Исследовательская работа
творческая работа учащихся по психологии

ВЛИЯНИЕ   ТИПА  ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isledovatelskaya_kati.docx40.69 КБ
Office presentation icon katya_prezentatsiya.ppt739 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ   ТИПА  ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Исследовательская работа.

                                                                                     

Содержание

  1. Введение.                                                                                                         3-4
  2. Основная часть.                                                                                             5-17

           2. 1. Определение понятия и этимология слова «темперамент».                5            

     2. 2.Сагвиник.        5-6

                 2. 3.Холерик.        6-7

           2. 4. Флегматик.        7-8

           2. 5 Меланхолик.        8-9

           2.6 Свойства темперамента.        9

          2.7 Влияние темперамента на успешность учебной деятельности        9-15

                      обучающихся.      

3. Заключение.                                                                                                             16

4. Библиографический список.                                                                                 17

Введение.

              Актуальность темы.

            Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне,  но и внутренне. Такое многообразие  обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей.

         Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

         К динамике психических процессов относятся:

а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность,

б) скорость протекания психических процессов и

в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.

         Проблема

             Все эти процессы оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека в обществе. Действительно, почему мы  по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся?.          Я задумались над вопросом. А влияет ли темперамент  на результаты учебной деятельности обучающихся?  Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно.  Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно. Следовательно,  необходимо выяснить степень его влияния на   нашу основную деятельность – учение.

         Поэтому мы решили провести свое собственное исследование на тему «Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся».

         Цель работы  - выяснить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности обучающихся.

        Задачи:

1. Изучить  и проанализировать  литературу по данной теме в Интернете.

2.Систематитизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.

3.Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников.

4.Обработать анкеты, определить типы темпераментов  у наших одноклассников.

5. Поработать с табелями учащихся, содержащими оценки за предыдущие годы обучения в школе.

6.Систематизировать данные, сделать выводы.  

               Методы исследования:

1.Работа с литературными и Интернет – источниками.

2. Анкетирование.

3.Анализ, обобщение.

              Объект исследования: обучающиеся 7 класса.

              Предмет исследования: типы темперамента обучающихся,  табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности.

              Гипотеза:

             Я предполагаю, что тип  темперамента может каким-то образом влиять на успешность или неуспешность в обучении.  

              Я познакомилась с несколькими статьями в Интернете, которые дают нам представление о  типах темперамента, их основных чертах,   влиянии на поведение, на деятельность.

              Большинство исследователей темперамента обращают внимание на то, что тип темперамента влияет не столько на степень результативности деятельности личности, сколько на ее выбор способов исполнения деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться одинаково успешных результатов.

2. Основанная часть.

              В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики со стороны ее динамических качеств — интенсивности и скорости протекания психических процессов.

              «Темперамент» — слово древнегреческое, и буквально оно обозначает «надлежащее соотношение частей». Откуда такое странное название? Оказывается, начиная с Гиппократа (знаменитого древнегреческого врача и философа, жившего в V в. до н. э.) считалось, что реакции человека на внешние события зависят от того, какой жидкости больше в его организме («соотношение частей» — это и есть сочетание разных жидкостей в нашем теле). Если преобладает кровь (сангвиник), человек становится в меру активным, живым и общительным. Его называют сангвиник. Когда в организме преобладает лимфа (флегма), это ведет к неспешности, невозмутимому спокойствию, медлительности, обстоятельности. Такого человека называют флегматик. Если преобладает желчь (холе), что внешне проявляется в неуемной активности, бурной реакции на внешние обстоятельства, суетливости, — это холерик. А когда преобладает так называемая «черная желчь» (на самом деле такой жидкости в организме нет, однако древние греки верили в ее существование) — человек становится очень чувствительным ко всему происходящему вокруг, слишком чутко на все реагирует. Его называют меланхолик.[1]
                Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жидкостей в нашем организме с современных научных позиций выглядит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг. Поэтому отмеченные ими четыре типа темперамента до сих пор используются при описании психологических различий между людьми. Какие же психологические особенности присущи каждому из типов?
[2]
                                                             

                                                                     2.2. Сангвиник

               Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

               Паспорт сангвиника.

