Статья на тему : "Девиантное поведение подростка"
статья по психологии
Причины , признаки, факторы и меры профилактики девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_deviantnoe_povedenie.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Девиантное поведение»
Автор:
Акушева Алина Шахбановна
Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия
«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.
Причины девиантного поведения подростков
Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:
Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.
Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:
Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.
Признаки негативного девиантного поведения:
- Не соответствует принятым или официально установленным в данный момент времени в конкретном социуме нормам.
- Имеет устойчивый многократно повторяющийся характер.
- Вызывает негативный отклик со стороны окружающих или так называемые «социальные санкции».
- Может быть подвергнуто принудительной коррекции со стороны государства (тюремное заключение, принудительное лечение, прочие формы изоляции).
- Наносит ущерб лицу, допускающему девиантное поведение, и/или окружающим его людям.
- Сопровождается социальной дезадаптацией.
- Может иметь медицинские, социальные или психологические причины.
Факторы, повышающие риск девиантного поведения:
- Влияние семьи – как неблагополучное (алкоголизм, домашнее, насилие, тяжелое материальное положение, неполная семья), так и сверхопека со стороны родителей и бабушек.
- Влияние школы – отсутствие требований и дисциплины либо обратная ситуация, когда подавляется любое проявление свободы мысли и творчества.
- Влияние «улицы» – это широкое понятие, включающее весь спектр возможностей свободного времяпрепровождения без контроля взрослых и ограничения негативных факторов.
- Влияние общества – начиная от пропаганды агрессии в мультфильмах и рекламы алкоголя по телевизору, заканчивая дезорганизованностью и дезориентацией, нечеткостью понятия нормы и критериев соответствия, что часто бывает «на сломе эпох» (как, например, было в «лихие 90-е»).
- Психическая неуравновешенность человека – даже среди полностью здоровых в психическом плане людей наблюдаются серьезные различия в проявлениях темперамента и различных сторон характера.
Профилактика девиантного поведения
Первое и главное, с чего следует начинать работу по профилактике девиантного поведения у детей и подростков, это выбор адекватных мер воздействия. Дети разные: с кем-то будет достаточно поговорить «по душам», а кто-то просто не понимает, когда с ними разговаривают «по-хорошему», и тут без мер принудительного характера не обойтись. Иначе профилактика будет не эффективной [О. Шарыпова, 2010].
Факторы эффективной профилактики девиантного поведения:
- Выбор адекватных мер воздействия.
- Научно-методическая подготовленность процесса профилактики.
- Взаимодействие семьи, школы и прочих социальных институтов.
- Повышение квалификации педагогов, задействованных в работе с «трудными» детьми.
Как правило, понятия «трудный подросток» и «девиант» почти всегда идут рядом. Причем «трудным подростком» он считается не только потому, что с ним трудно, а и потому, что ему самому тоже трудно – трудно учиться, трудно общаться со взрослыми, трудно адаптироваться в социуме.
Меры профилактики девиантного поведения (по Шарыповой):
- Оказание помощи семьям, имеющим доход ниже прожиточного минимума и не способным самостоятельно обеспечить детей всем необходимым для учебы и разностороннего развития. Информирование таких семей относительно законодательства в этой сфере и возможностей получения помощи на государственном и муниципальном уровне.
- Помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими отклонениями, и расширение возможностей оказания такой помощи со стороны специализированных учреждений, центров медицинской и психологической адаптации, вовлечение в процесс родителей ребенка.
- Просветительская работа с родителями, ненадлежащим образом выполняющими свои родительские обязанности, применение при необходимости мер принудительного характера. Например, лечение от алкоголизма.
- Совершенствование деятельности образовательных учреждений и восстановление роли школы в деле воспитания детей, взаимодействия с семьей, повышение квалификационного и культурного уровня педагогов с тем, чтобы они могли успешно реализовывать воспитательные задачи.
- Создание условий для трудоустройства несовершеннолетних, как не желающих или не способных продолжать учебу, так и стремящихся к ранней финансовой самостоятельности.
- Доступность занятий спортом, творчеством, участия в культурных мероприятиях, интересных детям и подросткам с учетом их возраста, и современной жизни.
- Развитие службы социальной защиты и помощи семьям на местах.
Для успеха профилактики девиаций важна системность и соблюдение определенных принципов работы с такими детьми [О. Раздобарова, 2011].
Основные принципы профилактики девиаций:
- Принцип предупреждения – раннее выявление «группы риска» и своевременный старт мероприятий по профилактике.
- Принцип системности и последовательности мер воздействия.
- Принцип взаимодействия учителей, школьного психолога, родителей (по возможности), врачей и социальных работников (при необходимости).
И, как мы уже писали выше, нужно выбрать адекватные меры и стратегии профилактики. На сегодняшний день существует несколько прикладных рекомендаций относительно наиболее часто встречающихся типов девиаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы профилактики и коррекции девиантного поведения подростка в работе классного руководителя"
Статья может быть использована в работе классного руководителя...
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Статья "Коррекция девиантного поведения подростков".
Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании це...
Статья и презентация на тему "Девиантное поведение: причины, сущность, профилактика"
В статье раскрываются причины, содержание и профилактика девиантного поведения детей подросткового возраста....
Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»
Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...
Выступление на августовской конференции учителей по теме "Девиантное поведение подростков"
Понятие девиантное поведение подростка. Методы профилактики девиантного поведения....
Буклет на тему: "Девиантное поведение подростков".
Буклет предназначен для подростков. Дается понятие о девиантном поведении, причинах его возникновения и формах. Предлагаются советы как предотвратить возникновение девиантного поведения....