Профилактическое занятие с использованием технологии «Единого окна» на тему «Вредным привычкам – нет!» (7-8 классы)
план-конспект по психологии

Данное занятие проведено с целью профилактики вредных привычек у подростков; формирования отрицательного отношения к употреблению ПАВ;  ознакомления подростков с законами, предусматривающими ответственность за противоправные нарушения, связанные с употреблением и распространением ПАВ, а также с вовлечением в это несовершеннолетних; информирования подростков о влиянии вредных веществ на организм растущего человека; а также  направлено на воспитание чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих и формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными  способами. С помощью технологии "Единого окна"  обучающиеся получают информацию из разных источников, что, безусловно,  усиливает внимание и заинтересованность школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilakticheskoe_zanyatie_s_ispolzovaniem_tehnologii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

Профилактическое занятие с использованием технологии «Единого окна»

на тему «Вредным привычкам – нет!» (7-8 классы)

        Цели занятия:

- профилактика вредных привычек у подростков;

- формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;

- ознакомление подростков с законами, предусматривающими ответственность за противоправные нарушения, связанные с употреблением и распространением ПАВ, а также с вовлечением в это несовершеннолетних;

- информирование подростков о влиянии вредных веществ на организм растущего человека;

-  воспитание чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, а также умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными  способами.

     Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, памятки.

        Вводная часть:

        - Добрый день, ребята. Сегодня у нас будет несколько необычная форма проведения занятия. Вы видите, сколько у нас гостей! Сейчас мы вам их представим: старший инспектор по делам несовершеннолетних ________________, медицинская сестра участковой поликлиники _______, заместитель директора школы по воспитательной работе)_______, руководитель службы медиации в школе ________, а также учащиеся 9 класса, которые приготовили для вас инсценировку «Сказки о дружной семье».

        Основная часть:

Сказка о дружной семье (незаконченная)

        Жила-была одна большая дружная семья: мама с папой, баба с дедом и 6 детей: 4 брата и 2 сестры.

        Бабушка с дедушкой - люди старые да мудрые. Все внукам опыт жизненный передавали, книжки правильные читали, уму-разуму обучали.

        Мама с папой – интеллигенция, инженерами на заводе работали, только вечерами детей и видели.

        Вот случилось однажды маме с папой в рабочую командировку отправиться на 2 дня. Дали они детям наставления, чтоб бабушку с дедушкой слушались и уехали.

        Баба с дедом отправили внуков в школу и занялись повседневными делами.

        После уроков один мальчик (он жил с бабушкой, родители на севере деньги зарабатывали) предложил ребятам пойти к нему в гости:

- Ребята, я сегодня один, бабушка в больнице лежит. Идем ко мне, у меня столько для вас интересного… Братьев и сестренок можете с собой взять.

        Девочки, сославшись на большую занятость, отправились домой, а четверо братьев – в гости к Максиму.

        Максим действительно устроил настоящий, «взрослый» праздник:

дорогие сигареты лежали на столике рядом с изысканной пепельницей; джин-тоник и пиво красовались рядом с сухариками, фруктами и чипсами.

        - Ну как? – с торжеством в голосе спросил Максим.

Ребята стояли обескураженные, не зная, что ответить…

     Максим включил погромче музыку, приглашая ребят к столу.

- Расслабьтесь, пацаны, когда еще можно так оторваться! Пользуйтесь моментом, берите от жизни все! Я уже пробовал, ничего особенного нет, просто кайф получаешь и все.

- Витек, давай, это же не «Прима», это самые легкие. Знаешь, как помогает стресс снять? А сейчас как раз «в тему», тебе же химичка «трояк» влепила!

     Витя затянулся, закашлялся, перед глазами все поплыло. Он тихо сел на диван, прикрыл глаза.

       А Максим уже разливает «Ягуар»  и пиво по бокалам:

- Пацаны, не кипишуйте, там спирта почти нет, а расслабления получите!

        Вася и Петя немного отпили, почувствовали легкое головокружение и сели рядом с Витей на диван.

        Федя, посмотрев на все происходящее, сказал:

- Ребята, вы что делаете? Максим, ты хоть понимаешь, куда ты нас втягиваешь?!

