Презентация на тему: Выявление и профилактика буллинг поведения в классном коллективе.
презентация к уроку по психологии
Занятие для классных руководителей.
В презентации рассматриваются причины и мотивы возникновения буллинга в детских коллективах. Раскрывается понятие жертвы. Описывается алгоритм действий при обнаружении случая буллинга, Классным руководителям даются рекомендации по профилактике агрессивного поведения учащихся, методики изучения микроклимата классного коллектива и эмоционального состояния детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему: Выявление и профилактика буллинг поведения в классном коллективе | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буллинг - притеснение, травля, дискриминация. Это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов. Цель буллинга – за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.
Причины возникновения буллинга в детских коллективах : ● наличие в классе признанного лидера; ● возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера); ● нежелание учителя в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников; ● отсутствие контроля со стороны учителей за поведением учащихся на переменах.
желание унизить, запугать не понравившегося человека. Часто буллерами становятся: ● дети, воспитывающиеся родителями одиночками; ● дети, из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни; ● дети из властных и авторитарных семей; ● дети из конфликтных семей; ● дети с низкой устойчивостью к стрессу; ● дети с низкой успеваемостью.
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие: ● физические недостатки (носящие очки, сниженным слухом, двигательными нарушениями, т.е. те дети, которые не могут защитить себя физически); ● особенности поведения (замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или гиперактивные и нетерпеливые, которые вызывают раздражение); ● особенности внешности (рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, особенная форма головы и т.п. ● плохие социальные навыки (недостаточный опыт самовыражения);
● страх перед школой (школьная неуспеваемость, отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов); ● отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); ● особенности здоровья (нервные тики, заикание, нарушение речи, эпилепсия и т.п.); Поведенческие особенности жертвы буллинга: дистанцированность от взрослых и детей; негативизм при обсуждении темы буллинга, напряженность и страх при появлении ровесников, обидчивость и раздражительность, грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга: ● с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников; ● пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес другого члена классного коллектива; ● если по каким-то причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете; ● классный коллектив помогают объединить совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.;
● наиболее активным детям необходимо дать возможность проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других; ● следует избегать высмеивания и сравнения учащихся на уроках; ● разбор ошибок в классе необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения учащихся: ● Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков. ● Снижать асоциальное поведение школьников. ● Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся. ● Формировать: навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки; навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
навыки защиты своего Я, само-поддержки и взаимо-поддержки; навыки бесконфликтного и эффективного общения. ● Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. Лучший способ разрешения проблем насилия – профилактика: предохранение, предупреждение, устранение, контроль. Большая роль отводится классному руководителю. Он не имеет права «не замечать, что происходит с его учениками».
Необходимо обращать внимание на формирование группировок в классе, знать о взаимоотношениях детей, оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам. Сотрудничать с семьями, родителями, опекунами. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята ко вниманию. Объединив усилия всех участников образовательной деятельности, мы обязаны создавать условия для безопасного, комфортного пребывания детей в школе, учить их жить в психологически безопасной среде.
Социально-психологический климат – важная характеристика малой группы. Различают благоприятный и неблагоприятный, здоровый и нездоровый социально-психологический климат. В ученическом коллективе очень важно, что бы психологическая атмосфера благоприятно влияла на становление личности ребенка. Здоровый социально-психологический климат активирует успех школьника к общим делам, влияет на процесс обучения, мотивирует на достижение поставленных задач.
Обучающийся не может жить и развиваться вне учебной группы, к которой он принадлежит. Влияние группы на человека является разносторонним и очень важным, так как она выполняет по отношению к ребенку или подростку целый ряд важных функций: объединения, социализации, прагматизации, экспрессивности и поддержки. Психологический климат и межличностные отношения в учебной группе значительно сказываются на отношении обучающегося к выполняемой им работе, на силу его мотива. Установлено, что дети и подростки намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый психологический климат и межличностные отношения в учебной группе.
