Как предупредить конфликты в отряде. Особенности работы с детьми «группы риска»
презентация к уроку по психологии
Работа посвящена исследованию конфликтов между учащимися во время отдыха в летних лагерях. Приводится оценка копинг-стратегий, применяемых детьми и подростками, с точки зрения эффективности и возможности сохранения благоприятного эмоционального фона в отряде. Даны рекомендации по развитию навыка совладания с конфликтными ситуациями, работы с детьми "группы риска".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как предупредить конфликты в отряде. Особенности работы с детьми «группы риска» | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Конфликт — это противостояние двух или более сторон, обусловленное противоречивостью их интересов. Конфликт
Стратегии (К.Томас)
Соперничество Условия: Наличие власти и авторитета, которые признаются оппонентом. Авторитарный стиль управления. Безвыходная ситуация. Цель — получение одностороннего выигрыша.
Соперничество Возможность применения обмана, хитрости с целью создания перевеса в свою сторону, провокация оппонента, что может привести к негативным последствиям. Применение данной стратегии невозможно в том случае, когда между субъектами подразумеваются длительные отношения, дружба, любовь, необходимо учитывать интересы другого человека. Соперничество говорит о нежелание стороны вступить в конструктивный диалог по причине своей собственной неуверенности. Минусы Установление жесткого контроля над развитием конфликта и действиями оппонента. Жесткое отстаивание своей позиции, учет своих собственных интересов. Улучшение качества своей личной деятельности за счет применения стратегии соперничества. Плюсы
Приспособление Условия: 1. Объект конфликта несущественен. 2. Необходимость восстановления равновесия и стабильности. 3. Недостаточный объем ресурсов и власти для решения проблемы в свою пользу. Цель — получение результата при минимальных действиях .
Плюсы Минусы Приспособление Возможность сохранить личные ресурсы. Сохранение благоприятных отношений между участниками конфликта. Субъект вынужден постоянно соглашаться с требованиями оппонента, угождать ему, демонстрировать пассивную позицию. Отказ участника конфликта от собственных интересов.
Избегание Цель — уход из-за нежелания сотрудничать и общаться. Условия: Отсутствие личностных ресурсов для участия в конфликте. Объект конфликта несущественен. Отсутствие властных полномочий. Необходимость получения дополнительной информации. Оппонент — личность, трудная в общении.
Демонстрирует уязвимость человека перед позицией оппонента. Неприменимо в случаях, когда личные отношения важны для участников конфликта. Может привести к ухудшению или разрыву отношений. Плюсы Минусы Избегание Позволяет выиграть время. Дает возможность для разрешения разногласий без обострения конфликта.
Компромисс Цель — получение «усредненного» результата за счет взаимных уступок. Условия: 1. Одинаковые аргументы и равный объем власти у оппонентов. 2. Необходимость сохранения положительного СПК в коллективе. 3. Принятие временного решения.
Плюсы Минусы Компромисс Стороны могу предложить свои варианты для разрешения конфликта. Сохранение благоприятного психологического климата. Компромисс — это промежуточный этап разрешения конфликта, не исчерпывающий всех проблем. Иногда стороны используют хитрость или лесть с целью вызова у другой стороны благих намерений.
Сотрудничество Цель — поиск наиболее приемлемого решения для сторон и максимизация выигрыша. Условия: Подходы к решению важны, но нет возможности принять компромиссное решение. Обладание равной властью и авторитетом. Существуют прочные длительные взаимоотношения между оппонентами.
Плюсы Минусы Сотрудничество Полный сбор информации о субъектах конфликта, причинах и условиях возникновения конфликта. Использование достаточных ресурсов для разрешения конфликта между сторонами: Возможность открыто обсудить конфликт, «опредметить» его. Неприменима, когда для сторон неважна сущность конфликта, стороны меряются силами. Неприменима, если один из оппонентов не настроен сотрудничать. В таком случае конфликт не будет разрешен. В лучшем случае, будет отсрочено его решение на неопределенный период.
