Психологический тренинг для учащихся 9 класса «Экзамен без стресса»
план-конспект урока по психологии (9 класс)
Психологический тренинг для учащихся 9 класса «Экзамен без стресса»
Цель: создание условий для преодоления психологических барьеров в предэкзаменационный период.
Задачи:
- Снизить уровень эмоциональной напряженности учащихся;
- Расширить представление о средствах профилактики и преодоления стресса;
- Развить навыки самоконтроля с опорой на внешние и внутренние ресурсы учащихся;
- Обучить способам психической саморегуляции;
- Содействовать активизации личностных ресурсных состояний.
Ход тренинга
1. Вступление.
Здравствуйте, учащиеся! Я рада приветствовать вас на тренинговом занятии.
2. Знакомство.
“Современная жизнь диктует нам новые правила. И мы идем в ногу со временем. Мы много времени проводим в сети Интернет, общаемся, изучаем интересующую нас информацию. Представьте, что вы сейчас в сети. А я приглашаю вас на свой сайт для подростков, где обсуждаются различные темы, высказывают свое мнение разные специалисты и т.п. Для начала необходимо зарегистрироваться и создать свой аккаунт/профиль.
В первую очередь заполните страницу с личными данными”.
Участникам тренинга выдаются бейджики в виде телефонов, на них они записывают свое имя и актуальный “статус”.
3. Представляем свои “странички” по кругу.
4. Просмотр видеоролика
“Блуждая по сети, ваше внимание привлек следующий видеоролик”.
(видеоролик про экзамен). Ролик взят из КВН: сценка, где Скороход А. сдает экзамен по физике
5. Обсуждение видеоролика.
“Какие мысли возникают при его просмотре, бывали ли вы в такой ситуации? Что чувствует молодой человек? (переживает стресс) Актуальна ли для Вас эта тема?
А какие же ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “экзамен”? Запишите свои ассоциации в буклете и озвучьте их. (записываем варианты ответов на доске) Приложение1
Все ассоциации в основном отрицательные.
Как же побороть этот страх, чтобы экзамен казался не пыткой, а неотъемлемой частью учебного процесса. Как некая систематизация знаний и применение их на практике. Мы попробуем иначе посмотреть на ситуацию экзамена! Возможен ли Экзамен без стресса?!”
6. “Самое трудное...”
“У вас в жизни уже была ситуация экзамена, которая принесла много различных чувств и эмоций. Давайте теперь вспомним эту ситуацию и попробуем по очереди закончить следующую фразу: “Самое трудное на экзамене для меня...”
Многие учащиеся отметили, что самым трудным является неумение сконцентрироваться, справиться с тревогой, со стрессом. Именно он мешает выполнить задания на экзамене или правильно заполнить бланк.
Познакомимся с мнением психологов и психофизиологов.
“Стресс – это ответная реакция на изменение обстоятельств”. (Г.Селье)
Стресс – это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.
Выделяются три стадии развития стресса.
- стадия тревоги и напряжения;
- стадия сопротивления (резистентности) – эустресс;
- стадия истощения – дистресс.
Стресс не обязательно оказывает негативное разрушительное действие на человека. На самом деле стадии стресса оказывают различное влияние на организм.
Первая и вторая стадии способствуют мобилизации всех жизненных сил человека. Деятельность человека становится более эффективной и успешной.
Третья стадия – исчерпывает энергию организма, начинается процесс разрушения.
Влияние стресса на функции организма.
Функции организма | Влияние стресса | |
Эустресс (+) | Дистресс (-) | |
Внимание | Улучшение способности к концентрации, переключению внимания. | Трудности управления |
Память | Улучшение | Ухудшение |
Пульс | 90 – 100 ударов | Более 100 ударов |
Дыхание | Усиление (углубление) | Учащение (поверхностное), одышка |
Цвет кожи | Покраснение | Побледнение (бело-красные пятна) |
Терморегуляция | Чувство жара | Озноб |
“Сейчас я вам предлагаю определить свой уровень стресса” (диагностика по методике стресс-теста) Приложение 2
Обсуждение полученных результатов.
“У каждого из нас есть стресс, только уровень пребывания его в каждом разный!
Симптомы стресса
Существует множество проявлений стресса, причем разные люди испытывают их с различной интенсивностью.
