Профилактическое занятие с использованием технологии «Единого окна» на тему «Вредным привычкам – нет!» (7-8 классы)
план-конспект по психологии
Данное занятие проведено с целью профилактики вредных привычек у подростков; формирования отрицательного отношения к употреблению ПАВ; ознакомления подростков с законами, предусматривающими ответственность за противоправные нарушения, связанные с употреблением и распространением ПАВ, а также с вовлечением в это несовершеннолетних; информирования подростков о влиянии вредных веществ на организм растущего человека; а также направлено на воспитание чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих и формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. С помощью технологии "Единого окна" обучающиеся получают информацию из разных источников, что, безусловно, усиливает внимание и заинтересованность школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskoe_zanyatie_s_ispolzovaniem_tehnologii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Отрадненская СОШ
Профилактическое занятие с использованием технологии «Единого окна»
на тему «Вредным привычкам – нет!» (7-8 классы)
Цели занятия:
- профилактика вредных привычек у подростков;
- формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- ознакомление подростков с законами, предусматривающими ответственность за противоправные нарушения, связанные с употреблением и распространением ПАВ, а также с вовлечением в это несовершеннолетних;
- информирование подростков о влиянии вредных веществ на организм растущего человека;
- воспитание чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, а также умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.
Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, памятки.
Вводная часть:
- Добрый день, ребята. Сегодня у нас будет несколько необычная форма проведения занятия. Вы видите, сколько у нас гостей! Сейчас мы вам их представим: старший инспектор по делам несовершеннолетних ________________, медицинская сестра участковой поликлиники _______, заместитель директора школы по воспитательной работе)_______, руководитель службы медиации в школе ________, а также учащиеся 9 класса, которые приготовили для вас инсценировку «Сказки о дружной семье».
Основная часть:
Сказка о дружной семье (незаконченная)
Жила-была одна большая дружная семья: мама с папой, баба с дедом и 6 детей: 4 брата и 2 сестры.
Бабушка с дедушкой - люди старые да мудрые. Все внукам опыт жизненный передавали, книжки правильные читали, уму-разуму обучали.
Мама с папой – интеллигенция, инженерами на заводе работали, только вечерами детей и видели.
Вот случилось однажды маме с папой в рабочую командировку отправиться на 2 дня. Дали они детям наставления, чтоб бабушку с дедушкой слушались и уехали.
Баба с дедом отправили внуков в школу и занялись повседневными делами.
После уроков один мальчик (он жил с бабушкой, родители на севере деньги зарабатывали) предложил ребятам пойти к нему в гости:
- Ребята, я сегодня один, бабушка в больнице лежит. Идем ко мне, у меня столько для вас интересного… Братьев и сестренок можете с собой взять.
Девочки, сославшись на большую занятость, отправились домой, а четверо братьев – в гости к Максиму.
Максим действительно устроил настоящий, «взрослый» праздник:
дорогие сигареты лежали на столике рядом с изысканной пепельницей; джин-тоник и пиво красовались рядом с сухариками, фруктами и чипсами.
- Ну как? – с торжеством в голосе спросил Максим.
Ребята стояли обескураженные, не зная, что ответить…
Максим включил погромче музыку, приглашая ребят к столу.
- Расслабьтесь, пацаны, когда еще можно так оторваться! Пользуйтесь моментом, берите от жизни все! Я уже пробовал, ничего особенного нет, просто кайф получаешь и все.
- Витек, давай, это же не «Прима», это самые легкие. Знаешь, как помогает стресс снять? А сейчас как раз «в тему», тебе же химичка «трояк» влепила!
Витя затянулся, закашлялся, перед глазами все поплыло. Он тихо сел на диван, прикрыл глаза.
А Максим уже разливает «Ягуар» и пиво по бокалам:
- Пацаны, не кипишуйте, там спирта почти нет, а расслабления получите!
Вася и Петя немного отпили, почувствовали легкое головокружение и сели рядом с Витей на диван.
Федя, посмотрев на все происходящее, сказал:
- Ребята, вы что делаете? Максим, ты хоть понимаешь, куда ты нас втягиваешь?!
- Слушай, Федор, не нравится, иди, гуляй, никто никого не держит!
