Развитие самооценки младших школьников
материал по психологии

В данном материале представлены приемы и способы поднятия самооценки детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samootsenki_mladshih_shkolnikov.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Самое главное теперь, это выстроить пути коррекции для детей с заниженной самооценкой. В первую очередь – адекватная, спокойная оценка педагога с акцентом на успехи достижения ребенка, даже если итоговый результат является не совсем правильным. Доброжелательно объяснить ребенку, что уже достигнуто и что еще будет нужно выполнить для достижения цели.

Можно использовать следующие упражнения:

  1. «Позитивные мысли».

Цель: развить осознание сильных сторон самого себя.

Ход задания: ребенку предлагают продолжить фразу «Я горжусь собой за то…». Необходимо создать атмосферу, помогающую ребятам открыться и довериться вам в беседе.

После того, как каждый ребенок выступит и расскажет о себе, учитель проводит групповую дискуссию. Вопросы для дискуссии могут быть следующими: Нужно ли тебе знать, что ты можешь хорошо выполнить, а чего не можешь? Можно ли уметь делать всё хорошо? Влияет ли мнение других людей на тебя?

Именно беседы дают обучающимся отличный повод для того, чтобы научиться оценивать свои возможности и скрытые способности. Они начинают лучше понимать, что даже у самых успешных учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее незаметных детей. Эта установка помогает развитию удачного самоощущения.

2. «Школьные дела».

Цель: развить благоприятное отношение к школьной жизни.

Ход задания: учитель предлагает по очереди высказаться и рассказать о точных фактов из школьной жизни. Можно задать вопрос: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен или не доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…» или «Я не доволен тем, что…».

Неуверенные в собственных силах ребята, услышав ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не видят собственные успехи.

3. «Воображение успеха».

Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.

Ход задания: участникам предлагают вообразить себе то, как бы они вновь проявили себя в той ситуации, которая в прошлом оказалась для них неудачной.

На этом этапе акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Только осуществляя контроль над возникающими у нас мыслями, мы можем убедить себя в том, что мы способны, если захотим, стать лучше, чем мы сейчас.

4. «Поделись успехом».

Цель: формирование умения делиться с окружающими событиями своей жизни.

Ход задания: в данном упражнении нужно предложить ребятам поделиться своими успехами за прошедший день. Не для всех это может быть легко.

5. «Ласковое имя».

Цель: формирование умения взаимодействовать и вступать в контакт друг с другом.

Ход задания: ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав: «Спасибо».

6. «Имена-качества».

Цель: формирование доброжелательности к самому себе.

Ход задания: участники становятся в круг, называют свои имена, добавляя качество, отражающее его личностные черты. Главное условие - качество обязано начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Елена - естественная, Виктор - внимательный.

7. «Волшебные очки».

Цель: формирование доброжелательности по отношению к окружающим.

Ход задания: учитель торжественно говорит, что у него есть чудесные очки, в которые можно разглядеть только положительные качества, которые есть в человеке, и даже спрятанные от всех.

«Вот я сейчас надену эти очки... Ой, какие тут ребята красивые, умные, хорошие!» Идя по кругу и, подходя к каждому ребенку, взрослый проговаривает какое-либо его достоинство (кто-то хорошо поет, у кого-то помогает бабушке, кто-то хорошо моет доску).

«А теперь пусть каждый из вас наденет волшебные очки, посмотрит на других и попытается разглядеть хорошие качества в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не видел».

По очереди, надев очки, ребята приступают называть достоинства своих одноклассников. Если у кого-то возникают трудности, то можно помочь ему, подсказав какое-либо положительное качество его товарища. Повторений здесь бояться не стоит, хотя по желательно расширить круг хороших качеств.

8. «Конкурс хвастунов». 

Цель: развитие коммуникативных навыков, а также дружелюбного отношения по отношению к сверстникам.

Ход задания: учитель предлагает детям конкурс хвастунов.

Инструкция: «Взгляните внимательно на того, кто сидит справа от вас. Предположите, какой он, что в нем необычного, что он знает и умеет, чем может понравиться. Напоминаю, что это всего лишь конкурс! Побеждает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться нужно не собой, а соседом справа, находя в нем больше положительных качеств». Ведь это так замечательно – иметь такого хорошего соседа!»

Дети начинают называть превосходства соседа справа и хвастаются его достоинствами. Стоит обратить внимание, что совершенно не важна объективность оценки – действительные эти достоинства или придуманные. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками.

Выбирают победителя сами дети, но как вариант в случае необходимости взрослый высказывает свое мнение, тем самым помогая детям.

Для того мотивации к победе разрешается наградить победителя призом (медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Небольшой, но приятный приз поможет вызвать у ребенка интерес к товарищу и желание разыскать у него больше достоинств.

9. «Зайки и слоники».

Цель: помочь детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ход задания: учитель предлагает побыть детям зайками-трусишками. Скажите, когда зайчик чувствует опасность, что он делает? Верно, дрожит. Дети показывают, как дрожит зайка, поджимает уши, сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся и т. д. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?».

Дети пытаются разбежаться по группе и спрятаться. «Что делают зайцы, если увидели лису?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, такими огромными и сильными – сильными». Покажите, как ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...».

Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После того, как закончили выполнять это упражнение, детям предлагается пообсуждать и ответить на вопросы педагога.

10. «Волшебный стул».