Социально-психологический климат классного коллектива изучают при помощи проведения диагностики межличностных отношений обучающихся на различных ступенях образования. Социометрия – методика социометрического изучения межличностных отношений в группе. Позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Процедура проведения исследования. Для каждого обучающегося классный руководитель распечатывает бланки анкет. Анкеты раздаются в классе с просьбой ответить каждому члену коллектива на вопросы анкеты, обязательно указав, что на каждый вопрос при ответе можно сделать только три выбора. На каждом бланке ученик подписывает свои данные (фамилия, имя; класс; дата заполнения).
№ п/п Фамилия, имя обучающегося С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? К кому бы из одноклассников обратился за помощью в домашнем задании? 1 Иванов Иван 2 Петров Семен 3 Семенов Петр 4 Музыка Света 5 Зимина Наташа 6 Сидоров Павел 7 Воробьева Лена 8 Синицын Саша 9 Палкин Олег 10 Савельева Нина 11 Миронова Татьяна 12 Кузнецова Галина
Цель социометрического опроса заключается в выборе каждым учащимся партнера для совместной деятельности и отдыха. Сделанный учащимся выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью. Математическая обработка данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: социометрический статус ученика в классе, взаимность выбора, степень удовлетворенности межличностными отношениями. При обработке данных составляется матрица, которая по своей форме напоминает шахматную турнирную таблицу. По вертикали в ней указываются фамилии всех учащихся класса, а по горизонтали их порядковый номер по списку. На соответствующих пересечениях крестиком обозначают тех, кого выбрал каждый учащийся в качестве своего партнера.
Затем в таблице подсчитывают количество выборов и взаимных выборов у каждого школьника (подсчет производится по вертикали). Количество выборов и является показателем популярности ученика в классе. На основании приведенных в таблице данных можно вычислить социометрический статус каждого ученика. В целях дальнейшего анализа составить социограмму, рассчитать коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями.
№ П/П КОГО ВЫБИРАЮТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 КТО ВЫБИРАЕТ 1 Иванов Иван + + + 2 Петров Семен + + + 3 Семенов Петр + + + 4 Музыка Света + + + + + 5 Зимина Наташа + 6 Сидоров Павел + + 7 Воробьева Лена + + + + + 8 Синицын Саша + + + 9 Палкин Олег + + + + 10 Савельева Нина + + 11 Миронова Таня + 12 Кузнецова Галя + + Кол-во полученных выборов 3 4 6 3 6 1 1 3 2 0 3 2 Из них взаимных 2 2 1 2 0 1 0 1 1 0 0 0
Из матрицы выборов мы видим следующее: к числу «социометрических звезд», которые пользуются наибольшей популярностью в классе относятся: Семенов Петр (6) и Зимина Наталья (6). Они пользуются высоким авторитетом, вызывают наибольшую симпатию; к числу «предпочитаемых» относятся: Петров Семен (4), Иванов Иван (3), Музыка Света, (3), Синицын Саша (3), Миронова Таня (3) . С данными учащимися ребята поддерживают хорошие отношения; к числу «пренебрегаемых» относятся: Палкин Олег (2), Кузнецова Галя (2), Сидоров Павел (1), Воробьева Лена (1). Учащиеся поддерживают дружеские отношения с узким кругом одноклассников; к числу «изолированных» относится Савельева Нина (0) – не принята классным коллективом.
Интерпретация полученных данных социометрического метода исследования: «социометрические звезды» - члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений; «предпочитаемые» – члены группы, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – получают от 3 до 5 выборов; «пренебрегаемые» члены группы, которые поддерживают хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом - получают от 1 до 2 выборов; «изолированные» члены группы – это те, кто не принят в коллективе не получают положительных выборов.
