Программа профилактики суицидальных привенций
рабочая программа по психологии

Федорова Елена Михайловна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2»

Утверждаю:

Директор МБОУ «Лицей №2»

_______Т.Р. Фарберова

Приказ №_____от_____2021

Программа профилактики суицидальных привенций

среди детей и подростков

МБОУ « Лицей №2»

за 2021-2022г.

                                          Составила :

педагог-психолог     

                                                                                                              Федорова Е.М.

Содержание

1.Пояснительная записка……...………………………………………………………………  ……………………………………………………..3

2. Целеполагание  и ожидаемые результаты………………………………………………………………………………………………………….3-4

3. Структура и содержание программы………………………………………………………………………………………………………………4-10

4. Литература……………………………………………………………………………………………………………………………………………10

5. Приложения ………………………………………………………………………………………………………………………………………..11-47

- Приложение 1. Опросник суицидального риска (ОСР)………………………………………………………………………………………….11-13

- Приложение 2. Занятия с элементами тренинга. …………………………………………………………………………………………………14-47

  1. Пояснительная записка.

Суицидальное поведение относится к распространенной патологии  поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида в округе, в городе,  случаями регистрации детей в группах смерти в социальных сетях появляется необходимость в принятии мер по профилактике преждевременного ухода подростков из жизни. В достижение цели сохранения жизни детей в МБОУ СОШ №3 входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. Состояние психофизического здоровья детей зависит от множества факторов, в том числе и недостаточной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Среди приоритетных форм профилактики подростковой суицидности относим формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность. До 13-летнего возраста суицидальных намерений мы в практике не встречали. Начиная с 14-15 лет резко возрастает информационная  активность подростков к группам, компаниям, дружеским связям, достигая максимума к 16-17 годам. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должна реализовываться данная программа – дети 14- 17 лет. Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-11 классов.  

В работе по профилактике суицидального поведения учащихся педагогические работники МБОУ «Лицей №2»  руководствуются многоуровневой моделью суицидальной превенции, утвержденной приказом Письма Министерства образования Российской Федерации от 29.05.2003г. № 03-51- 102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей пи подростков», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 июня 2014 г. N 658 г. "Об утверждении Порядкапроведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования", Приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 213/10-п-225 от 18.02.2021г. « Об утверждении комплекса профилактических мероприятий, направленных на повышение стрессоустойчивости несовершеннолетних, в ХМАО-Югре на 2021-2023 годы»,Приказом Департамента образования г. Нижневартовска № 279 от 02.04.2021г. «Об утверждении комплекса профилактических мероприятий, направленных на повышение стрессоустойчивости несовершеннолетних в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска»

Цель: профилактика деструктивных форм поведения (суицидальное) среди несовершеннолетних, формирование единого профилактического пространства в образовательной среде лицея для обеспечения системного комплексного воздействия на целевые группы профилактики.

Задачи:

  1. Повышение влияния образовательной и предметно-развивающей среды лицея на социализацию личности обучающихся, воспитание культуры психологического здоровья, ответственности перед собой и обществом.
  2. Осуществление комплексной помощи несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации, развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению.
  3. Реализация диагностических методик раннего выявления детей и молодежи с признаками деструктивных форм поведения (суицидальное).
  4. Развивать позитивное самосознание подростков, формировать позитивный образ «Я».
  5. Научить ценить свою и чужую индивидуальность.
  6. Обучить методам релаксации и саморегуляции.
  7. Сформировать отношение к жизни как к ценности.

Знания, которые учащимся необходимо приобрести по окончании программы:

- знания о ценности здоровья, жизни человека;

- знания об эффективных способах поведения, решения проблем;

- знания основ саморегуляции, релаксации.

Умения и навыки, которыми учащимся необходимо овладеть по окончании программы:

- умение принять себя;

- навыки рефлексии, осознания себя;

- социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими;

- навык решения собственных проблем.

        Формы контроля эффективности - опросники, используемые как в начале работы по программе, так и по её окончанию.          

Для реализации программы предусматривается использование следующих форм работы:

•        групповые занятия с элементами тренинга;

•        досуговые мероприятия для учащихся в образовательном учреждении;

•        индивидуальные консультации.

Ожидаемый результат позитивное самосознание подростков, образ «Я», наличие  ценности своей и чужой индивидуальности, навыков релаксации и саморегуляции, сформированное отношение к жизни как к ценности.

  1. Структура и содержание программы.

Программа состоит из диагностического блока, практического блока, включающего занятия с элементами тренинга, дополнительного раздела досуговых мероприятий, включенных в содержание воспитательного плана школы. Первый блок программы помогает в познании подростком ценности собственного здоровья, осмыслении слагаемых психологического здоровья, познании способов преодоления негативных факторов и стрессовых ситуаций. Содержание второго блока определяет жизненную позицию школьника, ценность и многогранность жизни, которая во многом характеризуется общением, окружением.