- Что могло произойти дальше? Ваши варианты.
Вариант окончания истории: … Федор пришёл домой, рассказал всю историю бабушке с дедушкой и они вместе отправились к Максиму.
Так как ребята уважали своих прародителей, они собрались домой, извинились перед бабой и дедом. Дома с ребятами был проведен серьезный разговор, приведены примеры последствий употребления спиртных напитков и курения.
По приезду родителей ребята не знали, как сказать им о случившемся, чувствовали свою вину. Но за семейным ужином бабушка не выдержала и начала разговор об этом первой. Сначала разговор шел напряженно, с обвинениями ребят в безрассудстве, но потом, родители смогли справиться со своими эмоциями, и ситуация была разрешена положительно: ребята обещали впредь не поступать, не посоветовавшись с взрослыми, взрослые, в свою очередь, обещали больше времени проводить с ребятами.
Выводы:
- этот вариант окончания, безусловно, оптимальный, но не всегда так бывает в жизни. Ведь могло случиться и по-другому: например, Федору было бы неудобно или он испугался бы говорить бабушке с дедом о случившемся, а сестры заняты своими делами. А ребята тем временем продолжали бы гулять. Когда бы вся эта история раскрылась, и баба с дедом пришли к Максиму, ребята могли бы быть в неадекватном состоянии, и, возможно, нагрубили бы старикам. В ссоре семья пришла бы домой, увещеваниям бабы и деда ребята вряд ли вняли из-за особого состояния. Баба с дедом испытали бы обиду и разочарование от того, что не смогли уберечь ребят от беды. А ребята, в свою очередь, могли бы оценить гостеприимство Максима и нудные разговоры дома. У них могло бы появиться желание еще провести так весело время. О последствиях, думаю, каждый, догадывается.
- Поэтому, прежде чем что-то предпринять, согласиться к кому-то отправиться на сомнительное мероприятие, - посоветуйтесь с взрослым, подумайте о последствиях.
Далее проводится анализ сказки, ставятся проблемные вопросы по ходу пересказа:
- Как вы считаете: семейное воспитание повлияло на сложившуюся ситуацию?
Предполагаемые ответы: Повлияло. Оба родителя были заняты целыми днями, детей видели только вечером. Вероятнее всего, воспитанием детей в семье занимались бабушка с дедушкой, которые в меру определенных причин относились к детям менее строго, требовали не в той мере, что родители. В данной ситуации родители еще и уехали в командировку, т.е. дети могли чувствовать свободу, не ощущали контроля, действовали по своему желанию и усмотрению. Если бы родители были дома, скорее всего, дети не согласились бы после школы идти к кому-то в гости без разрешения.
- Благодаря чему Максиму удалось уговорить подростков пойти к нему в гости?
Предполагаемые ответы: В подростковом возрасте хочется попробовать что-то новое, неизведанное. Но из-за небольшого жизненного опыта ребята часто ошибаются в своем выборе, бывают подвержены влиянию со стороны. В данном случае Максим заинтриговал ребят, сказав, что у него есть для них что-то интересное. Тем более, они идут вместе, значит, даже в случае чего, смогут предотвратить что-то нехорошее, ведь ребята – это одна большая семья.
- Почему ребята согласились попробовать сигареты, спиртные напитки?
Предполагаемые ответы: Максим точно угадал состояние подростков, предложил им избавиться от плохого настроения и заверил, что это проверенное, безопасное средство от снятия стресса (… сейчас как раз в тему, тебе же «3» влепили, попробуй, - сигареты помогают снять стресс; … в Ягуаре спирта почти нет, а расслабление получите! Я уже пробовал, ничего особенного нет, просто кайф получаешь и все). Т.е. Максим приводит веские аргументы в защиту того, что ничего дурного здесь нет, только расслабление и приятные ощущения. Ребята ведутся на это, не давая отчета своим поступкам, действуют под влиянием момента.
- Слово предоставляется инспектору по делам несовершеннолетних _______ (Об ответственном отношении подростков к закону, юридических последствиях употребления, сбыта наркотиков и вовлечения других лиц к наркотическим веществам).
- Слово предоставляется медсестре поликлиники ______ (О физическом и психологическом привыкании к наркотикам, алкоголю; о влиянии на весь организм вредных веществ).