Если вы:

1.   Веселы и жизнерадостны.

2.   Деловиты.

3.   Часто не доводите дело до конца.

4.   Склонны переоценивать себя, свои возможности.

5.   Способны быстро схватывать новое.

6.   Неустойчивее в интересах и склонностях.

7.   Легко переживаете неудачи и неприятности.

8.   Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

9.   С увлечением беретесь за любое новое дело.

10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.

13.Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.

14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.

15.Выносливы и работоспособны.

16.Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью,  сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

17.Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

18. Прибываете преимущественно в бодром настроении.

19.Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

20.Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.

2.3. Холерик

              Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается

              Паспорт холерика.

      Если вы:

1.   Неусидчивы, суетливы.

2.   Не выдержаны, вспыльчивы.

3.   Нетерпеливы.

4.   Резки и прямолинейны в отношении с людьми.

5.   Решительны и инициативный.

6.   Энергичны

7.   Находчивый в споре.

8.   Работаете рывками.

9.   Склонны к риску.

10.         Не злопамятный и не обидчивый.

11.         Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.

12.         Неуравновешенны и склоны к горячности.

13.         Агрессивны..

14.         Нетерпимы к недостаткам.

15.         Обладаете выразительной мимикой.

16.         Способны быстро действовать и решать.

17.         Неустанно стремится к новому.

18.         Обладаете резкими, порывистыми движениями.

19.         Настойчивы в достижении поставленной цели.

20.  Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.

2.4. Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием

                Паспорт флегматика.

Если вы:

1.   Спокойны и хладнокровны.

2.   Последовательны и обстоятельны в делах.

3.   Осторожны и рассудительны.

4.   Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

5.   Молчаливы и не любите попусту болтать.

6.   Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции, жестикуляций и мимики.

7.   Сдержаны и терпеливы.

8.   Доводите начатое дело до конца.

9.   Не тратите попусту сил.

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете порыв.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.

14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с друзьями.

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.

16. Ровны в отношении со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всем.

18.  С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Инертны, малоподвижный, вялы.

20. Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.

2.5. Меланхолик

              Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

              Паспорт меланхолика.

Ели вы:

1.   Стеснительны и застенчивы.

2.   Теряетесь в новой обстановке.

3.   Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.

4.   Легко переносите одиночество.

5.   Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.

6.   Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7.   Склонны уходить в себя.

8.   Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.

9.   Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13.Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.

14. Склонны к подозрительности, мнительности.

15.Болезненно чувствительны и легко ранимы.

16.Чрезмерно обидчивы.

17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18.  Малоактивны и робки.

19. Безропотно покорны.

20.Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, - то вы меланхолик.

2.6. Свойства темперамента

               У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

               Отрицательные свойства темперамента могут проявиться:

у меланхолика — замкнутость и застенчивость;

у флегматика — безразличие к людям, сухость;

у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.

                Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

               При наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам[3].

2.7. Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся.

Я провела свое собственное исследование на предмет влияния темперамента на успешность обучения в своем 7 классе использовала простую методику которая называется «Определение типа темперамента».

                                           Методика «Определение типа темперамента»[4]

              Инструкция: Данная методика дает возможность узнать о некоторых особенностях вашей нервной системы – ее силе, подвижности, уравновешенности. Из каждой серии предложенных вариантов поведения следует выбрать только один, который больше всего напоминает свой собственный образ поведения и записать его рядом с номером ситуации.

              Текст методики

Ситуация № 1

1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может сменяться раздражением.

2. Настроение всегда ровное, спокойное.

3. Настроение обычно приподнятое, веселое жизнерадостное.

4. Настроение часто подавленное, часто грустит.

Ситуация № 2

1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.

2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедленны.

3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.

4. Суетливое поведение, всегда торопиться, резкие жесты, часто говорит «взахлеб».

Ситуация № 3

1. При неудачах стареется достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.

2. При неудачах очень переживает, не хочет вновь браться за дело.

3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения проблемы.

4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.

Ситуация № 4

1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.

2. Работает азартно, но надолго его не хватает, может быстро бросить начатое дело.

3. Работает упорно, стремится довести начатое дело до конца.