        - Слушай, Федор, не нравится, иди, гуляй, никто никого не держит!

- Что могло произойти дальше? Ваши варианты.

Вариант окончания истории: … Федор пришёл домой, рассказал всю историю бабушке с дедушкой и они вместе отправились к Максиму.

      Так как ребята уважали своих прародителей, они собрались домой,  извинились перед бабой и дедом. Дома с ребятами был проведен серьезный разговор, приведены примеры последствий употребления спиртных напитков и курения.

    По приезду родителей ребята не знали, как сказать им о случившемся, чувствовали свою вину. Но за семейным ужином бабушка не выдержала и начала разговор об этом первой. Сначала разговор шел напряженно, с обвинениями ребят в безрассудстве, но потом, родители смогли справиться со своими эмоциями, и ситуация была разрешена положительно: ребята обещали впредь не поступать, не посоветовавшись с взрослыми, взрослые, в свою очередь, обещали больше времени проводить с ребятами.

        Выводы:

- этот вариант окончания, безусловно, оптимальный, но не всегда так бывает в жизни. Ведь могло случиться и по-другому: например, Федору было бы неудобно или он испугался бы говорить бабушке с дедом о случившемся, а сестры заняты своими делами. А ребята тем временем продолжали бы гулять. Когда бы вся эта история раскрылась, и баба с дедом пришли к Максиму, ребята могли бы быть в неадекватном состоянии, и, возможно, нагрубили бы старикам. В ссоре семья пришла бы домой, увещеваниям бабы и деда ребята вряд ли вняли из-за особого состояния. Баба с дедом испытали бы обиду и разочарование от того, что не смогли уберечь ребят от беды. А ребята, в свою очередь, могли бы оценить гостеприимство Максима и нудные разговоры дома. У них могло бы появиться желание еще провести так весело время. О последствиях, думаю, каждый, догадывается.  

        - Поэтому, прежде чем что-то предпринять, согласиться к кому-то отправиться на сомнительное мероприятие, - посоветуйтесь с взрослым, подумайте о последствиях.

        Далее проводится анализ сказки, ставятся проблемные вопросы по ходу пересказа:

        - Как вы считаете: семейное воспитание повлияло на сложившуюся ситуацию?

 Предполагаемые ответы: Повлияло. Оба родителя были заняты целыми днями, детей видели только вечером. Вероятнее всего, воспитанием детей в семье занимались бабушка с дедушкой, которые в меру определенных причин относились к детям менее строго, требовали не в той мере, что родители. В данной ситуации родители еще и уехали в командировку, т.е. дети могли чувствовать свободу, не ощущали контроля, действовали по своему желанию и усмотрению. Если бы родители были дома, скорее всего, дети не согласились бы после школы идти к кому-то в гости без разрешения.

        - Благодаря чему Максиму  удалось уговорить подростков пойти к нему в гости?

Предполагаемые ответы: В подростковом возрасте хочется попробовать что-то новое, неизведанное. Но из-за небольшого жизненного опыта ребята часто ошибаются в своем выборе, бывают подвержены влиянию со стороны. В данном случае Максим заинтриговал ребят, сказав, что у него есть для них что-то интересное. Тем более, они идут вместе, значит, даже в случае чего, смогут предотвратить что-то нехорошее, ведь ребята – это одна большая семья.

        - Почему ребята согласились попробовать сигареты, спиртные напитки?

Предполагаемые ответы: Максим точно угадал состояние подростков, предложил им избавиться от плохого настроения и заверил, что это проверенное, безопасное средство от снятия стресса (… сейчас как раз в тему, тебе же «3» влепили, попробуй, - сигареты помогают снять стресс; … в Ягуаре спирта почти нет, а расслабление получите! Я уже пробовал, ничего особенного нет, просто кайф получаешь и все). Т.е. Максим приводит веские аргументы в защиту того, что ничего дурного здесь нет, только расслабление и приятные ощущения. Ребята ведутся на это, не давая отчета своим поступкам, действуют под влиянием момента.

        - Слово предоставляется инспектору по делам несовершеннолетних _______ (Об ответственном отношении подростков к закону, юридических последствиях употребления, сбыта наркотиков и вовлечения других лиц к наркотическим веществам).

