Выступление на августовской конференции учителей по теме "Девиантное поведение подростков"
статья

Мамедова Сузанна Ильясовна

Понятие девиантное поведение подростка. Методы профилактики девиантного поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Позитивная деятельность школьного сообщества, как основа профилактики девиантного поведения детей и подростков

«Воспитание есть  процесс социальный -  

                в  самом широком смысле.

                                    Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

                                           но  прежде  всего  и больше всего — люди.

                                                   Из них на первом месте родители и педагоги».

                                                                                             А. С. Макаренко

 Кризисная ситуация затронувшая весь мир, обладает сходными для разных стран чертами. Увеличение социальной изоляции подростков, повышение коэффициента аддиктивного поведения приводят к росту преступности, наркомании, алкоголизма и социальной дезадаптации. Семья как социальный институт распадается, так как не исполняет в полной мере обязанности по воспитанию детей. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема девиантного поведения учащихся.

   В психологическом словаре понятие «Девиантное поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.

В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Антисоциальное (Противоправное)  поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Можно выделить такие разновидности девиантного асоциального поведения:

- преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

- пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

- наркомания

-проституция

- самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей: трудоголизм; клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков, пищевая зависимость (булимия, анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия), агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.

(Для диагностики девиантного поведения используют психологические тесты, личностные методики - опросник Айзенка, опросник Баса–Дарки, методики определения уровня тревожности и др.)

Для дифференцированного подхода к работе с детьми «группы риска» следует разделить их на группы, имеющие свои отличия.

1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети из неблагополучных семей;

3) дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации

В отношении каждой «группы риска» необходимо подбирать свои технологии сопровождения, учитывающие её актуальную проблематику.

Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению.

В нашей школе важнейшей составляющей военно-патриотического воспитания является казачий компонент. Целью является формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях волжского казачества. Проблему патриотического воспитания школьников школа решает через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре донских казаков. Создавая казачьи классы, мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции казаков; чтить обычаи своего народа, следуя казачьим заповедям. Главный девиз казаков – служение Отечеству, казачеству и вере православной. 
       С первых школьных дней в казачьих классах ведутся занятия по строевой подготовке, ребята изучают историю казачества, знакомятся с казачьими играми и забавами.  В начальных классах дети принимают участие в викторинах по истории России и казачества.    Эти мероприятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Ведь история не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память нашего народа, обращённая как в прошлое, так и в будущее. Изучение истории родной земли, родного поселка, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев казачества было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
 Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил включает в себя следующие мероприятия:

  1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (создание музея боевой славы, проведение митингов, поисковой работы. )
  2.     Поздравление и выступление с концертами перед односельчанами.
  3. Празднование памятных дат, Дней воинской славы, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
  4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, фестивалей; участие в  военно - спортивных  играх « Казачьи игры, « Школа выживания», « Орленок» и « Зарница».
  5.   Упражнения с шашкой. Казачата получают первые навыки обращения с оружием, проводятся строевые занятия, огневая подготовка, мероприятия по казачьим видам спорта, по истории казачества, туристические походы. Патриотическое сознание юных казачат формируем через систему строевых занятий при подготовке «Вахты

памяти 9 мая», знамённой группы.

  1. Особая гордость школы- поисковый отряд, который входит в поисково-краеведческое объединение казачьей детско-молодежной региональной общественной организации «Донцы».   За время его существования,  мы участвовали в 7 вахтах. В 2018 году- две: в Куйбышевском и Егорлыкском  районах.

Все эти годы мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.

Трудовое воспитание

  Трудовое воспитание проявляется в дежурстве по классу и школе, участии в экологических субботниках, проведенных в преддверии майских праздников,  прохождении летней производственной практики в июне месяце, а также в ремонте собственного класса. Ребята ответственно относятся к возложенным на них обязанностям.

Волонтерское движение проявляется в активном участии всех ребят в школьных и внешкольных инициативах.

Это положительный момент в воспитательной работе с классом.

У учащихся класса активная жизненная позиция. Это проявилось в  участии в общешкольных акциях и проектах:

 - акция «Покорми птиц»;

 - акция «Поздравь воина»

 -  акция «Чистое село»

- акция « Помоги природе»

и другие.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей, проверка собственных знаний осуществляется посредством участия в многочисленных олимпиадах.

          С первых дней учебного года проводятся еженедельные общешкольные линейки, на которых награждают, хвалят, дают положительный заряд на всю учебную  неделю. Всеми классными руководителями ведётся профилактическая работа по предупреждению ДТП, проводятся классные часы по ПДД, безопасному поведению с незнакомыми людьми, у водоёмов, в транспорте, бдительности с незнакомыми предметами.

      Сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из главных направлений работы и деятельности школы по сохранению континента учащихся осуществлялось согласно программе «Школа – территория здоровья»:

- профилактика и  оздоровление – ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки на 21 минуте урока  для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики,

- организация сбалансированного горячего питания;

-физкультурно-оздоровительная работа;

-образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное  расписание;

- информационно—консультативная работа –  классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни:  спортивные соревнования, работа спортивных секций.

Конечно, в нашей школе есть ученики, которые стояли на внутришкольном учете. Но к концу учебного  года их сняли. Мы гордимся тем, что наши усилия не проходят даром. Наши выпускники приходят в гости, пишут письма со словами благодарности и признательности. Приятно осознавать, что ты причастен к великому делу, как воспитание достойного гражданина страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.

Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....

Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"

Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...