4. Берется за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел.

Ситуация № 5

1. В общении ведет себя эмоционально, громко смеется, жестикулирует.

2. Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается «расшевелить» их, поднять настроение.

3. Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.

4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими друзьями.

Ситуация № 6

1. Делит с другими людьми и радость, и горе.

2. Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только близким друзьям.

3. Все свои чувства старается переживать в одиночку.

4. Бурно переживает свои чувства, может поделиться им с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.

Ситуация № 7

1. Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.

2. Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.

3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки сразу старается исправить.

4. Очень огорчается из-за любых замечаний, переживает.

Ситуация № 8

1. После выполнения работы долго чувствует себя усталым, не может взяться за другую.

2. Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.

3. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не доведя его до конца.

4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело.

Ситуация № 9

1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро их забывает.

2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает.

3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит.

4. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это не заметно.

Ситуация № 10

1. Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.

2. Редко шутит, часто обижается на шутки.

3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.

4. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно ли им это.

Ситуация № 11

1. Перед тем, как преступить к делу, все тщательно продумывает и рассчитывает, а если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.

2. Берется за любое дело. Может легко перестроиться.

3. Быстро намечает план работы и легко перестраивается при изменении условий работы.

4. С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый. Часто не знает, что делать дальше, если изменяются условия.

Ситуация № 12

1. Обладает острой впечатлительностью.

2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной среде.

3. Любит яркие впечатления, их постоянную смену, но проявляет активности в их приобретении.

4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках и т.д. 

Бланк ответов: За каждый соответствующий ответ  - 1 балл. Подсчитайте сумму.

 Ситуация

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

№ 1

3

2

1

4

№2

1

2

4

3

№3

4

1

3

2

№4

4

3

2

1

№5

2

4

1

3

№6

1

3

4

2

№7

3

1

2

4

№8

4

2

3

1

№9

2

4

1

3

№10

1

3

4

2

№11

3

1

2

4

№12

4

2

3

1

итого

 

 

 

 

              Более глубоко этот вопрос представлен в «Опроснике» Ганса Айзенка. Но используя все эти методики, необходимо помнить, что проводить все исследования, в данном случае, необходимо несколько раз, так - как результаты могут быть совершенно различными. Поэтому,  для получения более точных результатов испытуемого (учащегося) опрашивают несколько раз, с промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).

Результаты исследования представили в виде таблицы:

             №п/п

ФИ обучающегося

Тип темперамента

Успешность в обучении

1.

Вылко Игнатий

флегматик

троечник

2.

Вылко Михаил

сангвиник

хорошист

3.

Дранов Александр

сангвиник

хорошист

4.

Езанги Федор

холерик

троечник

5.

Кондыгин Валерий

холерик

хорошист

6.

Куйбина Виктория

сангвиник

хорошист

7

Куйбин Мирон

Флегматик, меланхолик

троечник

8

Ламдо Григорий

сангвиник

троечник

9

Морозова Наталья

сангвиник

хорошист

10

Окотэтто Алена

меланхолик

троечник

11

Окотэтто Светлана

холерик

троечник

12

Пэдархасова Екатерина

флегматик

хорошист

13

Сэротэтто Александр

флегматик

троечник

14

Салинденр Андрей

холерик

троечник

15

Сорока Алексей

сангвиник

троечник

16

Ставрова Кристина

сангвиник

троечник

17

Хановин Анатолий

сангвиник

хорошист

18

Гичев Игорь

сангвиник

хорошист

19

Карташова Ольга

холерик, флегматик

хорошист

     

                   Мы также проанализировали  результаты обучения ребят по табелям за несколько учебных лет. 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные года

