Тренинг по профилактике выгорания замещающих семей
методическая разработка по психологии
Тренинговое занятие, направленное на снятие психоэмоционального напряжения, а также выявление и осознание внешних и внутренних ресурсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_zr.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социальной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное учреждение «Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка» Автозаводского района города Нижнего Новгорода»
Методическая разработка
по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей
«В гармонии с самим собой»
Подготовила:
Педагог–психолог: Гранёва Марина Владимировна
Нижний Новгород
2023
Цель занятия: профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей
Задачи занятия:
1. Снятие психоэмоционального напряжения;
2. Выявить и осознать внешние и внутренние ресурсы;
3. Создать условия для положительного психологического климата путём сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
Методическое обеспечение: конспект занятия, буклеты с упражнениями для расслабления и снятия напряжения
Оборудование: мягкая игрушка, бумага А4, карандаши, фломастеры, магнитофон, аудиозаписи,
Структура занятия:
1. Вводная часть. Приветствие.
- Правила работы группы;
- Упражнение «Имя–пожелание»
2. Основная часть:
- Медитативное упражнение «Вечер друзей у костра»;
- Упражнение «Ресурсные списки»;
- Упражнение «Точки опоры»;
- Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
3. Заключительная часть.
1. Вводная часть.
Психолог: «Уважаемые родители, всем добрый вечер! Сегодняшнее занятие пройдёт в непривычной для вас форме, но надеюсь, очень знакомой и приятной. Прежде чем начать работу, определимся со следующими правилами:
- Мы всегда помогаем друг другу;
- Все относятся друг к другу с уважением;
- Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга;
- Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует;
- Всё, что обсуждается здесь и сейчас, остаётся только на занятии.
Упражнение «Имя – пожелание»
Цель: знакомство с участниками тренинга
Психолог: «Прежде чем начать, давайте познакомимся друг с другом. Я бросаю вам игрушку, а вы называете своё имя и высказываете пожелание остальным участникам тренинга.
2. Основная часть.
Медитативное упражнение «Вечер друзей у костра»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения
Психолог: «Сегодня вы погрузитесь в атмосферу вечера друзей у костра. Думаю, у каждого из вас был опыт отдыха у костра в летнем лагере, или в кругу близких и друзей, с песнями, а затем с рассказами смешных или даже страшных историй? А сейчас предлагаю вам расположиться у костра, взяться за руки, закрыть глаза и послушать звуки костра, леса (включается тематическое сопровождение). Представьте, что вы сейчас сидите у тёплого костра, вам хорошо, комфортно, на душе светло и радостно... Делаем глубокий вдох через нос и выдох через рот. Представьте себе, большой тёплый костер. Языки его пламени как будто танцуют свой танец. Этот костёр зажгли вы. Каждый из вас добавлял по брёвнышку в него. И теперь он горит – такой тёплый и добрый. Он согревает ваши руки, ноги... Тепло распространяется по всему телу... Почувствуйте это тепло... Костёр несёт тепло и в ваше сердце, наполняя его своим добром и хорошим настроением... Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас взял с собой это тепло и добро, и сохранил его в своём сердце... А теперь откройте глаза. Посмотрите, где вы оказались. Включайте фантазию и воображение...
Упражнение «Ресурсные списки»
Цель: осознание и повышение собственных ресурсов
Психолог: «Я предлагаю вам составить список, к которому вы можете обращаться каждый раз, когда кажется, что выхода нет, когда переживаете негативные для себя состояния».
- Как я справляюсь с проблемами в жизни?