Методика изучения психологического климата в коллективе по А.Ф. Фидлеру Бланк изучения ПК в коллективе по А.Ф.Фидлеру Фамилия, имя ______________________________________ класс _________ дата __________ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 В коллективе царит доброжелательность во взаимоотношениях и взаимопонимание В коллективе постоянно пессимистическое настроение, апатия ко всему, легко возникают конфликты В коллективе высоко ценится принципиальность, честность, бескорыстие, велико стремление к коллективному труду Принципиальность, честность, бескорыстие здесь не ценятся, нет стремления к коллективному труду Члены коллектива стремятся общаться и сотрудничать с другими коллективами Члены коллектива стремятся обособиться от других коллективов В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимопонимание Группировки конфликтуют между собой
+3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Коллективу нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к тесному общению Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех других Успехи или неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают чувство зависти и злости Преобладают одобрение поддержка; упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов Члены коллектива с уважением относятся к мнению другим В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпимым к мнению других В трудных ситуациях происходит эмоциональное объединение коллектива по принципу «один за всех и все за одного» В трудных ситуациях в коллективе возникают конфликты Достижения или неудачи всего коллектива переживаются всеми членами Достижения или неудачи коллектива не находят отклик у его членов Коллектив доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится Новые члены коллектива чувствуют себя лишними, к ним нередко проявляется враждебное отношение Коллектив быстро откликается на любое полезное для всех дело Коллектив не откликается ни на какое- полезное для всех дело, каждый думает только о собственных интересах
+3 +2 +1 0 -1 -2 -3 В коллективе справедливо относятся ко всем членам., здесь всегда поддерживают слабых Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых» К похвалам и поощрениям коллектива относятся с одобрением и чувством гордости К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно Инструкция к проведению теста: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочтите сначала предложенные слева, затем справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению. Оценки: 3 - свойство проявляется в коллективе всегда; 2 - свойство проявляется в большинстве случаев; 1 - свойство проявляется нередко; 0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка полученных данных: сложить оценки во всех утверждениях левой стороны - сумма А; сложить оценки во всех утверждениях правой стороны – сумма Б; найти разницу С = А – В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеет ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. С – более 25 баллов – психологический климат благоприятен. Если С менее 25 баллов – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают средне групповую оценку психологического климата по формуле: С = С i / N , где N число членов группы. Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле: n (С i - ) / N х 100 %, где n (С i - ) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N число членов группы.
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов. Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива. Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечавших. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 и более - это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 - средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 - низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) - начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону - сильная неблагоприятность.
№ Проблема Балл 1 Утрата обоих родителей 2 Утрата одного из родителей или развод в семье 3 Тяжелая психологическая атмосфера в семье 4 Изоляция в детском коллективе 5 Несправедливые методы воспитания, подавление 6 Тяжелые соматические болезни, инвалидность 7 Отсутствие опоры на любящего взрослого 8 Неудачи в учебе, низкие школьные успехи 9 Акцентуации характера 10 Употребление алкоголя и наркотиков 11 Нарушение контроля, импульсивность 12 Низкая самооценка 13 Тяжело протекающий пубертат 14 Пассивность, робость, несамостоятельность Прогностическая таблица эмоционального состояния детей и подростков (А.Н. Волкова). Цель: диагностика эмоциональной и личностной сферы. Дети, набравшие более 25 баллов могут быть отнесены к группе риска
С П А С И Б О ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание системы работы социального педагога по выявлению и профилактике девиантного поведения учащихся.
Социальный педагог и функции его деятельности...
Презентация по теме: «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений"
Лабораторная работа по теме: «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений"...
Презентация на тему:"Движение транспортных средств. Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте "
Презентация на тему:"Движение транспортных средств. Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте " выполнена с помощью программы MS PowerPoint....
Статья на тему "Коррекция и профилактика агрессивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского образовательного учреждения»
Целью работы было изучить детскую агрессию и ее причины....
Выступление на ШМО классных руководителей по теме "«Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся »".
Материал содержит анализ и рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в классе, на стадии формирования классного коллективав 5 классе....
Программа «Клубного часа» по теме: «Формирование модели профилактики девиатного поведения, через социальное развитие»
Программа «Клубного часа» по теме:«Формирование модели профилактики девиатного поведения, через социальное развитие»Цели программы:1.Обучение подростков приемам общения, стимул...
Профилактика буллинга (травли) в дестком коллективе
Пример занятия для педагогов на тему "Профилактика буллинга (травли) в детском коллективе....