Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я и другие"
рабочая программа по психологии (6, 7 класс)
Программа содержит комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие у обучающихся 6-7 классов способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_drugie_6-7_klassy.docx | 557.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение
- Цель и задачи программы
- Сроки реализации
- Методы и формы работы
- Целевая аудитория
2. Этапы реализации программы
3. Предполагаемый результат
4. Критерии оценки эффективности
5. Условия реализации программы
6. Тематический план
7. Перспективный план
7. Литература
1.1 Введение
Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает умение всех участников вести диалог, выбирать необходимые формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать (сотрудничать) как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно, ведущую роль в этом играет педагог как более опытный, знающий, компетентный участник субъектно-субъектных отношений. Однако эта ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным его способность к рефлексии и самооценке. Не менее важным становится умение эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения. Поэтому у школьников возникает необходимость в получении психологических знаний.
С другой стороны, с переходом из начальной школы в школу II ступени школьник вступает в новую фазу своего психического развития: он становится младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного “Я”, своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Однако общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы он не знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня тревожности. По результатам психологических исследований, более 60% младших подростков показывают заниженную самооценку.
Анализ педагогической сложившейся ситуации позволил выявить следующие противоречия:
- между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;
- между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других;
- между потребностью обучающихся в творческой самореализации и недостаточно сформированными у них умениями, необходимыми для творческой деятельности.
На разрешение данных противоречий и направлена программа «Я и другие» разработанная для учащихся 6–7-х классов.
- Цель и задачи программы
Цель: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.
Задачи:
- Ознакомить обучающихся с основами психологических знаний и представлений, доступных возрасту,
- Способствовать развитию потребности в осознании обучающимися своих особенностей, достоинств и недостатков,
- Способствовать формированию потребности в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности,
- Способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, управлять собой в процессе взаимодействия, осознанно действовать в ситуации выбора,
- Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения.
1.3 Сроки реализации: в течение второго полугодия.
1.4 Методы и формы работы:
- методы сказкотерапии
- техники арт-терапии (создание коллажей, изотерапия), релаксационные упражнения, проективные техники
- когнитивно-поведенческие и игровые методы (в том числе театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания),
1.5 Целевая аудитория – учащиеся шестых и седьмых классов.
2. Этапы реализации программы
- Подготовительный.
- Сбор первичной информации об учащихся (6-7 классы), испытывающих трудности в межличностном общении.
- Диагностический
Проведение входной диагностики учащихся (методика изучения типа поведения в конфликтной ситуации (К.Томас).
2.2 Основной.
Проведение тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, а также конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации.
- Повторная диагностика.
Проведение повторной диагностики учащихся обучающихся (методика изучения типа поведения в конфликтной ситуации (К.Томас).
3. Предполагаемый результат
- развитие коммуникативных навыков и творческих способностей
- формирование конструктивных способов выхода из конфликтной ситуации
- Критерии оценки эффективности
Качественные:
- гармонизация межличностного взаимодействия
- расширение представлений о конструктивных способах взаимодействия
Количественные:
- изменение типа поведения в конфликтной ситуации, переход от стратегии соперничества к стратегии сотрудничества и компромисса
5. Условия реализации программы.
Цикл практических занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой раз в неделю. В каждой группе 10-15 человек.
Структура игрового занятия.
- Ритуал приветствия – 2 минуты
- Разминка - 10 минут
- Тренинговый этап- 20 минут
- Подведение итогов- 6 минут
- Ритуал прощания – 2 минуты
- Тематический план
№ | Название | Цель | Используемые приемы и упражнения | ||
Блок «Коммуникация» | |||||
1. | Знакомство | создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении установление правил работы в группе ознакомление с программой занятий | Ритуал приветствия Свиток правил Я также, как и ты Коллаж «Наша группа»
Рефлексия Ритуал прощания
| ||
2. | Как мы общаемся | развитие коммуникативных навыков формирование представлений об основных стратегиях взаимодействия | Ритуал приветствия Снежный ком Молчащее и говорящее зеркало Рефлексия Ритуал прощания | ||
3. | Правило «Стоп» | формирование представлений о личностных границах | Ритуал приветствия Цвет моего настроения Границы в общении Рефлексия Ритуал прощания | ||
Блок «Конфликты» | |||||
4. | Я в ситуации конфликта | формирование представлений о конфликте и конструктивных способах выхода из конфликтных ситуаций | Ритуал приветствия Ожерелье благопожеланий. Я в поле конфликта (работа с картами «Мастер сказок») Рефлексия Ритуал прощания | ||
5. | Трудные диалоги: как быть услышанным | Отработка навыков уверенного поведения | Ритуал приветствия Цвет моего настроения Скульптура Рисуночная техника «Диалог на бумаге» Рефлексия Ритуал прощания | ||
6. | Границы в общении | развитие коммуникативных навыков | Ритуал приветствия Спонтанная сказка Создание коллажа «Я и мои одноклассники». Рефлексия Ритуал прощания | ||
Блок «Саморегуляция» | |||||
7. | Агрессивное поведение. Пути выхода | отреагирование негативных эмоциональных состояний, обучение техникам релаксации снижения напряжения | Ритуал приветствия Мой сказочный герой Что такое агрессия Убавь ток Рефлексия Ритуал прощания | ||
8. | Гнев | отреагирование негативных эмоциональных состояний, развитие навыков волевой регуляции поведения | Ритуал приветствия Спутанные цепочки Аэробус Рефлексия Ритуал прощания | ||
9. | Управлять собой, или мое будущее в моих руках | развитие навыков волевой регуляции поведения, обучение осознанному выбору | Ритуал приветствия Цвет моего настроения Спутанные цепочки Четыре двери Рефлексия Ритуал прощания | ||
10. | Итоговое занятия | Ритуал приветствия Цвет моего настроения Письмо из будущего Чемодан в дорогу Рефлексия Ритуал прощания | |||
ИТОГО |
|
- Перспективный план
Месяц | Мероприятие | Цель |
Январь | Сбор первичной информации об учащихся (6-7 классы), испытывающих трудности в межличностном общении. | формирование рабочих групп |
Февраль | Диагностика | получение результатов входной диагностики |
Проведение тренинговых занятий. Блок «Коммуникация» | развитие коммуникативных навыков | |
Март | Проведение тренинговых занятий. Блок «Конфликты» | развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций |
Апрель | Проведение тренинговых занятий. Блок «Саморегуляция» | отреагирование негативных эмоциональных состояний, обучение техникам релаксации снижения напряжения |
Май | Диагностика | получение результатов повторной диагностики, подведение итогов |
Литература
1. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения по саморегуляции. /Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Евсеева С.П. – СПб, 2006.
3. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
4. Мухина, В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 2000. – С.104.
6. Фопель К. Психологические группы. – М.: Генезис, 2004. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"
Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...
профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"
Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....
Психологическое занятие из профилактической психолого-педагогической программы «Социального и личностного развития подростка и профилактики отклоняющегося поведения «Свой выбор!»
Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения....
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"
Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Навстречу друг другу"
Программа ориентирована на профилактику семейного неблагополучия посредством формирования конструктивных навыков взаимодействия в детско-родительских отношениях...