Занятия с элементами тренинга по своей структуре состоят из следующих частей:

1.        Вводная часть, актуализирующая жизненные знания и имеющийся у детей опыт (в этой части используются психологические упражнения, а также фрагменты литературных произведений, аудио - и видеоматериалы). Каждая встреча, кроме первой начинается с рефлексии, во время которой ведущий определяет состояние учащихся, их настрой на работу, их тревоги и сомнения. Во второй части рефлексивного введения проверяется выполнение домашнего задания: как справились с заданиями, какие трудности испытывали, что думают и что чувствуют по этому поводу.

2.        Основная часть, направленная на формирование новых представлений (теоретическая часть, ролевые игры, творческие этюды, ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем и др.). Предложенные методики занятий могут варьироваться в зависимости от готовности группы к тому или иному упражнению. Кроме основных упражнений, игр, обязательно предлагается разминка, которая проводится по мере необходимости, чтобы снять усталость, напряжение или настроить на работу, сплотить группу.

3.        Заключительная часть включает отработку личных стратегий поведения (способы решения проблемных ситуаций) и осмысление полученного опыта; проведение рефлексии. Основная задача ведущего- создание условий, необходимых для активной, самостоятельной работы каждого участника.

Требования к специалистам:

Профилактическая работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование (педагог-психолог), и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы (классными руководителями).

Периодичность проведения основных занятий по блокам составляет 1 раз в неделю. Также периодически предлагается организовывать досуговое мероприятие. Общая продолжительность программы составляет 16 мероприятий.

Занятие в форме групповой работы с элементами тренинга планируется как набор ролевых (моделирующих) игр и упражнений, групповых дискуссий и оценочных упражнений, которые являются продуктивными методами, позволяющими проанализировать отношение к вопросам отношений между мальчиками и девочками, нормы и ценности, а также тренировать коммуникативные навыки.

       Состав участников программы может быть разнообразен, должен включать в себя детей:

-  из семей неблагополучных в социальном и психологическом смысле;

- с высоким уровнем тревожности, с высокими показателями субшкал по результатам  «Опросника суицидального риска» Т.Н. Разуваевой;                    

- психологически изолированных и отверженных в классных коллективах;

- с признаками замышленного суицида;

- коллектив с низким эмоционально-психологическим климатом.

Многие вопросы эмоционально заряжены или касаются личностно значимых ценностей, поэтому на их осознание и переработку необходимо время. Кроме того, подростки находятся на разных стадиях своего личностного развития, и поэтому некоторым из них требуется индивидуальная консультация.

Чтобы сделать занятия более эффективными, необходимо соблюдать следующие принципы их проведения.

1.        Доверие, искренность  в общении, конфиденциальность, т.е. обсуждаемые темы и  проблемы не выносятся за пределы группы.

Группа - это то место, где можно рассказать о том, что ребят действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким- либо причинам не обсуждались. Такие отношения не ущемляют чувство взрослости подростков, позволяют эффективно повлиять на повышение уровня их нравственной воспитанности.

2.        Активность обучающегося: участники вовлекаются в специально разработанные действия.

Интенсивное включение в групповой процесс с целью активного всматривания, «вслушивания», «вчувствования» в самого себя, партнера, в группу в целом. Многие оценки и суждения должны исходить, по возможности, от самих участников занятия.

Выбор и постановка задач самовоспитания должны переживаться подростком как его собственные желания и действия, совершаемые с помощью педагога. Собственный выбор и решение являются гарантией того, что учащийся ребенок будет им следовать и не откажется от них при первой же трудности. Обязательно участие в работе группы в течение всего времени проведения занятия, т. к. мысли и чувства участников очень значимы друг для друга.

3.        Творческая позиция: в ходе занятий участники осознают, обнаруживают, «открывают» уже известные идеи, закономерности, а также, что еще более важно, свои ресурсы, возможности и особенности.

4.        Диалогичность: продуктивная воспитательная работа педагогов и психолога с подростками возможна лишь в ситуации диалога.

Диалогичность предполагает разговор не про человека, а напрямую с человеком. Это общение в ходе оценочных суждений, при котором учитываются интересы других участников, а также их чувства, эмоции, переживания, ограничение групповой дискуссии событиями, происходящими «здесь и теперь», т. е. в данной группе и преимущественно в данный момент. Диалог невозможен без взаимного принятия. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, открытости, доверия.

  1. Осознание поведения: в процессе занятий поведение участников, импульсивное вначале, становится более объективным. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.
  2. Эмоциональность, которой способствуют занятия в специально оформленном помещении.

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/11/25/programma-profilaktiki-suitsida-sredi-detey-i-podrostkov

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/04/04/programma-profilaktika-suitsida-sredi-detey-i-podrostkov

Тематический план программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Программа профилактики суицидальных тенденций техниками рациональной эмоциональной поведенческой терапией

Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности – это критический, переломный  возраст. Главные новообразования этого возраста открытие «Я», возникн...

Программа профилактики суицидального риска в старшем школьном возрасте

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тыс. человек кончают жизнь са...

Программа профилактики суицидального поведения подростков.

Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков

«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении....

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...