Физические симптомы стресса обычно включают в себя:
- Боль в спине
- Мышечное напряжение
- Высокое кровяное давление
- Ослабление иммунной системы
- Повышенное потоотделение
- Сердцебиение
- Расстройство желудочно-кишечного тракта
- Головную боль
- Тошноту
Психологические симптомы стресса:
- Переменчивость настроения, преобладающая угрюмость
- Беспокойный сон
- Раздражительность
- Депрессии
- Концентрация внимания на неприятностях
- Гнев
- Ощущение подавленности и разбитости
Питание
- Далеко не последнюю роль в процессе запоминания информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение -совсем не случайность. Всё это вполне достижимо с помощью…еды. (см.Презентация «Пища для ума»)
- Лучшему запоминанию способствует- морковь.
- От перенапряжения и психической усталости лучшее средство-лук.
- Орехи - для выносливости.
- Клубника и бананы -помогут снять стресс.
- Для питания клеток мозга просто незаменима - морская рыба.
- Улучшает кровообращение - черника.
- Ничто не освежит ваши знания, так, как - лимон.
- А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть - шоколадку.
- А если не сдал ?
10. Завершение “Мои друзья”
Вы пообщались, высказывали мнения, которые порой у вас были схожи. Теперь добавьте себе на страницу друзей (записываем имя, электронную почту. Номер телефона или пожелания) Свою страницу отдаем соседу справа, а сами принимаем страницу у соседа слева и “добавляемся в друзья” (по желанию) В итоге ваша страница должна к Вам вернуться.
Используемая литература.
- Акимова Г.Е. Как помочь своему ребёнку? Екатеринбург, 2003.
- Гаулстон Т., Голдсберг Ф. Психологические ловушки. С-Пб, 1997.
- Иванова Н. Л., Луканина М. Ф.,Однорапова Е. Ю. Стресс и тревога: профилактика, диагностика, коррекция. Сборник методических рекомендаций для специалистов социальных учреждений. Ярославль 2005
Поднимите руки те, кто испытывал те иные симптомы? Уместно вспомнить, что тревожность - естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывает его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить но… стоит взять билет и немного упокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться чётким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывёт и не родится. К любому экзамену необходимо готовиться, чем серьёзнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.
Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?
Условия поддержки работоспособности
- Чередование умственного и физического труда.
- Выполнение гимнастических упражнений(кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
- Бережное отношение к зрению.(делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
- Минимум телевизионных передач!
Приёмы психологической защиты
- Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабевает.
- Сравнение. Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей. И вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
- Накопление радости. Вспомните события, вызывающие у вас даже маленькую радость.
- Мобилизация юмора. Смех - противодействует стрессу.
- Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».
- Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
- Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).
Режим дня
В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.
Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то изучение того же материала вы тратьте значительно больше времени.
Желательно заставать себя просыпаться пораньше.
Лучше всего сопротивляющейся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00
В середине дня 30-40 минут проводится на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.
Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой.
Условия запоминания и усвоения учебного материала
Составление плана
- Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы её обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомниться.
- Ответы на наиболее трудные вопросы развёрнуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймёте, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя.
- Не думайте «Я всё равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как ни странно, не позволяют ничего делать или делать спустя рукава ( а зачем, если всё равно ничего не выдет ?) Поэтому сосредаточтесь на конкретных задачах -продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.
- Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.
- Для лучшего запоминания выявите свой тип памяти:
-при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;
-при слуховой - читайте вслух, слушайте текст.
На экзамене
Первый шаг - психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать её привычной.
На экзамене приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже - по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.
Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.
Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно, на полях записывая то, что у вас «всплывёт» по другим вопросам.
Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя.
Отвечая материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь доброжелательному и спокойному человеку.
Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука - тоже.
На доске изображенная модель человека. Психолог: «Скажите ,пожайлуйста, на какие органы влияет стресс?(по ходу как ребята называют, психолог отмечает те области, которые были названы: сердце, сосуды, мышцы, глаза и т.д.).
Упражнение «Храм тишины»
Запомните: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки- не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка - ещё один шаг к успеху. Помните - не ошибается тот, кто ничего не делает!
Заключительная часть. Позитивный мультфильм
Список используемых источников:
- Власенко И.И. Как удвоить свои способности: секреты психологической подготовки к экзаменам. Изд-во: Ростов: Феникс,2005.