- Слово предоставляется заместителю директора школы по воспитательной работе _______ (О полезном досуге, о результатах тестирования досуговой деятельности учащихся).
- Слово предоставляется руководителю школьной службы медиации _________ (о возможных конфликтах при вовлечении подростков к употреблению ПАВ и путях безопасного выхода из этих конфликтов).
- Итак, ребята, вы услышали мнение нескольких специалистов по данной теме. Мы верим, что вы для себя сделаете правильный вывод. И сейчас, чтобы закрепить полученную информацию, мы предлагаем вам понаблюдать со стороны за происходящим в сказке о дружной семье, затем подумать, как можно её завершить.
- В заключение нашего мероприятия мне хотелось бы пожелать вам, ребята, не поддаваться на провокации и уметь твердо сказать «НЕТ».
Демонстрация видеофильма «Вредные привычки»
Раздать участникам занятия памятки
В помощь решившему отказаться от курения
Научитесь чувствовать свою значимость без сигарет и алкоголя!
Возможно, для этого вам придётся преодолеть некоторые трудности, но зато вы сможете гордиться собой, своей силой воли.
Физиологические последствия отвыкания от курения
Симптомы | Причина | Необходимые меры |
Усиливающийся кашель | В ваших лёгких начался процесс очищения. Реснички в дыхательных путях выметают все смолы и мелкий сор, а также избыточную слизь, вырабатываемую для защиты дыхательных путей. Кашель длится обычно от нескольких дней до недели. | Пейте больше жидкости (воды или соков) для прекращения кашля. Таблетки от кашля стоит принимать только по необходимости. |
Головная боль | Ваш организм привык к постоянной дозе никотина, поступление которого всё уменьшается и уменьшается. Кроме того, вы можете испытывать большее раздражение, чем обычно. | Больше отдыхайте, дышите глубже, чтобы расслабиться. |
Трудности концентрации внимания | Вы испытываете повышенный стресс в силу того, что организм недополучает уже привычное количество никотина. | Занимайтесь физической деятельностью. Пытайтесь дышать глубже, чтобы мозг получал больше кислорода. Не употребляйте алкоголь. |
Боль и сухость в горле | Наряду с тем, что табак раздражает горло, он вызывает его онемение, которое исчезает с прекращением курения. | Пейте больше жидкости (апельсиновый сок, вода). Пользуйтесь таблетками и аэрозолями только когда это действительно необходимо. |
Повышенная нервозность | Мучительный процесс отвыкания от никотина, которого требует организм. | Пейте больше жидкости, чтобы «вымывать» из организма никотин и другие химикаты. |
Утомляемость | Ваш организм избавляется от никотина. Никотин обладает возбуждающим, стимулирующим действием, поэтому неудивительно, что большинство бросающих курить на первых порах чувствуют утомление. | Постарайтесь немного увеличить продолжительность сна и больше двигайтесь. |
Запор | Присутствие никотина в организме ускоряет прохождение пищевых масс через пищеварительную систему. Это движение может замедлиться, пока организм не привыкнет функционировать без никотина. | Немедленно увеличьте количество грубой клетчатки в своём рационе. Ешьте больше овощей, свежих фруктов, чернослива и отрубей каждый день, до исчезновения симптомов. Это поможет восстановить нормальную деятельность пищеварительной системы. |
Познакомившись с последствиями отвыкания от курения, зададимся вопросом:
а не легче ли и безопаснее для меня вообще не привыкать к курению?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час с использованием технологии обучения на примере конкретных ситуаций по теме «Вредные привычки» в 8-10 классах. Кейс « Дело было вечером…».
данный классный час проводится в технологии кейс-метод....
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Урок разработан по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю. Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...
Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"
Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....
Открытый урок на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».
Материалы к открытый урок ОБЖ в 10 классе...
Урок по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».
Урок по предмету« Основы безопасности жизнедеятельности» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Холомеев Андрей Викторович ТЕМА: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Проф...
Урок по ОБЖ в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему:«Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»...
Родительское собрание на тему: «Вредным привычкам скажем «нет»!» 7 класс
Родительское собрание. Роль родителей в формировании ЗОЖ. 7 класс...