Урок по ОБЖ в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе  на тему:

«Вредные привычки, их влияние на здоровье.

 Профилактика вредных привычек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«  Шугуровская  средняя     общеобразовательная школа»

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе  на тему:

«Вредные привычки, их влияние на здоровье.

 Профилактика вредных привычек»

Подготовил:

преподаватель по ОБЖ

                                                                               Еремкин Николай  Петрович.            

с Шугурово. 2018 г.

Тема: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т. , Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2014г.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 11.Здоровый образ жизни и его составляющие.

Урок 29. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вид урока: комбинированный

Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, способы их профилактики,  содействие формированию ЗОЖ,

Задачи:

1.Формировать представления о вредных привычках.

2.Воспитывать стремление к ЗОЖ; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других.

3. Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.

4.Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе и при разработке и реализации учебных проектов.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Просмотр видеоролика и определение  темы и цели урока.

3. Обобщение  ранее изученного материала о здоровье  и составляющих здорового образа жизни.

4.  Закрепление  ранее полученных знаний о вредных привычках по презентации.

5. Сообщения учащихся  « Из истории табака»,  « Из истории алкоголя».

6. Работа по группам.  7.  Рефлексия. 8. Домашнее задание.

Оборудование. Персональный  компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный  проектор, слайдовая презентация  по теме, таблица для составления проекта, фломастера, линейка, карандаш,  ластик.

Ход урока

  • Организационный момент.
  •  Весь класс поделен на 4 группы по 2-3 чел.

Приветствие. Проверка списочного состава

  • Просмотр видеоролика.
  • - Ребята, скажите пожалуйста, как можно сформулировать тему нашего урока?  Какие цели урока?

                            ( ответы учащихся.)                       (2 слайд)

Эпиграф:

“Побороть дурные привычки

легче сегодня, чем завтра»

( Конфуций)        

 Учитель: Ребята, откроем тетрадки и запишем тему урока.

   Тема: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Учитель:

     - Ребята, на уроках ОБЖ вы изучали вопросы, связанные с вопросами здоровья человека и составляющими здорового образа жизни. Кто помнит, что  такое здоровье, здоровый образ жизни?

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:

 А теперь посмотрим правильные определения.   (слайд4-5).

Сегодня мы с вами закрепим полученные ранее знания  о вредных привычках человека, их влияние на здоровье. Научимся делать своевременную профилактику вредных привычек.

 Учащиеся нам подготовили сообщения  "Из истории табака» и «Из истории алкоголя».

Учитель: Давайте послушаем их сообщения.

1ый ученик.        « Из истории табака».

До 16века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании – спутники Христофора Колумба привезли его из Америки ( 12 октября 1492 г.)

Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной – двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла «трубка мира».

       Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лищения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

2ый ученик.

      Табак в России.  Табак в Россию был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче – первом царе династии Романовых – за употребление «зелья табачища» рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились

 В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра 1, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавщий прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

     

               « Из истории алкоголя»

1ый ученик.

А сейчас послушайте притчу: « Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел  на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов».

2ой ученик.

   Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления  смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду.

Русь  была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение  отягощало вину. При  Екатерине 2 пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной Армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

  • А теперь каждая группа получает задание по выполнению проекта, размещенного на доске.

Вид таблицы.      

Название привычки

Плюсы

Минусы

Курение

Алкоголь

Наркотики

                    

Группа №4 в течение  урока делает газету о вредных привычках.

Учитель:

Изучение  темы начнем с определений « Привычка», «Вредная привычка» (слайд 6-7). Рассмотрим некоторые из «Полезных привычек», «Вредных привычек» (слайд 8). А теперь сформулируем понятие о человеке и человеческих пороках (слайд 9-10).

 Ребята, давайте рассмотрим вопрос о влиянии курения на организм человека (слайд 11-17).

Однако у самих курильщиков существует мнение, что при курении они успокаивают нервную систему, лучше думают. А как вы думаете?

Учащиеся: Высказывают свое мнение.

Учитель: Вот видите, Вы сами, правильно сделали вывод о ложности утверждений курильщиков.

Теперь рассмотрим проблему алкоголя и его последствия (слайд 18-27).

  Но в народе существует мнение, что все пьют ничего страшного не происходит. А как вы думаете?

Учащиеся: Высказывают свое мнение.

Учитель: Правильно. Самое страшное, что алкоголизм в России очень «помолодел».