- Мои навыки, умения, знания, черты характера, которые помогают мне в жизни
- Все, к кому я могу обратиться за помощью
- Маленькие улучшения в моей жизни
- Признаки того дня, когда ель будет достигнута / проблема будет решена
Упражнение «Точки опоры»
Цель: активизация ресурсов
Психолог: «Для начала на листе нарисуйте треугольник. Далее, создайте вокруг него сферу, т.е. своеобразную защиту. Свободное пространство листа зарисуйте самыми неприятными для вас цветами. Напишите на этом фоне все те негативные вещи, состояния, которые вас могут сопровождать в данный момент. Теперь вспомните всё то, что помогает / помогало справиться с трудностями и символично изобразите внутри треугольника. Это то, на что стоит сделать упор при появлении каких–либо трудностей и проблем».
Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки
Психолог: «Я вам предлагаю похвалить себя за что–нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И сейчас у вас есть возможность похвалить себя за что хотите. Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...».
3. Заключительная часть.
Психолог: «Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что обозначенные вами ресурсы станут вашей опорой и поддержкой в трудных ситуациях. Также хочу раздать вам буклеты с упражнениями и техниками для снятия напряжения и расслабления. Спасибо всем за работу!
Упражнения для расслабления
и снятия напряжения
Ритмичное четырёхфазное дыхание
(2-3 минуты)
- (4-6 сек.) Глубокий вдох чрез нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди, ладонями вперед. Сконцентрируйте своё внимание в центре ладоней и почувствуйте тепло « горячей монетки».
- (2-3 сек.) Задержка дыхания.
- (4-6 сек.) Сильный глубокий выдох через рот, опустите руки.
- (2-3сек.) Задержка дыхания.
Аутогенная тренировка
(3-5 минут)
- Сядьте удобно, закройте глаза, спина прямая, руки на коленях.
- Мысленно проговорите «Я спокоен.
- «Правая рука тяжёлая»-5-6 раз.
- «Я спокоен».
- «Левая рука тяжёлая»- 5-6 раз.
- «Я спокоен. Я готов. Я собран. Я уверен в успехе».
- Сожмите кисти в кулак, откройте глаза, глубоко вдохните и выдохните.
Упражнения для снятия
эмоционального напряжения.
- Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
- Слегка помассируйте кончик мизинца.
- «Улыбка» - Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).
- Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга).
- «Точечный массаж» - Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.
- Левостороннее дыхание - Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.
- Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо за столом, незаметно для окружающих.
- Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
- Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
- Напрягите и расслабьте икры.
- Напрягите и расслабьте колени.
- Напрягите и расслабьте бедра.
- Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
- Напрягите и расслабьте живот.
- Расслабьте спину и плечи.
- Расслабьте кисти рук.
- Расслабьте предплечья.
- Расслабьте шею.
- Расслабьте лицевые мышцы.
- Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем.
- «Улыбка фараона» - В случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны.
- Ладони. Трите ладони друг о друга пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее «умойтесь» ладонями, потеребите пальцами мочки ушей, потрите уши.
- Техника «глубокого дыхания»
Сделать глубокий вздох и в уме досчитать до 10, затем сделать глубокий выдох.
Творите!
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
• рисуйте;
• танцуйте;
• пойте;
• лепите;
• шейте и т.п. ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Приемный ребенок в замещающей семье Тренинг Способы бесконфликтного взаимодействия с ребенком"
Школа приемных родителей...
Пятидневный тренинг по профилактике эмоционального выгорания
В данном материале представлен план пятидневного тренинга педагога-психолога с педагогами дополнительного образования, учителями...
Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. ...
Тренинг для подростков из замещающих семей по профилактике употребления ПАВ, умению сказать НЕТ негативному влиянию
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВЦели мероприятия: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками. Информирование молодых людей о последствиях потр...
Тренинг с замещающей семьей
Упражнение для работы с группой: учимся принимать свои негативные и позитивные качества.Возраст участников: родители, дети от 10 лет и старше.Цель упражнения: увидеть позитивный аспект тех личностных ...
"Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей"
Данный материал предназначен для специалистов центров и образовательных организаций, взаимодействующих с категорией: замещающие родители. Профилактика эмоционального выгорания данной категории родител...
Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»
Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...