        - Слово предоставляется медсестре поликлиники ______ (О физическом и психологическом привыкании к наркотикам, алкоголю; о влиянии на весь организм вредных веществ).

        - Слово предоставляется заместителю директора школы по воспитательной работе _______ (О полезном досуге, о результатах тестирования досуговой деятельности учащихся).

          - Слово предоставляется руководителю школьной службы медиации _________ (о возможных конфликтах при вовлечении подростков к употреблению ПАВ и путях безопасного выхода из этих конфликтов).

        - Итак, ребята, вы услышали мнение нескольких специалистов по данной теме. Мы верим, что вы для себя сделаете правильный вывод. И сейчас, чтобы закрепить полученную информацию, мы предлагаем вам понаблюдать со стороны за происходящим в сказке о дружной семье, затем подумать, как можно её завершить.

     - В заключение нашего мероприятия мне хотелось бы пожелать вам, ребята, не поддаваться на провокации и уметь твердо сказать «НЕТ».

Демонстрация видеофильма «Вредные привычки»

     https://youtu.be/jm9-8bvPAP 

Раздать участникам занятия памятки 

В помощь решившему отказаться от курения

Научитесь чувствовать свою значимость без сигарет и алкоголя!

Возможно, для этого вам придётся преодолеть некоторые трудности, но зато вы сможете гордиться собой, своей силой воли.

Физиологические  последствия отвыкания от курения

Симптомы

Причина

Необходимые меры

Усиливающийся

кашель

В ваших лёгких начался процесс очищения. Реснички в дыхательных путях выметают все смолы и мелкий сор, а также избыточную слизь, вырабатываемую для защиты дыхательных путей. Кашель длится обычно от нескольких дней до недели.

Пейте больше жидкости (воды или соков) для прекращения кашля. Таблетки от кашля стоит принимать только по необходимости.

Головная боль

Ваш организм привык к постоянной дозе никотина, поступление которого всё уменьшается и уменьшается. Кроме того, вы можете испытывать большее раздражение, чем обычно.

Больше отдыхайте, дышите глубже, чтобы расслабиться.

Трудности концентрации внимания

Вы испытываете повышенный стресс в силу того, что организм недополучает уже привычное количество никотина.

Занимайтесь физической деятельностью. Пытайтесь дышать глубже, чтобы мозг получал больше кислорода. Не употребляйте алкоголь.

Боль и сухость в горле

Наряду с тем, что табак раздражает горло, он вызывает его онемение, которое исчезает с прекращением курения.

Пейте больше жидкости (апельсиновый сок, вода). Пользуйтесь таблетками и аэрозолями только когда это действительно необходимо.

Повышенная нервозность

Мучительный процесс отвыкания от никотина, которого требует организм.

Пейте больше жидкости, чтобы «вымывать» из организма никотин и другие химикаты.

Утомляемость

Ваш организм избавляется от никотина. Никотин обладает возбуждающим, стимулирующим действием, поэтому неудивительно, что большинство бросающих курить на первых порах чувствуют утомление.

Постарайтесь немного увеличить продолжительность сна и больше двигайтесь.

Запор

Присутствие никотина в организме ускоряет прохождение пищевых масс через пищеварительную систему. Это движение может замедлиться, пока организм не привыкнет функционировать без никотина.

Немедленно увеличьте количество грубой клетчатки в своём рационе. Ешьте больше овощей, свежих фруктов, чернослива и отрубей каждый день, до исчезновения симптомов. Это поможет восстановить нормальную деятельность пищеварительной системы.

Познакомившись с последствиями отвыкания от курения, зададимся вопросом:

а не легче ли и безопаснее для меня вообще не привыкать к курению?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...

Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"

Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....

Урок по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Урок по предмету« Основы безопасности жизнедеятельности» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Холомеев Андрей Викторович ТЕМА: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Проф...

Урок по ОБЖ в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе  на тему:«Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»...

Родительское собрание на тему: «Вредным привычкам скажем «нет»!» 7 класс

Родительское собрание. Роль родителей в формировании ЗОЖ. 7 класс...