Дополнительные стратегии разрешения конфликтов Подавление Переговоры Плюсы стратегии «Подавление»: -Применение при ситуации, когда суть конфликта недостаточно ясна, и необходимо уберечь стороны от бессмысленной траты энергии на выяснение причин конфликта. -При данной стратегии разрабатываются и применяются нормы и правила, которые способны упорядочить отношения между оппонентами. Минусы стратегии «Подавление»: -Препятствует взаимодействию сторон, в том числе с целью конструктивного разрешения конфликта. -Не применима в тех случаях, когда недостаточно личного ресурса или невозможно рассчитать свои силы и силы противника. -В случае если оппонент окажется сильнее, он подавит второго оппонента, что будет иметь негативные последствия. Плюсы стратегии «Переговоры»: -Поиск решения, выгодного для всех сторон. Прекращение агрессивных действий в отношении друг друга. -Проявление внимания к оппоненту, к его истинным целям. -Возможность обдумывания своих шагов. -Использование посредника, в том числе, медиатора. Минусы стратегии «Переговоры»: -Не применима при необходимости срочного разрешения конфликта, например, при захвате заложников. -Не применима при длительном протекании конфликта, когда переговоры по какой-либо причине затягиваются и не ведут к конструктивному разрешению конфликта.
Этапы выбора стратегии
Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте
Способы разрешения конфликтов
Как снизить вероятность конфликтов Вероятность конфликта снижается: проявляется уважение к личности ребенка и его мнению; не используются авторитарные методы воспитания («потому что я так сказал»), а объясняется своя точка зрения; применяются методики снижения внутреннего напряжения.
Развитие навыков бесконфликтного поведения
Особенности работы с детьми «группы риска»
Трудная жизненная ситуация В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. от 28 ноября 2015 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства показать ему необходимую помощь. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это: -дети, оставшиеся без попечения родителей; - дети-инвалиды; -дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; -дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий; -дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; -дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; - дети --жертвы насилия; - дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; - дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; -дети, проживающие в малоимущих семьях; -дети с отклонениями в поведении; -дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Психологические особенности детей «группы риска»
Рекомендации 1.Не проходить мимо и не отворачиваться от ребенка; 2. Оказать помощь в адаптации к особенностям лагерной жизни; 3. Оказать помощь в выборе и посещении кружков и секций; 4. Включать в общелагерные мероприятия, подбадривать и вдохновлять; 5. Расширять спектр ролевого поведения, формировать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях; 6. Не требовать «полагающегося» поведения и свести к минимуму свои ожидания и претензии, предоставить возможность для самостоятельного принятия решений; 7. Если с ребенком в лагере произошло форс-мажорное событие, необходимо быть рядом с ним, успокоить его и поддержать.
Обеспечение психологической безопасности ребенка; Содействие в приспособлении к окружающим условиям; Единство совместной деятельности; Мотивирование ребенка к участию в жизни лагеря. Работа с ребенком с ОВЗ
Практические задания 1.Тест Томаса-Килманна ( Thomas - Kilmann Conflict Mode Instrument , TKI ) «Определение ведущей стратегии» 2. 3.Упражнение «Как ты себя поведешь?» 4.Упражнение «Австралийский дождь» Упражнение «Встреча на узком мостике»
Список использованных источников Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 . Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2010. Кармин А.С. Конфликтология. СПб.: Лань, 2000. Крам, Томас Ф. Управление энергией конфликта: Как превратить работу в творчество. М.: АСТ: Рефл-бук, 2001. Немов В.С. Психология. М.: Юрайт, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.
1. Введение, 2. Специфика социально-педагогического исследования детей «группы риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...
Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....
"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ".
выступление на педагогическом совете...
Статья "Особенности работы с детьми "Группы риска"
Все дети рождаются одинаковыми, мы не можем говорить, что тот или иной ребёнок изначально был трудным. Во многом формирование характера и склонностей ребёнка происходит в раннем детстве. Это вопрос се...
Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска
Для того чтобы понимать мотивы поведения и действий детей, а также причины, побуждающие ребенка совершать проблемные поступки, педагогам, родителям необходимо знать его возрастные психологические особ...