             №п/п

ФИ обучающегося

Тип темперамента

Успешность в обучении за

 19-20

20-21

21-22

Вылко Игнатий

флегматик

троечник

троечник

троечник

Вылко Михаил

сангвиник

троечник

хорошист

хорошист

Дранов Александр

сангвиник

троечник

троечник

хорошист

Езанги Федор

холерик

троечник

троечник

троечник

Кондыгин Валерий

холерик

хорошист

хорошист

хорошист

Куйбина Виктория

сангвиник

хорошист

хорошист

хорошист

Куйбин Мирон

меланхолик

троечник

троечник

троечник

Ламдо Григорий

сангвиник

троечник

троечник

троечник

Морозова Наталья

сангвиник

хорошист

хорошист

хорошист

Окотэтто Алена

меланхолик

троечник

троечник

троечник

Окотэтто Светлана

холерик

троечник

троечник

троечник

Пэдархасова Екатерина

флегматик

хорошист

хорошист

хорошист

Сэротэтто Александр

флегматик

троечник

троечник

троечник

Салинденр Андрей

холерик

троечник

троечник

троечник

Сорока Алексей

сангвиник

троечник

троечник

троечник

Ставрова Кристина

сангвиник

троечник

троечник

троечник

Хановин Анатолий

сангвиник

троечник

троечник

хорошист

Гичев Игорь

сангвиник

хорошист

хорошист

хорошист

Карташова Ольга

 флегматик

хорошист

хорошист

хорошист

   

  Таким образом,  суммируя результаты исследовательской работы, я пришла к выводу о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или не успешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.

               Так,  например, для холериков характерна «штурмовщина» при подготовке к экзаменам.  Чтобы начать заниматься, такому ученику нужна сильная мотивация, а она будет сильной в ситуации цейтнота, когда до экзамена осталось мало времени. Тогда он способен "раскачаться" и начать заниматься. Но он рискует не "раскачаться" вовремя, недооценить сложность экзамена и получить низкую оценку. Поэтому успешность учебы таких школьников нестабильна, у них нередко могут сочетаться очень высокие и очень низкие оценки.

Заключение.

             Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в классе,  проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости учащихся 7 класса, мы пришли к  выводу о том, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности  обучающегося, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.

             Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание,  самовоспитание,  сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.

Библиографический список.

1. Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г.

http://www.treko.ru/show_ 

2.Методика  «Определение типа темперамента». http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44

3.Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005 http://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/

 4.Психологическая характеристика темпераментов http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/

5.Темперамент как типологическое свойство индивида http://www.vashpsixolog.ru/

6.Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе

http://www.referat.ru/referats/view/13671

защита

ВЛИЯНИЕ   ТИПА  ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Актуальность темы.

            Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне,  но и внутренне. Такое многообразие  обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей.

         Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

         К динамике психических процессов относятся:

а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность,

б) скорость протекания психических процессов и

в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.

         Проблема

             Все эти процессы оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека в обществе. Действительно, почему мы  по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся?.          Я задумалась над вопросом. А влияет ли темперамент  на результаты учебной деятельности обучающихся?  Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно.  Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно. Следовательно,  необходимо выяснить степень его влияния на   нашу основную деятельность – учение.

         Поэтому я решила провести свое собственное исследование на тему «Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся».

         Цель работы  - выяснить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности обучающихся.

        Задачи:

1. Изучить  и проанализировать  литературу по данной теме в Интернете.

2.Систематитизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.

3.Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников.

4.Обработать анкеты, определить типы темпераментов  у наших одноклассников.

5. Поработать с табелями учащихся, содержащими оценки за предыдущие годы обучения в школе.

6.Систематизировать данные, сделать выводы.  

               Методы исследования:

1.Работа с литературными и Интернет – источниками.

2. Анкетирование.

3.Анализ, обобщение.

              Объект исследования: обучающиеся 7 класса.

              Предмет исследования: типы темперамента обучающихся,  табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности.

              Гипотеза:

             Я предполагаю, что тип  темперамента может каким-то образом влиять на успешность или неуспешность в обучении.  

2. Основанная часть.

              В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики со стороны ее динамических качеств — интенсивности и скорости протекания психических процессов.

              «Темперамент» — слово древнегреческое, и буквально оно обозначает «надлежащее соотношение частей».


                Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жидкостей в нашем организме с современных научных позиций выглядит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг. Поэтому отмеченные ими четыре типа темперамента до сих пор используются при описании психологических различий между людьми. Какие же психологические особенности присущи каждому из типов?
[5]
                                                               

                                                                     2.2. Сангвиник

               Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

2.3. Холерик

              Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается

2.4. Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием

2.5. Меланхолик

              Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

2.6. Свойства темперамента

               У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

               Отрицательные свойства темперамента могут проявиться:

у меланхолика — замкнутость и застенчивость;

у флегматика — безразличие к людям, сухость;

у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.

                Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

               При наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам[6].

2.7. Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся.

Я провела свое собственное исследование на предмет влияния темперамента на успешность обучения в своем 7 классе использовала простую методику которая называется «Определение типа темперамента».

                                           Методика «Определение типа темперамента»[7]

              Инструкция: Данная методика дает возможность узнать о некоторых особенностях вашей нервной системы – ее силе, подвижности, уравновешенности. Из каждой серии предложенных вариантов поведения следует выбрать только один, который больше всего напоминает свой собственный образ поведения и записать его рядом с номером ситуации.

                   Мы также проанализировали  результаты обучения ребят по табелям за несколько учебных лет. 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные года

             №п/п

ФИ обучающегося

Тип темперамента

Успешность в обучении за

 19-20

20-21

21-22

Вылко Игнатий

флегматик

троечник

троечник

троечник

Вылко Михаил

сангвиник

троечник

хорошист

хорошист

Дранов Александр

сангвиник

троечник

троечник

хорошист

Езанги Федор

холерик

троечник

троечник

троечник

Кондыгин Валерий

холерик

хорошист

хорошист

хорошист

Куйбина Виктория

сангвиник

хорошист

хорошист

хорошист

Куйбин Мирон

меланхолик

троечник

троечник

троечник

Ламдо Григорий

сангвиник

троечник

троечник

троечник

Морозова Наталья

сангвиник

хорошист

хорошист

хорошист

Окотэтто Алена

меланхолик

троечник

троечник

троечник

Окотэтто Светлана

холерик

троечник

троечник

троечник

Пэдархасова Екатерина

флегматик

хорошист

хорошист

хорошист

Сэротэтто Александр

флегматик

троечник

троечник

троечник

Салинденр Андрей

холерик

троечник

троечник

троечник

Сорока Алексей

сангвиник

троечник

троечник

троечник

Ставрова Кристина

сангвиник

троечник

троечник

троечник

Хановин Анатолий

сангвиник

троечник

троечник

хорошист

Гичев Игорь

сангвиник

хорошист

хорошист

хорошист

Карташова Ольга

 флегматик

хорошист

хорошист

хорошист

   

 

Заключение.

             Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в классе,  проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости учащихся 7 класса, мы пришли к  выводу о том, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности  обучающегося, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.

             Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание,  самовоспитание,  сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.


[1] Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г., с. 751-752

http://www.treko.ru/show_

[2] Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе

http://www.referat.ru/referats/view/13671

[3] Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005http://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/

[4] Методика  «Определение типа темперамента». http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44

[5] Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе

http://www.referat.ru/referats/view/13671

[6] Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005http://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/

[7] Методика  «Определение типа темперамента». http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель исследования : выяснить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности обучающихся. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме в Интернете. 2.Систематитизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных. 3.Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников. 4.Обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников. 5. Поработать с табелями учащихся, содержащими оценки за предыдущие годы обучения в школе. 6.Систематизировать данные, сделать выводы.

Слайд 3

Методы исследования: 1.Работа с литературными и Интернет – источниками. 2. Анкетирование. 3.Анализ, обобщение.

Слайд 4

Объект исследования : обучающиеся 7 класса Предмет исследования : типы темперамента обучающихся, табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности. Гипотеза : мы предполагаем, что тип темперамента может каким-то образом влиять на успешность или неуспешность в обучении.

Слайд 5

«Темперамент» - слово древнегреческое, и буквально оно обозначает «надлежащее соотношение частей».

Слайд 6

Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения

Слайд 7

Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный

Слайд 8

Флегматик Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств

Слайд 9

Меланхолик Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Слайд 10

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку. Отрицательные свойства темперамента могут проявиться : у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство. Свойства темперамента

Слайд 11

Типы темперамента

Слайд 13

Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в классе, проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости учащихся 7 класса, я пришла к выводу о том, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности обучающегося, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...