Становление социальной идентичности в период социальных кризисов
статья по психологии

Становление социальной идентичности в период социальных кризисов имеет ряд особенностей.Рассматривала несколько факторов, затрудняющих становление идентичности в условиях современной России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Становление социальной идентичности в период социальных кризисов

Становление социальной идентичности в период социальных кризисов имеет ряд особенностей. Исследования показали, что в ситуации социальной нестабильности и кризиса, несмотря на объективные нарушения межпоколенной трансляции норм и представлений о жизни общества, семья остается для подростка важным фактором построения образа социального мира в целом и социальной идентичности в частности (9).

Как правило, идентификации институализированы, т. е. связаны с основными институтами (семья, государство, экономика, образование и др.), и проявляются через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов. В случае изменения социальных институтов или их функций сформировавшаяся идентичность может быть трансформирована или полностью разрушена.

Можно отметить несколько факторов, затрудняющих становление идентичности в условиях современной России:

● во-первых, социально-экономические реформы последних лет, ориентированные на достижение личного успеха, разрушающие традиционно общинную психологию российского народа, не соответствуют духу традиционной российской ментальности;

● во-вторых, деятельность СМИ также объективно разрушает традиционные ценности, зачастую формирует негативную идентичность, насаждает западные образцы культуры и поведения;

● в-третьих, старшему поколению нечего противопоставить этому, потому что не случилось честного разговора о прошлом, и старшие выглядят для нынешней молодежи проигравшими, не сумевшими сохранить страну;

● в-четвертых, произошло нарушение непрерывности хода исторического времени: прошлое страны плохо переносится в настоящее и не выступает фундаментом для будущего, что создает чувство неустойчивости и неуверенности в завтрашнем дне.

Становление личностной, социальной и этнической идентичности личности является результатом социализации. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта; процесс вхождения человека в социальную среду и приспособления к культурным, психологическим и социальным условиям. В гуманистической психологии социализация – самоактуализация Я-концепции, реализация личностью своих потенций и творческих способностей, преодоление негативных влияний среды.

Л.Г. Ионин считает, что идентичность, сформированная в процессе социализации, не является неизменной, и может быть утрачена по двум основным причинам: в результате кардинальных психических изменений либо в результате быстрых и значительных изменений в окружающей социальной среде, что, например, и произошло в российском обществе на стыке тысячелетий [11].

Одним из важнейших средств социализации выступает воспитание.

Содержание и способы воспитания являются производными от социальных условий, национальных особенностей и традиционно-бытовой культуры. Основным социализирующим институтом в наше время продолжает оставаться семья, семейное воспитание, нормы, ценности, традиции, обычаи, существующие в семье, семейные ресурсы, эмоциональная и материальная поддержка, структура семьи.

Структура и функции семьи, её уклад, отношение к детям, стиль и цели воспитания определяются культурой. Исследователи выяснили, что выбор стиля и целей воспитания зависит от особенностей хозяйствования и культуры: охотники и собиратели ориентированы на воспитание у детей самостоятельности и независимости, а скотоводы и земледельцы – ответственности и послушания.

Исследование особенностей воспитания, проведенное в 70-е годы прошлого века, показало, что в настоящее время социальное положение родителей оказывает большее влияние на особенности воспитания, чем их этническая принадлежность.

Важным компонентом социальной идентичности является этническая идентичность – переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Её становление – это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, становления личности как субъекта культуры определенного этноса. Этнос – устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых ими как этнодифференцирующие. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков загадочной народной души до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

Наблюдается повышенное внимание к этнической идентификации, потребность консолидации этнической общности, попытки выработки интегрирующего национального идеала, «охранение» и обособление своей                                                   национальной мифологии, культуры, истории от других. Чувство этнического единения возникает не только стихийно, но и формируется целенаправленно.

Интерес к своим корням, поиск уверенности в завтрашнем дне, стабильности и защиты связан с обращением к двум межпоколенным социальным группам – семье и этносу. Тесное психологическое переплетение этих двух групп выражается в том, что именно семья выступает первым и основным (а иногда и единственным) источником знаний об этнических особенностях,  свойственных тому или иному народу (старшее поколение является хранителем традиций). Одним из важнейших этнодифференцирующих признаков является язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТВ ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Формирование исторического сознания посредством мировоззренческого диалога как фактор становления российской идентичности школьника.

Статья о важности диалога в процессе формирования личности школьников, а также их гражданской идентичности. Чтобы научить ребенка говорить, сначала необходимо заставить его мыслить. И без диалога здес...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...

Технологическая карта к уроку по теме "Реформы социальной сферы в период Перестройки"

Технологическая карта к уроку по теме "Реформы социальной сферы в период Перестройки"...