Цель: способствовать формированию адекватной самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Ход задания: в эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким.

Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем.

На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

11. «Я – лев».

Цель: повысить у детей самооценку и уверенность в себе.

Инструкция ведущего: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Я – лев».

Ход задания: дети закрывают глаза и представляют, что каждый из них превратился в льва. Льва всегда называли царем зверей, так как он силен, могуч, красив и уверен в себе. Открыв глаза, детям по очереди предлагается представиться от имени льва, например: «Я – лев Валерий». В конце игры каждый проходит по кругу уверенной походкой.

12. «Ладошка».

Цель: развитие позитивного взаимодействия между детьми, формирование позитивной самооценки.

Ход задания: каждому ребенку предлагается обвести на листе бумаги контур ладони. В середине нужно написать свое имя, а в каждом пальце чтото, что нравится в себе самом.

После этого листок передается ребенку справа, он в течение 20 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится ему в товарище, хозяине ладони. Так листок ходит через весь круг. Хозяин получает лист в перевернутом виде. Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.

Адекватную самооценку можно увидеть практически у половины обследуемых учащихся. Про детей, показавших завышенную самооценку, можно сказать, что они пытаются быть во всем лучше остальных. Касается это и успеваемости. Действует это определенным стимулом, но такие дети не всегда готовы учиться на ошибках, объясняют они это тем, что к нему очень придираются и многое хотят.


Получив данные результаты, рекомендуются упражнения по формированию адекватной самооценки младших школьников.

1. «Ладонь полная солнца».

Цель: формирование у детей умения любить окружающих.

2. «Темные и светлые качества».

Цель: закрепление знаний о положительных и отрицательных качествах.

3. «Мои плюсы и минусы».

Цель: развить рефлексию и самоанализ, воспитать умение более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

4.Этюды на отображение положительных и отрицательных качеств человека.

Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера. Этюд «Эгоист». Мама купила на завтрак 4 пирожных. Кристина взяла себе одно пирожное и показала пальцем на 3 других: «Оставшиеся я съем вечером» Мама подумала…».

Как ты думаешь, что подумала мама? Как бы ты поступил на месте Кристины? А на места мамы? Был ли у тебя был похожий случай? Расскажи.

4. «Королевство».

Ученикам предлагается поиграть в королевство. Король выбирается жребием. На короля одевают корону, чтобы он отличался от своего народа и усаживают на «трон».

Теперь он ответственен за свое государство и за свой народ. К королю с самого утра приходят «жители» королевства с просьбой разрешить их споры. Споры касаются различных сторон жизни народа (ситуации написаны на карточках). Главный герой пытается найти выход из каждой спорной ситуации и помочь своим жителям. Они тем самым требуют обосновать решение.

Как королю обосновать свое решение к этому - он должен понять сам, если не сообразит – его могут свергнуть. Королю разрешается попросить помощь у народа. В конечном итоге ученики придут к выводу, что в королевстве нужны законы. Это и является целью игры.

 «Объясните, почему пришли к такому мнению, что нужны законы? Для чего они нужны? А если не будет законов и правил, что произойдет?» Главная задача учителя не подсказывать решение проблемы, а лишь направлять.

5. «Портреты того что, внутри и снаружи».

«Как вы считаете, что видят люди, когда смотрят на себя со стороны? Как ты себя чувствуешь внутри? Это отличается от того, что видят другие? Например, люди подразумевают, что ты сильный, но внутри ты можешь быть чем-нибудь напуган, или люди могут подумать, что ты слаб, но ты знаешь, что внутри ты силен. Другие люди могут видеть тебя спокойным и счастливым, но внутри ты можешь чувствовать себя иначе».

Детям предлагается нарисовать два своих портрета: на одном, изобразить себя снаружи, на другом – изнутри».

Приемы повышения интереса к учебному материалу.

 На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.

Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого использую приём «Привлекательная цель».

 Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

 Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

Добиться этого мне позволяет приём “Отсроченная отгадка”.

1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)

2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно - тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование».

Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир»   На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»  На доске записана тема урока.  - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни

           Прием  «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.

Приём “Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

 Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные

             Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать

Приём “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использование игровых приемов.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Сюда относятся:

  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др.

Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.

Приемы повторения пройденного на уроке.

 На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик - ученик».

Например. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.

На уроке предлагаем ученикам поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Дети уже не играют в «учителей» и «учеников». Они участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.

           Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, ученики рассказывают друг другу в парах. Оценивают. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля и взаимоконтроля постепенно увеличиваю.

 Приём «Открытые задания.» Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

   Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому) - связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; работа над проектом «Сколько должен весить твой портфель?».

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

 Использование дифференцированных заданий. На различных этапах урока часто использую и другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию школьников.

Дифференцированные задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учеников, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.

Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение учеников на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины.

Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разно уровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка младшего школьника

Исследование самооценки младшего школьника...

«Формирование самооценки младшего школьника"

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс подготовленный мною на конкурс "Учитель года - 2013"...

Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.

Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....

РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Являясь масштабным личностным образованием, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, в связи с чем, особую значимость приобретают вопросы ее целенаправленного формирования....

Рекомендации по формированию адекватной самооценки младшего школьника.

Некоторые рекомендации учителю и родителям по формированию адекватной самооценки младших школьников....

«Развитие самооценки младших школьников в контексте организации их групповой работы»

В данной презентации можно познакомиться с результатами работы с младшими школьниками для развития самооценки...