Давайте немного отдохнем (физкультминутка). (слайд 28)

Учитель: Немного взбодрились? Пришло время  поговорить о наркомании и токсикомании и его последствиях. (слайд 29-35)

 Какой можно сделать вывод?

Учащиеся: Высказывают свое мнение.

Учитель: Правильно (слайд 36)

 Представляем слово группам по заполнению проектной таблицы.

Учащиеся: Представители групп выходят к доске и заполняют таблицу.

Сообщение учителя.

         

               

 В настоящее время курение и употребление алкоголя  глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни  курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика - на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистике к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Учитель: Таблица готова. Ребята, что мы видим в итоге. Чего больше плюсов или минусов? А как этого можно избежать?

Учащиеся: Высказывают свое мнение.

Учитель: Правильно. Нам нужны вредные привычки? (слайд 37-38)

Представляем слово группе №4 и попросим представить газету о вредных привычках.

Учащиеся: Выходят 2 представителя группы и представляют газету

Учитель: Вам понравилась газета? Давайте повесим ее на стенд.

Учитель: А теперь скажите, какой можно сделать вывод, что такое профилактика вредных привычек? (слайд 38)

Учащиеся: Высказывают свое мнение.

Учитель: Молодцы! Запишите сделанный вывод (слайд 38)

Учитель:   Следующее задание - экспресс-опрос. Я задаю вопрос, вы поднимаете карточку с номером ответа. (Раздаточный материал – карточки с цифрами).

1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов: (слайд 13)

1. Френсис Дрейк – 16 век.

2. Христофор Колумб – 15 век. 

3. Васко да Гама – 15 век.

2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов: 

1. Царь Михаил Федорович. 

2. Иван Грозный.

3. Петр I.

3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:

1. Экономика.

2. Из-за частых пожаров.

3. Для сохранения здоровья.

4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов: 

          1. Петр I. 

2. Екатерина II.

3. Александр III.

Учитель: Учащиеся подготовили нам пословицы о вредных привычках.  И каждая группа назавет по 3 пословицы.

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость.

Домашнее задание, рефлексия.

Рефлексия (обобщение и подведение выводов, опрос учащихся по вопросам).

Учитель:

- 1. Каких привычек больше?

Учащиеся. Полезных: чтение книг, посещение музея, слушать пение птиц, рисовать, ходить в походы и т.д.

- 2. Какие привычки доставляют неприятности окружающим людям?

Учащиеся. ( Ругань в общественных местах, человек в грязной одежде, громкая музыка в позднее время перед окнами дома и т.д.)

- 3. Какие ведут к потере времени?

Учащиеся: ( Целый день сидеть у телевизора, за компьютером, или просто без дела валяться на диване)

Учитель:

- 4. Какие привычки вредят здоровью?

Учащиеся. ( Курение , алкоголь, наркотики)

    Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными привычками  – никогда не соблазняться на них, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!..

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того,   чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...  

   Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов.

Цель урока – Вредные привычки и их влияние на здоровье,  содействие формированию ЗОЖ – достигнута.  Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Обратимся к эпиграфу нашего урока: “Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра” – сказал Конфуций.

Домашнее задание: (слайд 39)

-1. Изучите п. 29 и ответьте на вопросы.

-2. В рабочих тетрадях написать сочинение- рассуждение на тему: « Я никогда не буду принимать наркотики потому, что…»

Выставление оценок за урок.

Мы с вами хорошо поработали. Вы молодцы. Полученные знания внедряйте в свою жизнь. Всем выставляю отличные оценки. Спасибо за урок.

1- Тема урока: « Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика

Вредных привычек».

2- Цели урока   сформировать  твердое убеждение, что курение, употребление алкоголя и наркотиков  пагубно влияют на здоровье человека.

3- Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

        

4-Составляющие здорового образа жизни:

- режим дня

- двигательная активность

- закаливание организма

- рациональное питание

- профилактика вредных привычек        

5- Каких привычек больше?        

Полезных: чтение книг, посещение музея, слушать пение птиц, рисовать, ходить в походы и т.д.

6- Какие привычки доставляют неприятности окружающим людям?

Ругань в общественных местах, человек в грязной одежде, громкая музыка в позднее время перед домом и т.д.

7- Какие ведут к потере времени?

Целый день сидеть дома за просмотром телепередач, за компьютером или просто целый день лежать на диване.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...

Урок по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Урок по предмету« Основы безопасности жизнедеятельности» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Холомеев Андрей Викторович ТЕМА: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Проф...

Презентация на тему: "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек."

Ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью.  Они способствуют быстрому расходованию вс...