- Джордж М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. – М.,2001.
- Жорж Ж. детский стресс и его причины. – М.,2003.
- Как помочь подготовиться к экзаменам. Практические рекомендации для родителей. – Школьный психолог, 2003,№48.
- Калашков А.А., Сауткин В.С., Косова Л.В. К вопросу о профилактике нервно – эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов. – Гигиена и санитария,1982,№5, с.32-35.
Приложения №1
Приложение 2
Упражнение «Храм тишины»
( выполняется под спокойную, музыку для релаксации)
Для его выполнения займите удобное положение, выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на своём дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем Вашу грудную клетку и лёгкие. Сделайте полный вдох, затем несколько лёгких спокойных выдохов и приступайте к упражнению.
Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города…… Постарайтесь ощутить, как Ваши ноги ступают по мостовой…..
Обратите внимание на других прохожих, выражение их лиц, фигуры……….
Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны…………. Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум,……гудят автомобили, визжат тормоза……….. Может быть Вы услышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов……..булочную……цветочный магазин……….. Может Вы представите в толпе знакомое лицо?........ Подойдите и поприветствуйте этого человека. Или может быть ,Вы пройдёте мимо? Остановитесь и подумайте, что Вы чуствоуете на этой шумной деловой улице7 Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, Вы заметите большое здание, отличающиеся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: «ХРАМ ТИШИНЫ».Вы понимаете, что этот храм-место, где не слышны звуки, где никогда не было произнесено ни единого зкука, ни одного слова. Вы подходите и трогаете тяжёлые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу оказываетесь, окружены полной и глубокой тишиной.
………………………………………………………………………………………..
Кода Вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как Вы себя теперь чествуете? Запомните дорогу, которая ведёт к ХРАМУ ТИШИНЫ, чтобы Вы могли. Когда захотите, вновь вернуться туда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril2.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Стресс-тест Инструкция: Вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:— почти никогда (1 балл);— редко (2 балла);— часто (3 балла);— почти всегда (4 балла). В последнее время… 1. Меня раздражают мелочи. 2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. 3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. 4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть. 5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое. 7. Все свое свободное время чем-нибудь занят. 8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. 9. Не умею выслушивать, вставляю реплики. 10. Страдаю отсутствием аппетита. 11. Часто беспокоюсь без всякой причины. 12. По утрам чувствую себя плохо. 13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. 14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. 15. Думаю, что сердце у меня не в порядке. 16. У меня бывают боли в спине и шее. 17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой. 18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. 19. Думаю, что я хуже многих. 20. Я не соблюдаю диету.
| Стресс-тест Инструкция: Вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:— почти никогда (1 балл);— редко (2 балла);— часто (3 балла);— почти всегда (4 балла). В последнее время… 1. Меня раздражают мелочи. 2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. 3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. 4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть. 5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое. 7. Все свое свободное время чем-нибудь занят. 8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. 9. Не умею выслушивать, вставляю реплики. 10. Страдаю отсутствием аппетита. 11. Часто беспокоюсь без всякой причины. 12. По утрам чувствую себя плохо. 13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. 14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. 15. Думаю, что сердце у меня не в порядке. 16. У меня бывают боли в спине и шее. 17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой. 18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. 19. Думаю, что я хуже многих. 20. Я не соблюдаю диету. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»
Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...
Программа социального педагога «Подготовка к ЕГЭ с элементами психологического тренинга» (для учащихся 9,11-х классов)
Подготовка к ЕГЭ с элементами психологическго тренинга в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ...
Тренинг для учащихся 9-х классов «Экзамен без стресса»
Тренинг для учащихся 9-х классов «Экзамен без стресса»Цель тренинга: обучение техникам и приемам саморегуляции....
Нетрадиционный классный час в 9 классе "Экзамен вне стресса"
Экзамены - это ответственный период в жизни любого человека. И сегодня мы с вами поговорим о проблемах и трудностях экзаменационного периода, попытаемся найти возможные пути их преодоления, «про...
Психологический тренинг для учащихся 9 класса «Экзамен без стресса»
Цель: создание условий для преодоления психологических барьеров в предэкзаменационный период...
Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...
Мастер-класс "Экзамен без стресса"
Мастер-класс "Экзамен без стресса"...