разочарован тем, что…

Самым важным для меня было…

Мне сегодня…

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Работа – всего лишь часть жизни»

Получить удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём с полными вёдрами воды. Как сохранить...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Прививка от стресса»

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достато...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Всем известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные затраты: интеллектуальные, эмоциональные и психические. Современные педагоги испытывают стрес...

"Пока не гаснет свет..." Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания....

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Душевный комфорт, умение находить разумный баланс между временем, затраченным на работу и на отдых играют важную роль в работе педагога. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к...

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...